Ребенку 1 год умеет жевать. Как научить ребенка жевать кусочки пищи. Значение формирования жевательного рефлекса. Негативные результаты неумения есть твердую пищу

Моему сыну 1,5 года, и у нас полная беда с питанием. Ребенок совсем не умеет жевать и накормить его очень тяжело. Опишу ситуацию: 1. Ребенок ест, но пищу из блендера и только строго определенный набор блюд. Суп любой, но в виде пюре. Кашу практически всякую, но только без комочков и достаточно жидкую, чтоб можно было без труда проглотить. Причем кашу "из коробочек" мы не любим, она слишком сладкая. Я варю крупу сама, измельчаю и перетираю всё. Из питья только компот из сухофруктов из бутылочки с соской. 2. Весь март и апрель этого года мы очень тяжело болели. Острая кишечная инфекция, потом она сменилась герпесной ангиной, которой мы переболели аж 2 раза очень тяжело, потом полезли зубы, и мы были у стоматолога-хирурга, нам прорезали десны, после чего ребенок совсем не ел 2 дня вообще ничего. После этого ребенок отказался от всей еды, и весь прикорм я вводила заново. Сейчас май, и мы кое-как вышли в рацион до болезни. 3. Чтобы накормить ребенка, необходимо соблюсти ритуал. Надо сесть на стульчик, привязать слюнявчик, на столе увидеть любимую посуду. Если по каким-то причинам что-то не сделали, еды не будет. Едим мы строго в определенное время. Никаких перекусов, только питьё компота, потому как носимся как сумашедшие, потеем сильно и писяемся. 4. Пробовали усадить ребенка за общий стол. Мамина еда, будь ты хоть триджы голоден, вызывает жуткое отвращение по форме, содержанию, на ощупь, по запаху. Ни за что на свете он её в рот такую гадкую не затолкает. При этом у ребенка жуткое выражение лица, когда он докасается до любого кусочка: хлеб, сушка, кусочек яблока, огурец. В общем, чем бы вы не предлагали позабавить малыша за общим столом, я уже это делала неоднократно. У нас полное равнодушие, безразличие к пище. За своим столиком то же самое. Еда в виде кусочка в руках не вызывает ничего, кроме отвращения. 5. Личный пример ни к чему не приводит. Показываю, как надо есть. Сын выхватывает у меня их рук еду и начинает меня ею докармливать. Пытаюсь отвернуться или объяснить, что это твое, тут же скандал - ешь и всё. О том, что надо жевать, речи не идет. Чуть более густое пюре вызывает жуткий дискомфорт. Ребенок бы и рад проглотить, но ему тяжело. Морщится, но глотает. А потом отказывается от еды. Еще мы находимся на гв. Пока бросать не хочется, потому что у нас не вылезли все зубы, а во рту опять все разбарабанило. В прошлый раз во время голодовки ребенок грудь сосал. Поэтому если прекратить гв, то мы можем совсем остаться без еды в случае, если опять придется прорезывать десны. В быту сын практически ничего в рот не толкает. Было время, что кубики обсасывал. Теперь вообще ничего во рту не находится. Палец иногда свой посасывает и все. У меня два вопроса: 1. Как научить ребенка двигать ртом, чтоб что-то мусолить? 2. Как вызвать интерес к пище, чтоб хоть что-то в нас заталкивалось?

  • Вес
  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики
  • Родители малышей прекрасно знают, что все этапы развития малыша современной педиатрией помещены в некие возрастные рамки, на которые мамам и папам будет удобнее ориентироваться в процессе выращивания чада. Так, называются сроки введения прикорма, примерные сроки появления первых зубов. Есть свои сроки и для таких навыков, как самостоятельное владение ложкой во время еды, а также умение жевать и глотать твердую пищу.

    По медицинским меркам, ребенок в 7-8 месяцев вполне может есть с ложки при помощи мамы, а к году держать ее самостоятельно. Уверенно владеть ложкой, по мнению официальных учебников по педиатрии, малыш должен к полутора годам. Твердую пищу кроха должен кусать и жевать уже ближе к году, если количество зубов позволяет.

