Рамадан что означает этот пост. Можно ли закапывать лекарства в нос

Начало 18 июня, а 17 иншаАллах первый тарауих намаз

Рамадан — девятый месяц по исламскому календарю и самый ценный из всех месяцев года. Поскольку Рамадан обладает целым рядом особенностей, присущих исключительно ему, мы разбили статью на несколько разделов, в каждом из которых подробно рассматриваются характеристики данного месяца.

СМЫСЛ РАМАДАНА

В Священном Коране ясно указывается, что основной целью, ради которой человек создан Аллахом, - это «поклонение» Аллаху:

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне.» (Священный Коран, 51:56)

Слово, используемое Священным Кораном для обозначения поклонения, - ибадат, и его смысл существенно шире, чем у слова «поклонение». В русском языке поклонение соотносится с некими специальными действиями и ритуалами, предназначенными исключительно для того, чтобы выказать почитание своему Создателю. Однако понятие «ибадат» не ограничивается данными действиями и ритуалами, а включает в себя любое действие, совершенное вследствие подчинения Велениям Аллаха и из стремления к Его Довольству. Поэтому многие действия, которые кажутся по своей природе мирскими и обыденными, включены в понятие «ибадат»: например, зарабатывание себе на жизнь посредством халяль (дозволенных) средств, в том числе для исполнения своих обязательств по отношению к членам семьи, материально зависящих от данного человека.

В целом, ибадат бывает двух видов:

Один из них подразумевает действия, смысл которых — исключительно в поклонении Аллаху, без какой бы то ни было мирской цели. К данному виду относятся намаз, пост и т.д. Это прямой, непосредственный ибадат.

В другой вид ибадата входят действия, которые в основном носят мирской характер, но превращаются в ибадат, если исполняются в полном соответствии с шариатом и с намерением исполнить свой долг. Поэтому такие действия рассматриваются в качестве ибадата косвенным образом.

Очевидно, что непосредственный ибадат должен цениться выше косвенного.

Предписывая очень небольшое количество действий прямого ибадата в повседневной жизни (например, пятикратный намаз), Ислам оставляет своих последователей, в основном, с косвенным ибадатом — едой, питьем, зарабатыванием себе на жизнь, отношениями с женой, детьми, родителями, родственниками и другими людьми. Однако такие действия — в целом, мирские по своей природе. Человек настолько погружается в мирские удовольствия, что их материальная сторона превалирует над духовной. Поэтому у этих действий духовная сила меньше, чем у непосредственного поклонения.

Непосредственного ибадата в нашей жизни существенно меньше косвенного, поэтому духовный прогресс человека значительно уступает материальным достижениям. Месяц Рамадан призван сохранить баланс между материальным и духовным. В этом месяце непосредственный ибадат должен быть максимизирован, а мирские дела сведены к минимуму — этим мы стараемся ускорить духовный рост, восполнить упущенное и восстановить духовные потери, понесенные в результате глубокого погружения в мирские дела в течение прошлого года. Дни месяца Рамадан предназначены для поста — ибадата, который длится весь день и заключается в лишении себя пищи в течение многих часов. Это уменьшает нежелательные духовные последствия от материальных удовольствий. С другой стороны, ночи месяца Рамадан проводятся в таравихе, тахаджуде и сухуре, тем самым существенно сокращая обычную длительность сна. Кроме того, помимо предписанного поклонения, человек совершает столько нафль-ибадата, сколько может. И таким образом духовная деятельность поднимается на существенно более высокий уровень, чем в другие дни года.

Все это ясно указывает на то, что этот месяц нужно в максимальной степени посвятить непосредственному ибадату. Награда за благие поступки, совершенные в этом месяце, увеличивается именно для того, чтобы побудить мусульман совершать как можно больше ибадата.

КАК ПРОВЕСТИ РАМАДАН

Рамадан — время Божественной Благодати. Это месяц очищения, предназначенный для духовного обновления внутренних духовных качеств. Это золотая возможность для каждого мусульманина усилить свой Иман, очистить свое сердце и душу и устранить порочные последствия совершенных грехов. Этот месяц призывает каждого мусульманина минимизировать свои мирские занятия и максимизировать поклонение. Заранее распланируйте этот месяц, чтобы максимум времени посвятить ибадату.

Ниже приведен краткий список занятий, которые следует добросовестно выполнять в месяц Рамадан:

1. Совершать каждый намаз коллективно в мечети.

2. Подниматься чуть раньше времени сухура для исполнения тахаджуд-намаза. Точно установленного количества ракаатов для тахаджуда нет, но лучше молиться 8 ракаатов.

3. Совершать нафль-намазы: ишрак (2 ракаата после восхода Солнца), духа (4 ракаата, которые можно исполнить в любое время после ишрака до полудня) и Аввабин (6 ракаатов после магриба).

4. Декламирование Прославленного Корана. Точно установленного количества читаемого нет, но мусульманину следует декламировать Коран как можно больше.

5. Часто вспоминать Аллаха посредством различных пророческих поминаний, например: «Субхаана Аллаах уа бихамдихи субхаана Аллааху аль-Азыым», «Ляа хауля уаляа куввата илляа би-лляахи аль-алийй аль-азыым», «Субхаана Аллааху уа альхамдулилляах уа ляа иляаха илля Аллааху уа Аллааху Акбар», «Астагфиру-ллаах ллязии ляа иляаха илляа хува аль-хайй аль-кайюум уа атуубу иляйхи», «Аллаахумма солли аляа Мухаммадин аль-набийй аль-уммий уа-аляа аалихи уа-саллим таслииман».

Помимо произнесения в определенное время данных фраз (по 100 раз каждую), можно также продолжать часто произносить их в течение дня, даже если заняты нетрудными делами, когда идете или когда находитесь в кровати.

6. Молитвы и мольбы (дуа). Строго определенного дуа не предписано. Человек может молить обо всем, что ему нужно как в этом мире, так и в Следующем. Однако мольбы благородного Пророка (мир ему и Божье благословение) настолько всеобъемлющи, что они включают все, что может понадобиться мусульманину как в этой жизни, так и после смерти. Поэтому очень рекомендуется молить Всемогущего Аллаха словами, использованными нашим благородным Пророком (мир ему и Божье благословение).

Существует несколько книг, в которых собраны такие пророческие мольбы. Ниже приводятся названия 2 книг, которые следует держать в своем доме каждому мусульманину и использовать их для ежедневной мольбы: «Аль-Хиснуль Хасин» алламы Аль-Джазри и «Мунаджати-Макбуль» мауланы Ашрафа Али Танви.

7. Раздача садака. Помимо уплаты закята, являющегося обязательным, следует также тратить, насколько это возможно, деньги на садака в Рамадан. В достоверных хадисах сообщается, что благородный Пророк (мир ему и Божье благословение) особое внимание в месяц Рамадан уделял заботе о бедных и материальной помощи в их адрес. Поэтому мусульманину следует отдавать садака столько, сколько позволяют его возможности.

ЧЕГО НЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ В РАМАДАН

В месяц Рамадан следует полностью отказаться от всех греховных дел. Хотя грехи запрещены шариатом не только в Рамадан, но и в любое иное время, их запрет становится еще строже в этом месяце.

