«Пусть говорят»: тайны со съемочной площадки. Шокирующие секреты программы «Пусть говорят». Что же происходит на главном шоу страны! Пусть говорят правда или постановка

Журналистов часто ругают. И часто это происходит обоснованно. Потому что уровень моей профессии в России сейчас оставляет желать лучшего. Но также часто, ругая профессию, ругают всех ее представителей. А это обобщение является ошибочным. И вовсе не потому, что есть единицы хороших и честных журналистов. А в том числе и потому что в России до сих пор не привыкли к тому, что есть желтая журналистика. Это деление давно уже устоялось во многих странах. И нам к нему, так или иначе, придется привыкать. И учиться в этом разбираться. В конце концов, репортажи - это такой же товар. И вы ведь разбираетесь в сортах колбасы и покупаете ее в каком-то определенном месте? Вы выбираете качество. Качественно поданную информацию также придется учиться выбирать. Рано или поздно. В этом посте я немного расскажу о российской "желтухе" (моему ЖЖ как раз не хватало желтизны) и о собственном опыте общения с ней на примере программы "Пусть говорят".

Каждую пятницу я звоню Евгению Чичваркину. По пятницам у нас на канале Евгений Чичваркин рассказывает об экономических итогах недели. Если спросить Чичваркина про LifeNews, то, боюсь, он разразится нецензурной тирадой (а за нецензурным словом Чичваркин в карман не лезет). Потому как журналисты этого ресурса звонили однажды бывшему владельцу "Евросети" и брали у него интервью. В тот момент, когда у него умерла мама. Правда господин Чичваркин не знал, что это интервью. Журналисты представились... честно говоря, не помню, кем они представились в тот раз. Вы знаете, кем могут представиться журналисты LifeNews? Вашим юристом, вашей троюродной бабушкой, вашей любовницей, да кем угодно. Вы журналист Кашин, которого избили у порога собственного дома? Тогда журналисты LifeNews идут к вам.

Но я обещал рассказать про программу "Пусть говорят". Мне не повезло иметь опыт общения с этой передачей. Когда этот опыт произошел, я никому особо о нем и не рассказывал. В силу некоторых этических причин. Но с того момента прошло больше двух лет, срок давности, я думаю, уже вышел, так что порадую вас рассказом. Небольшая предыстория. В тот момент я работал в замечательной томской телекомпании "ТВ-2". Это было аккурат в то время, когда вступил в силу запрет на азартные игры. И, как назло, в одном из томских дворов бабушки постоянно играли в эти самые страшные азартные игры. Они играли в лото. Как и во многих дворах, рядом бегали дети. Которые заинтересовались игрой. А бабушки, по доброте душевной, их этой игре обучили. Играли разумеется на деньги. Деньги для игры бабушки детям давали сами. Но это не понравилось родителям. Которые позвонили куда нужно, и приехал наряд милиции. И задержал одну из бабушек как организатора незаконной игры. И не просто задержал, а решил привлечь как организатора.

Хорошая новостная история. Настолько хорошая, что она вышла на федеральный уровень. И тут позвонили ребята с программы "Пусть говорят". Их перенаправили на меня. И они попросили снять для них репортаж-предысторию (героев они собирались звать в студию). Дабы вы насладились, выкладываю письмо:

Честно, это шедевр. Разумеется, я отказался. А письмо мы распечатали и повесили в редакции на стену. Думаете, это поучительная история о том, что в журналистике не все так плохо? Нифига! Они таки нашли человека, который им все это снял.

Я сейчас пишу те вещи, которые не очень хорошо характеризуют мою профессию. Но я делаю это с одной целью: чтобы вы мою профессию лучше понимали. Различать желтую прессу от качественной (это не мое определение, это, можно сказать, академический термин), это такой же навык, как знание, в какой ресторан повести девушку. Ведь вы же ее не поведете в Макдональдс? К сожалению, в России желтая пресса и качественная в сознании пока еще путаются. В том числе и потому что была вся пресса качественная (по советским меркам), а потом некоторая стала таблоидами. Как например "Комсомольская правда" или "Московский комсомолец". В том числе и потому, что желтые передачи соседствуют с качественными на одном канале. К этому делению, возможно, сложно привыкнуть. Но привыкать так или иначе придется.

