Реалити-шоу — что это такое? Определение, значение, перевод. Что такое реалити шоу Виды реалити шоу

Что такое реалити-шоу - развлечение или...? и получил лучший ответ

Ответ от Мила ****[гуру]
«Есть и психически здоровые люди, которые телевизор смотрят достаточно редко и случайно. Для них не важно, что они увидят, они не станут от этого другими»
Психиатр. (пожелавший остаться неизвестным.)
Реалити-шоу» - это слово вошло в лексикон жителей планеты 16 сентября 1999 года, когда в эфире одного маленького голландского телевизионного канала появилось шоу «Большой брат» . Символика названия говорит сама за себя.

В мировом телевидении существуют четыре типа реалити-шоу. Любопытно, что Борхес нашел ровно столько же типов сюжетов в мировой литературе.
Первый тип знаком нам по проекту российского ТВ «Последний герой» . Суть его в том, что участнику необходимо победителем вернуться домой из какого-нибудь отдаленного уголка планеты, куда боги - устроители шоу - помещают его для экстремальных испытаний. Для этого он должен обладать всеми талантами Улисса из «Одиссеи» Гомера: хитроумием, смелостью и главное - неограниченной способностью жертвовать товарищами во имя своего успеха. «Я голосую против тебя… Мы все голосуем против тебя».. .


Второй тип реалити-шоу развился из программы «Большой брат» , о которой шла речь выше. Мы знаем ее под названием «За стеклом» . Суть в изоляции группы людей в апартаментах с зеркальными стенами, начиненными подглядывающим и подслушивающим оборудованием для дотошной регистрации быта осажденных. Технология позволяет качественно снимать процесс телекамерами, большую часть из которых участники даже и не видят.
Ставка делается на то, что быт участников будет интересен зрителям больше, чем заранее придуманные сценаристами приключения. Но возможность коллективного техногенного вуайеризма довольно быстро наскучила зрителям. И продюсеры решили повышать рейтинг своих программ, нагнетая в застеколье атмосферу осажденной крепости: клаустрофобии, стресса, конфликтов между участниками, ну, конечно, и показом «клубнички» в ночных выпусках программы.


Третий тип реалити-шоу - это разновидности классической телепередачи «Алло, мы ищем таланты» . Мы видели такие ее воплощения, как «Фабрика звезд» , «Стань звездой» , «Народный артист» , «Ты - супермодель» , «Факультет юмора» . Используемые в драматургии реалити-шоу таланты (если таковые вообще имеются) могут быть любыми.
Четвертый тип наиболее интересен для нас, пресыщенных телеманьяков, здесь акцент делается на различные страдания: духовные и телесные. Страх, физическая боль, сильный стресс, голод, безденежье, ксенофобия - все это видим в шоу подобных «Чудотворцам» , «Креслу» , «Голоду» .
Реалити-шоу - это развлечение и большие деньги, кто запускает их в эфир, мне кажется остальное их не интересует! Ведь редко кто находит достойного продюсера, чтобы продолжить свою музыкальную карьеру.

Российские реалити-шоу обрели популярность в начале 2000-х. Телезрители следили за перипетиями, происходящими на необитаемом острове, за стеклом и на лобном месте. «Последний герой», «За стеклом», «Фабрика звезд» — хотя бы одно реалити-шоу вы точно видели. Так сегодня появляются звезды - в режиме он-лайн, на глазах у всей страны.

После завершения телепроектов сохранить популярность удалось немногим, остальные пропали из поля зрения общественности. Судьбы участников реалити-шоу сложились по-разному. Кто-то стал профессиональным актером, кто-то ушел в политику, а кто-то связался с криминалом и угодил в тюрьму.

Мы вспомнили главных героев самых первых отечественных реалити-шоу.

Сергей Одинцов («Последний герой»)

Практически одновременно с проектом «За стеклом» стартовало шоу «Последний герой», в котором 16 участников жили жизнью робинзонов на необитаемом острове. Первый сезон выиграл Сергей Одинцов, таможенник из Курска. Выигранные 3 млн рублей он вложил в строительство ресторана в родном городе. После шоу Сергей уволился из таможни, занялся политикой (был депутатом городского собрания) и бизнесом.

