Ребенок плохо учится – что делать? Нужно радоваться. Почему современным детям трудно учиться Ребенку трудно дается учеба что делать

Добрый день!
У моей 17-летней дочери эндогенное расстройство личности. В 16 лет у дочери случился первый эпизод психоза. При этом ей все-таки удалось сдать ГИА и поступить в колледж. Но учиться не пошла – взяли академический отпуск. Острую форму сняли в дневном стационаре. Теперь (в течение 7 месяцев) она пьет нейролептик (рисполепт 3,5мг/сут.). На сегодняшний день ее состояние нельзя назвать плохим (по сравнению с тем, что было!). Проблемы таковы: навязчивые мысли, повышенная утомляемость и заторможенность (полагаю, что из-за лекарств, т.к. при увеличении дозы эта заторможенность всегда нарастала).
Так вот, помимо всего прочего, меня очень волнуют вопросы: идти ли дочери учиться в колледж, в который она поступила, или может быть пойти учиться в другое место полегче, или еще год посидеть дома? Поясню, чем вызваны эти вопросы.
Дело в том, что и до психоза учеба в школе была для моей дочери тяжким трудом! По сути, учились всей семьей . Сама она практически не могла делать уроки. Ей было трудно понять задание, осмыслить прочитанное, обобщить, сделать логические выводы, выделить главное - всегда требовались дополнительные объяснения, «разжевывание» смысла. Из-за того, что дочь «туго» соображала, на выполнение уроков (хотя бы в минимальном объеме) уходило почти все время: сидела за учебой каждый день допоздна, в выходные. В школу шла как на пытку, ужасно боялась, что вызовут к доске. По мере приближения к экзаменам, ГИА, напряжение нарастало, тем более на фоне откровенного запугивания со стороны учителей. Как мне кажется, кульминаций всего этого и явился психоз. Так вот, меня раздирают мучительные сомнения по поводу «золотой середины». С одной стороны я понимаю, что дочери нельзя засиживаться дома, это никак не способствует выздоровлению и социализации. С другой стороны, боюсь повторного психоза, который может вновь спровоцировать непомерная нагрузка от учебы! Здесь еще существенным моментом является то, что к ее собственной заторможенности добавилась еще и существенная заторможенность от применения лекарства! А его пить еще долго. В связи с этим, я вообще не представляю, как можно в таком состоянии учиться! Мне советовали вечернюю школу, дескать, там требования невысоки из-за соответствующего уровня учащихся. Но ведь это тоже пугает! В силу характера и заболевания (не пойму, где кончается одно и начинается другое!) моя дочь очень ранимое создание, всегда вежливая, не приемлет хамства и грубости. При этом у нее нет друзей, которые так необходимы для социальной адаптации! Так неужели я сама толкну ее вот в такой вот «интеллигентный» круг общения! У меня мама несколько лет проработала в вечерней школе учителем, поэтому знаю все не понаслышке! Не могу себе представить свою дочь среди такого контингента! Это однозначно не пойдет ей на пользу. Так что же делать? Как поступить правильно? Как не перегнуть палку в том или ином направлении? Понимаю, что вопросы задаю сложные. Но вдруг опытный специалист в какой-то мере прояснит для меня эту ситуацию, поможет советом. Наш психиатр пока молчит. Заранее благодарю за любой совет. Наталья

Сегодня не редки случаи, когда хорошо подготовленный, активный и перспективный ребенок в дошкольном возрасте поражает родителей своими успехами, но не оправдывает надежды на хорошую успеваемость в школе. Так почему ребенку трудно учиться?

Проблемы с учебой у детей

  1. Непонимание материала. Должно быть каждый из нас хотя бы раз слышал, что хороший учитель в наши дни на вес золота. Именно от учителя и его метода подачи материала во многом зависит, в каком объёме усваивается информация в сознании детей.
  2. Отвлекающие факторы. Самый распространенный недуг нынешней молодежи – неумение подолгу концентрировать своё внимание на одном предмете.
  3. Система нравственных ориентиров. Если вы замечаете, что ваш ребёнок не хочет учиться, потому что это «непопулярно» или «тупо», то задумайтесь, не попал ли он в ловушку из ложно навязанных идеалов.

Тревожные сигналы о том, что вашему ребенку трудно дается учеба

  1. Ребенок не хочет обсуждать школьные дела. Он не рассказывает, как прошли занятия, что он изучает и какие у него новости.
  2. Поменялось отношение к школе и учебе. Ребенок стал относиться к школе со злостью и отстраненностью, не хочет туда идти. Возможно, ему скучно сидеть на уроках, потому что он уже знает материал, которые проходят другие дети.
  3. Малыш очень долго сидит за уроками. Время, проведенное за домашним заданием, увеличилось. У сына или дочери не осталось времени для отдыха и хобби.
  4. Плохое поведение в школе. Такая ситуация может быть связана с привлечением внимания. Дети и подростки не всегда могут связно и понятно объяснить свои проблемы. Тогда они приступают к активным действиям, которые, на их взгляд, всё объясняют. Пока ребенок растет, он учится социальным навыкам.
  5. Жалобы учителя на сына или дочь. Часто бывает так, что преподаватели больше родителей осведомлены о школьных проблемах детей. В этом случае необходимо поговорить с учителем или классным руководителем. Если он выражает беспокойство, то стоит приглядеть за своим чадом.
  6. Ухудшение сна и нарушение аппетита. Проблемы со сном и приемом пищи часто бывают связаны у ребенка со стрессом, который он получает в школе. Дети хотят радовать маму и папу хорошими оценками, а когда у них это не получается, они расстраиваются и не могут успокоиться. Подростки же уже понимают, что их успеваемость может повлиять на сдачу экзаменов и поступление в хороший вуз. Из-за этого они тоже волнуются.
  7. Плохая успеваемость. Если ребенок стал чаще получать низкие оценки, то неудивительно, что он не хочет идти в школу. Ему трудно справиться со школьной программой, поэтому он не хочет идти в учебное заведение.