    В теории все выглядит ровно и гладко. На практике же родители часто сталкиваются с проблемами. Ребенок не хочет есть твердое, даже при наличии зубов, малыш отказывается брать ложку в руки, быстро теряет интерес к приему пищи ложечкой, бросает есть или давится кусочками. О том, что делать в этой ситуации, родителям рассказывает авторитетный детский врач Евгений Комаровский.

    Все правила кормления расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

    Комаровский о проблеме

    Не жует

    Детей, которые не научились бы к 5-6 годам жевать и глотать, на свете не существует, говорит Евгений Комаровский. Жевательный рефлекс (а это не навык, а именно рефлекс!) есть у всех людей, только активируется он в разное время. У одних раньше, у других - позже. На вопрос, что же мешает рефлексу развиваться пораньше, доктор отвечает одно - родители!

    Чрезмерно заботливые родители, которые не спешат ребенку давать твердую пищу, все боятся, что малыш подавится. В результате кроха в 2 года, когда он уже физиологически в состоянии самостоятельно есть кусочками, продолжает получать от мамы с папой протертую в кашицу еду.

    Не ест с ложки

    Участковые педиатры, особенно старшего поколения, очень часто напоминают мамам, что ребенок к 8-9 месяцам должен нормально кушать с ложки, а в год держать ее самостоятельно и при этом попадать ею в рот. Якобы по этому навыку можно судить о нервно-психическом развитии ребенка.

    Ложка - это скорее психотерапевтический прием для мамы и папы, а не крайне необходимая вещь для самого ребенка.

    Иными словами, если кроха ест с ложки, да еще сам, родители начинают безмерно себя уважать, гордиться своим воспитанием малыша и всячески чувствуют себя «как все» и даже лучше. А вот если он не берет ложку или, хуже того, вообще ее отрицает, то это для многих мама сигнал бедствия, говорящий о том, что где-то она, мама, допустила ошибку - поленилась приучить, не настояла, не потребовала, не заинтересовала.

    На самом деле, потребность самостоятельно кушать именно ложкой у ребенка рано или поздно сформируется и самостоятельно. И тогда кроха довольно быстро (потому что есть мотивация-интерес!) научится держать ложку и доносить ее до рта. Поэтому если малыш предпочитает в 9-11 месяцев кушать жидкую кашу из бутылочки, не стоит заставлять его делать это ложкой. Всему свое время.

    Не хочет есть пищу кусочками

    Евгений Комаровский предупреждает, что эта проблема довольно распространена среди деток, которые долго были на грудном вскармливании , и их родители не спешили приучить к прикорму. Но если такие вопросы возникли, то искать причины уже поздно, нужно думать, что делать.

    Комаровский призывает родителей разумно и объективно оценить возможности своего ребенка жевать. Для этого нужно посчитать, сколько у него зубов имеется, и как они расположены. Давать крохе погрызть яблоко или бублик, если у него всего два зуба - настоящее родительское преступление, особенно учитывая, что родители, в подавляющем большинстве, совершенно не умеют оказывать первую помощь. Двух зубов вполне хватит, чтобы отгрызть кусочек, но не хватит для рефлекторного жевания.

    Поэтому лучше придерживаться в рационе того же подхода к консистенции пищи, которого придерживаются производители готового детского питания, а они меняют ее постепенно - сначала пюре, потом пюре с небольшими кусочками, потом - густая однородная пища и, наконец, густая пища с твердыми фрагментами. Но тут сложно обозначать возрастные рамки, говорит Евгений Олегович, поскольку все дети индивидуальны, и один в год с целым ртом зубов жует яблоко, а другой в полтора с тремя-четырьмя или чуть более зубками продолжает питаться пюре.

    Не хочет есть, пока не включат мультики

    Это еще одна распространенная проблема. Ребенок смотрит на родителей, копирует их, а 90% населения привыкло кушать, глядя в телевизор. К тому же некоторые, особо «догадливые» мамочки специально включают мультики, что ребенок отвлекся от яростного сопротивления приему пищи, пока она, заботливая мать, будет запихивать в него пару лишних ложек каши или пюре.