Александр Константинов («Голод»)

Одним из самых неординарных реалити-шоу стал проект «Голод». Его участники должны были выжить в доме, где есть все, кроме еды и денег. Победителем первого сезона стал Александр Константинов. После «Голода» он поступил в театральный институт. Его можно увидеть в фильмах «Одна ночь любви», «Папины дочки», «Ефросинья». Сегодня Александр –востребованный актер, у него в запуске сразу несколько проектов. Как победитель «Голода» он получает ежемесячно 1000 долларов (пожизненно). Кроме того, этому шоу он обязан личным счастьем: свою будущую супругу Карину Сабирзянову он встретил среди его участников. В прошлом году у них родились двойняшки Клим и Оливия.

Инна Гомес («Последний герой»)

Самая красивая и одна из самых «живучих» участниц «Последнего героя». После проекта Гомес поступила в Московскую академию искусств на факультет психологии, родила дочь, снялась в кино и некольких телесериалах и занялась благотворительностью. Известна тем, что почти не появляется в тусовке, ведет достаточно закрытый образ жизни и полностью игнорирует социальные сети.

Марина Александрова («Последний герой»)

В третьем сезоне «Последнего героя» снялась начинающая актриса Марина Александрова. Тогда еще не было романов с актерами Александром Домогаровым и Иваном Стебуновым и режиссером Первого канала Андреем Болтенко. Тогда она была юной, загорелой и бесстрашно участвовала в самых сложных конкурсах проекта. Сегодня она мама и одна из самых востребованных актрис российского кино.

Виктория Боня (Дом-2)

Виктория Боня приехала покорять столицу из Читинской области в 16 лет, участвовала в конкурсе красоты «Мисс Земля», а после попала на проект «Дом-2». Через год «одна из самых красивых женщин Москвы», как окрестил Боню журнал Time Out, покинула реалити-шоу и появилась на телевидении уже в роли ведущей и актрисы. Сегодня Виктория живет на две страны, путешествуя из России в Монако и обратно, воспитывает дочь вместе с мужем, ирландским миллионером Александром Смерфитом.

Май Абрикосов (Дом-2)

После проекта он вел мистическую программу «Тайны» на канале ТВ-3, но потом его место занял Алексей Чумаков. Кроме того, Май делал шаги на актерском поприще: поступил в театральный, начал сниматься в кино. Но потом все бросил и вернулся в родное село в Воронежской области. По свидетельству очевидцев, он работает в колхозе сборщиком урожая, живет отшельником и ударился в религию. Правда, недавно парень после огромного перерыва дал интервью, в котором выразил надежду, что еще станет великим актером. Также Май рассказал, что у него есть девушка, на которой он собирается жениться.

Михаил Гребенщиков («Фабрика звезд»)

Гребенщиков прославился на «Фабрике звезд» тем, что не вступал ни с кем в коалиции, держался особняком и не пожелал войти в состав бойзбэнда. После проекта ушел на радио, затем стал телеведущим, но музыку не забросил, выпустив три сольных альбома.

Термины Телевизионная сеть
Телевизионная синдикация
Апфронт · Рейтинг Нильсена
Замена в середине сезона
Премьера сезона · Финал сезона
Телесериал · Клиффхэнгер
Прайм-тайм · Закадровый смех
Шоураннер Жанры и форматы Теленовелла
Мыльная опера
Ситком · Антология
Процедурная драма
Подростковая драма
Ток-шоу
Мини-сериал
Реалити-шоу
Новости Оформление статей
Категории

Реа́лити-шо́у или реалити-телевидение (от англ. reality - действительность, реальность) - телевизионный жанр, разновидность развлекательной телевизионной передачи и онлайн-трансляции. Сюжетом является показ действий группы (или групп) людей в приближенной к жизни обстановке. Реалити-телевидение очень развито в США и Великобритании и процент реалити-программ в сетке вещания этих стран гораздо выше, чем в России, однако термин «реальное телевидение» существует только в западной типологии жанров, в России в том же значении употребляется менее точный - «реалити-шоу».

Наиболее известными российскими реалити-шоу являются: Дом-2 и Битва экстрасенсов .

