Программа ″ Подготовка молодежи к семейной жизни″. Пути и средства подготовки молодежи к семейной жизни Особенности подготовки подростков к семейной жизни

Бюджетное учреждение Омской области

"Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)"

Программа

Подготовка молодежи к семейной жизни″

Составитель:

Нина Федоровна Карельцева,

заведующая отделением

помощи гражданам,

жизненной ситуации,

Пояснительная записка

В современном российском обществе институт семьи и брака претерпевает кризис. Резко выросло количество разводов и юридически незарегистрированных браков, что сильно дестабилизирует социальную ситуацию и ставит под угрозу воспитание духовной культуры следующих поколений.

Снижение роли семьи в формировании личности - это факт, имеющий место в нашей действительности. В современном обществе усиливается расслоение семей по уровню доходов; растёт число разводов, внебрачных детей, разрушается традиционная структура семьи (увеличивается количество неполных, материнских, альтернативных, маргинальных семей); изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию.

Современная тенденция такова, что всевозрастающую долю семей составляют неполные семьи. В подавляющем большинстве случаев это семьи одиноких матерей и разведенных женщин. Одной из социальных проблем современного общества является развод. Неутешительна статистика и по Омской области. (За период с 2005 по 2008 год количество расторгнутых браков выросло с 8236 до 10524). Обозначилась тенденция к увеличению количества разводов в молодых семьях и семьях со стажем более 20 лет. В период развода семья практически перестает выполнять свои функции, особенно страдают дети.

Молодежь, вступающая в брачный возраст, в большинстве своем не готова к выполнению супружеских и родительских обязанностей. Об этом свидетельствуют продолжающееся увеличение разводов, конфликты при распределении власти в семье, неумение молодых супругов вести хозяйство, уклонение от выполнения родительских функций, рост отказов от новорожденных детей, проявления агрессии к собственным детям.

Для формирования позитивного опыта в этой области отношений усилий семьи не всегда бывает достаточно, поэтому возникает необходимость в просвещении молодежи в вопросах семейной жизни , активном участии в этой деятельности учреждений, которые оказывают социальные и образовательные услуги, а также в участии общественности. Подростковый и юношеский возраст характеризуется становлением мировоззренческих позиций и ценностных ориентации человека, в том числе - ориентации на устойчивую и благополучную семью, на ответственное родительство и ценности семейной жизни. Поэтому важно информировать молодых людей и подростков о социальных ролях супругов при создании семьи, формировать позитивное отношение к семье и представлений о ней как социально-значимой ценности.

С целью повышения значимости семьи, пропаганды "просемейного" образа жизни, профилактики семейного неблагополучия специалисты бюджетного учреждения Омской области "Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)" организовали профилактическую работу с поколением будущих супругов по их психологической подготовке к будущей семейной жизни. Учитывая актуальность вышеизложенного, специалисты отделения помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, разработали программу "Подготовка молодежи к семейной жизни".

Важным элементом подготовки молодежи к семейной жизни является развитие культуры половых отношений, формирование установки на сохранение супружеской верности в браке, целостности и мудрости физиологического и нравственного, душевного единства супругов.

Готовность к браку - интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов, на формирование которых направлены мероприятия программы:


  • Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству.

  • Формирование определенного нравственного комплекса – готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта, на наш взгляд, окажется связанным с распределением ролей между супругами.

  • Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Способность к такому чувству заключается в соответствующей деятельности, основанной, прежде всего, на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.

  • Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, - эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится по-настоящему психологическим в силу утонченности человека как личности. В связи с этим возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, в чувствованию в эмоциональный мир партнера.

  • Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

  • Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов считается решающим в процессе взаимного приспособления молодоженов.
И. В. Дубровина подчеркивает, что, наряду с формированием нравственного мира личности и представлений о семейной жизни, необходимо обеспечить и формирование особой системы представлений молодых людей о себе как человеке определенного пола, включающих в себя специфические для мальчиков и девочек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола и соответствующие этим образованиям формы поведения. Эта чрезвычайно актуальная необходимость, соответствующая основным задачам полового воспитания, сравнительно недавно стала предметом специального внимания исследователей, выразившегося в изучении формирования представлений о маскулинности-фемининности как одного из условий подготовки к семейной жизни.

Программа служит этапом ознакомления молодых людей с понятием ″семья″, ее особенностями и характеристиками, а также получения достоверной и необходимой информации о взаимоотношениях в семье, о принципах построения благополучной семьи, приобретения и формирования позитивного опыта в общении, взаимодействии с противоположным полом, развитии коммуникативной толерантности. Во время занятий участники программы не просто готовятся к будущей взрослой жизни, они проживают волнующие их ситуации уже в аудитории, принимая на себя в ролевых играх те или иные социальные роли. Функции ведущего при этом заключаются в оказании помощи во время проводимых коллизий и в расстановке этических и психологических акцентов.

Для молодежи на этапе подготовки к семейной жизни особенно значимы вопросы любви, дружбы, психологии мужчины и женщины, сексуальных отношениях, половом влечении, семейных отношениях (конфликты в семье и способы их разрешения, будни и праздники семейной жизни, отношения поколений с семье, воспитание детей, ранние браки).

Цель программы: воспитание культуры брачных отношений, формирование у молодежи позитивного отношения к семье как жизненно важной ценности.

Задачи:


  • повысить уровень информированности у молодежи по вопросам построения брачно-семейных отношений и психологических особенностях будущей роли в семье;

  • способствовать формированию активной и ответственной позиции по отношению к будущей семейной жизни

  • способствовать формированию навыков позитивного межличностного общения, духовно-нравственному взаимоотношению полов;

  • способствовать формированию у участников более реалистичного представления о семейной жизни, дав информацию о назначении семьи, ее возрастных кризисах и присутствии внутренних правил;

  • расширить знания в области семейных отношений;

  • обучиться умению разрешать конфликт конструктивным способом (без применения насилия);

  • повысить ценность отцовства и материнства у молодых людей ;

  • формировать чувство ответственности за близких;

  • развивать способность у участников программы видеть перспективу своей будущей жизни, формировать жизненные цели;

  • мотивировать участников на дальнейшую работу по саморазвитию.