    Да, малыш, глядя в телевизор, съест больше. Но именно это и является главной опасностью. Когда ребенок во время приема пищи смотрит в тарелку, у него вырабатывается желудочный сок, столько необходимый для нормального пищеварения. А если он смотрит на героев мультфильма, то сок не вырабатывается, и такая еда пользы не принесет, и грозит заболеваниями желудка. Уже даже по этой веской причине нельзя есть, смотря мультики.

    • Если ребенок не жует, а пытается лизать или сосать яблоко или печенье, не нужно ему спешить протереть это самое яблоко на терке или размочить печенье в молоке. Чащей давайте именно твердую пищу, если количество зубов позволяет, пусть тренируется. Получается у всех без исключения. Ни один ребенок еще не пошел в школу, не умея жевать пищу.
    • Давать прикорм лучше всего специальной детской ложечкой, а не обычной чайной. Такой столовый прибор сделан из пластика, которым малыш не поранится, он имеет меньший объем, что не затруднит глотания. Если ребенок не принимает и такую ложку, не стоит кормить его так насильно. Пусть пока ест из бутылочки.
    • Если ребенок отказывается жевать, глотать и брать ложку в руки, Комаровский советует пересмотреть режим питания. Вполне вероятно, что малыш просто не успевает проголодаться по-настоящему. Такое бывает в семьях, где крохе дают есть «когда пора», а не когда он сам просит есть. Перекармливание является не только причиной нежелания малыша принимать участие в самом процессе, это может запустить механизмы самых разных заболеваний. А потому перекармливать вреднее, чем не докармливать.
    • Приучить ребенка кушать самостоятельно нетрудно, говорит Комаровский, главное «поймать момент» и помочь ребенку, ненавязчиво поддержать его в стремлении взять ложку, чашку в руки. Но приучать насильно, тем более, если ребенок еще не готов в самостоятельным действиям за столом, и уж тем более «давить» на кроху, - не самое лучшее родительское решение.
    • Если ребенок избирателен в еде (он есть только что-то определенное), то это однозначно не голодный ребенок, считает доктор Комаровский. Настоящий голод полностью ликвидирует избирательность. А потому не стоит потакать такой избирательности, ребенок должен кушать то, что перед ним поставила мама. Если не ест - значит не хочет есть. Лучше подождать, когда он проголодается по-настоящему.
    • Не нужно делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Если речь идет о том, что ложку не берет малыш в годовалом возрасте и чуть старше, это одно. Но все меняется, если ребенок в 3-4 года не хочет есть сам и требует у мамы, чтобы она его покормила. После двух лет Комаровский советует ставить тарелку, давать ложку и выходить из кухни на некоторое время, с каждым днем все более увеличивая время отсутствия.

    Возвращаясь, маме не стоит интересоваться, сколько кроха съел ложкой, нужно делать вид, что ничего удивительного не произошло. Обычно через несколько дней ребенок начинает сам съедать как минимум половину положенной порции. Не забывайте проявлять максимум терпения и такта.

    Взято от сюда http://www.medkrug.ru/article/show/2884. Может поможет.

    Сосательный рефлекс действительно заложен природой, но даже первое прикладывание к груди не всегда проходит гладко: младенцу нужно приспособиться. Здесь помогает действие самого сильного стимула - голода. Способность пережевывать плотную пищу - не безусловный рефлекс и приобретается сложнее. А действие голода родители исключают, утоляя его в избытке протертой пищей...Нужно ли заставлять ребенка голодать?

    Учим малыша жевать

    Нет, конечно. Этого нельзя делать ни в коем случае! Но на определенном этапе прикорма надо предлагать ребенку пищу, более густую, чем мамино молочко, которую просто глотать уже не получается, и приходится работать челюстями, губами и язычком, чтобы сформировать пищевой комочек и продвинуть его вглубь, к горлышку, тогда и сработает глотательный рефлекс.