Каждый мусульман в этом месяце отказывается от определенных дозволенных действий — например, еды и питья во время поста. Было бы странно, если человек, отказываясь от дозволенного, продолжал совершать грехи, запрещенные шариатом в любое время. Поэтому отказ от грехов еще более необходим в этом месяце.

В частности, следует полностью отказаться от совершения следующего:

1. Лжи.

2. Злословия.

3. Пререканий (благородный Пророк (мир ему и Божье благословение) дал конкретный запрет на пререкания во время поста. Он указал нам на то, что если кто-то хочет затеять ссору в Рамадан, мы должны ответить ему, что мы постимся и соответственно не собираемся вступать ни в какие споры).

4. Употребления в пищу запретного.

5. Заработка недозволенными способами.

6. Любого поступка, способного причинить вред человеку.

7. Нагружать своих слуг или работников трудной работой, выходящей за рамки их способностей, без предоставления им средств для ее исполнения.

Одним словом, следует в максимальной степени отказаться от всех видов грехов и защитить свои глаза, уши, язык и все другие органы от недозволенных действий.

Если мусульманин проведет Рамадан описанным образом, он, инша Аллах, обнаружит, что его духовная сила поможет ему придерживаться исламского образа жизни, соответствующему Довольству Аллаха, в течение всего следующего года.


Вменение в обязанность мусульманского поста

Основными доводами обязательности соблюдения поста являются аят священного Корана и два хадиса Посланника Аллаха (мир ему и благословение) . Всевышний в Коране сказал (смысл): «Месяц Рамадан, в который ниспослан был Коран , будучи руководством для людей и как разъяснение прямого пути и различения между истиной и ложью… Тот же, кто застанет из вас Рамадан, пусть соблюдает пост ... » (сура «Аль-Бакара», аят 185).

شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنْزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُوا الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ

Если встретил Рамадан в одном месте, а прощаешься в другом

Именно поэтому мусульманские богословы и вынесли решение о том, что, если мусульманин начал поститься, увидев луну в своём населённом пункте, а затем отправился в путешествие в далёкий (где другой часовой пояс) населённый пункт, ему вменяется в обязанность завершить месяц Рамадан тогда, когда его завершат в местности, в которую он прибыл. Это положение распространяется даже на того, кто уже завершил 30 постов , потому что по Шариату с того момента, как он прибыл в новый населённый пункт, он как бы становится одним из жителей этой местности, следовательно должен соблюдать пост так же, как и все остальные жители. Если в местности, в которую прибыл мусульманин, увидели луну (указывающую на завершение месяца Рамадан и наступление Шавваля), то он обязан отпустить пост . И не имеет значения, соблюдал он всего 28 постов (потому как в этой местности Рамадан мог быть 29-дневным) или 29 постов (потому как Рамадан мог быть 30-дневным). Однако в первом случае, когда приезжему пришлось разговляться вместе с жителями, тогда как он соблюдал всего 28 постов , ему вменяется в обязанность восполнить один пост в любое удобное для него время после праздничного дня Ид аль-Фитр (праздник разговенья), потому что минимальное количество дней месяца Рамадан бывает 29.

Тот же, кто в праздничный день (Ид аль-Фитр) отправился в местность, в которой всё ещё постятся, обязан воздерживаться от всего, что нарушает пост , до наступления времени вечерней молитвы.

Согласно остальным трём мазхабам при видении новолуния поститься обязательно не только жителям близлежащих населённых пунктов, но и всем остальным, даже тем, кто живёт на другом полушарии Земли.

Условия обязательности поста

Таклиф. Таклифом называется наличие в мусульманине следующих качеств: совершеннолетие и рассудок. Сам мусульманин, который подпадает под эту категорию, называется мукалляфом. Т. е. поститься обязательно только совершеннолетнему мусульманину, достигшему половой зрелости. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Троим не записываются грехи: 1) спящему, пока не проснётся, 2) ребёнку, пока не станет совершеннолетним, 3) сумасшедшему, пока не поправится» («Сунану Аби Давуда», № 4403).

رُفِعَ الْقَلَمُ عَنْ ثَلَاثَةٍ عَنْ النَّائِمِ حَتَّى يَسْتَيْقِظَ وَعَنْ الصَّبِيِّ حَتَّى يَحْتَلِمَ وَعَنْ الْمَجْنُونِ حَتَّى يَعْقِل

Отсутствие обоснованной по Шариату причины, препятствующей поститься или разрешающей разговляться.

Причин, препятствующих соблюдению поста, две

Наступление месячных или послеродовых выделений у женщин.

Потеря сознания или потеря рассудка в течение всего дневного времени (т. е. со времени утренней молитвы до времени вечерней молитвы). Если потерявший сознание или сумасшедший придёт в себя даже на миг в течение светового промежутка дня, он обязан с этого момента поститься до конца дня.

Причин, разрешающих не соблюдать пост, три

Болезнь, при которой соблюдение поста наносит вред организму или доставляет сильную боль и недомогание. А если болезнь или боль будут настолько тяжкими, что будет вероятность угрозы жизни, – такому человеку вменяется в обязанность отпустить пост !

Дальнее путешествие. Дальним путешествием считается, когда расстояние пути не менее 83 километров. Кроме того, чтобы путнику дозволялось не соблюдать пост , необходимо, чтобы путешествие было дозволенным и продолжалось до конца дня. Тому, кто ещё будучи дома начал соблюдать пост, а затем в течение дня отправился в путь, не разрешается разговляться, т. е. прервать пост .

Основанием для вышеизложенных двух причин, разрешающих не поститься, служит аят Корана , в котором говорится (смысл): «<...> тот же, кто болен или в пути, пусть восполнит пост в другое время...» (сура «Аль-Бакара», аят 185).

وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ

Бессилие поститься. Тому, кто не в состоянии поститься из-за преклонного возраста или хронической болезни, например язвы желудка, разрешено разговляться. Поститься обязательно тем, кто физически в состоянии делать это. Поскольку в Коране сказано (смысл): «Тем же, кто в состоянии поститься лишь с неимоверной тягостью, следует накормить бедняка » (сура «Аль-Бакара», аят 184).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), давая комментарий к этому аяту, сказал, что речь идёт о людях преклонного возраста, которые не в состоянии поститься и которые вместо каждого пропущенного поста должны накормить одного бедняка (одним муддом (600 граммов) основного продукта питания данной местности) («Сахих аль-Бухари», № 4235).

В эту же категорию входят беременные и кормящие матери. Если соблюдение поста может нанести вред беременной женщине и/или зародышу или соблюдение поста может отразиться на грудном ребёнке, так что у роженицы может не хватать молока для ребёнка, разрешено разговляться, т. е. не поститься. Однако, если беременная или кормящая мать не соблюдает пост только из опасения нанести вред зародышу или грудному ребёнку, помимо возмещения пропущенных постов ей ещё вменяется в обязанность выплатить штраф в размере 600 граммов (мудд) в пользу бедняков за каждый пропущенный пост .