Каким детям трудно в школе?

  1. Стеснительным. Им трудно заводить друзей, они некомфортно чувствуют себя среди незнакомцев и толпы людей. Им удобнее ощущать себя в своем собственном тихом мирке.
  2. Склонным к агрессии. Такие дети пытаются завоевать лидерские позиции в классе путем словесного и физического насилия. Но из-за специфических средств это у них не выходит, они не становятся популярными, что провоцирует их трудности в школе.
  3. Со слабым здоровьем. Физические слабые дети плохо усваивают школьную программу, им нужно больше времени на усвоение материала. Они часто пропускают школу из-за болезней.
  4. С высоким уровнем тревожности. Такие дети могут хорошо учиться и даже завести друзей, но им будет сложно в психологическом аспекте. Им постоянно кажется, что им что-то помешает, что у них ничего не получится.

В чём же причина трудностей в учебе?

Если ребенку трудно учится, нужно понять причины низкой успеваемости у детей. Понимание проблемы - это половина работы по ее решению. Первоклассник, поступая в школу, встречается с новыми задачами, которых действительно немало. Кроме учебных задач появляются эмоциональные трудности - новый коллектив, другие требования к дисциплине, порядки и правила. Способы подачи материала и сама школьная программа не идеальны и не учитывают особенностей развития маленького человека в разных возрастах. До школы ребенок учится в игре, а первоклассник уже должен усвоить информацию, неподвижно высиживая за партой длительное время. Это требует от ученика способности длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности, то есть иметь развитую сконцентрированное внимание.

Часто случается, что ребенок уже с первых дней обучения в школе должен заниматься не тем, что ему интересно и нравится, а тем, что требует от него школьная программа и учитель, и детям трудно начинать это. Процесс обучения невозможен без отработки навыков, без произвольного внимания. Иногда родители считают, что ребенок внимательный, а трудности с обучением возникают по другим причинам. Советуем учитывать следующие особенности: почти у всех детей хорошо развито непроизвольное внимание, а произвольное развивается до 7-10 лет жизни, то есть гораздо позже первого класса.

Именно от того, как ребенок способен концентрировать внимание, зависит успешное обучение. Развитие произвольного внимания поможет ребенку находить в памяти нужную информацию, отделять главное от второстепенного, выбирать правильные решения, осознанно работать на занятии, концентрироваться на поставленной задаче.

Курс эйдетики помогает как взрослым, так и детям развивать внимание и получать большие результаты от процесса обучения.

Мне 15 лет,учусь слабо,много 3,по математике 2,её вообще не знаю.Учитель говорит,что у таких нет будущего,мне очень плохо.Много раз думала о суициде.Жаль родителей,понимаю это.Каждый день плачу,потому что много унижений было,хотя бы радует то,что я не одна из девочек учусь плохо в классе.Я не знаю,что мне делать,как быть...А мысли убить себя посещают меня всё чаще.Не сдам ГИА,я не знаю куда мне идти... и что делать дальше.Постоянно депрессивное состояние.У меня нет подруг близких и друзей тоже нет.Я-неудачница,вот поэтому и думаю,что не незачем больше жить на этом свете.
Поддержите сайт:

Гость, возраст: 15 / 01.02.2013

Отклики:

Учитель не прав, что так говорит! Каждый человек
талантлив и способен и ТЫ в этом числе! И если
тебе не дается то, что дается большинству - это не
значит, что ты неудачница!у меня тоже в школе не
шли точные науки и учителя внушали что я глупа!
да, это было очень неприятно(((я выбрала
гуманитарную профессию, совершенно не связанную с
точными науками... а по поводу ГИА, в самом
крайнем случае можно пересдать....а от себя я
желаю тебе сдать ГИА успешно!

buday , возраст: 24 / 02.02.2013

Здравствуй! Неужели Ты считаешь, что Твои РАЗМЫШЛЕНИЯ о неудачах в предстоящей сдаче экзаменов настолько верны, что из-за них можно уйти в мир иной? Как Ты считаешь, какова вероятность успешной сдачи экзаменов? Я уверен, что она равна 100% Ты удивишься: "Да не может быть!" Я отвечу: всё в Твоих руках. Чтобы достичь успеха, необходимо научиться концентрироваться на том, что Тебе действительно важно. Так ли Тебе важно поведение учителя? РАЗВЕ ТОЛЬКО ОТ НЕГО ЗАВИСИТ УСПЕШНАЯ СДАЧА ЭКЗАМЕНОВ??? Не устраивает поведение учителя - игнорируй его. Иными словами, абстрагируйся от негатива и стремись к достижению своих целей. Понимаю, что отсутствие друзей - не есть хорошо. Но подумай: нет друзей - больше времени на подготовку к экзаменам, на посещение факультативов, на занятия с репетитором. Попытайся находить положительные моменты в любой ситуации. Конечно же, поддерживай отношения со сверстниками, не замыкайся в себе, стремись к поиску преданных, верных и НАСТОЯЩИХ друзей!!! Не стесняйся просить помощи у родителей и родственников, чаще общайся с ними. Знай: они имеют то, чего недостаёт и Тебе и мне, ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ. Советы старших могут реально помочь в трудную минуту. Чтобы не только выйти из депрессии, но и предотвратить её последующее возникновение, найди своё хобби. Это может помочь направить Твою энергию в сторону творчества, созидания и саморазвития. Не бойся трудностей!!! Если судьба против тебя - ей же хуже!!! Закаляй свою силу воли и добивайся всего того, чего Ты хочешь, чего Ты достоин!!! Цени Жизнь, ибо Она - наше главное богатство. Вот мои тебе советы на ближайшее будущее, надеюсь, я смог Тебе помочь! Удачи!!!