    Мама годовалой Катеньки возражает: «Но я ведь дочке плотную пищу тоже предлагаю, а она все еще никак не хочет жевать. Иногда откусит своими шестью зубками кусочек булки или яблочка, подержит за щекой, а потом выплюнет».

    Печалится и мама крепенького бутуза: «А моему Темочке уже 1 год 9 месяцев, но он все еще жевать не умеет и не хочет. Сколько можно протирать ему еду? Нас это очень тревожит. Ведь малышу, наверное, вредно так долго «сидеть» на кашах, пюре и фарше».

    Такая тревога понятна. Это действительно вредно. Пища в данном случае недостаточно смешивается со слюной и почти не пропитывается ею. Поэтому и желудочный сок, и пищеварительные ферменты вырабатываются слабо, не набирают силу. Желудочно-кишечный тракт, образно говоря, становится ленивым, получая только слишком нежную пищу, которая ребенку уже не по возрасту. Он из нее давно вырос, как... из маленьких штанишек. Пищеварение тоже должно совершенствоваться, упражняться, работать, причем вовремя.

    Любой живой организм экономен, он тут же урезает неработающей системе рацион. Если подросшего ребенка продолжают кормить протертой пищей, желудочно-кишечному тракту нет необходимости «работать», и приток крови к органам системы пищеварения сокращается. В результате не упражняется и не развивается ферментный аппарат, не набирает силу мышечный слой желудка к кишечника.

    Переваривать и усваивать более грубую и плотную пищу, а также продвигать отработанную массу и освобождаться от нее будет затруднительно. С точки зрения стоматолога, это тоже важная проблема. Жевательные мышцы не упражняются, не развиваются. Это может отрицательно повлиять на формирование овала и формы лица, а что еще важнее - на формирование прикуса. Исправить прикус будет трудно, одно спасение - помощь ортодонта, но исправление - процесс длительный и не очень приятный. Легче предупредить возможные нарушения.

    Как научить малыша жевать

    Почему ребенок не желает жевать? Ленится? Или его надо обучать жеванию? Это трудности не отдельно взятого малыша. Сегодня такая картина, к сожалению» встречается все чаще. Готовые пюре для детского питания очень удобны для мамочек, особенно для молодых. Приготовление пищи и кормление не занимает личного времени, детки на этих продуктах хорошо прибавляют в весе. Все довольны - малыш здоров. Но время идет, ребенку скоро 2 года, а он все еще признает только протертые супчики и пюре. Тут родители и начинают волноваться. Что делать?

    Методики обучения жеванию не существует, да в ней и нет необходимости. Надо просто вовремя создавать такие условия, чтобы малыш пытался жевать, понемногу развивал этот необходимый навык. Обычно дети довольно рано и без проблем начинают справляться с плотной пищей. Но многие и после 10 месяцев предпочитают все протертое, то, что само соскальзывает с ложки в рот и его надо лишь проглотить.

    Подрастающим деткам поначалу очень трудно жевать, непривычно, да и болезненно. Зубки, прорезываясь, травмируют десны, нажимать на них больно. А тут еще мама не стимулирует жевание и продолжает кормить кроху пищей, которая увековечена в шуточной народной поговорке: «Не жуй и не глотай, только брови подымай».

    Когда учить малыша жевать

    Очень рано! Ведь дети в состоянии пережевывать густую пищу, как только у них появляются зубки, хотя бы только резцы. И даже когда зубки еще не прорезались малыш уже может пережевывать не слишком плотную пищу.

    Если вы предпочитаете готовое детское питание промышленного изготовления, то каждый раз читайте маркировки на баночках и коробках: на какой возраст эти продукты рассчитаны. Практически у всех фирм-изготовителей каши, а также фруктовые, овощные и мясные пюре предназначены малышам определенного возраста, по ступеням. Эти ступени разнятся между собой как раз степенью измельченности пюре. Вовремя переходите на менее измельченные и более густые и даже комковатые продукты, чтобы крохе приходилось работать язычком, губами и челюстями. Кормить такими пюре из бутылочки, через соску просто технически не получится. Вольно или невольно маме приходится пользоваться ложечкой. Это очень важно для развития навыков нормальной еды.