  • исследовать сегодняшние представления о семье у молодежи 16-ти 18-ти лет.
Реализация программы предполагает участие всех специалистов отделения: психолога, юрисконсульта, врача-сексолога. Особенностью данной программы является комплексность. Программа имеет практическое применение в условиях работы учреждений социального обслуживания населения.

Ожидаемые результаты :


  • повышение компетентности участников программы по вопросу семейно-брачных отношений;

  • формирование ответственности, готовности личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям;

  • усвоение участниками программы социальных норм и эталонов взаимоотношений, в том числе и полоролевых;

  • формирование ответственной позиции по вопросу создания семьи;

  • развитие умения адекватно реагировать в кризисных ситуациях;

  • мотивация участников занятия к постоянному пополнению своих знаний об особенностях семейной жизни;

  • развитие коммуникативных навыков участников;

  • позиционирование психологической помощи среди населения как способа сохранения гармоничных семейных взаимоотношений.
Критерии эффективности:

  1. Уровень информированности.

  2. Способы поведения в конфликте.

  3. Коммуникативная толерантность.

  4. Формирование мотивации на создание здоровой семьи и личностного развития.
Организация работы по программе:

Группа комплектуется на базе образовательного учреждения, там же проходят основные мероприятия. Занятия планируется проводить 1 раз в неделю, занятие рассчитано на один академический. Продолжительность программы - полгода. Программа рассчитана на 20 занятий (21 часов). Оптимальное количество участников на занятии - 20 человек.

Целевая группа: Юноши и девушки от 16 до 20 лет.

Основные этапы реализации программы:

1. Организационный.

2. Основной.

3. Итоговый (1 занятие).

1 этап – организационный. Проводится работа по условиям проведения работы на базе образовательного учреждения, подбирается состав группы. Программа имеет комплексный характер и предполагает задействованность многих специалистов, в данном случае специалистов отделения помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации (психолог, врач-сексолог, юрисконсульт). Курирует работу заведующая отделением. На первом этапе проводятся необходимых для работы диагностические мероприятия с целью получения информации о личных особенностях участников. С целью исследования оценки юношей и девушек себя как будущих супругов и родителей используются следующие диагностические методики:

- "Тест-карта оценки готовности к семейной жизни", И.Ф. Юнда, которая помогает определить готовность будущих супругов выполнять семейные функции;

Анкета "Представление о брачно-семейных отношениях". Так как в реализации программы задействованы отдельные специалисты, то диагностические методики могут применяться по их усмотрению, учитывая необходимость и целесообразность.

Основной этап - проведение основных мероприятий программы. Программа содержит комплекс взаимодополняющих мероприятий по двум основным блокам: ″половая социализация и этико-психологическая готовность к браку″ и ″искусство быть семьей″. Включает психологическую подготовку молодежи к семейной жизни, информированность по социально-правовым вопросам, детско-родительским, супружеским отношениям. Занятия проводят психологи, юрисконсульт, врач-сексолог. Каждое занятие имеет определенную тему и цель. Первоначально проводятся занятия, на которых раскрываются такие понятия, как семья, любовь, влюбленность, симпатия, дружба. В программе есть темы, посвященные изучению особенностей личности, общению с окружающими , развитию уверенности в себе, рассматриваются социальные роли и значение лидерства в семье, стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Кроме того, в программу включены занятия с целью предотвращения семейного насилия, применению в семье ненасильственных методов воспитания. Реализация этой программы будет проходить в форме лекционных, семинарских и практических занятий. Занятия проходят в виде тренингов, ролевых игр, бесед, дискуссий, деловых игр.

На итоговом занятии проводится диагностика для определения степени информированности участников программы, сформированности определенных умений.

Тематический план программы


N п/п

Тема

Кол-во занятий

Форма проведения

Ответственный

Раздел I. Половая социализация и этико-психологическая готовность к браку

Добрачные отношения″



1

Ожидания и требования, предъявляемые молодыми людьми к семейной жизни. Портрет идеального мужчины и идеальной женщины

1 (2часа)

Диагностика. Практическое занятие с элементами тренинга ,

Психолог

2

″Ловушки″ влюбленности

1

Информационная беседа

Психолог

3

Семья моими глазами.

1

Семинар-практикум

Психолог

4

Готовность к браку и семейной жизни.

1

Лекция с элементами тренинга, дискуссия

Психолог

5

Особенности мужской и женской психологии.

1

Практическое занятие

Психолог

6

Психосексуальное развитие в юношеском возрасте (занятие для юношей).

1

Лекция-беседа

Врач-сексолог

7

Ответственное отношение к репродуктивного здоровью девушки

1

Практические занятия

Психолог, врач-сексолог

8

Планирование семьи. Готовность к материнству и отцовству.

1

Практическое занятие с элементами ролевых игр

Психолог

9

Правовые основы заключения брака

1

ролевые игры

юрисконсульт

10

Гражданские браки, их положительные и отрицательные стороны.

1

Практические занятия, с элементами дискуссии

Юрисконсульт

Раздел II. Искусство быть семьей


11

Мужчины и женщины в семье. Разделение ролей в семье.

1



Психолог

12

Супружеская совместимость.

1

Практическое занятие

Психолог

13

Этапы развития семьи и кризисы семейной жизни.

1

Лекция с элементами тренинга,

Психолог

14

Конфликтные ситуации в семье. Насилие в семье.

1

Лекция с элементами тренинга,

Психолог

15

Развод как социально-психологический феномен.

1

Лекция с элементами тренинга,

Психолог, юрисконсульт

16

Роль семьи в формировании личности ребёнка.

1

Практическое занятие

Психолог

17

Детско-родительские отношения.

1

Практическое занятие

Психолог

18

Хозяйственно-экономическая сфера семейных отношений.

1

Практическое занятие

Психолог

19

Роль семейных традиций

1

Практическое занятие с элементами дискуссии и беседы

Психолог

20

Итоговое занятие.

1

Беседа, практическое занятие, диагностика

Психолог

Всего: 20 занятий, 21 часов

План проведения занятий по программе

1 блок

Занятие 1. Ожидания и требования, предъявляемые молодыми людьми к семейной жизни ″Добрачные отношения″. Портрет идеального мужчины и идеальной женщины

1.Знакомство с группой. Сообщение цели и актуальности занятий в этом направлении.