Михаил, возраст: 18 / 02.02.2013

Милая, образование само по себе счастья не дает. Только если
нравится учиться. Будущее не известно никому. Учитель представляет
будущее человека только в ВУЗе? - Это его право. В мире есть масса
специальностей, которые не требуют образования, а требуют
специальных навыков. Они могут приносить и доход, и радость. Да,
не престижно, но мне очень хотелось поработать кассиром. Моя
подруга водила трамваи и перепробовала еще много чего. В итоге
стала поваром. Дело тяжелое, но ей нравится. Менеджеров и
экономистов с бухгалтерами и юристами, по-моему уже солить
можно!!!
А может, Вам дрессировка собак понравится? Или еще что-то? Разве
это плохо? Почему надо обязательно математику с литературой?
Да все не знают, куда идти, не только Вы!!! Родители посоветовали -
это не в счет, потом мало кто работает по специальности). Все еще сто
раз поменяется.
Все мои одноклассники, и отличники, и двоечники, - все устроились в
жизни, никто не пропал. И Вы не пропадете. Вчерашняя отличница,
закончила МАИ, продает шторы. "Троечница" создала ансамбль
народной песни. Разве баллы оценивают Вашу личность и Ваше
будущее?!

ЕленаОбыкновенная, возраст: 37 / 02.02.2013


А что по этому поводу говорят ваши родители? Они не могут взять вам репетиторов?

Агния Львовна, возраст: 72 / 02.02.2013

Да какая разница как ты учишься,неужели никогда не слышала о том,что все успешные люди-бывшие троечники,а все закоренелые неудачники-бывшие отличники.Подумай хотя бы про своих учителей-они всегда много и хорошо учились,учатся до сих пор и получают копейки.Знаешь почему,да потому что школа и институты дают знания не нужные для жизни совершенно.
Поверь,я в 2 раза тебя старше,вполне успешная дама,знаю что говорю.Что вообще нужно для жизни из школьной программы...Элементарно уметь считать,ну ты же знаешь таблицу умножения,читать умеешь,да и пишешь вроде без ошибок.(кстати,редкость среди молодежи).
Что тебе делать...Развиваться и самосовершенствоваться.Заниматься тем чем интересно,искать новые увлечения,читать статьи про совершенствование Личности,учиться любить и уважать себя.Верить в себя.
Через несколько лет станешь этакой бизнес леди-красивой,независимой успешной...
Не обращай на них внимания - учителя,одноклассники и прочие,кто хочет убить в тебе Личность.Они сейчас видят в тебе слабую,на которой можно поизмываться. пусть обломаются!!!

Осенняя слякоть, возраст: 30 / 02.02.2013

Привет! Гони эти мысли от себя по-дальше! Не
слушай своего учителя, не обращай внимания на
внешний негатив. Слушай только конструктивную
критику.
Не беда, что ты плохо учишься. Хорошо делай
то, что у тебя получается. Может в какой-то
одной области. Практика показывает, что
отличники потом становятся исполнителями на
предприятиях, а троечники - руководителями! Это
тенденция. Тем более, что профессий разных -
море!
Троечники более приспособлены к практике
жизни, у них нет таких комплексов отличника,
нет такого фанатичного отношения к учебе, как у
отличников, и они меньше беспокоятся по этому
поводу. А беспокойство приносит только
психические и душевные проблемы. Зачем это
нужно? И ты тоже не беспокойся по этому поводу,
а делай то, что можешь делать. Школу закончишь
все равно, так или иначе. Важно
приспосабливаться к практике. Большинство из
того, что человек изучает в школе и в учебном
заведении, ему на работе не понадобится.
Займись интересным делом, отвлекись от этих
депрессивных мыслей. Гуляй чаще на улице.
Займись физкультурой, это закаляет характер,
силу воли. Не смешивай свои проблемы в кучу, а
решай их по отдельности. И на каждый день
определенное количество задач. Так намного
проще. Не забывай отдыхать.
Подруг найдешь себе, надо их искать. Может
быть, ты найдешь их среди своих
единомышленников, например, по какому-то делу,
увлечению. Так часто бывает.

Антоний, возраст: 24 / 02.02.2013

Девочька додогая, знаешь ли ты скоко взрослых
людей, учившиеся на двойки,тройки счастливы в
жизни. Миллионы.Причем многие из них успешны.
Улыбайся!Удачи!

Алексей, возраст: Вау, 39 / 02.02.2013

Дорогая...! Как учитель смею Вас заверить, что Гиа Вы сдадите. Все сдадут, ибо учителя себе не враги, и им еще в этой школе работать. Да и оценка не показатель знаний. Если есть проблемы по математике пиши - разберемся.