    Уже 8-месячному ребенку периодически предлагайте более густые и плотные (но не твердые) крупяные сгусточки размером с лесной орешек, положенные в обычную протертую кашку.

    Одна мама давала дочке сушку уже в 6 месяцев. Девочка играла с бубликом, брала его в ротик, мусолила, пытаясь откусить хоть маленький кусочек. Край сушки в конце концов смачивался слюной, и размоченные крошечки попадали в рот, а малышка их с видимым наслаждением рассасывала и съедала.
    Но что полезного содержится в сушке? Ценных нутриентов (питательных веществ) в ней действительно совсем немного, в основном - рафинированная мука, калории. Но свежие простые сушки вкусны, аппетитно пахнут, и возникает желание ими полакомиться. Ведь для детишек, как и для нас, взрослых, натуральные цельные продукты гораздо вкуснее протертых.

    Попробуйте размочить ту же сушку и приготовить из нее пюре. У такой кашицеобразной пищи и вкуса-то толком неразобрать. А когда малышка мусолит сушку, она ощущает ее вкус, у крохи активно вырабатывается слюна. Смоченные слюной крошечки малышка уже в силах пожевать и проглотить - вот вам и ценнейшее упражнение. Разумеется, сушка не должна быть сдобной. сладкой или посыпанной маком и кунжутом. Подходят лишь так называемые «простые» баранки. Для упражнения в жевании они хороши еще и тем, что ребенок практически не рискует подавиться, в отличие от хлеба, сухарика или яблочка. Однако присматривать за малышом, когда он что бы то ни было тянет в рот, все равно нужно.

    Когда малыша переводить на «взрослый стол»

    Постепенно! Начинайте с 7-8 месяцев давать все более густую пищу, не разводите пюре до такой степени, чтобы оно походило на суп. Все дети разные: одни сразу отдают предпочтение более плотной пище, сами берут со стола кусочки отварных овощей и пробуют их на зубок, другие не проявляют ни желания, ни инициативы. Попробуйте такого маленького консерватора сажать за семейный стол, пусть отведает «взрослый» супчик, например картофельный, вермишелевый, из шпината или из цветной капусты. Дайте ему кусочек воздушной паровой котлетки, еще лучше - приготовьте для всех фрикадельки по детской рецептуре, пусть малыш пытается жевать под вашим наблюдением, чтобы не поперхнулся.

    Раскладывайте на плоской тарелке «радугу» из брусочков отварной красной моркови, янтарной репки, зеленых букетиков брокколи, белых бутонов цветной капусты. Берите их сами с тарелки и ешьте, похваливая и наслаждаясь. Любой ребенок склонен подражать взрослым и непременно заинтересуется яркими овощами. Пусть берет руками эту «хватательную» еду, пробует жевать то одно, то другое. Если поначалу жевать не очень получается, докормите кроху привычным для него протертым питанием.

    По материалам статьи «Мы учимся жевать!».

    Когда в год малыш отталкивает ручонкой баранку, отказываясь брать её в рот, большинство родителей не придают этому значения. Когда в полтора года маленькое солнышко будет настойчиво выплёвывать все твёрдые кусочки пищи, и тогда большая часть мамочек не беспокоятся.

    И только когда в два года оказывается, что уже подросший крепыш не жуёт пищу, из-за чего ему приходится давать только перетёртые и измельчённые пюреобразные продукты, вот тут уже начинается паника. Почему так часто сегодня у ребёнка отсутствует жевательный рефлекс? Как его восстановить и научить малыша жевать?

    Чтобы не столкнуться с подобной проблемой и не ходить по детским врачам с жалобами, что ваш ребёнок не умеет жевать, задумываться об этом надо как можно раньше. Если вы в 2–3 года не разовьёте у малыша мелкую моторику рук, ему трудно придётся впоследствии. Точно так же и здесь. Если вы не разовьёте жевательный рефлекс в 6 месяцев, потом кусать локти будет слишком поздно. Когда же, в каком возрасте ребёнок начинает жевать? Всё происходит постепенно.