2. Диагностика ("Тест-карта оценки готовности к семейной жизни", И.Ф. Юнда, которая помогает определить готовность будущих супругов выполнять семейные функции, анкета "Представление о брачно-семейных отношениях").

3. Вступительная беседа на тему " Что такое семья? "

4. Практическое задание: групповое создание коллажа на тему " Как я представляю свою будущую семейную жизнь".

5. Информационное сообщение" Особенности предбрачного периода".

6. Упражнение " Неожиданное знакомство".

7. Практическое задание: составление перечня качеств " настоящего " мужчины и женщины. Обсуждение полученных результатов. Опрос по теме "Качества, необходимые человеку в семье".

8. Мини-лекция по теме "Модели выбора спутника жизни″.

9. Подведение итогов "Как достичь семейного счастья?"


Занятие 2 . ″Ловушки″ влюбленности

1. Информационный блок. Влюбленность. Любовь. Культура их проявления.

2. Практическое задание. Составьте список личностных качеств будущего спутника жизни.

3. ″Мозговой штурм″. Определить основные мотивы, причины ранних браков.

4. Подведение итогов.
Занятие 3. Семья моими глазами.

1. Сообщение цели занятия.

2. ″Семья - как я ее понимаю ″. Заполнение бланка, обсуждение в группе.

3. ″Столкновение правил″. Разыгрывание ситуации.

4. ″Семейные правила″. Мини-лекция.

4.Подведения итогов.


Занятие 4. Готовность к браку и семейной жизни

1. Игра на знакомство.

2. Промежуточная диагностика " Тест-карта оценки готовности к семейной жизни ", анкета " Представление о брачно-семейных отношениях".

3. Беседа на тему " Поговорим о семье...."

4. Групповая работа: поиск и анализ факторов, необходимых для создания здоровой семьи.

5. Практическое задание по составлению перечня обязанностей по дому, как для мужа, так и для жены. Обсуждение полученных результатов.

6. Подведение итогов.
Занятие 5. Особенности мужской и женской психологии .

1. Информационный блок ″Мужественность и женственность″.

2.Упражнение "Два мира".

3. Практическое задание: Юношам и девушкам необходимо создать коллаж на тему ″Мужчина и женщина″.

4. Дискуссия ″В чём заключаются сходства и различия между мужчиной и женщиной и как при этом им быть вместе″.

5. Подведение итогов, рефлексия.


Занятие 6. Психосексуальное развитие в юношеском возрасте .

1. Ритуал приветствия.

2. Информация по теме ″Профилактика рискованного поведения у молодежи″

3. Практическое задание.

4. Информационный блок ″Последствия сексуального раскрепощения″.

5. Подведение итогов. Советы специалиста.


Занятие 7. Ответственное отношение к репродуктивного здоровью.

1. Информационный сообщение по теме.

2. Групповая дискуссия

  • Беляева Ксения Александровна , магистр, студент
  • Алтайский Государственный Университет
  • СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
  • СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ
  • МОЛОДЕЖЬ

Статья актуализирует проблему трансляции семейных ценностей в обществе. Автор предлагает социальный проект, в котором семейные ценности передаются в процессе общения многодетных социально благополучных семей молодым людям, находящимся на этапе семейного самоопределения.

  • Проект «Социокультурный экспресс «Семья+»: содержание и ресурсы и для сопровождения приемных семей
  • Потребности молодежи в формировании родительской ответственности
  • Социальные технологии в сфере организации молодежного досуга
  • Реализация социальных проектов по профилактике семейного неблагополучия на территории октябрьского района города Екатеринбурга

Поддержка семейных ценностей и их тиражирование согласуется с нормами концепции долгосрочного социально-экономического развития и стратегией инновационного развития нашего государства в части усиления роли человеческого капитала, в том числе посредством решения задач демографического характера. Однако, изменения в содержании и структуре семейных отношений, распад традиционных семейных связей выдвинули на первый план проблему разрушения семьи, которая в первую очередь затрагивает молодые семьи, находящиеся в более уязвимом положении, так как супруги находятся на этапе социального, профессионального самоопределения и нуждаются в поддержке (социальной, психологической правовой, социокультурной и др.). Так, М.П. Белоус, Е.Н. Дронова указывают на то, что «современная молодая семья переживает сложный этап в эволюции – переход от традиционной к новой модели,…нынешние условия молодой семьи…кризисные» . Кроме того, нельзя не отметить, что семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами, но и особый дух, атмосфера и, к сожалению, в этом социальном институте сегодня происходит еще ломка традиционных отношений «родители – дети», что недопустимо, так как связь между поколениями, как отмечают ученые, приносит человеку ощущение стабильности мира . В этой связи актуализируется поддержка положительной тенденции возврата к семейным традициям и формирование системы нравственных и семейных ценностей у молодежи. Одними из носителей таких ценностей, по нашему мнению, могут выступить многодетные благополучные семьи. В качестве технологического обеспечения трансляции семейных ценностей молодому поколению мы предлагаем проект «Секреты семейного счастья».

Цель проекта: содействие сохранению и развитию традиционных семейных ценностей и традиций на основе трансляции молодым людям опыта семейной жизни и воспитания многодетных благополучных семей. Для достижения цели проекта поставлены задачи: набор и подготовка волонтеров и молодых людей для участия в проекте; поиск и приглашение многодетных благополучных семей, подготовка их семейных портфолио; разработка и реализация программы двухступенчатой выездной сессии для молодежи «Секреты семейного счастья». Проект реализуется поэтапно: 1) разработке информационных буклетов и их размещение в профессиональных учебных заведениях города для мотивирования молодежи к участию в проекте в качестве добровольцев и целевой группы: 2) размещение в социальной сети «Вконтакте» информации о наборе молодежи и студенческих семей, проведение онлайн-опроса, позволяющего оценить мотивы участия в проекте; 3) интервьюирование многодетных семей для включения их в проект; 4) проведение совместно с многодетными семьями тренинга для молодежи по формированию позитивного и ответственного отношения к семейной жизни; 5) организация социокультурного итогового мероприятия для молодежи и многодетных семей.

Реализация данного проекта содействует осознанию участниками значимости семьи, семейных ценностей и традиций. Информационная поддержка проекта позволяет развивать у молодежи ответственное отношение к семье и браку, а также проект оказывает положительное влияние на возрождение межпоколенного взаимодействия семей в гражданском обществе.