Матильда, возраст: 31 / 03.02.2013

Привет! Расскажу тебе о своем опыте. Что думаешь произошло в моей жизни, когда я закончила школу на сплошные пятерки? Ничего абсолютно. Да, я поступила куда хотела и да, школьная база помогала мне легко пережить первый год университетской учебы. А дальше? Дальше уже заботишься только об учебе в университете и там уже не важно как ты в школе училась. Школьным красным аттестатом даже попонтоваться не успела.

В общем, школа, университет, работа, пенсия - это обыденные стандарты большинства. И им не обязательно следовать. Если хочешь преуспеть в них, то стараться стоит. Если это тебя не интересует,обязательно найди то, что в чем захочешь преуспеть.

И вообще гений в голове лучше, чем какие-то оценки в дневниках, зачетках. Не ограничивайте себя пожалуйста этими оценками;)

Магистрант одного из престижных универов, возраст: 21 / 07.10.2013


Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела



Последние просьбы о помощи
13.01.2020
Одногруппники постоянно унижают меня. Слышу постоянные насмешки. Каждый день, приходя с учебы, я плачу в подушку и думаю о самоубийстве.
12.01.2020
Я похоронил тех, кто были единственными для меня любимыми, тех, для кого и ради кого хотелось жить. Очень часто посещают мысли о суициде.
12.01.2020
Я поддалась, но я жалею, я жалею, я не знаю, где сейчас мой ребенок, я хочу просто умереть, я не нужна никому, и мир этот мне не нужен.
Читать другие просьбы

Молитвы в помощь учащимся

  • Божией Матери в честь Ее иконы "Прибавление ума" ("Подательница ума")
  • преподобному Сергию Радонежскому
  • праведному Иоанну Кронштадтскому
  • бессребреникам Косме и Дамиану
  • святым трем отрокам Анании, Азарии и Мисаилу
  • мученику Неофиту

Молитва чудотворцу Иоанну Кронштадтскому

Ныне благодарная Твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий! Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас, принести достойные плоды покаяния и неосужденно причащатися Святых Христовых Тайн. Силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов видимых и невидимых избави. Светом лика твоего служителей и предстоятелей алтаря Христова на святые подвиги пастырского делания подвигни, младенцам воспитание даруй, юность настави, старость поддержи, святыни храмов и святые обители озари.

Умири, Чудотворче и Провидче преизряднейший, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междоусобныя брани; рассточенныя собери, прельщенныя обрати и совокупи Святей Твоей Соборной и Апостольской Церкви. Милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преуспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждущих отдухов нечистых свобода, в нуждах и обстояниях сущих помилуй и всех нас на путь спасения настави.

Во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к невечернему свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечного блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь".

Символ Веры

Молитвы отца или матери о детях

Отче Святый, Превечный Боже, от Тебя исходит всякий дар или всякое благо. Тебе прилежно молюсь о детях, которых благодать Твоя мне даровала. Ты дал им жизнь, оживотворил их душею безсмертною, возродил святым крещением, дабы они сообразно с волею Твоею унаследовали Царство Небесное, сохрани их по Твоей благости до конца их жизни. Святи их Твоею истиною, да святится в них имя Твое. Содействуй мне благодатию Твоею воспитать их во славу Твоего имени и на пользу ближним, дай мне для этого потребные средства: терпение и силу. Господи, просвети их светом Твоея Премудрости, да любят Тебя всею душею, всем помышлением, насади в сердцах их страх и отвращение от всякого беззакония, да ходят в заповедях Твоих, украси души их целомудрием, трудолюбием, долготерпением, честностию, огради их правдою от клеветы, тщеславия, мерзости, окропи росою благодати Твоея, да преуспевают в добродетелях и святости и да возрастают в благоволении Твоем, в любви и благочестии. Ангел-хранитель да пребывает с ними всегда и соблюдает их юность от суетных мыслей, от прельщения соблазнов мира сего и от всяких лукавых наветов. Если же когда согрешат пред Тобою, Господи, не отврати лица Твоего от них, но буди к ним милостив, возбуди в их сердцах покаяние по множеству щедрот Твоих, очисти согрешения и не лиши Твоих благ, но подай им все угодное для их спасения, сохраняя их от всякой болезни, опасности, бед и скорбей, осеняя их Твоею милостию во вся дни жизни сей. Боже, Тебе молюся, дай мне веселие и радость о моих детях и сподоби мне предстати с ними на Страшном Суде Твоем, с непостыдным дерзновением сказать: «Вот я и дети, которых Ты мне дал, Господи. Аминь». Да прославим Всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Боже и Отче, Создатель и Сохранитель всех тварей! Облагодатствуй моих бедных детей (имена) Духом Твоим Святым, да возжжет Он в них истинный страх Божий, который есть начало премудрости и прямое благоразумие, по которому кто поступает, того хвала пребывает вечно. Облаженствуй их истинным познанием Тебя, соблюди их от всякаго идолослужения и лжеучения, сделай, чтоб возросли в истинной и спасающей вере и во всяком благочестии, и да пребудут в них постоянно до конца. Даруй им верующее, послушное и смиренное сердце и разум, да возрастают в летах и в благодати пред Богом и пред людьми. Насади в сердце их любовь к Твоему Божественному Слову, чтобы они были благоговейны в молитве и в богослужении, почтительны к служителям Слова и со всяким искренни в поступках, стыдливы в телодвижениях, целомудренны в нравах, истинны в словах, верны в делах, прилежны в занятиях, счастливы в исполнении обязанностей своих, разумны и праводетельны ко всем людям. Соблюди их от всех соблазнов злого мира, и да не развратит их худое общество. Не попусти им впасть в нечистоту и нецеломудрие, да не сократят сами себе жизни своей и да не оскорбят других. Буди защитой их во всякой опасности, да не подвергнутся внезапной погибели. Соделай, чтоб не увидели мы в них себе бесчестия и посрамления, но честь и радость, чтоб умножилось ими Царство Твое и увеличилось число верующих, и да будут они на небеси окрест трапезы Твоей, как небесные масличные ветви, и со всеми избранными да воздадут Тебе честь, хвалу и прославление чрез Иисуса Христа, Господа нашего. Аминь.

Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на детях моих (имена) , сохрани их под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от них всякаго врага и супостата, отверзи им уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцам их. Господи, все мы создание Твое, пожалей детей моих (имена) и обрати их на покаяние. Спаси, Господи, и помилуй детей моих (имена) и просвети им ум светом разума Евангелия Твоего и настави их на стезю заповедей Твоих и научи их, Спасе, творити волю Твою, яко Ты есть Бог наш.

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении – только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию – первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Сладчайший Иисусе, Боже сердца моего! Ты даровал мне детей по плоти, они Твои по душе; и мою и их души искупил Ты Своею неоцененною кровию. Ради крови Твоея Божественныя умоляю Тебя, Сладчайший мой Спаситель: благодатью Твоею прикоснись сердцам детей моих (имена) и крестников моих (имена) огради их страхом Твоим Божественным, удержи их от дурных наклонностей и привычек, направь их на светлый путь истины и добра, украси жизнь их всем добрым и спасительным, устрой судьбу их, якоже Ты Сам хощеши, и спаси души их, имиже веси судьбами.

Молитва о детях, прп. Амвросия Оптинского

Господи, Ты Един вся веси, вся можеши и всем хощеши спастись и в разум Истины прийти. Вразуми чадо мое (имя) познанием истины Твоея и воли Твоея Святыя, укрепи его ходити по заповедям Твоим и мене грешнаго помилуй, молитвами Пречистыя Матери Твоея, Богородицы и Приснодевы Марии и святых Твоих (перечисляются все святые семьи), яко препрославлен еси со Безначальным Твоим Сыном и с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва о детях ко Пресвятой Богородице

О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещенных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их во страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим.

Молитва о детях ко Ангелу Хранителю

Святый Ангеле Хранителю моего чада (имя), покрый его твоим покровом от стрел демона, от глаз обольстителя и сохрани его сердце в ангельской чистоте. Аминь.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,

Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

МОЛИТВЫ НА БЛАГОСЛОВЕНИЕ ДЕТЕЙ

Краткая молитва на благословение детей

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови, освяти, сохрани силою животворящего Креста Твоего. (И наложить на чадо крестное знамение.)

Молитва утренняя на благословение детей

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери услыши мя, недостойного раба Твоего (имя). Господи, в милостивой власти Твоей чада мои (имена), помилуй и спаси их, имени Твоего ради. Господи, прости им все согрешения вольные и невольные, совершенные ими пред Тобою. Господи, настави их на истинный путь Твоих заповедей и разум просвети светом Твоим, во спасение души и исцеление тела. Господи, благослови их на каждом месте Твоего владычества. Господи, сохрани их силою Честного и Животворящего Креста Твоего, под кровом Твоим святым, от летящей пули, стрелы, меча, огня, от смертоносной раны, водного потопления и напрасной смерти. Господи, огради их от всяких видимых и невидимых врагов, от всякой беды, зол, несчастий, предательства и плена. Господи, исцели их от всякой болезни и раны, от всякой скверны, и облегчи их душевные страдания. Господи, даруй им благодать Духа Твоего Святаго на многие годы жизни, здравие и целомудрие во всяком благочестии и любви, в мире и единодушии с окружающими их начальствующими, ближними и дальними людьми. Господи, умножь и укрепи их умственные способности и телесные силы, здравы и благополучны возврати их в родительский дом. Всеблагий Господи, даруй мне, недостойному и грешному рабу Твоему (имя), родительское благословение на чад моих (имена) в настоящее время утра (дня, вечера, ночи), ибо Царство Твое вечно, всесильно и всемогущественно. Аминь.

МОЛИТВЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ

Господи Боже и Создателю наш, образом Своим нас, людей, украсивший, избранных Твоих научивший закону Твоему, так что внимающие ему дивятся, детям тайны премудрости открывший, Соломону и всем ищущим ее даровавший – открой сердца, умы и уста рабов Твоих сих (имена), чтобы уразуметь силу закона Твоего и успешно познать преподаваемое им полезное учение, для славы Пресвятого имени Твоего, для пользы и устроения Святой Твоей Церкви и разумения благой и совершенной воли Твоей. Избавь их от всяких козней вражеских, сохрани их в вере Христовой и чистоте во все время жизни их, да будут крепки разумом и исполнением заповедей Твоих, и так наученные прославят Пресвятое имя Твое и будут наследниками Царствия Твоего, ибо Ты – Бог, крепок милостию и благ крепостью, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

(Святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову)

О, великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайноведче непостижимых откровений, девственниче и возлюбленнейший наперсниче Христов Иоанне, приими со свойственным тебе милосердием нас, грешных (имена), прибегающих под твое сильное заступление и покровительство! Испроси Всещедраго Человеколюбца Христа и Бога нашего, Иже пред очесы твоими излиял еси кровь Свою дражайшую за нас, непотребных рабов Своих, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас, и да сотворит с нами по милости Своей; да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, научая нас обращати вся оная в славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего. По кончине же временныя жизни нашея да избегнем мы, святый апостоле, немилосердных истязаний, на воздушных мытарствах нас ожидающих, но да достигнем под твоим руководством и покровительством Горняго онаго Иерусалима, егоже славу во откровении ты зрел еси, а ныне наслаждаешися оныя радости, обещанныя избранным Божиим. О, великий Иоанне, сохрани вся грады и страны христианская, весь сию, храм сей, посвященный святому твоему имени, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, избави от всякия беды и напасти, и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и испроси нам Его милосердие; О, великий и непостижимый Боже, Альфо и Омего, источниче и предмете нашей веры! Се на умоление Тебе предлагаем святаго Иоанна, егоже Ты сподобил еси познати Тебе, неисповедимаго Бога, в неизреченном откровении. Приими его о нас ходатайство даруй нам исполнение прошений наших, во славу Твою: а паче всего соверши нас духовным совершенством, к наслаждению жизни нескончаемыя в Небесных Твоих обителех. О, Небесный Отче, создавый вся Владыко, Душе духов, Всесильный Царю! Коснися перстом Твоим сердец наших, да и они, растаявше, яко воск, пролиются пред Тобою, и бренная тварь духовна сотворится, в честь и славу Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Святителю Иоанну Златоусту

О, святителю великий Иоанне Златоусте! Ты многая и различная дарования от Господа приял еси, и яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси: сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Се бо отроком послушания образ явился еси, юным – целомудрия светило, мужем – трудолюбия наставник, старым – незлобия учитель, иноком – воздержания правило, молящимся – вождь от Бога вдохновенный, мудрости ищущим – ума просветитель, витиям доброглаголивым – слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим – милосердия звездо, начальствующим – правления мудраго образ, правды ревнителем – дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым – терпения наставник: всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть союз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования в души твоей во едино совокупил еси, и туюжде любовь разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, но бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще: сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам преложишася. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раби Божии (имена), раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющии, да во мнозех удех едино тело церковное невозбранно пребудем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобному Сергию Радонежскому

О священная главо, преподобне и богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою и любовию яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся и небесныя силы приобщивыйся, но и от нас духом любве твоея не отступивый, и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его (имена), сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия: испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делах благих преспеяние и благословение, младенцем воспитание, юным наставление, неведуюшим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира.

Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой,

О, Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных, и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего Материнства, соблюди их в страхе Божием и послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный покров рабам Твоим.

Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведуших нас к познанию блага, подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего.

Молитва о детях, которым трудно дается учение

Господи Иисусе Христе, Боже наш, воистину вселивыйся в сердца двенадцати апостолов и силою благодати Всесвятаго Духа, сошедшаго в виде огненных языков, уста их открывший, так что они начали говорить на иных наречиях, – Сам, Господи Иисусе Христе, Боже наш, ниспосли того Духа Твоего Святаго на отрока сего (отроковицу сию) (имя), и насади в сердце его (ея) Святое Писание, которое рука Твоя пречистая начертала на скрижалях законодателю Моисею, – ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобному Александру Свирскому

О священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Александре, изрядный угодниче Пресвятыя и единосущныя Троицы, многия милости живущим во святей обители твоей и всем, с верою и любовию притекающим к тебе, являяй! Испроси нам вся к житию сему временному благо потребная, паче же к вечному спасению нашему нужная: пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, да в мире глубоце пребудет святая Православная Церковь Христова, и во благостроении Отечество зиждется, во всяком благочестии нерушимо: буди всем нам, чудотворче святый, во всякой скорби и обстоянии скорый помощник: наипаче же в час кончины нашея явися нам заступник благосердный, да не предани будем на мытарствах воздушных власти злобнаго миродержца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода во Царствие Небесное. Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, но присно о нас, рабах Божиих (имена), пред престолом Живоначальныя Троицы предстательствуй, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми, аще и недостойни есмы, в селениих райских славити величие, благодать и милость единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Сорокоусты – это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры.

Старец схиархимандрит Зосима отмечал, что вся история человечества измеряется “седминами и сороковинами”. “Сорок дней Христос являлся ученикам своим, пребывая на земле до праздника Вознесения Господня. Праздник святой – сороковой день Вознесения Господня. Проводим накануне Пасху и будем встречать великий годовой праздник в сороковой день по Пасхе – Вознесение Господне. Сорокоусты – сорок дней поста, сорок дней Пасхи, всё сороковинами идет, седминами и сороковинами. И история человечества также идет седминами и сороковинами”. Сорокоусты заказываются о здравии, особенно о тяжелобольных.

ОБ ОХРАНЕНИИ ДЕТЕЙ ОТ ИСКУШЕНИЙ МИРА, И О ЛЮБВИ И ЕДИНОМЫСЛИИ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ

Молитва святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

Вас, святыя мученицы Веро, Надеждо и Любы, славим, величаем и ублажаем, купно с мудрою материю Софиею, ейже покланяемся, яко образ богомудраго попечения являющей. Умоли, святая Веро, Творца видимых и невидимых, да веру крепку, неблазненну и нерушиму подаст нам. Ходатайствуй, святая Надеждо, пред Господем Иисусом за нас грешных, да упование на благая Своя не отженет от нас, и от всякия скорби и нужды да избавит ны. Исповеждь, святая Любы, Духу истины, Утешителю, напасти и печали наша, да Той свыше сладость небесную низпослет душам нашим. Помозите убо в бедах наших, святыя мученицы, и купно с мудрою материю вашею Софиею, молите Царя царей и Господа господствующих, да сохранит (имена) под покровом Своим, да купно с вами и со всеми святыми превознесем и препрославим пресвятое и великое имя Отца и Сына и Святаго Духа, предвечнаго Владыки и благих Содетеля, ныне и присно и во веки веков.