Данный телевизионный жанр объединяет множество телевизионных программ, изначальная идея жанра предполагала соответствие передачи следующим признакам:

  • отсутствие сценария
  • подача в телеэфир с первого дубля
  • участие «обычных» людей, не имеющих практики в игровом жанре, а не профессиональных актёров
  • условия съемок, максимально приближенные к реальным (в отдельных случаях - экстремальные ситуации и борьба за жизнь).

В течение длительного времени в передаче показывается (якобы) естественная жизнь и взаимодействие изолированной группы персонажей в той или иной обстановке. Декларируется свобода поведения участников - считается, что события развиваются свободно, без заранее определённого сценария ("Scripted Reality"), в чём и состоит «изюминка» реалити-шоу. Зрителя заставляют поверить в то, что он становится свидетелем не разыгранного спектакля, а реальных сцен из жизни.

История

Впервые передачи, показывающие людей в неожиданных ситуациях, появились на телевидении в 1940-х годах.

  • Шоу игры сочетает в себе вышеперечисленные направления и вызывает наибольший интерес у зрителей тем, что невозможно предугадать сюжет и события, которые обычно носят случайный характер. Интерес и азарт возникают по мере развития шоу. Нелинейный сюжет, зашифрованные миссии, поиск нестандартных решений и неожиданный результат - основные особенности шоу игры. Участники помещены в нестандартные условия и преодолевают не только физические, но и интеллектуальные препятствия. Заранее сами участники не знают о том, как пройти следующее задание и что ждёт их в будущем.

Реалити-шоу в России

В России первым опытом показа реалити-шоу были проекты «За стеклом » (октябрь 2001) и «Последний герой » (ноябрь 2001), за которыми последовало множество других. В октябре 2002 года на телеканале РЕН-ТВ вышло реалити-шоу «Русское чудо», уникальность которого по сравнению с другими проектами заключалась в том, что 9 участников шоу, работая в течение месяца в одном из московских офисов, находились в прицеле 24 скрытых камер и при этом не знали, что их снимают (украинская версия "Русского чуда" транслировалась киевским телеканалом «Интер» и пользовалась большой популярностью). Также, одним из самых любимых и, по мнению зрителей, интересных [ ] реалити было шоу

Реалити-шоу - это модель человеческого поведения в предлагаемых обстоятельствах*. По мнению специалистов, этот формат, независимо от отношения к нему, в определенном смысле - будущее, и не только нашего телевидения. Он максимально использует возможности, саму природу медиа-пространства. Это очень рейтинговый жанр, и если он правильно сфокусирован, то наиболее точно выбирает свою аудиторию. Специфика реалити-шоу заключена уже и в его названии.

§ Реалити (от англ. слова “real” - реальность, настоящий) - действие, происходящее по незапланированному сценарию, показывающее действительность, вскрывающее характер персонажей, которые, в свою очередь, являются “простыми людьми с улицы”, а не дипломированными актерами.

§ Шоу (от англ. глагола “to show” - изображать, показывать) как неотъемлемый элемент развлекательного телепрограммирования. Продюсеры и режиссеры прибегают к наброскам сценария, записи и монтажу материала. Это позволяет не только контролировать высказывания участников, но и отбирать самые зрелищные моменты и даже формировать образы игроков. Они в свою очередь помещены в искусственно созданную среду, замкнутое декорированное пространство с десятками камер, и зритель с периодичностью от одного до нескольких раз в день имеет возможность не только наблюдать за происходящим, но и принимать непосредственное участие в судьбе реальных героев путем интерактивного голосования. Целью шоу становится материальный приз чаще в денежном эквиваленте, получить который сможет только один участник, победивший в финале проекта 40.

На сегодняшний день среди исследователей жанра реалити-шоу нет единого мнения о его типологии. К примеру, Сергей Кушнерев, генеральный директор телекомпании “ВИД”, выделяет пять разновидностей реалити-шоу:

1. “Шоу на выживание”. Участников помещают в невыносимые для жизни условия и предлагают биться за победу до конца. Российская версия - “Последний герой”. Проект получил мировую известность и идет в 20 странах.

