Программа тренировок по плаванию. Методика обучения плаванию Комплексные упражнения для обучения плаванию детей

Методы обучения -- теоретически обоснованные и проверенные на практике способы и приемы работы учителя (преподавателя, тренера), применение которых обеспечивает оптимально быстрое и качественное решение задач (Н.В. Чертов, 2001).

При обучении плаванию применяются три основных группы методов:

  • --словесные;
  • --наглядные;
  • --практические.

К словесным методам относятся рассказ, объяснение, пояснение, беседа, разбор, анализ, указания, команды, распоряжения.

Используя объяснение, рассказ, давая указания, оценку действий и др., тренер помогает ученикам создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, осмыслить, устранить ошибки. Краткая, образная и понятная речь педагога определяет успех применения этих методов. Рассказ применяется при организации урока, игры, объяснении ее правил. Описание создает предварительное представление об изучаемом движении. Описываются его основные, ключевые элементы, но без объяснения, почему оно выполняется так или иначе. Объяснение должно быть кратким, образным и легким для понимания, содержать элементарные теоретические сведения и конкретные практические указания по выполнению элементов и движений в целом, т. е. дает ответ, почему именно надо делать то или иное, так или по-другому. Пояснение позволяет уточнять непонятные моменты. Беседа с обоюдными вопросами и ответами повышает самостоятельность и активность занимающихся, а педагог имеет обратную связь с учащимися, что дополнительно помогает ему узнать своих учеников. Разбор какого-либо упражнения или задания в целом, игры проводится во время подведения итогов занятия. Анализ и обсуждение ошибок направлены на коррекцию действий занимающихся. При этом необходимо уделить внимание каждому ученику индивидуально в виде поощрения или замечания.

Указания даются для предупреждения и устранения ошибок до и после выполнения упражнений. Указания заостряют внимание обучаемых на выполении правильных исходных положений, основных ключевых моментов выполняемого движения, разъяснении условий для его правильного воспроизведения, подсказке о всевозможных ощущениях, которые возникают при этом. Например, при освоении правильно выполненного гребка рукой: «Почувствуй, как ты отталкиваешься от воды при каждом гребке».

При работе с детьми указания часто даются в форме образных выражений и различных сравнений, что облегчает понимание сущности задания. Например, при обучении выдоху в воду: «Дуй на воду, как на горячий чай». Помимо решения учебных задач педагог устанавливает взаимоотношения с занимающимися, воздействуя на их чувства. Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помогает решению учебных и воспитательных задач, стимулирует активность, уверенность, интерес. Учитывая специфику плавания, все необходимые объяснения, обсуждения и другие объемные словесные методы и приемы инструктор проводит на суше -- до или после занятий в воде. Когда группа находится в воде, инструктор отдает только лаконичные команды, распоряжения, чтобы дети не замерзли. Например, он говорит: «Сейчас выполним скольжение на груди. Руки вытянуть вперед. Принять исходное положение. Сделать вдох -- «толчок» (последняя команда дается голосом или свистком). После выполнения упражнения, когда ребята встали на дно и повернулись лицом к инструктору, подводятся итоги: «Хорошо. Тело нужно держать напряженным, больше тянуться вперед. А теперь посмотрим, кто дольше проскользит. Принять исходное положение. Сделать вдох и...» Таким образом, с помощью команд инструктор как бы управляет группой и ходом обучения. Все задания на уроке выполняются под команду, она подается коротко, в приказном тоне. Команды определяют начало и окончание движения, исходные положения при выполнении заданий, место и направление для проведения учебных заданий, темп и продолжительность их выполнения. Команды делятся на предварительные (например, «Опустить лицо в воду!») и исполнительные (например, «Толчок!»). С детьми младшего школьного возраста команды используются с большими ограничениями. Подсчет в плавании применяется только в начальный период обучения -- для созданий необходимого темпа и ритма выполнения движений. Подсчет осуществляется голосом, хлопками, односложными указаниями: «раз-два-три, раз-два-три» и т. д.; при изучении движений ногами кролем: коротким «вдох» и длинным «вы-ы-дох» -- при освоении выдоха в воду. Кроме команд, необходимо давать методические указания, предупреждающие возможные ошибки и оценивающие результаты выполнения упражнений. В них чаще всего уточняются отдельные моменты и условия правильного выполнения упражнения. Так при выполнении скольжения на спине инструктор может указать, что упражнение получится только в том случае, если занимающиеся примут положение лежа, а не сидя.