О ЖИЗНЕННОМ УСТРОЙСТВЕ ДЕТЕЙ

Святителю Митрофану Воронежскому

Святителю отче Митрофане, нетлением честных мощей твоих и многими благодеяньми, чудесно содеянными и содеваемыми тобою с верою к тебе притекающим, уверившеся, яко имаши велию благодать у Господа Бога нашего, всесмиренно припадаем вси и молимся тебе: моли о нас (имена) Христа Бога нашего, да ниспослет всем, чтущим святую память твою и усердно к тебе прибегающим, богатыя милости Своя: да утвердит во святей Своей Православной Церкви живый дух правыя веры и благочестия, дух ведения и любве, дух мира и радости о Духе Святе, да вси члены ея, чисты от мирских искушений и плотских похотей и злаго действия злых духов, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении заповедей Его ко спасению душ своих. Пастырем ея да даст святую ревность попечения о спасении людей, им вверенных, да неверующих просветят, неведущих наставят, сомневающихся вразумят и удостоверят, отпадших от Православныя Церкве обратят в святыя недра ея, верующих соблюдут в вере, грешных подвигнут к покаянию, кающихся утешат и укрепят в исправлении жизни, раскаявшихся и исправившихся утвердят в святости жизни: и тако всех введут указанным от Него путем в уготованное вечное Царство святых Его. Ей, святителю Божий, да устроиши молитвами твоими вся благая душам и телесем нашим: да и мы прославим в душах и телесех наших Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь.

Святителю Николаю Чудотворцу

О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных (имена), молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое: виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных. Потщися, угодниче Божий, не оставите нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших. Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, Ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по Своей благости воздаст нам. На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.

О ЗАСТУПЛЕНИИ СИРОТ

Святителю Димитрию Ростовскому

О предивный и преславный чудотворче Димитрие, исцеляяй недуги человеческия! Ты неусыпно молиши Господа Бога нашего о всех грешных: молю убо тя, раб твой (имя): буди ми ходатай пред Господем и помощник на преоборение страстей ненасытныя плоти моея, и на одоление стрел сопротивника моего диавола, имиже уязвляет немощное сердце мое, и, аки гладный и лютый зверь, алчет погубити душу мою: ты святителю Христов, моя ограда, ты мое заступление и оружие: ты, великий чудотворче, во дни подвигов твоих в мире сем ревнуя о православней церкви Божией, яко истинный и Добрый пастырь, неблазненно обличал еси грехи и невежествия людския, и от стези правды в ереси и расколы уклоняющияся на путь истины наставлял еси: споспешествуй и мне кратковременный путь жизни моя исправити, да непреткновенно пойду по стези заповедей Божиих и неленостно поработаю Господеви моему Иисусу Христу, яко единому Владыце моему, Искупителю и праведному Судии моему: к сим же при-падая молюся ти, угодниче Божий, егда изыти души моей от бреннаго сего телесе, избави ю от темных мытарств: не имам бо добрых дел ко оправданию моему, не даждь сатане возгордитися победою над немощною душею моею: избави ю от геенны, идеже плачь и скрежет зубов, и святыми молитвами твоими сотвори мя причастника Небеснаго Царствия в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Святителю Николаю Чудотворцу

О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных (имена), молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое: виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных. Потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших. Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, Ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по Своей благости воздаст нам. На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.

Молитвы пред иконой Божией Матери

“Покров Пресвятой Богородицы”

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание: всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления; воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения; милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надеждо и Заступнице всех притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Церковные требы в православных храмах Иерусалима

Сорокоуст о упокоении
Неусыпаемая псалтирь
Церковная записка
Молебен о здравии
Сорокоуст о здравии
Храмы и монастыри в которых совершаются богослужения

Copyright Символ Веры ©2007 – 2017. All Rights Reserved.

В данном материале представлены причины школьной неуспеваемости, некоторые портреты неуспевающего ребенка и что делать, если мой ребенок стал неуспевающим. Материал предназначен для занятия с родителями или педагогами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Причины школьной неуспеваемости

Приятно, когда твой собственный ребёнок учится на “4” и “5”. Приятно, когда набираешь в класс детей с высоким качеством знаний; с ними чувствуешь удовлетворение в работе, видишь результаты собственного труда; с ними спокоен при сдаче статотчёта по успеваемости завучу школы.

Об одарённых детях и учащихся с высокими реальными учебными возможностями заботится Правительство, утверждая программу “Одарённые дети”, ему вторят региональные власти и Департамент образования. Комфортно и уверенно чувствуют себя ученики, получающие грамоты за призовые места в олимпиаде, научно-практической конференции школьников. Телевидение спешит рассказать о юных вундеркиндах…

Но по каким-то своим, особым законам природы, не всегда понятным человеку, живут рядом с вундеркиндами другие дети – учащиеся с низкими реальными учебными возможностями, плохо или совсем необучаемые школьники. О них не пишут в газетах, их не снимают на камеру, без гордости в голосе говорят о них родители, тяжело вздыхают учителя, принимая в класс такого ученика.