    • Полгода

    Жевательный рефлекс просыпается в младенческом возрасте, к 6-ти месяцам. Если в этом возрасте вы дадите своему чаду сушку, баранку или тот же прорезыватель зубов, что он начинает с ним делать? Многие считают, что таким образом он чешет дёсны, но, как оказывается, это не единственная причина, которая заставляет малыша отправлять все твёрдые предметы в рот. Так он учится делать первые жевательные движения. И этот момент очень важно не упустить, потому что уже через пару месяцев, когда ваш кроха превратится в смешного зайчика с двумя передними зубками, ему жевать будет очень трудно. Поэтому постарайтесь, чтобы первые навыки он приобрёл еще до появления первых зубов.

    Когда у крохи во рту уже больше пары зубов, он будет опять пробовать жевать вперемешку с глотанием и сосанием. И опять если упустить этот момент и не поддерживать жевательный рефлекс, ребёнок с радостью откажется от этой «работы» и будет глотать мягкие и жидкие пюре и кашки.

    • Два года

    К этому времени малыш уже однозначно должен научиться активно жевать (пусть у него это не всегда будет получаться) твёрдую пищу. И если он не хочет жевать к этому возрасту, знайте: нужно предпринимать меры. Ведь именно в этом возрасте твёрдая пища способствует правильному развитию зубочелюстной системы, упражнению жевательных мышц и нормальному слюноотделению, без которого не будет ни самопромывания полости рта, ни нормального пищеварения.

    Так должно происходить развитие жевательного рефлекса у малютки. Задача родителей - помочь ему в этом непростом деле. И если ситуация складывается так, что в 2 года он не жуёт твёрдую пищу, необходимо как можно быстрее выявить причину данного явления и попытаться исправить ситуацию.

    Почему ребёнок не жует

    Кроха может отказываться совершать жевательные движения по разным причинам. Одни из них можно будет легко устранить, а вот другие - проблематично, потому что исправлять их в два года будет уже поздновато. Причинами того, что уже подросший карапуз плохо жуёт или совсем отказывается это делать, чаще всего становятся следующие факторы.

    1. Неправильное кормление . Это случается, если мама, слишком заботясь о своём малыше, боится ему вводить в рацион твёрдую пищу, ссылаясь на то, что он может поперхнуться. Преобладание жидкой, пюреобразной еды - первая и самая частая причина этого явления.
    2. Несформированность навыков в младенческом возрасте. Это происходит, если в полгода у ребёнка отсутствовали баранки и прорезыватели зубов, а в год ему не вводили в рацион ничего, что можно было бы пожевать.
    3. Лень . Некоторые детки бывают слишком избалованными и ленивыми: да-да, им просто лень жевать. Тем более, если они знают, что по первому их требованию (капризам) мама заменит твёрдый кусок мягким пюре. Пару советов на этот случай вы найдете в статье: .
    4. Гиперактивность . Иногда ребёнок отказывается жевать по той простой причине, что ему некогда это делать: он вечно крутится, на месте не сидит, бегает, ему всегда куда-то надо бежать. Читайте: .

    Это самые основные причины, почему ребёнок не жуёт пищу. Проанализируйте собственную ситуацию, понаблюдайте за малышом - и в скором времени вы сами поймёте, в чём причина этого неприятного явления. После этого избавиться от этой напасти будет гораздо легче.

    Как научить ребенка жевать пищу

    Главный вопрос, волнующий всех родителей, - как ребёнка приучить жевать пищу и восстановить его жевательные функции? Ничего невозможного нет, поэтому наберитесь терпения и - начинайте.

    1. Показывайте ему собственным примером, как надо жевать: учите его, дайте ему несколько уроков в игровой форме.
    2. Купите зефир или мармелад, которые нужно обязательно жевать.
    3. Перестаньте перетирать и измельчать пищу: только твёрдые куски. Не съел - не настаивайте: голод в конце концов возьмёт своё.
    4. Не кричите и не раздражайтесь. Старайтесь спокойно общаться с ребёнком во время еды, объясняя ему всё ровным, добрым, спокойным голосом.