2. “Шоу подглядывания”. Каждый психолог скажет вам, что страсть подглядывания присуща абсолютному большинству населения земли. Желание заглянуть в окно - проявление простого человеческого любопытства. Участники такого рода шоу любят покрасоваться, попозировать перед миллионами зрителей. Выигрыш в Америке составляет полмиллиона долларов, в Англии 70 тысяч фунтов стерлингов. История шоу славится происшествиями. Британскую учительницу Лизу Эванс уволили с работы после участия в подобном шоу. Мотивировка - многочисленные жалобы родителей на то, что они не позволят человеку, ходившему полуголым на глазах у всей страны, учить их детей. Участник американской версии Джастин Себик в один прекрасный момент накинулся на одного из участников с кухонным ножом. Все обошлось без жертв, но факт послужил основой для модного бестселлера английского прозаика Бена Елтона.

3. “Скрытая камера”. Передачи в стиле “реального ТВ” снимались в советские времена. Наши бабушки и мамы помнят программу “Веселые ребята”. В ней переодетые актеры с парашютом за спиной ходили, например, по московским квартирам и просили прыгнуть с балкона или полуголый намыленный мужчина объяснял хозяину квартиры, что у него дома закончилась вода и умолял воспользоваться его ванной. Передача имела бешеный успех.

4. “Квест” (от английского слова “quest” - поиск). Шоу-приключение, детективная история, головоломка, поиск нестандартных решений. Участники ныряют на дно моря за подсказками, занимаются поисками тотема, залезают на деревья и покоряют горные вершины. Они учатся избегать ловушек и воспитывают волю к победе. “12 негритят” - одна из первых в мировом телевидении попыток превратить квест в телевизионный формат.

5. “Реалити-dream” (“dream” - мечтать, сон, греза). “Мы предполагаем, что уже через год-полтора на этом направлении может начаться новый “бум” в мировом телевидении, - объясняет Сергей Кушнерев. - Реальные люди помещены в нереальные обстоятельства, чтобы эти нереальные обстоятельства позволили им лучше раскрыться. В принципе, создается какая-то искусственная среда, в которую мы помещаем людей, рассчитывая на то, что эта среда поможет им проявиться. Как скажет наш ведущий, единственное реальное в этом проекте - сами люди 41”.

У А. Абраменко - в вестнике факультета журналистики Пермского государственного университета “Acta Diurna” - немного другая классификация. Помимо названных ранее “шоу подглядывания”, “шоу на выживание” и “квеста”, он выделяет “шоу профи”, которое помимо развлекательной функции несет в себе и практическую выгоду, как для зрителей, так и для участников. В рамках шоу профи игроки осваивают доселе незнакомое ремесло, повышают профессиональный уровень, а зритель наблюдает саму “кухню” либо набирается практических знаний. Пример шоу профи в России - “Фабрика звезд” - процесс взращивания эстрадных артистов в реальном времени 42.

Ирина Машек также предлагает собственную типологию реалити-шоу. Программы жанра reality TV она разделяет на несколько групп:

Программы, в которых используется скрытая камера;

Любительское видео, где запечатлены незапланированные сюжеты;

Документальное наблюдение, не нарушающее привычное течение жизни (docy soap)*;

Игровые шоу, когда люди намеренно в течение длительного времени находятся в замкнутом пространстве под наблюдением видеокамер. Цель участия в таких шоу - денежный приз. Герои программ - это реальные, обычные люди. Эмоции и поведение участников не определены сценарием и непредсказуемы 43.

Оксана Нараленкова делит все реалити-шоу на три большие группы:

1) Вуайеристские - берут начало от шоу “Большой Брат”. Аналоги: “За стеклом”, “Голод”. Идея: запереть участников в изолированном замкнутом пространстве, нашпигованном подглядывающими и подслушивающими устройствами.

2) Квестовые - первым стало американское шоу Survivor (“Выживающий”), правами на него владеет компания Fox. Суть: участников помещают в экстремальные условия для выживания.

3) Talents" Search (“Ищем таланты”). Российские аналоги: “Фабрика звезд”, “Стань звездой”, “Ты - супермодель”, “Факультет юмора”. Таланты могут быть любыми, потому и вариантов этого формата много 44.