Условия, необходимые для действительности поста

- Месячные и послеродовые выделения . Их наступление тоже нарушает пост, даже если их продолжительность будет недолгой. И, конечно же, пропущенные посты по причине их наступления надо возмещать.

- Потеря рассудка или, да убережёт нас от этого Всевышний , вероотступничество тоже нарушают пост.

Каждому постящемуся необходимо остерегаться всех вышеперечисленных семи причин, в противном случае пост нарушится и будет недействительным. Пост того, кто совершит что-либо из вышеперечисленного, предполагая, что время утренней молитвы ещё не наступило, а в действительности оно уже наступило и это каким-то образом выяснится, – нарушается, но вместе с этим этот человек обязан воздерживаться от всего, что нарушает пост, до конца дня, проявляя уважение к месяцу Рамадан. Аналогично и в том случае, когда постящийся отпустил пост, предполагая, что время вечерней молитвы уже наступило, а как оказалось – нет, его пост нарушается, и ему необходимо возместить этот пост.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Фото: freepik.com

Священный месяц Рамазан является самым ценным месяцем в году. Он является особенным месяцем для мусульман.

“Месяц Рамазан - это месяц, когда был ниспослан Коран - наставление для людей (на правильный путь) и различение (между истиной и ложью)” (Сура 2, аят 185).

Согласно хадису Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), при наступлении месяца Рамазан открываются врата Рая, закрываются врата Ада и привязывают шайтанов, чтобы они не вредили мусульманам, не сбивали их с Пути Истины. Другой хадис гласит: “Если бы люди знали все преимущества месяца Рамазан, то они бы пожелали, чтобы он длился вечно” .

В этом месяце многократно увеличиваются шансы покаявшихся быть прощенными, шансы перетянуть чашу весов своих деяний в сторону добра. Поэтому с наступлением месяца Рамазан необходимо покаяться в ранее содеянных грехах, просить прощения у Всевышнего, постараться совершать как можно больше добрых деяний, совершать все намазы джамаатом и в мечети, стараться обрадовать родителей, близких и всех окружающих, прощать других, старательно совершать все таравихи, возмещать пропущенные намазы, а тем, у кого нет долга по намазам - совершать другие суннат-намазы, читать Коран, салават и другие различные молитвы, учиться исламским наукам и посещать маджлисы, в которых рассказывают об Исламе, раздавать садака и воздерживаться ото всего запретного, нежелательного, ибо награда за добрые деяния и наказание за нарушение запрета, совершение злых деяний в этом месяце увеличиваются многократно.

Особым даром Аллаха мусульманам является предписание поста в месяце Рамазан и награда за него.

Уважение к месяцу рамазан

В месяце Рамазан в дневное время нередко можно увидеть людей, считающих себя мусульманами, с сигаретой во рту, грызущими семечки, пьющими напитки или жующими что-нибудь. Такое демонстративное проявление пренебрежительного отношения к соблюдению поста в месяце Рамазан является проявлением неуважения к Исламу, проявлением невоспитанности и бескультурья.

Приведем пример из книги «Нузхатуль Маджалис», показывающий, что уважение к постящимся тоже является благочестием.

Один маджуси (огнепоклонник) проживал в мусульманском квартале. Однажды в месяце Рамазан он увидел, что его сын кушает на улице. Маджуси позвал сына домой и наказал за то, что тот проявил неуважение к мусульманам, которые соблюдают пост.

Через некоторое время после его смерти один хороший алим увидел его во сне в Раю на троне. Алим спросил его: «Ты ведь не был мусульманином - как же ты оказался в Раю?» Тот ответил: “Когда я был на смертном ложе, Всевышний внушил мне формулу Единобожия. Произнеся ее и уверовав, я отошел к Своему Создателю мусульманином”.

Итикаф

От Айшат (да будет доволен ею Аллах) передали, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах приветствует) в последние десять дней и ночей Рамазана переходил на итикаф, то есть проводил это время в мечети в ибадате. Также поступали жены Пророка (мир ему и благословение) и после его смерти. И нам желательно постараться провести эти дни в итикафе. Кто не может провести в итикафе десять дней, пусть проведет сколько сможет: несколько дней, один день, один час, хотя бы несколько минут!

Провести в мечети время в итикафе желательно не только в месяце Рамазан, но и в любое другое время.

Некоторые хадисы о посте и месяце Рамазан

Тому, кто соблюдает пост в месяце Рамазан, прощаются все совершенные им в прошлом грехи.

Принятие пищи перед началом рассвета в месяце Рамазан кроет в себе изобилие. Ешьте перед рассветом.

Читающего по одному аяту Корана днем и по одному аяту вечером ожидают блага соответственно количеству букв прочитанных аятов. Благодать такого рода получают шахиды – павшие за веру.

Кто в месяце Рамазан старается совершить намаз с джамаатом (коллективно), тому в Раю возводится город из нура (света) по числу ракаатов, совершенных коллективно.

Если бы рабы Божьи знали о всей благодати и достоинствах месяца Рамазан, они бы пожелали, чтобы он длился целый год.

Совершившего в месяце Рамазан один грех - ожидает двойное наказание, совершившегося одно доброе дело - двойное вознаграждение.

Следует очень уважительно относиться к месяцу Рамазан. Его благодать радует верующих. Это такой месяц, первые дни которого приносят благодать, средние дни - сулят отпущение грехов Всевышним, последние дни - спасают от пламени Ада.

Аллах говорит: “О ангелы, посмотрите на Моего раба, который оставил похоть свою, и удовольствие свое, и еду свою, и питье свое ради Меня”.

У Рая есть врата с названием “Райан”, через которые входят только те, кто соблюдал пост. Тем, кто войдет через них, обещано лицезрение Всевышнего.

У всего есть своя дверь - дверью к служению (поклонению) Аллаху является пост.

Подобно тому, как щит защищает человека в битве, так и пост охраняет его от пламени Ада.

Кто в месяце Рамазан радует родителей, слушается их, по возможности помогает им, на того Всевышний направляет взор Милости и Милосердия, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приходит ему на помощь.

Соблюдайте пост - это улучшит ваше здоровье.

Отказавшемуся от греховных поступков в месяце Рамазан Всевышний прощает грехи одиннадцати месяцев.

Месяц Рамадан (Рамазан) является одним из самых почитаемых у мусульман и требует строгого соблюдения поста. Наступает Рамадан в девятый месяц мусульманского лунного календаря.

Рамадан является частью лунного календаря и началом его считается появление луны. Лунный календарь на 11 дней короче Григорианского календаря, поэтому каждый год Рамадан начинается на 11 дней раньше, чем в предыдущем году.

Когда начинается и заканчивается пост в Рамадан

По данным астрономических вычислений, в 2018 году первый день мусульманского поста в месяц Рамадан придется на 16 мая и продлится до 14 июня.

В одних мусульманских странах первый день Рамадана определяется астрономическими вычислениями, а в других — непосредственным наблюдением за Луной или свидетельствами авторитетных мусульманских богословов. Ислам допускает обе возможности, в связи с чем дата начала религиозного праздника в разных странах может отличаться.