Список литературы

  1. Абашина, А.Д. Социальная работа с семьей: учебное пособие под редакцией И.А. Григорьевой. СПБ: ИНТЕРСОЦИС, 2010. – 180 С. / А.Д. Абашина // Отечественный журнал социальной работы. – 2011. – №3. – С. 143-146.
  2. Белоус, М.П. Социальная диагностика семейных ценностей молодых студенческих семей / М.П. Белоус, Е.Н. Дронова // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. – 2013. – №10. – С. 251-253.



Нравственные ценности СЕМЬИ Нравственные ценности – идеалы, принципы, нормы и правила, определяющие поведение и личностные качества, необходимые человеку для семейной жизни. Нравственные ценности, составляющие основу нравственной культуры любой семьи, формируются всем укладом жизни ее членов и определяют нравственную культуру личности члена данной семьи.






ЛЮБОВЬ – ВАЖНЕЙШАЯ СЕМЕЙНАЯ ЦЕННОСТЬ Любовь… Что это такое, каждый решает для себя сам. Она сопровождает нас с детства – любовь к матери, любовь к Родине, любовь к ближним, к родному человеку. Когда мы её ожидаем, она - предвкушение, когда мы любимы, она – счастье, когда мы расстаемся с близкими людьми, она – горе, страдание и одиночество. Но за расставаньем приходит ожидание новой любви, новой встречи, и все повторяется по кругу.


ЛЮБОВЬ Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине; все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит. (Апостол Павел) Любить – значит делать добро. (Л.Н.Толстой) Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел. (Ф.Ларошфуко) Всякая любовь истинна и прекрасна по-своему, лишь только она была в сердце, а не в голове. (В.Г.Белинский) Любовь – сладкая тирания, потому что любящий терпит ее муки добровольно. (Э.Бок) Любовь – это пятое время года. (А.Ахматова) Любовь, желающая быть только духовной, становится тенью; если же она лишена духовного начала, то она пошлость. (Г. Сенкевич)




ЛЮБОВЬ Любовь отчеканила в нас два лика – любовь и… любовь. И неважно, что льёт дождь, вьюжит снег, расползается туман, – мы ЛЮБИМ! А если мы любим, в душе праздник, в природе – весна, лето, осень, зима! Все краски здесь! Все звуки в сердце! И оранжевые лучи гасят мрак, и зелёный ветер сдувает с земли пыль, и золотой дождь разливает пьянящие ароматы полевых цветов, и танец озорных снежинок согревает своей радостью.






Ступени нравственного самосовершенствования Нравственное «акме» - нравственная зрелость, высокая нравственная культура личности Нравственный опыт Счастье Добро Истина Свобода Красота Справедли- вость Потребности, мотивы, ценности Хочу ли я, могу ли я быть нравствен- ным?


Габриель Гарсиа Маркес: 13 фраз о жизни Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда я с тобой. Ни один человек не заслуживает твоих слез, а те, кто заслуживают, не заставят тебя плакать. Только потому, что кто-то не любит тебя так, как тебе хочется, не значит, что он не любит тебя всей душой. Настоящий друг – это тот, кто будет держать тебя за руку и чувствовать твое сердце. Худший способ скучать по человеку – это быть с ним и понимать, что он никогда не будет твоим. Никогда не переставай улыбаться, даже когда тебе грустно, кто-то может влюбиться в твою улыбку. Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты – весь мир. Не трать время на человека, который не стремиться провести его с тобой. Возможно, Бог хочет, чтобы мы встречали не тех людей до того, как встретили того единственного человека. Чтобы, когда это случится, мы были благодарны. Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было. Всегда найдутся люди, которые причинят боль. Нужно продолжать верить людям, просто быть чуть осторожнее. Стань лучше и сам пойми, кто ты, прежде чем встретишь нового человека и будешь надеяться, что он тебя поймет. Не прилагай столько усилий, все самое лучшее случается неожиданно.


Советы Дейла Карнеги: Проявляйте искренний интерес и внимание к другим людям. Вникайте во все. Будьте приветливы, доброжелательны, создавайте благоприятную атмосферу. Запоминайте имя человека и все, что можно о нем знать (его семейное положение, слабости, хобби и т.д.). Умейте терпеливо слушать других. Проявляйте внимание и сочувствие при слушании. Никогда не унижайте человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре. Дайте человеку почувствовать его значимость, подчеркните его компетентность, поощряйте, применяйте похвалу. Начинайте с искреннего признания достоинства человека. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках. Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания. Дайте возможность человеку спасти свое лицо. Хвалите человека за каждый, даже скромный, успех и будьте при этом искренни. Пользуйтесь поощрением. Сделайте так, чтобы недостатки, которые вы хотите в человеке исправить, выглядели легко исправимыми, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите.

отдела образования акимата г.Костанай»

г. Костанай

Республика Казахстан

Подготовка молодежи к семейной жизни

Семья - один из шедевров природы

Д.Сантаяна

Актуальность создания молодой крепкой семьи, воплотившей в себе лучшие традиции и новаторство семейной жизни нашего времени - составная и важнейшая часть выхода из духовно-нравственного кризиса общества и кризиса социальной жизни страны. Важнейшая социальная функция современной семьи – воспитание подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям.

Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни. Важнейшая социальная функция современной семьи – воспитание будущего семьянина, то есть подготовка подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям. Это обусловлено усиливающимися негативными процессами: деградацией семейного образа жизни, распространением альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижением престижа семьи, потребности иметь детей, ростом разводов и внутрисемейного насилия. . Положение молодежи в обществе, тенденции и перспективы ее развития представляют для общества большой интерес и практическое значение, прежде всего потому, что они определяют его будущее. Здесь существенное место занимают отношение молодежи к браку и семье как основной ячейке общества. В большинстве регионов мира средний возраст вступления в брак повышается, и в настоящее время в подростковом возрасте в мире заключается браков меньше, чем десять лет назад. В настоящее время в семейных отношениях происходят значительные изменения. Во многих странах все более широкое распространение получает новый тип отношений - незарегистрированный брак. Тем не менее, исследование ценностных ориентаций молодежи показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи. . Молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору в процессе социализации, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях. Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни в данной работе выделяется правильное понимание социальной роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского правового сознания. Поэтому необходимость целенаправленной подготовки молодежи к семейной жизни обусловлена как дальнейшим развитием брачно-семейных отношений, тем, что она способствует всестороннему и гармоническому развитию личности, так и преодолению неверных взглядов на взаимоотношения мужчины и женщины, на семейную жизнь. . Педагоги и психологи утверждают, что подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна осуществляться на всех этапах его возрастного развития и неотделима от общих проблем воспитания. Личность не формируется по частям и отсутствие воспитания в одной области деформирует его результаты в другой. Нельзя готовить человека отдельно к семейной жизни, к производственной деятельности, к проявлению активной позиции в общественной жизни. Семья является той первичной и социальной основой, которая формирует нравственный и психический склад личности. Психологический климат в семье, отношения между ее членами непосредственно влияют на производственную деятельность человека, выполнение общественных обязанностей, развитие творческих возможностей в любом возрасте. . Половое воспитание, подготовка юношества к брачно-семейным отношениям является одной из актуальных и сложных педагогических проблем. Семейное воспитание как одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе включает, по мнению В. А Сухомлинского, целенаправленные действия родителей, всех членов семьи и объективное влияние повседневного быта, семейных отношений на детей. Анализируя опыт семейного воспитания детей, педагог показал, что «семья с существующими в ней взаимоотношениями между родителями и детьми – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания» . По глубокому убеждению В. А. Сухомлинского, семья должна являться основной школой воспитания нравственных чувств у детей, а это значит – формировать нравственные представления и понятия, развивать нравственные чувства, вырабатывать нравственные убеждения, формировать навыки и привычки поведения. Значительным вкладом в добрачное воспитание является созданная В.А. В большинстве случаев ведущим мотивом вступления в брак является «любовь». Однако, называя «любовь» в качестве мотива брака, молодые люди, по-видимому, вкладывают в это слово разные содержания. Т.А. Флоренская выделяет три различные понимания этого слова: любовь как сексуальное влечение; любовь как потребность быть любимым; любовь как доминанта. . Говоря о браке, нельзя забывать о том, что желание вступить в супружеский союз и степень готовности к его заключению - это далеко не одинаковые понятия. По мнению психологов, нравственно-психологическая подготовленность личности к браку означает восприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним относятся:

готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственности за их поведение;

понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях;

стремление к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру;

умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний. Такая зрелость не достигается одномоментно и зависит от многих факторов. В качестве первого фактора выделяется потребность в психологической готовности и способности к выполнению роли мужа и жены, я затем отца и матери. Каждая социальная роль включает определенные ожидания, которые предъявляются к ее исполнителю. Поэтому готовность к роли мужа и жены означает четкое знание этих ожиданий (т. е. прав и обязанностей) и желание выполнять их.

Кроме психологической готовности важнейшими составляющими семьи являются функционально-ролевые связи между мужчиной и женщиной. Роль семьи, прежде всего, заключается в формировании у ребенка набора ориентаций и установок на общепринятые нормы поведения в качестве супруга. В частности, это - самоидентификация себя как представителя определенного пола, принятие существующих в данном обществе жизненных ценностей, определяющих взаимодействие мужа и жены. Помимо этого, с детства начинают закладываться стереотипы чувственно-эмоционального восприятия близких людей. . В многочисленных исследованиях психологов и социологов выявлено, что представления юношей и девушек о будущей семейной жизни стихийно формируются в самой родительской семье – или как стремление к повторению, или как желание сделать все по-другому. Семья традиционно остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности подростка, его социализации. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные, антисоциальные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что он видит в других семьях. Усваиваемая в семье информация может отличаться от принятых в обществе ценностей и норм и даже противоречить им. Семья, как правило, формирует собственную социально-ценностную направленность, которую и передает детям. Процесс формирования личности протекает бесконфликтно в том случае, когда семейные образцы поведения и общественные нормативы не вступают в противоречие. . Сегодня наиболее активный период социализации подрастающего поколения протекает в сложных условиях экономической и политической нестабильности, ломке традиционных ценностей. И именно поэтому, в контексте социальных перемен семья призвана стать эффективным инструментом формирования новых ценностей и норм поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азарова, Е.А. Проблема гендерных стереотипов в моральном сознании: дис. канд. фил. наук./ Е.А. Азарова. - М., 2000 – 130с.

2. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2004. - 244с.

3. Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 1991 – 128с.

4. Сысенко, В.А. Новобрачные в зеркале собственных взглядов, суждений, оценок / В.А. Сысенко. - М.: Мысль, 1985 – 164с.

5 . Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т./ В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1980 – 3 т – 640с.

6. Сухомлинский В.А. Письма к сыну: Книга для учащихся./ В.А. Сухомлинский.- 2 изд. – М.: Просвещение, 1987 – 128с.

7. Черкасова, В. Ю. Противоречия становления и реализации супружеских ориентаций в современный период: автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.06 / В. Ю. Черкасова; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. - М., 2004. - 18с.

8. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие для вузов: 2-е изд./ Л.Б. Шнейдер. - М.: Деловая книга, 2006. - 768с.

А. Н. СИЗАНОВ

ПОДГОТОВКА ПОДРОСТКОВ

К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

От автора

3

Молодежь и любовь

Социально-психологические особенности молодежи

4

Предвестники любви

10

Психологическая характеристика любви

18

Особенности юношеской любви

22

Как люди выбирают друг друга

27

Подготовка к семейной жизни

Условия воспитания семьянина

35

О готовности к созданию семьи

41

Молодежь о будущей семейной жизни

47

Добрачное сексуальное поведение молодежи

52

Принципы полового воспитания и просвещения в семье

60

Методы воспитания семьянина

66

О чем и как говорить

74

Помочь сохранить любовь

Особенности современной семьи

83

Взрослые дети и родители

88

Анатомия конфликтов

92

Дружные и конфликтные семьи

95

Пути предупреждения и преодоления конфликтов

98

Психологические различия мужчин и женщин

104

Ключи к заданиям и тестам

108

ОТ АВТОРА
Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни важная задача общественного развития. На XXVII съезде КПСС особо отмечалось, что к семейной жизни молодежь надо готовить. Реформа общеобразовательной школы, призванная реализовать требование нового, более широкого подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения, предполагает и целенаправленную подготовку молодежи к браку. Наиболее ответственная задача в этой подготовке ложится на родителей. Во многом именно от них зависит, какими семьянинами будут их дети. Нравственная атмосфера в родительской семье, психолого-педагогическая грамотность отца и матери, знание ими психологических особенностей подросткового и юношеского возраста, навыки общения с детьми на темы, касающиеся взаимоотношений с лицами противоположного пола, все это предопределяет готовность сына или дочери к построению своей семьи.