Как известно, учебные варианты упражнений для изучения техники плавания значительно отличаются от техники плавания в совершенном, мастерском исполнении. Поэтому, чтобы добиться необходимых движений при начальном обучении плаванию, инструктору приходится давать порой неточные с точки зрения высокого технического мастерства объяснения. Результат этих неверных на первый взгляд пояснений -- наименьшее число ошибок и быстрое освоение учебного варианта техники плавания. Например, объясняя движения ногами и руками кролем, инструктор говорит: «Ноги и руки должны быть прямые и напряженные, как палки». Конечно, ноги и руки невозможно, да и не нужно держать таким образом: во время плавания они, встречая сопротивление воды, будут сгибаться настолько, насколько нужно для правильного гребка. Подобная ориентировка позволяет избежать типичной ошибки для всех начинающих -- излишнего сгибания ног и рук. К наглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания, учебных, наглядных пособий, фото и видеоматериалов, кинофильмов, а также применение жестикуляции.

Показ включает демонстрацию специальных учебных пособий, видеоматериалов, кинограмм, кинофильмов:

  • --непосредственное наблюдение за техникой плавания хороших спортсменов, а также знакомство с имитационными движениями, позволяющими пловцу лучше понять изучаемый или совершенствуемый технический элемент;
  • --разучивание и совершенствование по частям движений рук, ног, одной руки, согласование движения рук и др.,
  • --разучивание и совершенствование движений в целом;
  • --устранение ошибок в технике прямым или косвенным путем.

Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей. Сильно выраженная склонность к подражанию, особенно у младших школьников, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям в целостном виде, так и с разделением движения на части (замедленным его выполнением, остановками в главных фазах). Гребок рукой в кроле, к примеру, изучается с остановкой руки в трех основных фазах гребка. Во время остановок рекомендуется 2-3 раза напрягать мышцы руки по 3-5 с. Однако выполнением отдельных частей (фаз) плавательного цикла увлекаться не нужно. Как только занимающиеся получили представление о способе плавания в целом, они должны как можно больше плавать. Учебные варианты техники на суше демонстрирует инструктор, в воде -- занимающиеся, у которых лучше получается данное упражнение. Показ может осуществляется не только до начала занятия (на суше), но и во время него.

Эффективность показа определяется положением инструктора по отношению к группе:

  • 1)инструктор должен видеть каждого занимающегося, чтобы исправить его ошибки;
  • 2)занимающиеся должны видеть показ упражнения в плоскости, отражающей его форму, характер и амплитуду.

Зеркальный показ применяется только при изучении простых общеразвивающих упражнений. Негативный показ («как не надо делать») возможен только при том условии, если у занимающихся не создается впечатления, что их передразнивают. Условия повышенного шума, характерные для бассейна, затрудняют восприятие команд и распоряжений тренера (инструктора). Поэтому в плавании применяется система условных сигналов и жестов, при помощи которых облегчается связь тренера (инструктора) с группой и каждым учащимся в отдельности и управлением учебно-тренировочным процессом. Жестикуляция заменяет команды и распоряжения, помогает уточнить технику выполнения движений, предупреждать и исправлять возникающие ошибки, подсказывать темп и ритм выполнения движений, задавать скорость проплываемых отрезков, останавливать учащихся и др.

К практическим методам относятся:

  • --метод практических упражнений;
  • --соревновательный метод;
  • --игровой метод.

Метод практических упражнений может быть:

  • --преимущественно направленным на освоение спортивной техники;
  • --преимущественно направленным на развитие физических качеств.

Обе группы практических упражнений тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга на всех этапах. Первая группа больше применяется на начальных этапах, вторая -- на последующих. Обучение технике движений может вестись двумя методами: методом целостно-конструктивного упражнения (целостного) и методом расчлененно-конструктивного упражнения (по частям).

При обучении плаванию все упражнения сначала разучиваются по частям, а затем воспроизводятся в целостном виде. Таким образом, изучение техники плавания идет по целостно-раздельному пути, который предусматривает многократное выполнение отдельных элементов техники, направленное на овладение способом плавания в целом. Разучивание по частям облегчает освоение техник плавания, позволяет избежать излишних ошибок, что сокращает сроки обучения и повышает его качество. Разучивание в целом применяется на завершающем этапе освоения техники плавания. Совершенствование техники плавания проводится путем целостного выполнения плавательных движений. Методы развития физических качеств, называемые еще методами тренировки, подразделяются на:

  • --равномерный (равномерное преодоление расстояния с заданной интенсивностью);
  • --переменный (равномерное преодоление с различными ускорениями по ходу дистанции);
  • --повторный (повторное преодоление заданных отрезков с заданной интенсивностью);
  • --интервальный (повторное преодоление отрезков с заданной интенсивностью, но строго регламентированным, как правило, незначительным интервалом отдыха).

Каждый метод может использоваться при плавании как в полной координации, так и по частям (элементам), а также с чередованием полной координации и отдельных элементов. Соревновательный и игровой методы широко применяются в начальном обучении плаванию. Оба метода привносят на занятия оживление, радость, эмоции. Прежде чем упражнение будет включено в игру или соревнование, его обязательно следует выполнить всей группой. Элемент соревнования мобилизует силы и возможности, способствует проявлению воли, настойчивости, инициативы, повышает динамизм занятий. Помимо всех вышеперечисленных методов в практике плавания применяется и метод непосредственной помощи, который используется в том случае, если после объяснения и показа задания новичок все же не может его выполнить. Инструктор берет руки (ноги) занимающегося в свои руки и помогает ему несколько раз правильно воспроизвести движение.