Коллега Сергея Кушнерева генеральный директор ТНТ Роман Петренко различает по драматургии два основных типа реалити-шоу - то, что в Англии называют docu-soap - “документальное мыло” и собственно реалити. Разница заключается в том, что “документальное мыло” - это видеонаблюдение за людьми с минимальным вмешательством со стороны создателей шоу. Программа такого рода - “Дом-2”.

Второй тип реалити, по мнению Петренко, представляет собой “Кандидат”. Это короткие реалити-шоу: 12-15 серий. Короткие реалити очень сильно отличаются от длинных. Структура здесь точно расписана, драматургический стержень - жесткий. В “Кандидате” уже первая сцена все определяет: приезжает большой босс - Аркадий Новиков. Он предлагает некий тест участникам: “Продажа - это самое главное. Бизнес с нее начинается и ею заканчивается. Поэтому не удивляйтесь моему заданию. Вы продаете цветы на Тверской”. Второй план - выполнение этого задания именно на Тверской. Третий - приезжает тот же самый большой босс и говорит: “Вот вы, первая команда, проиграли, поэтому завтра приезжайте ко мне на анализ вашей работы. А вы, вторая команда, будете купаться в бассейне, потому что выиграли, вы молодцы”. Следующая сцена - разборки у Новикова. Он обращается к лидеру.

В такой программе драматургия очень точно заранее расписана, продуманы все повороты в соответствии с условиями шоу, с элементами формата. Сценарий настолько жесткий, что практически не дает участникам - героям шоу - никакого маневра. Они понимают, что должны выполнять задания Новикова. Только дальше на этом прямом пути есть развилка: если ты проиграл, то это одно, если выиграл - совсем другое. Кроме того, есть еще ключевые элементы, условия формата. Эти шоу гораздо более структурированы, чем длинные, пролонгированные во времени. В первом типе реалити-шоу - “документальном мыле” -- зритель ощущает себя подглядывающим за какими-то моментами жизни героев, которые для него не предназначены. Создается магия того, что, мол, я сам-то не замечен, но я вижу их жизнь. Во втором типе реалити-шоу -- все совсем по-другому. Оно более драматургичное, более технологичное, оно прописано от начала до конца, от одной до другой точки его структуры.

“С одной стороны, в “Кандидате” участников снимают открытыми камерами и показывают только во время их реакции на воздействие, а в “Доме-2” никакого воздействия нет, они сами для себя его придумывают. Разница заключается в том, что “Кандидата” нельзя сделать, как ежедневное шоу “Дом-2”, потому что для этого необходим абсолютно естественный мотив поведения участников. Там это - основной инстинкт: людям свойственно желание получить того партнера, которого они хотят. На этом отправном моменте драматургии возникает масса различных историй, которые интересны: либо любовный треугольник, либо “я тебя люблю, а ты меня нет”, либо “ты меня любишь, почему же ты разговариваешь с другими девушками?” И это дает возможность наблюдать и показывать. “Кандидат” - совсем другое шоу, в котором, если снять все воздействие, заданное форматом и структурой, ничего не будет происходить. Часто продюсеры говорят: “Давайте заодно снимать, как у участников будут зарождаться личные отношения, любовь”. Но в таком шоу, как “Кандидат”, никакая любовь зародиться не может. Мы теперь понимаем, что очень многое в реалити-шоу зависит от установки. Установка “Кандидата” - построй свою карьеру. Установка “Дома-2” -- построй свою любовь 45”.

Таковы наиболее распространенные точки зрения на типологию реалити-шоу. На наш взгляд, самая полная и качественная классификация представлена у Сергея Кушнерева, т.к. она строится на различии в каждом из видов реалити-шоу жанрообразующих факторов, среди которых, согласно А. Тертычному, можно выделить следующие:

2) Способ повествования, описания, воспроизведения событий, явлений, системы образов, героев;

4) Способы и приемы изображения, изобразительно-выразительные средства;

5) Стилевая манера;

6) Пафос произведения;

7) Характер конфликтов и их развитие в сюжете 46.

Именно эти факторы лежат в основе любого журналистского жанра; именно они составляют драматургию любого телевизионного, печатного и радио-произведения. Поэтому, забегая вперёд, скажу: следующая подглава нашей дипломной работы будет строиться на характеристике перечисленных выше жанрообразующих факторах применительно к реалити-шоу.