В этой книге речь идет о подготовке к семейной жизни главным образом подростков. Но автор считает необходимым затронуть проблемы ранней юности, молодости и первых лет семейной жизни.

При освещении этих проблем и составлении практических заданий автор обращался к работам советских психологов, социологов, педагогов специалистов в области семейно-брачных отношений и воспитания детей в семье.

МОЛОДЕЖЬ И ЛЮБОВЬ

Социально-психологические особенности молодежи

С введением в школах и других учебных заведениях нового предмета «Этика и психология семейной жизни» современные родители оказались в довольно-таки сложном положении. Дети теперь начинают знать о семейной жизни больше, чем родители. И следовательно, может значительно уменьшиться их влияние на сына или дочь в таком жизненно важном вопросе, как подготовка к семейной жизни. В редакции газет нередко поступают тревожные письма родителей. «Я очень волнуюсь,– пишет одна корреспондентка,– выдала дочку замуж... Ей-то всего 18, да и ему, мужу, на два месяца больше. Ведь и года нет, как школу кончили. Они говорят: «Нас, мама, семейной науке в школе обучали». Может, и научили чему, отвечаю. Учеба в этом деле нужна, согласна. Но лучше бы они с нас пример взяли. Мы с мужем вот уже двадцать шесть лет живем, а ни разу друг другу дурного слова не сказали... Муженек-то Оленьки моей уже высказался: «У нас с Олей все будет иначе». Иначе, это как? Главное, я думаю, если научили его в семье и школе уважать людей, не быть эгоистом, то и пусть тогда «по-другому», ведь они и поколение другое».

Правильно замечено: «поколение другое». А что мы знаем о нем? Опросив группу представителей старшего поколения, мы выяснили, что, по их мнению, у современной молодежи преобладает потребительское отношение к жизни, практицизм, чрезмерный интерес к вещам; отсутствует развитое чувство чести семьи, ослабла потребность в труде (особенно в физическом), в знаниях («мало читают»). Старшему поколению не нравятся «свободные отношения» между юношами и девушками, их повышенная критичность, скептицизм. Правда, винят в этом себя сами родители: «не разбудили в молодежи любознательности», «развили у нее потребительские наклонности», «старались уберечь ее от трудностей», «не научили отвечать за себя».

Соглашаясь с некоторыми негативными оценками молодого поколения, следует помнить об одной психологической закономерности: отрицательные качества личности и формы поведения чаще, чем положительные, обращают внимание окружающих. К тому же некоторые молодые люди ведут себя вызывающе, стремятся как-то выделиться, привлечь к себе внимание. Отрицательные суждения в адрес молодежи появляются и в силу определенного возрастного консерватизма старшего поколения, которое привыкло к стандартным формам поведения. Кроме того, людям свойственно идеализировать свою молодость («В твои годы я уже...»). Еще Лев Николаевич Толстой заметил, что воспоминания способны приукрашивать действительность.

Но часть представителей старшего поколения доброжелательно, с пониманием относятся к современной молодежи. Пример тому – рассуждения 37-летнего мужчины: «В последнее время бытует мнение, что молодежь стала хуже, у нее нет никаких моральных ценностей, никаких духовных потребностей. На мой взгляд, эти выводы сделаны из наблюдений за худшей и, конечно, меньшей частью молодежи. Посмотрите на очереди в книжных магазинах: разве мало в них молодежи? Очень много. А разве было столько различных музыкальных записей почти в каждой квартире лет двадцать назад? Правда, содержание их не всегда такое, какое бы нам хотелось, но в этом и наша вина. Любовь к серьезной музыке должна прививаться с детства, а в школе этому почти не уделяют внимания. Так что наша молодежь ничуть не «беднее» старшего поколения. Безусловно, потребности молодежи изменились. Но ведь изменилась и сама жизнь, стала больше возможностей как в духовной, так и в материальной сферах. Да, у них своя мода на одежду, прически и т. п., но это только мода. Большее развитие получили потребительские наклонности, но с возрастом они проходят, т. к. появляется семья, заботы. Мне кажется, что в случае серьезных испытаний для страны наша молодежь проявит любовь к своему народу, преданность своей Родине. А эти качества всегда были свойственны советскому человеку независимо от года его рождения».

Характеризуя молодежь, многие взрослые перечисляют ее мечты, желания, интересы: «любят спорт, музыку, чаще зарубежную», «увлекаются чтением художественной литературы», «стремятся приобрести магнитофоны, импортную одежду и другие престижные вещи, хотя финансовые возможности ограничены», «хотят жить в мире», «мечтают о налаженном быте, счастливой семье», «хотят быть здоровыми и красивыми», «мечтают зарабатывать много денег, иметь машины», «любят путешествовать, общаться, особенно с интересными людьми», «стремятся к творческой работе» и т. п.

Говоря же о советской молодежи в целом, нельзя не отметить ее активное участие в преобразовании нашей жизни. Молодые прокладывают железные дороги через тайгу, осваивают новые земли, строят города, убирают урожай, охраняют рубежи нашей Родины.

Активному участию в жизни общества предшествует период становления, формирования личности. Этот период приходится на годы отрочества и юности (11 –18 лет). В этот период закладываются также качества будущего семьянина.

Дать объективную всестороннюю характеристику современного молодого поколения сложно. Трудность прежде всего заключается в том, что с возрастом происходит социальное расслоение молодых людей. До 15 лет они, как правило, школьники. После 15 и старше одни, если покидают стены школы, становятся учащимися ПТУ, другие – студентами техникумов, институтов, третьи – рабочими различных специальностей, служащими. Надо еще учитывать и тот факт, что с возрастом усиливаются различия в способностях, характере, особенно в зависимости от пола.