Введение

В педагогике различают три системы обучения: индивидуальное обучение; классно-урочная система; лекционно-семинарская система.

При индивидуальном обучении каждый ученик выполняет свое задание, и даже если учитель занимается с группой, он с каждым работает отдельно.

Классно-урочная система заключается в том, что учащиеся группируются в классы по возрасту и уровню подготовки и выполняют общую работу, а также учебный материал расчленяется на ряд разделов, тем, частей, которые следуют одна за другой.

При лекционно-семинарской системе основными формами являются лекции и семинары. Характерно также подразделение учебного процесса на отдельные звенья и наличие специализированных форм учебного процесса в каждом звене (лекции, семинары, практические занятия, учебная практика). При этой системе создаются учебные потоки, группы, подгруппы, отдельные учащиеся могут заниматься по индивидуальному плану.

При обучении навыку плавания в основном применяется индивидуальная и классно - урочная система.

Учебный процесс по плаванию подчиняется общим признакам системы физического воспитания. Они, в свою очередь, основываясь на различных методах обучения с использованием множества средств, решают задачи, поставленные педагогом перед занимающимися.

Цель работы: изучить состояние вопроса путем реферативной обработки литературных данных

Задачами курсовой работы являются:

1. Проанализировать состояние вопросов по данным специальной литературы.

2. Изучить технику плавания различными способами.

3. Рассмотреть ошибки в технике различных способов плавания и пути их устранения.

Практическая значимость: материал данной курсовой работы может быть полезен тренерам, преподавателям и инструкторам по физической культуре для подготовки спортсменов, а также студентам факультета физической культуры при подготовке к занятиям; для коррекции основной направленности тренировочного процесса прыгунов с шестом.

Организация процесса обучения плаванию

Успешность учебной работы невозможна без четкой ее организации. Каждое занятие требует точного ограничения во времени. Формы организации обучения являются внешним выражением согласованной деятельности преподавателя и учащихся, проводимой в установленном порядке и определенном режиме.

В педагогике различают три системы обучения: индивидуальное обучение; классно - урочная система; лекционно-семинарская система.

При индивидуальном обучении каждый ученик выполняет свое задание, и даже если учитель занимается с группой, он с каждым работает отдельно.

Классно - урочная система заключается в том, что учащиеся группируются в классы по возрасту и уровню подготовки и выполняют общую работу, а также учебный материал расчленяется на ряд разделов, тем, частей, которые следуют одна за другой.

При лекционно-семинарской системе основными формами являются лекции и семинары. Характерно также подразделение учебного процесса на отдельные звенья и наличие специализированных форм учебного процесса в каждом звене (лекции, семинары, практические занятия, учебная практика). При этой системе создаются учебные потоки, группы, подгруппы, отдельные учащиеся могут заниматься по индивидуальному плану.

При обучении навыку плавания в основном применяется индивидуальная и классно - урочная система. Полноценное решение задач обучения по плаванию возможно только при сочетании и преемственности различных форм, которые группируются по двум направлениям.

Рассматривая структуру организации занятия по плаванию, необходимо выделить несколько звеньев этой работы, она может быть представлена в виде схемы:


Используя различные способы проведения упражнений, нужно учитывать контингент занимающихся и решаемые задачи на занятии, регулируя воздействия упражнений с помощью различных вариантов нагрузок: малой, средней и большой.

Рассмотрев общие вопросы организации занятий по плаванию, необходимо остановиться на организации построения учебного процесса, который имеет свои закономерности.

Учебный процесс по плаванию подчиняется общим признакам системы физического воспитания. Они, в свою очередь, основываясь на различных методах обучения с использованием множества средств, решают задачи, поставленные педагогом перед занимающимися. Основные принципы, методы и средства обучения плаванию приводятся ниже.

Принципы обучения плаванию :

сознательность и активность;

наглядность;

доступность и индивидуализация;

систематичность и последовательность;

повторность и постепенность.

Методы обучения плаванию:

словесные;

наглядные;

практические;

контроля и оценки.

Средства обучения плаванию (упражнения):

общеразвивающие;

для развития физических качеств;

игры и развлечения;

имитационные;

подготовительные:

для освоения начального плавания;

для изучения техники облегченных способов плавания;

учебные прыжки в воду;

подводящие;

специальные:

для разучивания техники спортивных способов плавания;

для устранения ошибок;

для совершенствования техники;

контрольные.

Одной из форм организации занятий по плаванию на этапах начального обучения навыку плавания является урок. В связи с основными дидактическими целями и задачами, реализуемыми преподавателем, выделяют три типа уроков:

комбинированный, 2) по усвоению нового материала, 3) урок закрепления пройденного, урок проверки знаний, умения и навыков.