1. Опасный для жизни поиск

На поиски нужных героев редакторы ток-шоу порой тратя месяц, а то и несколько! Им приходится ехать в глухие деревни, забытые села, рисковать своей жизнью.

2. Любой ценой заполучить героя

Разыскать героя - это лишь малая часть! Самая сложная задача - уговорить его. Для этого редакторы идут на многое: оплачивают участникам дорогу и проживание на время съемок!

3. Персональный вход для каждого

Главная задача редактора - довести всех участников до начала съемок, сохраняя полную секретность. Спрятать всех оппонентов по разным комнатам, провести по отдельным коридорам, чтобы никто не увидел и не знал друг о друге!

Представляете, какой всплеск эмоций произойдет в прямом эфире, когда они все встретятся?

4. Реальны ли «реальные» герои?

По большей части - да! Но всей правды о том, что их ждет на шоу, герои не знают до самого начала съемок! А некоторым вообще не говорят, что это за шоу. Просто приглашают на первый канал!

5. А сколько стоит ваш позор?

Хотя большинство участников шоу - реальные герои с реальными историями, встречаются иногда и выдуманные. Так, например, герои связываются с редакцией программы и рассказывают свою нетривиальную историю, зачастую придуманную. Для них пишется сценарий, и на ток-шоу они приходят с выученным заранее текстом!

Как всем известно, в студии всегда присутствуют так называемые эксперты. Чаще всего, это психологи. Их главная задача состоит в том, чтобы вывести героя на реальные эмоции: слезы, драка, истерика. И тем самым сделать бешеный рейтинг ток-шоу...

7. Все драки под присмотром

Все драки на шоу, будь то запланированные или нет, всегда проходят под пристальным наблюдением охраны. Они находятся за кулисами и появляются только в критический момент. Ведущие и эксперты никогда не ввязываются в разрешение конфликта.

Уже 16 лет в эфире передачи "Пусть говорят" обсуждают "невыдуманные истории, о которых невозможно молчать". Благодаря ток-шоу всей стране стала известна история юной жительницы Ульяновска Дианы Шурыгиной. Dni.Ru попытались разобраться, для чего во всеуслышание разговаривать о столь деликатных проблемах и какие еще тайны скрывает передача.

Многие полагают, что скандалы и перепалки, которые время от времени возникают между участниками, являются плодом творчества редакторов программы. Зрители, мол, требуют яркого и зрелищного шоу. Актер Никита Джигурда, к примеру, утверждает, что стал жертвой недобросовестности авторов программы.

Популярное:

"Перед началом эфира все участники подписывают соглашения, согласно которым, они обязаны работать по эксклюзивному сценарию, - рассказал он корреспонденту Dni.Ru. - Но сам сценарий в руки не дают, устно говорят, что нужно рассказывать. Но на готовую передачу мы влиять не можем. Я столкнулся с тем, что слова моих сторонников вырезали, сокращали, а то, что говорили соратники Романовой, наоборот, оставляли без изменений".


Напомним, Джигурда вместе со своей возлюбленной, фигуристкой Мариной Анисиной, борется за наследство в миллиард рублей, которое им по завещанию оставила бизнес-леди Людмила Браташ. Ее сестра Светлана Романова считает, что актер подделал документ.

Как многие уже знают, сейчас артист переживает не самые лучшие времена - он разводится с любимой и утверждает, что в этом есть вина в том числе и редакторов популярного проекта. "Я считаю, руководство передачи хочет поссорить нас, поочередно нам с Мариной Анисиной сбрасывают компроматы друг на друга. А мне жизнь без нее не мила…" - поделился Никита.