Как соблюдать пост в Рамадан

Пост (ураза) в Рамадане является одним из пяти cтолпов ислама — столь важным, что мусульмане верят: за тех, кто не успел восполнить до своей кончины пропущенные дни поста, должен компенсировать их опекун (или потомки), ибо за ними — не возданный долг Аллаху. Пост позволяет каждому мусульманину укрепиться в своей вере и самодисциплине, точно следуя наказам Аллаха.

От рассвета до захода солнца постящийся воздерживается от всех видов разговения (еды, питья, курения, половой близости и др.) и стремится сохранять свой язык от сквернословия, а душу — от нечистых помыслов.

С заходом солнца мусульмане прерывают свой пост. Вечерний обряд разговенья называется ифтар; вечернее разговенье — благословенное время, поэтому на него стараются пригласить родственников, близких друзей и соседей и считается, что мусульманин, устроивший угощение, может рассчитывать на прощение грехов и место в раю. Часто на ифтар приглашается мулла.

© Sputnik / Владимир Песня

Во многих странах ифтар подается в мечетях и готовят его сами верующие, чтобы вместе отведать угощений.

Пост в Рамадан разрешается не соблюдать только беременным и кормящим женщинам, тяжело больным, детям, людям, которые заняты на тяжелых работах или находятся в это время в пути, воинам, которые участвуют в боевых действиях. Однако эти причины не освобождают их полностью от выполнения поста, его нужно будет соблюсти в другое время.

К Рамадану мусульмане всего мира готовятся задолго до его наступления: женщины запасаются едой и продуктами, мужчины заняты покупкой подарков для встречи праздника.

Во время Рамадана мусульмане уделяют большую часть времени чтению Корана и поминанию Аллаха (зикр). Кроме ежедневных пяти молитв, каждую ночь поста совершают дополнительную молитву-намаз (таравих) после пятой молитвы.

Мусульмане верят в то, что Аллах может простить грехи человека, если он проводит время в чтении молитв и совершает богоугодные поступки, например, помогает нуждающимся, жертвует средства на благотворительные цели. По легенде, Аллах также освобождает какое-то число душ умерших из ада.

© Sputnik / Артем Креминский

Во время Рамадана мусульманам надлежит щедро раздавать садака (добровольные пожертвования) и закят (обязательную милостыню). Садака не обязательно означает денежное подаяние. Это может быть добрый поступок — к примеру, помощь ближнему — поступок, который верующий совершает во имя Аллаха, не ожидая, таким образом, награды со стороны человека, которому он помог.

Долг каждого мусульманина сделать небольшой взнос, называемый закят-уль-фитр, до окончания Рамадана. Собираемые деньги идут самым бедным и нуждающимся так, чтобы и они наравне со всеми могли принять участие в празднествах разговения Ид аль-Фитр. Большинство мусульман во время Рамадана щедро раздают закят, поскольку верят в то, что воздаяние за него в этот месяц возрастает.

© Sputnik / Максим Богодвид

Первая декада месяца олицетворяет принятие милости всевышнего, вторая — очищение от греха, а третья знаменует спасение от геены.

Особенно важной в месяц Рамадан считается ночь 27-го числа — "Лейлат аль-кадр" ("ночь могущества" или "ночь предопределения"), когда Аллах решает судьбы людей.

Последние десять дней Рамадана являются самыми священными, поэтому мусульмане проявляют еще большее усердие в актах поклонения. В эти дни многие мужчины совершают итикаф (духовное уединение), проводя это время в мечети.

Завершение Рамадана

Завершение Рамадана и поста ознаменовывается вторым по значению из мусульманских праздников — Ид аль-Фитр (в переводе с арабского — праздник разговения; по-тюркски — Ураза-байрам), начинающегося с заходом солнца в последний день Рамадана и продолжающегося 1-го и 2-го числа следующего месяца шавваль.

© Sputnik / Илья Питалев

Начинается он с чтения молитвы-намаза под руководством имама. После завершения молитвы имам просит Аллаха принять пост, простить грехи и дать благоденствие. Далее приступают к праздничной трапезе и раздаче милостыни бедным, а также посещают могилы предков. За совместными молитвами и проповедями часто следуют различные празднества: дети принимают участие в играх, всем желающим раздаются сладости, на улицах выступает театр и всюду слышны песни и радостные возгласы.

Во время Рамадана в мусульманских странах заметно снижается деловая активность, уменьшается рабочий день, усиливаются религиозные настроения; повседневная жизнь смещается на вечернее и ночное время суток.

Материал составлен по открытым источникам.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

(Коран: Сура 2, Аят 183)

Великий Аллах так говорит об этом:

"Месяц рамадан, в который ниспослан был Коран в руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различения (добра и зла, истины и лжи)"

(Коран: Сура 2, Аят 185)

В одну из последних десяти ночей месяца Рамадана 610 года н.э. в пещере Хираа на горе Жабаль-ан-Нур (Гора Света), недалеко от города Мекки началось Великое Откровение, оказавшее мощное и не имеющее аналогов воздействие на мировую цивилизацию:

"Поистине, Мы ниспослали Коран в ночь аль-Кадра. А что даст тебе знать, что такое "ночь аль-Кадра"?! Ночь Аль-Кадра лучше тысячи месяцев: в нее нисходят Ангелы и Дух (Ангел Жибрииль) с соизволения Господа их для всяких повелений. Она - есть мир до начала рассвета!" 2

(Коран: Сура 97, Аяты 1-5)

Пророк Мухаммад 3 говорил:

"Кто совершал Кийаам (добровольную молитву) в ночь Аль-Кадра ради Аллаха и в надежде на вознаграждение, тому прощены все предыдущие грехи"

«Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас, и чтобы вы завершили число (дней Поста) и возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас на праведный путь, - может быть, вы будете благодарны!»

(Коран: Сура 2, Аят 185)

У мусульманского Поста, соблюдаемого в месяц Рамадан, есть огромное множество преимуществ и положительных моментов, которые дают каждому соблюдающему его мусульманину благоприятные результаты. И мы хотели бы напомнить о тех из них, которые по своему значению занимают особое место. К числу таких благодеяний относятся:

Получение Божественного Благословения для каждого мусульманина, соблюдающего Пост в соответствии с Предписаниями Аллаха.
Выработка в себе умения подавлять низменные инстинкты и желания, происходящие от деяний сатаны.
Оздоровление организма человека в результате благотворного голодания во время Поста.
Развитие чувства сострадания к ближним, особенно к неимущим и больным, старикам и детям, ко всем, кто страдает, болен и слаб, а также дополнительные возможности для того, чтобы оказать им практическую помощь.
Очищение человеческой души от злых и нехороших мыслей, воздержание от совершения плохих поступков, развитие в человеке умения ценить все Блага, дарованные ему Аллахом, и выражение благодарности Всевышнему за Его Величайшую Милость к Своим верным рабам.
На этих добродетелях мы остановимся здесь более подробно
Божественное Благословение

Обращаясь к правоверным, Великий Аллах повелевает:

"О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас (иудеям и христианам), - может быть, вы будете богобоязненны!"