Урок по плаванию имеет три части: подготовительную, основную и заключительную. В отличие от традиционной последовательности этих частей, в уроке по плаванию они располагаются на суше и в воде. В зависимости от типа урока будет изменяться и расположение частей урока. Обычное расположение частей на уроке по плаванию выглядит так: на суше - подготовительная, основная; в воде - подготовительная, основная, заключительная; на суше - заключительная. Планирование учебной работы по обучению плаванию отличается по своему содержанию от планирования по другим предметам. Это обуславливается спецификой процесса обучения двигательным действиям, структурой программы и необходимостью наряду с решением образовательных и воспитательных задач целенаправленно влиять на физическое развитие занимающихся. Основными документами планирования являются: план - график (учебный план) прохождения программного материала в учебном году, который основывается на программе по обучению плавания; конспект (план - конспект) отдельных уроков.

К каждому уроку по плаванию педагог составляет план - конспект по описываемой ниже форме.

Во второй графе план - конспекта последовательно указываются части урока, и продолжительность каждой части. В третью графу подробно записываются все упражнения, включая эстафеты, игры, развлечения. В четвертой графе указывается дозировка упражнений, выраженная количеством повторений, временем выполнения, длиной проплываемой дистанции и пр. В пятой графе указываются организационные указания по уроку: порядок выполнения упражнений, расположения занимающихся и методические приемы, обеспечивающие безошибочное выполнение упражнения и эффективное освоение элементов техники.

Эффективность урока во многом зависит от правильного подбора упражнений для занятия на суше и в воде. Она определяется задачами каждого урока. При проведении занятия на суше нужно предусмотреть выполнение упражнений из всех основных групп упражнений: строевые упражнения, ходьба и бег, общеразвивающие, специально - гимнастические и имитационные упражнения. В воде упражнения подбираются согласно изучаемому способу плавания и его элементам. Последовательность выполнения подобранных упражнений обуславливается функциональными особенностями занимающихся. Особое внимание необходимо уделять умелому дозированию нагрузки: определять длину проплываемых отрезков, количество повторений, продолжительность отдыха, скорость и темп выполнения упражнений и т.п.

В учебном процессе по плаванию широко используются различные способы проведения упражнений: сигналы, ориентиры и образные сравнения. При объяснении упражнений они значительно повышают эффективность обучения и уменьшают количество ошибок.

О системе подачи сигналов учитель должен заранее договориться с учащимися, познакомить их с каждым из них.

Сигналы на занятиях различают: звуковые, зрительные и комбинированные.

Применяемые ориентиры в плавании подразделяются на внешние, внутренние, постоянные и временные.

При изучении подготовительных упражнений по освоению с водой и техники плавания используются образные выражения и сравнения, облегчающие понимание сущности задания. Например, изучая всплывания и скольжения, употребляют выражения: «нырни в бочку», «нырни как утка», «вытянись в струнку», «смотри, как убегает дно»; при обучении вдоху и выдоху говорят: «задуй горящую свечу», «гуди как паровоз», «дуй на горячий чай»; при изучении техники движения конечностями: «смахни крошки со стола», «работай руками как мельница», «растопырь пальцы на ногах», «работай ногами как лягушка» и т.д.

Значительное место в работе преподавателя по плаванию занимает жестикуляция - способ общения педагога с учениками с помощью жестов. Это необходимое условие работы, так как повышенный шум (40-80 децибел) в бассейне не всегда позволяет педагогу руководить занимающимися при выполнении упражнения через слово. Поэтому преподаватели по плаванию применяют большой арсенал условных сигналов, ориентиров и жестов, позволяющих установить тесный контакт с группой.

Наиболее простыми средствами звуковой сигнализации служат короткий возглас педагога, хлопок в ладоши и т.п. Они могут напомнить занимающимся о необходимости выполнить определенное движение, стимулировать усилие, создать нужный темп, ритм и т.п. Однако возможности звуковой сигнализации в работе преподавателей плавания ограничены. Поэтому широко пользуются специальной условной сигнализацией, т.е. жестами. К настоящему времени в плавании разнообразие жестов классифицировано Пыжовым В.В.

Эффективным средством для укрепления здоровья и физического развития человека - плаванье. Методика тренировок разработали для того, чтобы плаванье приносило пользу человеку от рождения и до старости. Для достижений спортсменов и новичков разработали программу тренировок по плаванью для правильной тренировки и быстрого достижения своих целей.

У спортсменов практика повышает мастерство. Для пловцов разрабатывается план тренировок по плаванью. Спортсмен уделяет внимание теоретической части, так продуктивнее будет практическая. Пловец тренируется и быстрее плывет. Плаванье не перегружает, положительно влияет на психику человека, снимает стресс. Программа тренировок для плавания в бассейне проходит с полной отдачей и способствовует улучшению результатов спортсмена.