Но есть одна примечательная особенность у молодежи – повышенная социальная активность. Молодые люди активно вступают в жизнь и как бы «примеривают» на себя разные социальные роли, виды и способы общественной деятельности, разные формы общественного сознания. Наука, политика, искусство, ин>|п, профессиональное мастерство, любовь, брак, семья нее это входит в сферу интересов юношей и девушек, являясь одновременно средством их самоутверждения в обществе. Отсюда напряженный интерес к различным сторонам жизни, поиск значимых сфер деятельности, стремление испытать на себе, испытать себя, найти смысл жизни.

Один из показателей активности юношей и девушек – их отношение к отрицательным явлениям в нашем обществе. Так, по данным белорусских и эстонских социологов, учащуюся и рабочую молодежь тревожат такие антиподы социалистической морали, как подхалимство, угодничество, хулиганство, грубость, бестактность, пристрастие к алкогольным напиткам, зазнайство, высокомерие, черствость, равнодушие к людям, хищения и т. д. Молодые очень высоко ценят то, что поступками их сверстников руководит чувство долга, стремление к наибольшему общественному применению своих способностей, единство слова и дела, стремление к справедливости 1 . Такая ориентированность мнений свидетельствует о достаточно высоком уровне нравственного сознания советских юношей и девушек, об их повышенной социальной активности.

Для молодежи характерна повышенная эмоциональность. Именно обостренностью чувств, высокой чувствительностью к окружающему миру, к взаимоотношениям людей объясняется ее романтичность, мечтательность и свежесть мышления, максимализм и категоричность, непримиримость к недостаткам, открытость и резкость. Эмоциональность порой неотделима от прямолинейности и бескомпромиссности. Молодые люди говорят, что думают, высказывают свое мнение не взирая на липа. Но при этом их мало заботит, правильно ли они думают, справедливо ли обвиняют и требуют. Отсюда недостаток такта, гибкости, выдержанности по отношению не только к тем, кто старше их, но и к сверстникам. У части подростков, юношей и девушек критика бывает направлена на те недостатки, которые их лично не устраивают, к остальным же недостаткам они равнодушны.

Воспитание и цифры

Исследования социолога Т. Мальковской показали, например, что подавляющее большинство ленинградских старшеклассников (95 % из 500 опрошенных) ссорятся со своими родителями. При этом 56 % ссорятся от случая к случаю, а 39 % – постоянно. Мнения их родителей о причинах этих ссор таковы: 46 % отцов и матерей недовольны успеваемостью в школе; 32 % – тем, что дети не выполняют домашнюю работу; 24 % называют причиной ссор плохое поведение ребят в школе; 22 % возмущены грубостью и дерзостью; 15 % пап и мам уязвлены тем, что дети пренебрегают их советами; у 10 % – расхождения по принципиальным жизненным вопросам; 6 % ссорятся по всяким другим причинам (многие родители указывали по несколько причин).

В юношеском возрасте резко возрастают интеллектуальные возможности личности. В этот период человек способен усваивать сложные науки, быстро накапливать информацию, успешно овладевать новыми социальными ролями и соответственно активно усваивать, новые формы поведения. Молодые люди характеризуются повышенной готовностью к различным переменим в жизни, к принятию всего нового, привлекательного, интересного, особенно новых идей в науке, технике, литературе и искусстве. Молодежь не боится порвать устоявшиеся связи, отношения, сломать традиции.

На подростковый и юношеский возраст приходится пик развития потребности в общении. Наиболее полно эта потребность удовлетворяется в коллективных и групповых формах жизни и деятельности. Отсюда сильное стремление подростков, юношей и девушек принадлежать к неформальным группам. При этом многих привлекают чисто внешние формы поведения представителей той или иной группы.

Молодежь стремится отделиться от старшего поколения. Внешне это проявляется в одежде, манерах поведения и общения, в жаргоне, т. е. в том, что позволяет обособиться от окружающих. Но не это вызывает тревогу сегодня у тех, кому небезразличны судьбы молодого поколения. Так, ученые, писатели, педагоги говорят о том, что молодые люди запаздывают в достижении социальной и гражданской зрелости, в результате чего не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложных социальных ситуациях, пасуют перед трудностями, не берут на себя ответственности, стараются избежать конфликтов. Причины этого в чрезмерной опеке, ограничении самостоятельности подрастающих детей. Многие молодые люди строят свои жизненные планы не столько соизмеряя их со своими собственными силами и возможностями, сколько рассчитывая на помощь родителей, родственников, общества в целом. Опасность чрезмерной опеки и в том, что она порождает потребительское отношение к жизни, повышенную требовательность к заботе других о себе, благоприятствует развитию инфантилизма. Иногда инфантилизм молодых приобретает совершенно уродливые формы. «Комсомольская правда» рассказала о том, как у несовершеннолетних Ларисы и Мити родился ребенок, а они собирались поступать в институт в другом городе. Ребенок срывал их планы, мешал им. И тогда они подложили его под двери чужой квартиры, а сами уехали, решив вернуться и забрать сына, когда все «образуется». Страшно то, что совершили молодые люди? Да. Но еще страшнее то, что они так и не осознали всей безнравственности своего поступка. Когда им в административном порядке вернули сына, они вели себя, «словно ничего и не было».

Мы назвали здесь наиболее важные, на наш взгляд, социально-психологические особенности молодежи, с тем чтобы родители в определенной степени были готовы к преодолению повышенной психологической напряженности в общении с подрастающими детьми. Обычно такая напряженность начинает появляться тогда, когда сын или дочь вступают в возраст активного полового созревания, в возраст любви.

Социологический портрет старшеклассника

Институт социологических исследований АН СССР в 1985 г. провел анкетирование школьников Москвы, Ленинграда, Киева и некоторых других крупных городов страны. В результате был получен «типичный образ» городского старшеклассника.

Из школы он приходит не раньше четырех часов дня. Если его волнуют оценки, то на домашнее задание он тратит не меньше трех часов. Примерно полчаса в день он помогает по дому. На чтение старшеклассник затрачивает времени значительно меньше, чем его сверстник 60–70-х годов. Читает те книги, которые входят в списки обязательной литературы и знание которых необходимо для поступления в вуз. Читает во многих случаях бегло – лишь бы удержать в памяти сюжет. В художественных книгах ищет человека незаурядного, яркого, но реально существующего или существовавшего.