(Коран: Сура 2, Аят 183)

Мудрость данного Предписания заключена в том, чтобы каждый человек стал богобоязненным. Это качество необходимо всем, ведь без него невозможны добрые нравы. А без добрых нравов не может быть счастливой жизни ни у отдельного человека, ни в семейных отношениях, ни в общественном бытии.

Нужно отметить, что в Исламе быть богобоязненным - это предпосылка успеха в нынешней жизни и в Жизни Грядущей. Аллах в Его Милости дал нам месяц Рамадан, а одна из главных целей Рамадана - приобретение богобоязненности. Она приобретается за счет сознательного стремления к ней. И в этом важную роль играет нийя: в период Рамадана, с ночи до полудня, мусульманин должен - мысленно или вслух - произносить на любом языке и в любой формулировке о своем намерении соблюдать Пост ради Аллаха в течение предстоящего дня.

Также допускается провозглашать нийя по-другому, т.е. в первый день Рамадана мусульманин может произнести свое намерение о том, что он будет ради Аллаха соблюдать Пост в течение всего месяца Рамадана.

Богобоязненность - необходимое качество для каждого мусульманина и ее воспитанию в значительной мере способствует произнесение о своем намерении держать Пост во имя Аллаха. Произнося нийя, мусульманин еще раз проверяет себя и свою цель, что совершаемый им поступок - только ради Всевышнего.

Исламский Пост в месяц Рамадан обязывает каждого мусульманина (за исключением больных, находящихся в пути и некоторых других категорий людей) полностью воздерживаться от еды и питья в период между началом рассвета и полным заходом Солнца. Предписывается также воздержание от курения и интимных отношений в это время.

"...Ешьте и пейте, пока не станет различаться пред вами белая нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи... Так разъясняет Аллах Свои знамения людям, - может быть, они будут богобоязненны!"

(Коран: Сура 2, Аят 187)

Несоблюденные из-за болезни или странствия дни Поста должны быть возмещены в другое время, как это предписывается Аллахом в Коране (Сура 2, Аяты 184-185).

Разумеется, отказ от пищи и питья в этот период связан с чувством голода и жажды. Таким образом, человек добровольно подвергает себя определенным временным трудностям, которые мы переносим с терпением и удовольствием. Как они способствуют появлению и укреплению в человеке чувства богобоязненности, т.е. особого почтения по отношению к своему Создателю? Какова Награда от Всевышнего за это?

Великий Аллах говорит нам:

"Кто же добровольно возьмется за благо сверх того, это - лучше для него. А чтобы вы постились, это - лучше для вас, если вы знаете"

(Коран: Сура 2, Аят 184)

Добровольно подвергая себя определенным лишениям в установленное время, человек получает возможность больше времени уделять молитве, чтению и декламации Корана, он может всецело сосредоточиться на воспоминании Аллаха и мыслях о Нем. В это время человек чаще вспоминает о своем Создателе, глубже задумывается о цели своего бытия и о том, чт? ждет от него Всевышний.

Возвышенная духовность этого периода, глубокая сосредоточенность на совершении того, что угодно Богу и воздержание от всего, что Он запретил, отпугивает сатану и заставляет его бежать прочь. В это время Благодать Божья изливается на правоверных с особой силой. В это время открываются ворота Рая и закрываются ворота Ада. Это время, когда сатана и дьяволы не имеют свободы соблазнять верующих, вводить их в заблуждение и побуждать к совершению грехов.

Таким образом, за счет ограничения некоторых из своих телесных потребностей на определенное время, человек получает больше возможностей для духовного совершенствования, приближения к своему Создателю и имеет огромные Благословения за это от Аллаха.

Пророк Мухаммад сказал:

"Аллах предписал посты в этом месяце и велел нам в ночи этого месяца совершать дополнительные молитвы. Кто приближается к Аллаху одной добродетелью в это время, вознаграждение ему подобно тому, которое следует за выполнение одной обязанности (фард) вне Рамадана. А награда за соблюдение обязанности в это время равна по ценности той, которая следует за выполнение семидесяти обязанностей в другие дни года"

А еще Пророк в одном из своих Хадисов 1сказал:

"Первая часть месяца Рамадан - Милосердие, вторая часть - Прощение, третья часть - Освобождение от пламени Ада"

Стойко выдерживая испытания в период Поста, все верноподданные Аллаха шаг за шагом приближают к себе Великое Божественное Благоволение, венцом которого является избавление от наказания огня, - от адского пламени. Они получают Прощение и множество Благ, которые Аллах обильно ниспосылает правоверным
Управление желаниями

Достижение успеха в этой жизни и в жизни Грядущей невозможно без стремления угодить Всевышнему, без совершенствования своего характера и выработки в себе добрых нравов.

Можно спросить - почему же люди не стремятся делать все это?

И здесь нужно отметить, что без умения ограничивать себя в некоторых из своих устремлений, достичь нравственного совершенства невозможно. Но ведь такое ограничение нельзя навязать человеку принудительно - это должно стать его убеждением, пройдя через понимание сердца и разума. А привычка стойко и терпеливо переносить различные жизненные трудности зачастую не дается легко - она приходит посредством длительной тренировки и больших усилий. Хотя Пост в Исламе не является практикой аскетизма или умерщвления плоти - он представляет собой акт самодисциплины и покорности Богу, предполагающих строгое соблюдение установленного Им порядка начинать Пост перед рассветом и заканчивать его сразу же после захода Солнца.

Если с этой точки зрения рассматривать мусульманский Пост в месяц Рамадан, то мы убедимся, что именно для этих целей, в первую очередь он и был предписан Аллахом для всех муминун - верующих в Него.

Пророк Мухаммад так говорил о Рамадане:

"О люди! Благословенный месяц накладывает на вас свою тень... Это месяц терпения и награда за терпение - Рай, и это месяц доброты и сострадания..."

Таким образом, Рамадан - время силы духа и сострадания. И нужно обратить особое внимание на то, что выражение "сила духа" в Исламе употребляется для обозначения успешной внутренней борьбы человека, стремящегося подчинить, поставить под контроль некоторые из своих чувственных влечений, желаний и потребностей. Не случайно Пост в месяц Рамадан называют "хорошей тренировкой для мусульман". В этот месяц все истинные мусульмане не перестают трудиться с тем, чтобы стать лучше. Они учатся не быть жадными и эгоистичными. В период Поста каждый настоящий мусульманин прилагает все силы к тому, чтобы не лгать и не рассказывать всякие небылицы о других людях. Но все это возможно только за счет значительных личных усилий каждого верующего, которые направлены на стойкое перенесение болезненных ощущений и неприятных явлений ради того, чтобы Бог был доволен им. Именно на это и направлен Пост от начала и до конца. В нем физическая тренировка и выносливость идут параллельно с тренировкой и закалкой духа. Здесь рождается настоящее мужество на Пути Аллаха. И это есть джихааду-ннафс, борьба против своего собственного "я" ради того, чтобы угодить Всевышнему.

Такая борьба представляет собой немалые трудности для человека. Ведь при этом ему приходится ограничивать не кого-либо другого, а самого себя. А это иногда оказывается труднее, чем "исправлять" недостатки других людей. Тем более понятным становится огромное значение Поста в месяц Рамадан: это акт личного выражения веры каждого мусульманина, это серьезный личный экзамен для каждого. В нем проверяется искренность Веры и чистота сердец.