Плавание методика тренировок

Подготовка к плаванию. Местом тренировки пловца - вода, к здоровью предъявляются специфические требования. Их учитывает программа тренировок по плаванию. Для этого спортсмен проходит обследование у врача и получает одобрение на начало тренировок.

Фото 1. Упражнение по силовой подготовке для пловцов на суше с эластичным ремнем и удобными ручками

Врачами назначается специальное питание. Для каждого пловца — индивидуальное. В некоторых случаях программа назначается как реабилитационные тренировки в воде для спортсмена в случаях травм или долгий период времени отсутствия. Также спортивных врачей интересуют легкие. Ведь у пловца они должны быть хорошо развиты, важен объем легких. Надувание воздушного шара — эффективный способ для их развития.

После одобрения врачами, пловец приступает к тренировкам. Позволяет атлету продемонстрировать эффективное плавание, методику тренировки пловцов и триатлетов. Начиная с разминки на суше и заканчивая продуктивной тренировкой в бассейне на воде. Для эффективных тренировок важно соблюдать правильное питание и вести здоровый образ жизни. Занимаясь плаванием, снижается частота сердечных сокращений, что позволяет сердцу работать в экономном режиме. Чем меньше ЧСС, тем сердце не тратит усилий на сокращение, отдыхает.

Чрезмерная интенсивность тренировок приводит к перенагрузкам и вызвает истощение. Процесс проходит по установленному плану.

Фото 2. При отработке спортсменами плавательных движений на суше задействуется множество мышц

План тренировок по плаванию

На соревнованиях некоторая категория пловцов выступает в специальных гидрокостюмах, а для того, чтобы продемонстрировать результаты разрабатывают специальную программу тренировок по плаванью. Спортсмен не преодолевает дистанцию, а борется с мощным сопротивлением воды.

Еще с древних времен пловцы брили не только тело, а даже голову. Натирали кожу маслом, для снижения силы трения и увеличения скорости.

При планировании тренировки по плаванию программа для профессионалов составляется тренером. Планируя свою тренировку на воде, пловец ставит перед собой цель: чего хочет добиться, подготовиться к соревнованиям по плаванью или триатлону, возможно совершенствование тела, общее укрепление здоровья или снизить вес. Поставить перед собой задачу и мотивировать себя на выполнение действий, вследствие которых достигнет желаемого результата.

Фото 3. Обладатель двух серебряных и золотой медали на соревнованиях по плаванию на 200 м Маркус Роган выступает в гидрокостюме

Вода в бассейне должна отвечать требованиям питьевой воды. Для проверки воды в бассейне работает специальный инженер, который берет пробу воды минимум два раза в день. Следит за стабильной температурой воды (не ниже 24 и не выше 27 градусов), чтобы пловец не тратил свои силы для разогрева и не расслаблялся в тепле.

Тренируются каждый день, не пропуская, или результата спортсмен не получит. Раз в неделю он ставит перед собой новую цель и стремится выполнить ее. Тренироваться позволяет программа тренировок по плаванию на год на основании которой в последующем составляется план тренировки по плаванию на неделю, увеличивая нагрузку.

Фото 4. Тренер составляет г рафик тренировок и указывает на недочеты при плавании

Вам также будет интересно:

Программа тренировок по плаванию для начинающих

Главной целью для начинающих пловцов это по максимуму развить выносливость и выработать правильное дыхание. Программа тренировок по плаванию для начинающих отличается от профессиональных спортсменов. Перед любой физической деятельностью разрабатывают, разминают и разогревают мышцы. Для этого в обязательном порядке перед тренировкой в воде проводят разминку на суше.

Задачи разминки:

  • Подготовить сердечно-сосудистую систему для выполнения физических нагрузок;
  • Разогреть мышцы, связки и суставы, так они работают продуктивнее. Разминкой пловец повысит гибкость и эластичность связок и суставов. Следовательно, и движения в воде будут эффективными. Кроме этого повысится чувство воды;
  • Понизить вероятность травм;
  • Психологическая подготовка к плаванию — является немаловажной составляющей разминки. В процессе выполнения упражнений на суше пловец настраивается на тренировку. Обдумывает сколько проплыть, рассчитывая свои силы и время, цели предстоящей тренировки.

Фото 5. Комплекс специальных упражнений перед тренировкой на разогрев мышц

Как выполняют специальные упражнения на суше:

  • Разминают шею, плавными наклонами назад-вперед, вправо-влево;
  • Круговые движения головой, по три раза;
  • Разминают плечевые суставы, круговыми движениями рук вперед и назад;
  • Выполнить упражнение махи руками, при этом ноги на ширине плеч;
  • Вращение руками, по одной и по две руки, по 15 раз на каждую;
  • Вращение двумя руками с выполнением прыжка 10 раз вперед и назад;
  • Выполнить наклоны в стороны, при этом руки на поясе, упражнение повторить по 10 раз;
  • Выполнить наклоны, касаясь руками пола: к правой ноге, к левой, посередине;
  • Разогреть коленные суставы с помощью круговых вращений коленями;
  • Выполнить упражнение «мельница» 20 раз в быстром темпе вперед и назад;
  • Растянуть группы мышц.