    Да, не так легко выдержать капризы, но если процесс запущен по вашей вине, тут уж ничего не поделаешь. Иногда можно только собственной выносливостью заставить жевать пищу своё ненаглядное чадо. Всегда помните при этом о результате, которого вы хотите добиться, а не о капризах и слезах своего маленького хитреца. Увидев, какая его мама неуступчивая, вот увидите - он скоро сдастся и уступит вам.

    Добрый день. Подскажите, как приучить ребенка 5 лет к разнообразной еде? В год был сильный рвотный рефлекс на кусочки, даже очень маленькие. Жевать начал только с 3-х лет, раньше никак не мог сообразить – как это жевать на зубы, а не рассасывать на языке. На сегодняшний день вроде прошло, жует, но кусками ест только гречку и овсянку на молоке и только с сахаром (также иногда просит сахар - чайную ложку из сахарницы).
    Супы все приходится молоть, иначе наотрез отказывается. Любит булку, печеньки только детские одной фирмы, компот только вишневый, сок - только яблоко-виноград конкретной фирмы. Больше ничего не хочет пробовать, фрукты в том числе. Кисломолочное ничего не хочет. На все предлагаемые продукты и блюда кричит: «Не хочу, гадость». Характер упрямый, ребенок сообразительный, рассуждает, хорошо не по возрасту рисует, знает названия многих динозавров. Детский психолог в садике посоветовал не заморачиваться и ждать, пока он сам не начнет есть. Каждое лето пытаемся перевести на давленный суп вилкой – категорическое нет. Можно, конечно, ждать, но ребенок в коллективе, через 2 года в школу, боимся, что будут дети издеваться, если проблема останется. Из садика приходится забирать домой в обед и кормить дома.
    Единственный прогресс, что теперь иногда можно уговорить съесть крошку (размером меньше зернышка риса) нового продукта, только в обмен на игру на телефоне. Но даже если и ему вроде понравилось – категорически отказывается есть большее количество.
    По УЗИ ничего такого, кроме загнутого желчного, и периодически там застой. В еду добавляю оливковое масло, и проблем с пищеварением и со стулом нет. Подвижный, впечатлительный, много говорит. Дети в садике его любят, им с ним интересно.
    В интернете ничего похожего на нашу проблему найти не могу. Стоит ли пойти к другому детскому психологу?
    Спасибо.

    Наталия, Омск, 34 года

    Ответ детского психолога:

    Здравствуйте, Наталия.

    Разрешение Вашей ситуации я вижу в два этапа. 1) Медицинская сторона. Получить очную консультацию педиатра. То, что Вы сделали УЗИ – очень хорошо, нет патологий – замечательно. Но педиатр рассматривает ситуацию гораздо шире и более комплексно, может назначить ряд исследований, которые родителям не очевидны. То есть нужно исключить физиологические патологии. Консультация педиатра обязательна. 2) Психологическая сторона. Некоторые моменты из Вашего письма наводят на мысль, что у Вас с сыном идет «игра в борьбу за власть, контроль». Вы забираете сына из детского сада домой на обед, он диктует Вам условия в обмен на игру в телефоне, предпочитает определенные фирмы в питании, Вы в свою очередь полностью вовлечены в процесс его питания (дефекации, кстати, тоже). Словно вы «сиамские близнецы»: вам бы и хотелось существовать отдельно друг от друга, но вы не можете разделиться. Сразу хочется задать множество дополнительных вопросов. Как у ребенка обстоят дела с выражением агрессивных эмоций? Как сформированы личностные границы? Как проходило приучение к горшку? Какие правила в Вашей семье и как они выполняются? И множество других вопросов. Рекомендую очную работу с детским психологом (желательно с песочным терапевтом, то есть работающим методом Sandplay). Эта работа будет достаточно продолжительной, но решит внутренние конфликты ребенка.

    С уважением, Пархоменко Ирина Генриховна.