Но у такой "тренировки" в период Поста есть и много других положительных моментов. Человеческая жизнь в этом мире не является гладкой дорогой без проблем и лишений. Скорее она сама представляет собой суровый "экзамен на прочность". И успешно выдержать этот экзамен, преодолев все преграды, невзгоды и трудности жизненного пути тоже помогает закалка, приобретаемая при соблюдении Поста.

По результатам этого испытания в День Воскресения Аллах будет судить каждого человека. Ведь Он прямо говорит нам:

"В тот день выйдут люди толпами, чтобы им показаны были их деяния; и кто сделал на вес пылинки добра, увидит его, и кто сделал на вес пылинки зла, увидит его"

(Коран: Сура 99, Аяты 6-8)

Мусульманский Пост в месяц Рамадан представляет собой эффективный урок полезного воздержания и силы воли. Мусульманин, соблюдающий Пост тщательно, вне всякого сомнения является человеком, который дисциплинирует свои страстные желания и становится выше физических соблазнов. Именно таким является человек силы воли и решительности, человек-личность, обладающий характером истинного мусульманина.

Духовные и физические усилия верующего, направленные на преодоление животных инстинктов неизменно приводит всех мусульман к тому, что они становятся более восприимчивыми к добру и приобретают отвращение к злу. В период Рамадана среди правоверных в целом возрастает склонность к совершению добрых дел и стремление к миру. Причем зачастую такие стремления возрастают настолько, что в этот период многие отклонившиеся мусульмане начинают следовать примеру своих собратьев и возвращаются к чистой вере. Более того, этот пример побуждает новых людей принимать Ислам под влиянием особого Божественного вдохновения и под воздействием положительного примера истинных мусульман.

Пророк Мухаммад в одном из Хадисов учит нас:

"Саум не есть только воздержание от пищи и питья, а воздержание от вздора, пустословия и сквернословия. И если во время поста кто-то ругает тебя или ищет ссоры с тобой, скажи: "Я соблюдаю пост""

Невозможно не понять, каким благотворным для всего человечества стало бы правило хотя бы один раз в году в течение месяца соблюдать Пост таким образом, чтобы полностью избегать ссор, распрей, вражды, не говоря уже о бесконечных войнах, которые не утихают на планете. Сколько миллионов человеческих жизней было бы спасено от смерти и сколько добрых дел было бы совершено!

К сожалению, люди забывают о Дне Суда и поэтому в нынешней действительности иногда происходит совсем наоборот.

Обращаясь ко всему человечеству, Аллах говорит:

"Увлекла вас страсть к умножению, пока не навестили вы могилы. Так нет же, вы узнаете! Потом нет же, вы узнаете! Нет же, если бы вы знали знанием достоверности... Вы непременно увидите огонь! Потом непременно вы увидите его оком достоверности! Потом вы будете спрошены в тот день о наслаждении!"

(Коран: Сура 102, Аяты 1-8)

Человек обязан всегда помнить, что День Суда - неизбежен. И каждый увидит Ад, потому что Аллах говорит в Коране:

"Нет среди вас того, кто бы над ним не прошел; для твоего Господа это решение постановленное"

(Коран: Сура 19, Аят 71)

Чтобы избежать пламени Ада каждый человек должен стремиться стать богобоязненным. Он должен научиться преодолевать в себе животные страсти и полностью подчинить себя Воле Аллаха. Только таким путем человечество может прийти к миру и процветанию. А одним из главных средств воспитать в себе положительные черты характера, высокие нравственные качества и усовершенствовать добрые нравы является Священный Рамадан.

"И приближен будет рай для богобоязненных недалеким. Вот что обещано вам для всякого кающегося, соблюдающего, того, кто боится Милосердного втайне и приходит с сердцем обращающимся. "Входите туда с миром, это - день вечности". Им - то, что они пожелают там, и у Нас - добавка"

(Коран: Сура 50, Аяты 31-35)

Оздоровление".

Но следует помнить, что главное оздоравливающее воздействие оказывает Помощь Всевышнего, которая приходит к каждому мусульманину, соблюдающему Пост надлежащим образом.

Современные научные исследования о воздействии мусульманского Поста в месяц Рамадан на человеческий организм убедительно свидетельствуют о том, что надлежащее соблюдение Поста является хорошей защитой от многих болезней.

Здесь мы приведем лишь некоторые данные таких исследований:

а) в результате Поста укрепляется иммунная система, т.к. улучшается деятельность лимфатических узлов в 10 раз и увеличивается количество клеток, которые выполняют специфические иммунные функции;

б) предотвращается ожирение и опасности, которые оно таит в себе. Это исходит от духовной и умственной стабильности, которая достигается в период Поста. Причем такая стабильность во многом является следствием той духовной атмосферы, которая окружает соблюдающего Пост, а также большое количество действий выражения Веры (Ибадат) в этот период, как, например, совершение дополнительных молитв, чтение Корана и других. Это весь комплекс действий, которые являются "расходованием на пути Аллаха и ради Аллаха", удаление от всякого рода волнений, переживаний и напряженности; направление духовной и телесной энергии в положительное русло, контроль над своими страстями и желаниями;

в) Пост защищает организм от опасности скопления ядов в его тканях и клетках; происходит профилактика образования камней в почках, поскольку увеличивается количество натрия в крови, что не допускает кристаллизации калия. Увеличение количества мочевины в крови помогает избежать отложения мочевых солей, которые образуют камешки в мочевыводящих протоках;

г) Пост успокаивает половые инстинкты, особенно у молодежи, и таким образом уберегает человека от излишнего духовного и телесного возбуждения и смущения, различных моральных отклонений;

д) Подтверждено положительное влияние Поста на профилактику психических отклонений, в частности, "раздвоения личности". Установлено также, что правильное Соблюдение Поста и диета позволяют приостановить развитие и постепенно избавиться от некоторых психических заболеваний.

Экспериментальным путем подтверждено также, что:

а) Пост облегчает работу органов пищеварения в том числе за счет улучшения механизма всасывания в пищеварительном тракте и выполнения связанных с этим функций наилучшим образом. Пост дает возможность физиологического отдыха всего пищеварительного аппарата после употребления пищи на определенный срок. Такой отдых получают, в частности, слюнные железы, желудок, печень, поджелудочная железа, кишечник;

б) Пост помогает работе эндокринных желез, которые связаны с процессами обмена веществ в период после всасывания питательных веществ. Это позволяет им наиболее успешно выполнять свою роль в выделении активных гормонов и активизацией механизмов торможения-возбуждения этих процессов ежедневно. Результатом этого является достижение баланса в деятельности гормональной системы организма;

в) Активизируется клеточный обмен веществ глюкозы, жиров и белков, создаются необходимые условия для того, чтобы эти вещества выполняли свою роль наилучшим образом;

г) Улучшаются детородные функции и у мужчин и у женщин;

д) Человек получает большую пользу от воздержания в питье во время Поста, т.к. это помогает организму лучше реализовать накопленную энергию, повышает способности к учебе, улучшает память;

е) В результате Поста разрушаются больные и слабые клетки в организме, причем процент строения новых клеток - повышается;

Поистине, соблюдение Исламского Поста - это послушание, покорность и повиновение Аллаху. Это - просьба и надежда ожидания того, что у Него в числе вознаграждений - огромная польза для души и тела. Пост вселяет в душу спокойствие и уверенность. Все это положительно воздействует на механизм обмена веществ и способствует тому, что этот процесс происходит наилучшим образом. Ас-Саум - и в идейной убежденности и в практическом поведении усиливает у человека многие духовные качества: терпение, силу воли, контроль над всякими инстинктами и желаниями, придает душе спокойствие, мир, уверенность, довольство и радость.