Людям, которые приходят в бассейн после тяжелого дня на работе или любой другой занятости тренировка служит своего рода переключением от одного вида деятельности к другому.

Фото 6. Плавательный тренажер Vasa Trainer Pro SE для подготовки пловцов применяет систему нагружения с использованием веса тренирующегося

После разминки на суше начинают специальные упражнения в воде. Для начинающих пловцов в форме, средняя дистанция будет составлять около 600 метров.

Этапы тренировки в воде:

Этап 1. Плыть разминку 100 метров кролем , при надобности отдыхать на повороте;

Этап 2. Выполнить 4х50 метров кролем, стараясь плыть в одинаковом темпе, отдыхая между 50 метрами не более 30 секунд;

Этап 3. Выполнить 4х25 метров кролем с изменением гребка: плыть, дыша на 2 гребка, увеличивать и плыть на 4 гребка и так чередовать;

Этап 4. Плыть 2х50 метров любым, удобным способом, отдыхать между ними по 30 секунд;

Этап 5. Заканчивать тренировку: плыть 100 метров кролем — чтобы расслабить группы мышц, уравнять дыхание.

По окончанию заплыва, делают около 10 выдохов в воду, это поможет успокоить дыхание. После того как начальный этап тренировок будет пройден, для дальнейшего развития используется программа тренировок по плаванию средний уровень подготовки.

Порядок выполнения

Стиль

Темп

Дистанция

Кроль (вольный стиль)

Медленный

1 подход в 200 м

Кроль (вольный стиль)

60% МЧСС

1 подход в 200 м

Брасс

60% МЧСС

1 подход в 200 м

Баттерфляй

60% МЧСС

1 подход в 200 м

Кроль (вольный стиль)

75% МЧСС

1 подход в 150 м

Брасс

75% МЧСС

1 подход в 150 м

Баттерфляй

75% МЧСС

1 подход в 150 м

Кроль (вольный стиль)

85% МЧСС

1 подход в 100 м

Брасс

85% МЧСС

1 подход в 100 м

Баттерфляй

85% МЧСС

1 подход в 100 м

На спине

Медленный

1 подход в 200 м

Пример тренировки для начинающих

Тренировки по плаванию программа для профессионалов

Программа тренировок по плаванию высокий уровень предполагает, что профессиональные пловцы тренируются каждый день по одной - две тренировки в день. Перед выходом на воду спортсмены приходят в зал. Качаются, растягиваются и разминаются. После отправляются в воду.

Тренировки по плаванию для профессионалов, план которых также составляет тренер, предполагают, что средняя дистанция, которую они проплывают за занятие составляет около 5 км.

Фото 7. Плавание в ластах входит в комплекс упражнений профессиональных пловцов

Начинается плаванье с разминки.

  • Разминка комплексным стилем 2х400 метров;
  • Дистанцию, проплывают с ускорением, которое устанавливает тренер (лесенкой). Спортсмен плывет 50, 100, 200, 300, 400 метров и по убывающей: 300, 200, 100, 50 метров. Между ускорением минута отдыха. Всю дистанцию плывут на одном ритме;
  • После таких ускорений используют упражнение с досточкой. Работа ногами осуществляют стилем «батерфляй» или «кроль». На ногах 500 метров;
  • После упражнения на ногах, пловец увеличивает скорость передвижения и проплывает на руках. Берется доска в ноги, в обиходе пловцов называется колобашка. Помещается она в ноги. Пловец плывет, работая одними руками, иногда надевают лопатки. Упражнение на 600 метров;
  • Плаванье в ластах без остановки, спортсмен плывет 1500 метров на одном ритме;
  • Плавание 400 метров вольным стилем на одном дыхании, проплыть на технику движений.

Фото 8. Колобашка используется для того, чтобы спортсмен не подключал работу ног

В среднем такая тренировочная серия идет полтора— два часа усердной работы и составляет 5км 500 метров.

Даже краткое планирование круглогодичной тренировки плавания позволяет добиться системности и прогресса в развитии пловца.

Программа тренировок по плаванию для детей

Уметь плавать ребенок должен так же, как и ходить. Как ребенок родился задумываются о том, чтобы научить его определенным навыкам взаимодействия с водой и правилам поведения на воде. Ребенок индивидуален, к каждому подбирают особый подход. Важно заинтересовать ребенка, чтобы у него проснулось желание тренироваться и развиваться в этой сфере дальше.

Фото 9. Для начинающих спортсменов младшего возраста важно иметь интерес в плавании и получать от него удовольствие

Тренируют детей на глубине, на которой они могут ощутить дно, чтобы избежать паники.