К телевизору относится как к развлечению. Внимание уделяет главным образом телепремьерам, эстрадным программам, одним словом, тому, о чем наутро можно поговорить с друзьями. Интерес к газетным материалам довольно своеобразен: самые предпочитаемые публикации – о спорте и воспитании подрастающего поколения. Привлекают внимание статьи на моральные темы. Фильмы в кинотеатрах смотрит раз в неделю. Выставки и музеи для него не престижны. В свободное время ходит на дискотеку, посещает к;к|>о, гуляет с друзьями по улице.

Из факторов, способствующих личностному формированию, старшеклассники в подавляющем большинстве на первое место ставят семью, а затем сверстников, школу. Только у половины старшеклассников среди сверстников есть более или менее близкий человек. Его ищут на стороне только потому, что не находят в семье. На общение с детьми мать тратит 30 минут в день, отец – 20. Это общение, как правило, поверхностное: родители интересуются отметками и дневнике и ругают за недостатки; иногда вникают в материальные нужды и дают деньги на карманные расходы. Если бы у него вдруг оказалось 100 рублей, то он бы купил маме красивое платье, часы папе или шаль бабушке.

Предвестники любви

Предвестником возраста любви, точнее возраста влюбленности (15–17 лет) служит прежде всего интенсивное половое созревание. У девочек процесс полового созревания начинается в 11–12 лет и заканчивается к 13–14 годам, у мальчиков этот процесс начинается в 12–13 лет и заканчивается к 15–16 годам. Половое созревание способствует возникновению у подростков новых психологических образований – чувства взрослости, интереса к другому полу, стремления быть полноправным членом коллектива взрослых. Подросток стремится к самостоятельности, к тому, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением, освобождали его от мелочного контроля. Привлекательными для подростка становятся внешние проявления взрослости – курение, игра в карты, использование в речи определенных слов и оборотов, употребление косметики, украшения, проявление кокетства, «взрослые» способы отдыха и манеры ухаживания. Проявление интереса к другому полу в подростковом возрасте имеет свою особенность. Прежде всего появляется желание нравиться, а в связи с этим – интерес к собственной внешности, забота о привлекательности. Родителям этот интерес сразу заметен. Дочь или сын подолгу задерживаются у зеркала, начинают тщательно следить за своей прической, одеждой. В 12–13 лет некоторые девочки выше и крупнее мальчиков-сверстников. Низкорослость может стать предметом неприятных переживаний мальчика, источником чувства неполноценности. Подобные переживания могут быть и у девочки, которая обогнала своих одноклассников в росте.

Мальчики в 12–13 лет проявляют интерес к девочкам особым способом, всячески демонстрируя задиристость и разухабистость. Девочки понимают мотивы их действий и поэтому всерьез не обижаются. В этом возрасте многих подростков, особенно девочек, занимает вопрос, кто кому нравится. Хотя о своих симпатиях подросток рассказывает только другу, но знают о них, как правило, многие одноклассники. В этот период между мальчиком и девочкой редко возникает дружба.

Очень важен данный возрастной период для девочек. У них начинает формироваться образ будущего избранника. Они с удовольствием подмечают и обсуждают все достоинства и недостатки мальчиков. Порой и дома девочки рассказывают, какие мальчишки недотепы, несерьезные, лопоухие. И если родители выслушивают своих дочерей, не возражая им или соглашаясь с ними, то этим помогают девочке утвердиться во мнении, что мальчики всегда будут такими.

В 13–14 лет отношения между мальчиками и девочками меняются. Исчезает непосредственность, появляется скованность, робость, стеснительность. У одних это проявляется открыто, у других замаскировано под напускным равнодушием, «презрением» к другому полу. Поведение характеризуется противоречивостью: интерес друг к другу сосуществует с обособленностью мальчиков и девочек. Однако они с большим любопытством относятся к возникающим отношениям, к тому, как они развиваются. В этот период подростки очень восприимчивы к любой информации относительно взаимоотношения полов. И часто эту информацию они получают в вульгарном виде от более «просвещенных» одноклассников и старших товарищей. Опередить эту информацию могут только родители, тактично побеседовав с ребенком или предложив ему прочитать соответствующую литературу.

В 14–15 лет нередко возникает дружба между мальчиком и девочкой, образуются смешанные компании. Взаимная привязанность может быть очень эмоциональной, занимать большое место в жизни подростков. Безответная симпатия становится источником сильных переживаний. Как правило, девочки с симпатией и уважением относятся к мальчикам, которым свойственна естественная, товарищеская манера поведения, чужды грубость и вульгарность. В свою очередь, мальчики ценят в девочках простоту и естественность, умение поддержать разговор, быть хорошим товарищем. Родителям следует позаботиться о том, чтобы в основе общения мальчиков и девочек были общие занятия, интересы, увлечения.

Обычно в 14–15 лет формируются более или менее конкретные требования к будущему спутнику жизни. И эти требования могут оказаться как завышенными, так и слишком заниженными, несерьезными. Ни то, ни другое, естественно, не способствует в будущем созданию потенциально счастливой семейной пары. Нередко подросток ориентируется только на внешние данные будущего спутника жизни: рост, цвет волос и глаз и т. п. Преодолеть эту односторонность, категоричность требований родителям поможет знание своего ребенка, умение найти с ним общий язык, непринужденность и тактичность в беседе.

Интерес подростка к сверстникам противоположного пола стимулирует развитие его личности. У него повышается чуткость к людям, развивается избирательная наблюдательность, усиливается интерес к собственной личности, а это в свою очередь является толчком к самосовершенствованию, самовоспитанию. Это стремление надо вовремя заметить и помочь сыну или дочери советом, как заняться работой над своим характером, привычками. Интерес ребенка к сверстникам противоположного пола не должен вызывать у родителей насмешки или иронии, особенно со стороны отца. Это не только ведет к взаимному отчуждению. Видя несерьезное отношение родителей к этой проблеме, подросток и сам будет легкомысленно относиться к взаимоотношениям со сверстниками противоположного подл. В этот период важно использовать все возможности для общения, для доверительных бесед с сыном или дочерью.