Режим приема пищи во время Рамадана - это еще один фактор, который способствует крепкому здоровью. Нужно сказать, что, хотя по правилам мусульманского Поста нельзя принимать пищу и питье и т.д. от начала рассвета до захода Солнца, соблюдение Поста не является причиной отказа от работы и от выполнения других повседневных обязанностей. Поэтому для того, чтобы обеспечить работоспособность организма в течение дня, предписывается принимать пищу вовремя, т.е. сразу после захода Солнца (Ифтар) и непосредственно перед началом рассвета (Сухур).

Чтобы не просыпaть время Сухур и таким образом не начать питаться один раз в сутки, но своевременно давать организму необходимое подкрепление на весь предстоящий день, Пророк специально предупреждал мусульман, давая им такой совет:

"Примите Сухур, поистине, в Сухуре - Благословение" 1

Кроме того, этот принцип поддержания крепкого, здорового тела и разума видно в следующем изречении Пророка:

"Люди (пребывают) в добре до тех пор, пока они спешат разговеться (т.е. прервать Пост и принять пищу, Ифтар, вовремя)".

Понятно, что голодание хорошо для здоровья, однако от длительного голодания нет никакой пользы, кроме вреда.

Интересно отметить еще и то, что прием пищи на пустой желудок после времени воздержания от еды и питья требует особого способа. По этому поводу Пророк Мухаммад сказал следующее:

"Начинайте ежедневное разговление с финика, а если нет (финика) тогда с воды, - поистине она чистая"

На основе этого Хадиса и других Изречений Пророка у мусульман всего мира существует традиция принятия Ифтара следующим образом: сразу же после захода Солнца громко звучит Азан, призыв к молитве (Салят Магриб), для того, чтобы все мусульмане знали, что подошло время Ифтара. В некоторых мусульманских странах специально с этой целью устраивают шумные фейерверки и т.п. Услышав Азан, мусульмане съедают по нескольку фиников или другие имеющиеся фрукты, например, яблоки, изюм и т.д., либо выпивают стакан молока или просто стакан воды. После этого они совершают молитву Магриб, а после молитвы принимают более плотный ужин.

В Рамадан мусульмане в качестве хорошей традиции любят принимать такой ужин совместно. Это может быть в кругу семьи, близких или дальних родственников или других людей, либо даже в большом собрании, где присутствуют, например, по 400 человек. Такая традиция, кстати, существует у нас на Украине в разных городах и такие совместные ужины бывают каждый год.

Они особенно сближают как близких родственников, так и всех мусульман, укрепляют между ними узы братства, взаимопомощи и любви. И хотя в общем в период Поста потребность человека в количестве еды несколько уменьшается, зато духовное наслаждение от совместной семейной или коллективной трапезы неизмеримо возрастает.

Соблюдающие Пост мусульмане принимают эту еду с чувством особого благоговения и благодарности Аллаху еще и потому, что ограничения питания в этот период дают возможность с особой остротой почувствовать ценность пищи, которую дает нам Всевышний и осознать Великую Милость Аллаха, Который обеспечивает нас всем необходимым.

1 Согласно Изречению Пророка Мухаммада прием пищи Сухур непосредственно перед началом рассвета есть Сунна Пророка, т.е. его жизненный пример для всех мусульман. И надо отметить, что следование примерам Пророка есть неотъемлемая часть Ислама.

Сострадание

До нас дошел Хадис Кудуси, который гласит:

"Я ведь принимаю молитву того, кто непременно являет в ней свою смиренность пред Моим величием. И того, кто не чинит несправедливость и не превозносит себя над Моими созданиями. И не упорствует в грехе в противовес Мне. Кто весь день пребывает с мыслью обо Мне и поминает Меня устами. И проявляет милосердие к бедным, странникам и вдовам. И милосерден ко всем, кто страдает"

Ислам есть религия сострадания. Жизненный путь Пророка Мухаммада - это пример того, как следует относиться к тем, кто страдает от болезней, бедности и других лишений, от которых никто не может быть "застрахован" в этой жизни. Сострадание - необходимое качество для людей, живущих в обществе. В противном случае общество превращается в совокупность эгоистов, где каждый предоставлен воле случая и находится во власти сатаны и дьяволов.

Сострадание в Исламе - это не только материальная поддержка нуждающихся. Это всякое доброе дело, угодное Аллаху.

Пророк сказал:

"Предохраните себя от огня Ада хотя бы половинкой финика, а кто не имеет и этого, то добрым словом"

Пророк говорил также:

"Не пренебрегай ничем из одобряемого, хотя бы и тем, чтобы встретить брата твоего с радостным лицом"

Сострадательное отношение к ближним - это Предписание Аллаха, воплощенное в жизненном примере Пророка, который по свидетельствам его сподвижников стоял выше всех людей в своей щедрости и в совершении добра для всех людей. Об этом повествует и вышеприведенный Хадис Кудуси.

Однако, были особые периоды в жизни Пророка, когда его благосклонность к своим ближним поистине не знала границ. Это были месяцы Поста, когда казалось, что Пророк в своей щедрости и благосклонности был быстрее ветра.

Предание говорит нам о том, что Рамадан был для Посланника Аллаха особым периодом. Это было время радости и необычайно сильного проявления таких чувств, как сострадание и любовь ко всему человечеству. Не случайно сам Пророк, как говорилось выше, считал Рамадан временем не только терпения, но также и временем особой доброты и сострадания.

Такому состраданию очень благоприятствует щадящее голодание, которого придерживается мусульманин в этот период. Соблюдая Пост надлежащим образом, правоверные обретают незаменимый опыт: когда они сами терпеливо переносят голод, они учатся сочувствовать и сострадать людям, вынужденным голодать по причине бедности и вынужденного недостатка пищи.

В одном из Хадисов Пророка сказано:

"Тот не верующий, кто ест досыта, когда его сосед лежит рядом голодный"

Таким образом, наличие чувства сострадания у мусульманина в значительной мере может быть свидетельством искренности его веры. А человек, не имеющий чувства сострадания к своим ближним вообще не может считаться верующим:

"Видал ли ты того, кто ложью считает религию? Это ведь тот, кто отгоняет сироту и не побуждает накормить бедного"

(Коран: Сура 107, Аяты 1-3)

Мусульманский Пост, как и другие важнейшие действия выражения веры в Исламе, приучает человека к терпению и самоотверженности во имя Аллаха. Мусульманин, соблюдающий Пост, чувствует боль лишений, но переносит ее с терпением и достоинством. Эти лишения носят временный характер, хотя нет сомнения в том, что они дают мусульманину возможность понять жестокие удары боли, которые испытывают другие возможно в течение гораздо большего времени - на протяжении многих месяцев или даже лет. Значение этого опыта в социальном и общечеловеческом смысле таково, что такой мусульманин становится способным намного быстрее откликаться на беду своих ближних и быстрее других пытается удовлетворить их нужды. Это и есть наиболее красноречивое выражение самоотверженности и истинной любви.

