«Психология не помогает, молись и постись» —  говорили мне они, но я стояла на месте. Когда я только воцерковилась, непроработанные психологические травмы начали проникать в духовную жизнь, и она начала искажаться, приобретая черты невротической религиозности.

Новая жизнь никогда не дается даром

За возможность и право верить мне пришлось бороться, и эта борьба была преимущественно внутренней. Я проходила испытание «церковной бабушкой» (собирательный образ, не зависящий от пола), когда мою невротическую религиозность взращивали, например, слова, что во время богослужения нужно стоять, держа руки по швам, и что я «дьявола в храм принесла» (речь шла о смартфоне, в котором я следила за ходом службы).

Преодолевала неловкость обращения к священникам: в моем, тогда еще спутанном представлении, это были люди совершенные, насквозь видящие мои грехи, а я, конечно же, была ничтожной. Да, все это было в моей голове, старательно вложенное новым окружением.

Такое психологическое состояние неумолимо отражалось на духовной жизни: она приобретала какую-то болезненность, неестественность, надрыв. Думаю, что в тот период и Бога я представляла «дедушкой на облаках, который строго смотрит на нас, и при каждом удобном случае грозиться наказанием».

Но милостивый Господь терпеливо направлял меня к ответам, к той самой Встрече с Ним, о которой говорил митрополит Антоний Сурожский. Поэтому вскоре я нашла свой приход, и до сих пор благодарна Богу за того батюшку, который духовно окормляет нашу общину.

Он сумел показать, что православие — радостная вера, свободная, разрушив все мои стереотипы о привычном чувстве вины и самоедстве, которые зачем-то должны были быть в ответ на грехи. А еще он не отрицал важность психологии для православного человека, более того, учил отделять духовные и психологические проблемы на исповеди. И, конечно, ответил одобрением на мое желание получить психологическое образование.

Сейчас я психолог с православным мировоззрением, поэтому могу писать эту статью, основываясь не только на своем опыте, но и профессиональных знаниях.

Так зачем православному психология?

1. Понять причину греха, страсти. В качестве объяснения приведу пример. Человек может бесконечно каяться в чревоугодии, страдая булимией, заболеванием, на границе психологической и психиатрической проблемы. Если не начать работать с именно этой причиной, то состояние от исповеди к исповеди может повторяться.

2. Разделить психологические и духовные проблемы. Например, прихожанка кается в страсти гордыни, священник начинает выяснять подробности, оказывается, что она отказывается подчиняться необоснованным требованиям начальника. Проблему она видит в недостатке смирения, а на самом деле женщина просто не умеет говорить «нет» и берет на себя обязанности, выходящие за пределы должностных полномочий. Или, например, человек кается в унынии, а на самом деле у него —  тяжелая депрессия, вызванная недавней смертью близкого человека.

3. Преодолеть психологические травмы. Например, человек пострадал от моббинга или буллинга (формы психологического насилия в виде травли коллективом или отдельной группы людей) и теперь испытывает сложности с любовью к ближнему, потому что просто не умеет/боится доверять, или перманентно впадает в человекоугодие, желая заслужить хорошее отношение к себе, в котором он болезненно нуждается.

4. Познать себя, чтобы правильно полюбить. Чтобы любить ближнего, надо прежде научиться правильно относиться к себе. Принимать, заботиться, понимать, прощать. Да и святые отцы настаивали на том, что человеку важнее всего познать самого себя.

5. Разрешить житейские трудности. По большому счету это всё то, что препятствует выполнению заповеди о любви. Научиться искать причины раздражительности, гнева, обидчивости, сложностей взаимодействия с людьми, преодолевать, обходить эти состояния, выработав другие тактики поведения и сменив шаблоны привычных реакций.

Есть и много других причин, понятных и важных каждой личности. Передо мной сейчас не стоит цель превратить статью в учебник или научное пособие, я только лишь хочу помочь осознать необходимость психологии для православного человека.

Наиболее распространенные мифы

И в завершение хотелось бы коснуться наиболее частых мифов, а то и страхов, которые являются препятствием для обращения к психологу в православной среде.

1. Психолог будет навязывать свою систему ценностей

Если вы попали к дипломированному психологу, который в своей работе соблюдает Этический кодекс психологов, то он не имеет право навязывать не только свои ценности, но и мировоззрение. Цитирую документ:

«психологи не принимают участие в действиях, направленных против свободы личности, они не имеют права принуждать клиента рассказывать о своей жизненной философии, политических, религиозных и этических убеждениях, не должны требовать отказаться от них»

2. Психологи сейчас все больше используют сомнительные методики, эзотерику

Классическая психология, которую преподают в вузах, не признает эти методы, поскольку они ненаучны и не относятся к психологии. Безусловно, прежде чем пойти к психологу, стоит убедиться, что он не выходит за рамки психологического подхода.

3. К психологу обращаются только нездоровые люди

Возможно, в данном случае психолога путают с психиатром или психотерапевтом. Психолог же не имеет права назначать медикаменты, также он не ставит врачебный диагноз. Для всего упомянутого ему нужно получить второе образование — медицинское.

4. Православному человеку нужно обращаться к священнику, а не к психологу

Если у него еще и психологическое образование, то да. В другом случае священник психологом выступать не может, поскольку для этого нужен соответствующий объем и уровень знаний, практика, личная терапия, супервизия, интервизия и другие важные компоненты.

Где поставим запятую?

После «нельзя» . Психологию нельзя убрать из жизни православного христианина. Еще святые отцы подтверждали ее важность, а некоторые из них (например, святитель Феофан Затворник) были основателями христианской психологии. Современный православный, все дальше продвигаясь в духовной жизни, чувствует необходимость в психологии. Поэтому не будем отвергать то, что «полезно, и не обладает нами», по словам апостола Павла.

Автор: Анна Гонтовенко (ann_bringinglight)