Постоянный приглашенный эксперт "Пусть говорят", бывший участник "Дома-2" Рустам Солнцев в корне не согласен с тем, что участники передачи придерживаются какого бы то ни было сценария. "Никаких подводных камней в передаче вообще нет, - отметил он в разговоре с корреспондентом Dni.Ru. - Редактора с нами практически не работают, этим "Пусть говорят" мне и нравится. На последнюю программу с Шурыгиной меня позвали, вообще не интересуясь моим мнением. Получается, экспертам доверяют полностью. Тебе вообще никто не ставит никаких условий. Ты приезжаешь на программу, гримируешься, знакомишься с экспертами, с которыми ты не знаком. Или с радостью здороваешься с теми, кого знаешь".

Солнцеву очень нравится сниматься в ток-шоу. "Я считаю, что Андрей Малахов и его бандочка реально помогают людям. Когда в прессе пишут что-то негативное о программе или об Андрюше, мне всегда становится обидно. Люди, неужели вы не понимаете, ради чего это все происходит?" Даже если показывают какой-то треш, это все равно приводит к чему-то хорошему. Я уверен, что этот парень, Сергей Семенов, выйдет на свободу - и на 80 процентов это будет заслуга этого ток-шоу", - уверен Рустам.

По слухам, самая известная на данный момент звезда "Пусть говорят" Диана Шурыгина, а также ее родители, на первых порах получали за участие в передаче не меньше десяти тысяч рублей. На данный момент в эфир вышло уже пять частей ток-шоу про жертву изнасилования. Первый выпуск на YouTube посмотрели уже больше 14 миллионов пользователей. Стоит ли говорить, что теперь гонорары семьи Шурыгиных, скорее всего, выросли в разы.

Но другой гость передачи, общественный деятель Павел Пятницкий, которого сверстники Дианы окрестили дядей Пашей, однозначного ответа на вопрос о материальной заинтересованности гостей не дал. "Экспертам не платит никто, - утверждает он. - Бывает, что если у кого-то из участников нет собственной машины, за ними присылают такси. Если на передачу приходят люди старшего поколения, им, как правило, оказывают какую-то поддержку. Например, Наталье Крачковской присылали "скорую помощь". Если герои передачи малоимущие, они тоже получают какое-то вознаграждение. Но вообще есть те, кто готов заплатить, лишь бы их показали в передаче. У программы действительно высокий рейтинг. Лично я принимаю участие в программе, потому что в ней поднимаются проблемы, которые реально волнуют общество".

Пятницкий похвалил авторов ток-шоу за возможность каждого героя высказаться. "Никакого сценария на "Пусть говорят" нет. Один раз я приходил в качестве эксперта на похожую программу на другом канале. Меня спросили: "А вы можете другую позицию занять? У нас уже есть эксперт, который считает так же, как и вы". Естественно, я отказался. Что значит другую?! Это моя точка зрения, я ни под кого не собираюсь подстраиваться! Больше на той передаче я не появлялся. На "Пусть говорят" такого не было ни разу за все эти годы".

Актриса и певица Анна Калашникова, как и Диана Шурыгина, после выпуска передачи попала в непростую ситуацию. Напомним, в эфире программы стало известно, что сын Анны Даниил - не от певца Прохора Шаляпина, который в то время был ее женихом. После скандального ток-шоу Шаляпин решил разорвать отношения с возлюбленной.

"Если говорить про тот эфир с Прохором, то тогда к предложению редакторов программы пройти экспертизу ДНК я отнеслась играючи. Прохор убедил меня в том, что он сделает все красиво - либо порвет, либо заберет этот анализ. Кроме того, незадолго до этого умерла моя бабушка, и я очень переживала. Прохор должен был подбежать, забрать этот конверт или разорвать его, сказать, что нам все равно, мы и так счастливы. Но он вскрыл этот конверт на глазах у всех", - поделилась Калашникова с корреспондентом Dni.Ru.

По словам звезды, после того выпуска ее жизнь в корне поменялась. "Половина зрителей писала мне гадости, половина меня жалела. Но в целом меня поддержали, у меня появилось много преданных поклонников, фан-клубов, которые меня поддерживают, следят за каждым моим шагом. Они интересуются моей судьбой, моей карьерой, моим малышом. И я очень благодарна "Первому каналу" и этой программе за то, что они помогли мне донести до людей правду".