Пророк говорил:

"Кто облегчил что-либо для находящегося в затруднении, тому Аллах даст облегчение в этой жизни и в Грядущей"

И возможность получения награды мусульманину за его искреннее сострадание к своим ближним убедительно свидетельствует, что такое качество и обусловленные им добрые дела и поступки относятся к числу тех дел, которые угодны Аллаху и поощряются Им.

Именно благодаря заботе Аллаха и Его помощи, благосостояние такого мусульманина в период Рамадана получает прирост, ведь в Предании сказано:

"Это месяц, во время которого доля (благосостояния) верующего возрастает"

Опыт, приобретаемый каждым соблюдающим пост мусульманином, показывает, что в период Поста он получает больше и лучше еды и питья, чем в течение остальных месяцев года. А то, каким образом и каким путем может происходить такой прирост в этом мире с его причинно-следственными закономерностями, решается по Воле Аллаха и Его Милости.

"Пример тех, которые расходуют свои имущества на пути Аллаха, подобны зерну, которое вырастило семь колосьев, в каждом колосе - сто зерен. И Аллах умножает, кому пожелает. Поистине, Аллах объемлющ, знающ!"

(Коран: Сура 2, Аят 261)

Добровольные ограничения в еде, принимаемые на себя каждым мусульманином в период Рамадана, способствуют воспитанию чувства экономного и бережного отношения к пище, которую нам дает Аллах. Это особенно важно для воспитания такого чувства у детей, которые зачастую смотрят на продукты питания как на само собой разумеющееся.

Потребление меньшего количества пищи позволяет сэкономить ее некоторое количество и денежные средства, которые нужно отдать голодным и беднякам.

"...благодетельствуй, как благодетельствует тебе Аллах..."

(Коран: Сура 28, Аят 77)

Очищение

Рамадан заканчивается большим праздником, одним из двух праздников, существующих в Исламе. Это - праздник разговления, по-арабски - Ид-аль-Фитр 1. В этот день все мусульмане отправляются в мечеть, чтобы вместе совершить особую праздничную молитву - Ид 2, после окончания которой все поздравляют друг друга пожеланием: "Ид Мубарак!" - "Благословенного празднества!"

Однако перед тем как отправиться на праздничную молитву, мусульманам следует раздать бедным и нуждающимся праздничные подарки в виде сэкономленных за период Поста денег и пищи так, как учил Пророк Мухаммад. Для многих неимущих людей это оказывается двойным праздником, ведь далеко не каждый день им представляется возможность отведать столько вкусной еды или купить что-то для себя!

Однако не следует думать, что окончание Поста - это начало вседозволенности и распущенности. Ни в коем случае! Наоборот, приобретенные за период Рамадана духовные Блага следует ценить, оберегать и всячески развивать в себе во все последующие дни жизни, стремясь угодить Всевышнему!

Начиная с 623 года н.э., когда Пост в месяц Рамадан стал одним из важнейших предписаний Ислама, существует Закят-аль-Фитр - очистительная милостыня праздника разговления, обязательная выплата для тех, кто в состоянии ее сделать. Она является составной частью соблюдения Поста, т.е. обязательным условием, без выполнения которого мусульманин не достигнет желанной цели. Пророк Мухаммад говорил по этому поводу, что Пост в Рамадан висит между небом и землей и возвышается только с помощью уплаты Закят-аль-Фитр.

В соответствии с указанием Аллаха, записанным в Коране, эта очистительная милостыня вносится в честь Поста месяца Рамадан за каждого мусульманина - мужчину и женщину, взрослого и ребенка, т.е. за всех членов семьи. Закят-аль-Фитр можно отдавать в любое время в течение месяца Рамадан до начала молитвы Ид, потому что после молитвы Ид это уже не считается Закят-аль-Фитр, а просто милостыня. Поэтому мусульмане прилагают

все усилия к тому, чтобы выплачивать ее до начала молитвы Ид (праздника). Самым лучшим временем для этого считается раннее утро, предшествующее праздничной молитве. Такая милостыня предназначена бедным и неимущим, в первую очередь тем, кто живет по соседству.

Некоторые мусульмане, стремясь к бoльшим Благословениям Аллаха, имеют привычку в месяц Рамадан уплачивать вместе с Закят-аль-Фитр также и общий Закят от своих доходов, полученных в предшествующем году.

В Священном Коране Аллах говорит нам:

"Никогда не достигнете вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите. А что бы вы ни издержали, - то поистине, - Аллах про это знает"

(Коран: Сура 3, Аят 92)

Почему же милостыня - очистительная?

Давая общее Повеление о милостыне, Аллах говорит:

"Возьми с имуществ их милостыню (закят), которой ты очистишь и усовершенствуешь их..."

(Коран: Сура 9, Аят 103)

Такое очищение означает, что милостыня дает возможность отдельным мусульманам искупить грехи. В частности, очистительная милостыня Закят-аль-Фитр дает возможность искупить грехи, допущенные в месяц Рамадан, таких, как случайное нарушение правил Поста, сквернословие, пустословие, нанесенные обиды т.д. Внося Закят-аль-Фитр, мусульманин облегчает жизнь нуждающегося человека, хоть на какое-то время избавляет бедных и нищих от тяжкого бремени терпеть голод и ходить с протянутой рукой. Вот почему Закят-аль-Фитр во все века считался делом, угодным Всевышнему. Еще более угодным Богу делом это становится в дни, когда немало наших сограждан испытывают острый недостаток в сaмом необходимом. Всевидящий Аллах не оставит без Своей Милости того, кто поможет другому и воздаст ему за совершение доброго дела:

"Те, которые тратят свои имущества на пути Аллаха и потом то, что истратили, не сопровождают попреками и обидой, им - их награда от Господа их, и нет страха над ними, и не будут они печальны"

(Коран: Сура 2, Аят 262)

В целом же очистительная милостыня исходит из учения Ислама о милосердии по отношению ко всем нуждающимся, как к важнейшей обязанности каждого мусульманина. Привыкая совершать акты милосердия по отношению к своим ближним, мусульманин очищает свою душу от жадности и эгоизма. Отдавая часть своего имущества - того что он любит и чем дорожит, человек вырабатывает в себе щедрость. Очистительная милостыня подобна благотворному омывающему дождю, который смывает грехи того, кто отдает ее ради Аллаха с чистым сердцем и искренне:

"А те, которые тратят свое имущество, стремясь к благоволению Аллаха и по укреплению от своих душ, подобны саду на холме: его постиг ливень, и он принес свои плоды вдвойне... Поистине, Аллах видит то, что вы делаете!"

(Коран: Сура 2, Аят 265)