Телевизионная синдикация
Апфронт · Телефильм · Рейтинг Нильсена
Замена в середине сезона
Премьера сезона · Финал сезона
Телесериал · Клиффхэнгер
Прайм-тайм · Закадровый смех
Шоураннер Жанры и форматы Теленовелла
Мыльная опера
Ситком · Антология
Процедурная драма
Подростковая драма
Ток-шоу
Мини-сериал
Реалити-шоу
Новости Оформление статей
Категории

Реа́лити-шо́у или реалити-телевидение (от англ. reality - действительность, реальность) - телевизионный жанр, разновидность развлекательной телевизионной передачи и онлайн-трансляции. Сюжетом является показ действий группы (или групп) людей в приближенной к жизни обстановке. Реалити-телевидение очень развито в США и Великобритании и процент реалити-программ в сетке вещания этих стран гораздо выше, чем в России, однако термин «реальное телевидение» существует только в западной типологии жанров, в России в том же значении употребляется менее точный - «реалити-шоу».

Наиболее известными российскими реалити-шоу являются: Дом-2 и Битва экстрасенсов .

Данный телевизионный жанр объединяет множество телевизионных программ, изначальная идея жанра предполагала соответствие передачи следующим признакам:

  • отсутствие сценария
  • подача в телеэфир с первого дубля
  • участие «обычных» людей, не имеющих практики в игровом жанре, а не профессиональных актёров
  • условия съемок, максимально приближенные к реальным (в отдельных случаях - экстремальные ситуации и борьба за жизнь).

В течение длительного времени в передаче показывается (якобы) естественная жизнь и взаимодействие изолированной группы персонажей в той или иной обстановке. Декларируется свобода поведения участников - считается, что события развиваются свободно, без заранее определённого сценария ("Scripted Reality"), в чём и состоит «изюминка» реалити-шоу. Зрителя заставляют поверить в то, что он становится свидетелем не разыгранного спектакля, а реальных сцен из жизни.

История

Впервые передачи, показывающие людей в неожиданных ситуациях, появились на телевидении в 1940-х годах.

На сегодняшний день реалити-шоу «Дом-2 » транслируется уже 14 лет.

Критика

Реалити-шоу исключительно популярны у зрительской аудитории. Психологи связывают это с подсознательным стремлением к «подсматриванию» за чужой жизнью, которое удовлетворяется такого рода передачами. Разумеется, действуют здесь и общие факторы, определяющие популярность любых скандальных передач и «мыльных опер»: любопытство и стремление к сильным переживаниям, особенно проявляющиеся на фоне монотонной повседневной жизни.

Критики утверждают, что реалити-шоу оказывают негативное воздействие на психику зрителей, особенно молодых, с несформировавшимся ещё вкусом, характером и убеждениями: они активизируют нездоровое любопытство и предоставляют в качестве образца для подражания часто не вполне адекватное поведение участников. Организаторы шоу в погоне за зрелищностью нередко балансируют на грани непристойности, а иногда и явно переходят её, что также может оказывать негативное воздействие на нравственность зрителей, многие из которых склонны без рассуждений принимать телевизионные образы за эталон. Кроме того, вызывает беспокойство и состояние психики участников, которые знают о том, что за ними следят и вынуждены в течение длительного времени жить в условиях, когда каждый их шаг фиксируется и может быть показан миллионам зрителей.

Примеры упоминаний в массовой культуре

Ниже указаны несколько типичных примеров произведений, в которых вопрос реалити-шоу подробно описан.

  • «Шоу Трумана » (1998) - фильм о человеке, который обнаруживает, что вся его жизнь режиссируется и снимается для круглосуточного реалити-шоу.
  • «Мультреалити » (2004) - мультсериал-пародия на принцип реалити-шоу.
  • «Остров отчаянных героев » (2007) - пародирующий многие известные реалити-шоу мультсериал о 22 подростках, участвующих в шоу, которое проходит на заброшенном острове в провинции Онтарио.
  • «Нереально » (2015-2017) - комедийно-драматический сериал, в котором показывается закулисная жизнь и производство выдуманного реалити-шоу «Вечная любовь» (аналог «Холостяка»).
  • Концепция реалити-шоу часто используется в компьютерных играх жанра «