Начинать программу тренировок по плаванью для детей, следует с того, что дать ребенку «ощутить» воду. Важно чтобы маленький пловец прочувствовал дно ногами, для полной уверенности. Дать начинающему спортсмену освоится в воде. Дают задание ребенку, чтобы он сделал несколько выдохов в воду с погружением под воду.

План тренировки по плаванию для детей, в комплексе упражнений:

  • Пловец берется руками за бортик, погружает голову в воду и работает ногами в стиле кроль. Поднимая голову и вдыхая воздух, погружая голову в воду - выдыхает;
  • Давать задание ребенку двигаться в воде.
  • Как ребенку нравится, пускай так и плавает, в свободное от заданий время;
  • Давать ребенку задания типа «стрела» - это работа на скольжение. При этом вырабатывается дыхание;
  • Давать ребенку задание плавать на руках и на ногах.

Фото 10. На начальном этапе обучения ребенка обеспечьте его плавательной доской и поддерживайте, чтобы избавить от страха воды

Не надевайте на ребенка нарукавники и другие средства, облегчающие плаванье. Важно, чтобы ребенок самостоятельно научился чувствовать себя в воде уверенно. Обязательно наличие шапочки и очков.

Ну и конечно же важно желание ребенка. Если он заинтересован плаванием, такова будет награда и его результаты.

Видео: Программа тренировок по плаванию на суше

Оцени статью:

Средняя оценка: 3.71 из 5 .
Оценили: 7 читателей .

Большинство из тех, кто по каким-либо причинам не сумел освоить навыки плавания в юном возрасте, отчаиваются когда-нибудь обрести этот полезный навык и предпочитают даже не предпринимать попыток по его получению. Таких людей всегда легко найти глазами на летнем пляже: в основном они заходят в воду по шею и плещутся там, не рискуя зайти на большую глубину. Мало кто из них задумывается о том, насколько новые краски обретет пляжный отдых, если они освоят хотя бы начальные навыки плавания.

Обучение плаванию с нуля

Научиться плавать тем или иным стилем никогда не бывает слишком поздно. И если человек не освоил этот полезный навык, то никто и ничего не мешает сделать ему это прямо сейчас. Хотя, неоспорим тот факт, что маленькому ребенку сделать это будет гораздо легче, нежели взрослому сформировавшемуся человеку, но, если четко следовать профессиональным советам, то сделать это не составит никакого труда.

Достаточно часто возникают ситуации, в которых обучению плаванию взрослого сформировавшегося человека может помешать такая неприятная вещь, как психологический фактор. Именно из-за этого взрослых людей бывает гораздо тяжелей обучать этому навыку. С годами мы все больше и больше обрастаем слоем неприятных мерзких страхов, из-за которых становимся часто даже слишком осторожными. Маленькие дети, лишенные этой особенности психики, с легкостью могут держаться на поверхности воды, не имея для этого совершенно никаких навыков, в то время как у взрослого человека может возникнуть панический страх глубины.

Во время первого входа в воду человеку, подверженному этой фобии, необходимо представить ту ситуацию, в которой он плавает и это приносит ему неописуемое удовольствие. Затем нужно обязательно запомнить эти внутренние эмоции и заполнить ими свой разум во время первого погружения. Необходимо запомнить следующее истинное утверждение: пока человек не научится питать доверие к воде, пока он не сумеет подавить свой иррациональный страх глубины, он никогда, ни за что в жизни не научится плавать. Во время начального обучения плаванию стоит сконцентрировать свое внимание не на своей фобии, а на четкости техники, необходимо забыть про страх и расслабить свое сознание и тело. Если же человека обуревает боязнь, то помимо скованных мышц и разума он абсолютно ничего не получит. Методика обучения плаванию заключается по большей части в том, чтобы сконцентрировать все свои усилия на единственной основной цели: научиться плавать. Совсем скоро человек, обучающийся этому навыку, даже не сможет вспомнить как он жил до того, как смог обладать этим умением.

В том же случае, когда страх по тем или иным причинам не хочет покидать человеческого разума, стоит начинать первые занятия по обучению плаванию взрослых людей с нуля в специальном бассейне с использованием спасательного жилета, нарукавников, досочек и других подобного рода приспособлений. Паническую фобию глубины помимо этого может успокоить и присутствие профессионального инструктора, который может страховать начинающего и давать ему разнообразные полезные практические советы.

Женщинам, которые хотят обучиться навыкам плавания с нуля, необходимо проходить курс обучения исключительно в слитных купальниках. И сильной половине человечества, и прекрасным представительницам слабого пола для обучения плаванию понадобятся специальная шапочка и плавательные очки. Шапочка сможет полностью защитить волосы, а очки - глаза от неприятного хлорного раздражения. Плавательные окуляры также поспособствуют улучшению видения предметов под слоем воды, а в современном мире представлен широкий ассортимент защитных очков с диоптриями, которые предназначены специально для людей со слабым зрением - каждый сможет подобрать что-то именно для себя. Также не помешает носить на занятия плавание сумку, которая будет иметь отдел, который сможет хранить в себе мокрые после купания вещи.