Кое-какие интересные подробности все же удалось выяснить. Как рассказал изданию Dni.Ru один из бывших сотрудников "Пусть говорят", присутствующих в студии зрителей заставляют аплодировать по команде редактора. "Есть миф, что хлопающая по команде массовка в студии получает большие деньги (например, 1000 рублей), но это не так, - пояснил источник. - Чаще всего снимают сразу несколько выпусков шоу, и если заплатят 500 рублей, для многих это уже радость. Иногда за присутствие на двух выпусках предлагают рублей 300, и неработающие пенсионеры соглашаются. Для них и это деньги".

Конечно, иногда в студию забредают и молодые люди, но их совсем не много, продолжил собеседник Dni.Ru. "Представителей молодежи, которых по пальцам пересчитать можно, специально высаживают в первый ряд для красоты. Дальше - сплошь старики, у которых проездные и им в студии сидеть выгоднее, чем просто дома у телевизора смотреть то же шоу. Тысячу рублей могут заплатить в крайнем случае, когда ты изображаешь героя какой-нибудь интересной истории, - объяснил он. - Это все невыгодно и неприятно. С людьми обращаются как с мебелью, передвигают все время по рядам: идите туда, садитесь сюда, расчешитесь, смените верх на что-то более яркое и так далее. И все это за 300 рублей".

Учитель иностранных языков по профессии, Ирина начала интересоваться журналистикой и окончила курсы телеведущих в Новосибирске, а затем поехала в Москву с мечтой поработать на Первом канале. После продолжительных попыток попасть на стажировку и участия в многочисленных съемках нашей землячке улыбнулась удача.

Однажды после съемок программы «Пусть говорят» она подошла к продюсеру с вопросом о стажировке. Так она оказалась по ту сторону экрана – сначала в качестве стажера, а позднее – в должности младшего редактора.

Поиск тем и героев

– В первый же день моей стажировки мне показали сайты, на которых я могу искать информацию, и дали задание «пробивать» темы. В редакции «Пусть говорят» на тот момент было шесть бригад, за каждой закреплен корреспондент и оператор. Когда находили что-то интересное, писали продюсеру программы Наталье Галькович SMS-сообщение с краткой выдержкой, например, «женщина посадила своего отца на цепь». Если тема подходила, продюсер отвечала: «Пробивай». И тогда мы ходили по коридору и кричали, что эта тема забита.

Далее нужно было найти контакты главных героев. Звонили либо в полицию, либо в больницу – в зависимости от того, где случилась история. Задействовали соцсети. После того, как все контакты героев были найдены, пытались связаться с двумя конфликтующими сторонами. Когда была проведена вся работа, и герои соглашались приехать на съемки, корреспондент с оператором отправлялись в этот регион. На месте они снимали короткие сюжеты и потом уже вывозили героев.

Иногда получалось так, что редакторы сразу нескольких телеканалов пробивали одну и ту же тему, и корреспонденты встречались прямо на месте событий.

Если герои конфликтуют, например, муж и жена враждуют, тогда было необходимо, чтобы они не знали о том, что оба едут на передачу. Мы их селили в разных гостиницах, расположенных далеко друг от друга. И потом, уже в телецентре, разворачивалась целая операция. В «Останкино» коридоры очень длинные, гримерки находятся с разных сторон коридоров. Обычно у всех редакторов есть рации, и они сообщают друг другу: «Так, выводи жену, веди таким-то коридором, чтобы она не встретилась с мужем». И за кулисами они были в разных местах.

На память об «Останкино» остался пропуск. Фото предоставлено Ириной Дюкаревой

За кулисами в прямом эфире на экран транслируется все, что происходит в студии. Иногда у героя есть возможность наблюдать за происходящим, а иногда его специально выводят позже, чтобы он ни с кем не пересекся. В таком случае он ничего не знает о том, что говорили в студии до него.