Итак, для людей, которые хотят обучиться технике плавания и которым совершенно чужд страх глубины, опытные специалисты советую начать занятия с такого простого упражнения как «поплавок», ведь именно оно помогает начинающим освоить навык сохранения тела на поверхности воды.

Поплавок

Крайне важным аспектом при обучении плаванию детей и взрослых является контроль дыхания. Конечно, не стоит забывать о технике, но и при выполнении тех или иных упражнению в первую очередь необходимо контролировать собственное дыхание.

Для выполнения упражнения «поплавок» нужно первым делом погрузиться в воду на уровень грудной клетки. После этого необходимо сделать очень глубокий вдох, задержать дыхание на этом моменте, присесть и опуститься в воду полностью с головой, и наконец, сделать выдох, находясь под водой. Потом необходимо вынырнуть и вдохнуть воздух. После того, как это упражнение будет выполнено несколько раз, нужно будет его усложнить. Теперь останавливаться нужно на уровне выше пояса, задержать дыхание и опуститься поглубже под воду полностью с головой. После выполнения этого алгоритма действий необходимо как можно быстрее обхватить руками колени, которые были заблаговременно согнуты, и всплыть, покинув дно. Это будет совершенно несложно совершить, ведь тело, находящееся в подобном положении, гарантированно будет вытолкнуто на поверхность самой водой. Нужно продержаться в таком состоянии до того момента, когда у организма возникнет потребность в том, чтобы сделать следующий вдох, и привести тело в естественное положение.

Совершенно не стоит паниковать, ведь цель выполнения этого крайне полезного упражнения в том, чтобы показать человеку, обучающемуся плаванию с нуля, то, что вода действительно способна держать тело на поверхности своими собственными целями. Прекрасное упражнение «поплавок» просто необходимо выполнять до тех пор, пока это естественное благотворное чувство не укоренится в человеческом сознании.

Превосходное упражнение, которое имеет название «скольжение», имеет своей целю показать обучающемуся то, что человеческие ноги имеют гораздо больший вес, нежели вода. Для того чтобы правильно и технично выполнить это упражнение, при его оттачивании в обязательном порядке необходимо повернуться лицом к берегу. Это обусловлено тем, что обучающийся плаванию человек будет плыть именно по направлению к нему. Для выполнения упражнения «скольжение» нужно глубоко вдохнуть, присесть как можно ниже, наклонив свое туловище вперед, и сделать сильный толчок от дна. Тело должно находиться в максимально прямом состоянии горизонтально по отношению к водной поверхности. Руки обучающегося плаванию должны либо находиться вытянутыми перед его лицом, либо строго по швам. Гораздо легче будет скользить по водной глади не напрягая тело, а наоборот - максимально расслабляя его.

Движение в упражнении «скольжение» имеет свое логическое завершение, и когда оно к нему подойдет, ноги обучающегося должны плавно опуститься ко дну, а тело принять вертикальное положение. После того, как движение прекратилось нужно отдохнуть и придти в себя, а затем повторить «скольжение» несколько раз.

Работа ногами

После того момента, когда предыдущее упражнение будет отточено должным обществом, стоит переходить к тому, чтобы после момента отталкивания от дна включать в работу ноги. Ведь скорость плавания по большей части зависит именно от того, насколько активно в процесс плавания включены нижние конечности человеческого тела. Включение в движение на воде ног позволит плыть спокойно, без рывков и напряжения.

При осуществлении данного упражнения вовсе не стоит отчаянно молотить ногами по поверхности воды - это будет простой и бесполезной тратой энергии организма, а меж тем работа ног должна быть равномерной и координированной.

Этот комплекс начальных упражнений позволит человеку, желающему освоить технику передвижения на воде, плавать действительно хорошо и качественно.

Стиль плавания по-собачьи - это самый простой способ передвижения по воде. Для того чтобы плавать данным стилем, необходимо при выполнении скольжения включить еще и работу рук, которые должны быть согнуты впереди тела. Грести ими нужно только под себя, голова должна находиться при этом над уровнем воды.

Детское плавание

Как мы можем заметить, обучение плаванию взрослых людей является достаточно трудоемким процессом. Именно по этой причине просто необходимо заниматься обучением плаванию детей. Занятия по обучению плаванию следует проводить еще в детском саду, в котором нужно проводить хотя бы начальное обучение плаванию. Но все это будет совершенно бесполезно, если родители не занимаются обучением плаванию грудничков и детей дошкольного возраста. Для этого они вполне могут воспользоваться видео, которыми сегодня наполнен Интернет. С помощью этих простых мер можно добиться того, что уже в следующем поколении может не остаться людей, которые не умеют плавать.