Как героев убеждают приехать на ТВ

– Используются обычные человеческие уговоры. Конечно, может быть, в какой-то степени используется обман. Была история, в которой женщина посадила на цепь своего отца. Я нашла эту тему и уговорила женщину приехать. Какой смысл был в том, чтобы она ехала на телевидение? В той ситуации была глубокая трагическая подоплека. Наверняка, у ее отца был старческий маразм, а женщине нужно было уходить на работу. Часто пожилые люди, которые не в себе, могут уйти из дома и потеряться. Соответственно, женщина искала какой-то выход. И, возможно, для нее это было единственным разрешением проблемы. Ей пришлось это сделать, чтобы отец не сбегал. Конечно, это трагедия для семьи, но для журналиста главное – показать сенсацию.

Человеку мы говорили: «Вы понимаете, вас ведь могут осудить, но, если вы приедете на телевидение, вы тем самым покажете обществу свою позицию, что вам нечего бояться, что вы открыты и признаете свою вину».

С другой стороны, программа может быть полезна для героев, ведь в студию приглашаются известные люди, среди них – врачи, депутаты, психологи, психиатры. И, если у человека есть проблема, ему могут помочь. Например, если у человека ожирение, и он весит больше 150 килограммов, ему давали прямые контакты профессоров лучших клиник Москвы.

Этим редакторы и апеллируют, говоря, что свяжут участников программы с компетентными людьми, которые им помогут. Либо говорят, что своим примером герои могут помочь другим семьям.


Так выглядело рабочее место в редакции. Фото предоставлено Ириной Дюкаревой

Специально навыкам убеждения не обучали. Просто, когда ты находишься в редакции, слышишь, как работают коллеги, и перенимаешь их опыт.

Было много случаев, когда герои резко шли на отказ и просто не брали трубку. У моей коллеги была ситуация, когда герой приехал в Москву и, уже стоя за кулисами, отказался участвовать в программе. Шеф-редактору пришлось заставить его чуть ли не силой выйти в студию.

Что происходит в студии

– Звезды на тот момент к нам приходили не часто – было больше социальных тем. Большая часть экспертов приходит ради пиара. Но бывали известные люди в возрасте, которым платили гонорар. На тот момент он составлял 15-30 тысяч рублей – за то, что звезда посидит на съемках одной программы час-полтора, при этом можно было много не говорить, а просто высказать свое мнение. Эта сумма закладывалась в бюджет программы и затем передавалась в конверте.


Ирина сфотографировалась с Димой Биланом после программы, посвященной его 30-летию. Фото предоставлено Ириной Дюкаревой

Не было ни одного случая, чтобы обычному герою платили за участие в передаче. Естественно, герой приезжал в Москву бесплатно, его селили в гостиницу, обычно «3 звезды». В телецентре его бесплатно кормили. Бывало такое, что я сама ездила с героями по Москве и проводила экскурсии (это было как раз в то время, когда запускали программу на «России-1» – «Прямой эфир». Мы забирали героев пораньше, чтобы их не перехватил конкурент).

В студии есть специальный человек, который запускает волну аплодисментов. Есть люди, которые уже заранее подготовлены, чтобы быть «за» или «против». Обычно они сидят в третьем ряду. Это те, с которыми поработал редактор по гостям. Если они выкрикнули удачную фразу, ведущий подходит к ним, а если нет – то обрывает. Обычные зрители не кричат.

Среди массовки, как правило, – бабушки и студенты. Есть основная часть массовки, которой платили 100 рублей за одну съемку.

Про Андрея Малахова

– Лично я с ним практически не общалась, так как не было в том нужны, потому что редактор бригады общается с шеф-редактором, а шеф-редактор – с Андреем Малаховым. Но, естественно, я его видела, мы работали на одном этаже. Пару раз он заходил к нам в редакцию.

По моим наблюдениям, Андрей Малахов человек немного закрытый в общении с незнакомыми людьми. Например, Иван Ургант (я была на съемках ), всегда улыбается, когда заходит в студию, и приветствует всех зрителей. Когда же заходит в студию Малахов, все начинают аплодировать, но он продолжает изучать сценарий с серьезным лицом, не обращая на это внимания. В то же время Андрей всегда искренне общается с героями и старается им помочь.