И оказывается, что детей таких гораздо больше, чем успешных в обучении. Им хочется всего того же, что чувствует одарённый ребёнок: и внимания, и немного славы, и похвалы, и чувства уверенности… Но в их жизни, скорее всего, происходит всё наоборот.

Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Эти факты подтверждают, что с отстающим неуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно. Кто же такой неуспевающий ученик? Вот как об этом сказано в учебном пособии Ивана Павловича Подласого:

Неуспевающий ученик – это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети. Означает ли это, что он хуже них? Скорее всего, нет. Специальные обследования интеллекта отстающих в учёбе детей показывают, что по основным показателям они не только хуже, но даже лучше многих хорошо успевающих школьников. Учителя нередко удивляются: как мог достичь успехов тот или иной ученик, числившийся в безнадёжных двоечниках. А чуда никакого нет – это был ребёнок, которому не подошло то, что ему предлагали в школе.

Всё своё внимание школа обращает на отстающих. Рассмотрим некоторые категории детей, которые относим к неуспевающим:

1. Дети с ЗП – это те, у которых по различным причинам произошли отклонения от возрастных норм.

Они с трудом выполняют задания. У них очень низкая самооценка. Такие дети чаще других получают замечания от учителя. С ними не хотят дружить, сидеть за одной партой. Состояние неудовлетворённости своим положением в школе толкает их на ничем не мотивированные нарушения дисциплины: выкрикивание с места, бегание по коридору, драчливость.

2. Недостаточно развитые для школы дети (они составляют 1/4 всех неуспевающих).

У них выявлены нарушения в раннем периоде развития (патология беременности и родов, родовые травмы, тяжёлые заболевания). Они страдают различными хроническими заболеваниями. Часто живут в неблагополучных микросоциальных условиях. Недостаточно развитые дети с трудом адаптируются к условиям обучения в школе, распорядку дня, учебной нагрузке. И уже на первых этапах обучения они составляют совершенно определённую группу риска по развитию школьной дезадаптации и неуспеваемости. И чаще всего образуют группу трудных, стойко неуспевающих учеников, которые создают проблему для школы.

3. Функционально не созревшие дети .

Они прилежно и добросовестно учатся, у них есть желание выполнять все школьные задания. Но уже в первые месяцы обучения их поведение и самочувствие меняются. Некоторые становятся беспокойными, вялыми, плаксивыми, раздражительными, жалуются на головную боль, плохо едят, с трудом засыпают. Всё это пока объяснимо: ведь происходит приспособление ребёнка к новым условиям, а это не проходит бесследно. Но проходит один – два месяца, а картина не меняется, успехов нет. И становится понятно, что некоторые функции организма ещё не созрели для школы, учёба пока не по силам. Некоторые дети быстро устают (нет школьной выносливости), другие не могут сосредоточиться, третьи не подтверждают результаты вступительных тестов, тех надежд, которые подавали в первые дни. Появляются отстающие, слабо успевающие ученики, а некоторые совсем не осваивают программу. Многие дети часто болеют, пропускают занятия и в результате начинают отставать.

4. Ослабленные дети.

Ни для кого не секрет, что среди детей, поступающих в первый класс, практически

здоровы только 20-30%. По неполным данным, 30–35% первоклассников страдают хроническими ЛОР-заболеваниями, 8–10% имеют нарушения зрения, более 20% детей составляют группу риска по развитию близорукости; у 15-20% отмечаются различные нарушения нервно-психической сферы, чаще всего как следствие органического поражения коры головного мозга на разных этапах развития.

Эти дети с трудом приспосабливаются к обучению в школе. Их оберегали дома, не позволяли напрягаться, их развитие отстаёт от нормы (ограниченный запас сведений, знаний, навыков, плохая ориентация в окружающей обстановке, трудности контакта со сверстниками, учителем, неправильное поведение в классе, недостаточно развитая учебная мотивация).

Есть и другая категория ослабленных детей. К ним относятся дети, которым дома было всё дозволено. Они расторможены, неуправляемы, быстро утомляются, не способны сосредоточиться, длительно работать. В каждом классе таких детей около 30-40%. Обучение их нелёгкая педагогическая задача, которая требует от учителей большого напряжения, а так же духовных и профессиональных умений и навыков.

5. Системно-отстающие дети.

Чрезмерные эмоциональные, умственные, физические нагрузки, связанные с систематическим обучением, могут явиться причиной существенного ухудшения у этих детей здоровья, особенно если в раннем периоде у него уже имели место различные нарушения и задержка в развитии. Трудности обучения чаще отмечаются у детей, которые имеют несколько видов нарушений в развитии и поведении. На первый взгляд, все функции в отдельности развиты как будто достаточно, а общей гармонии нет. Эти дети и составляют группу системно-отстающих. Незначительные отклонения в различных функциональных системах, сочетаясь между собой, приводят к видимым нарушениям: расторможенности, двигательному беспокойству, гиперактивности. Они не в состоянии организовать свою деятельность, не способны фиксировать своё внимание, не могут установить нормальные отношения со сверстниками, резко реагируют на отказ, не владеют собой, забывают хорошие намерения, предпочитают делать только то, что им нравится.

Нарушения поведения, как правило, сочетаются у таких детей с целым комплексом трудностей в письме, чтении, математике. В 1 классе они долго не могут усвоить правильное начертание букв, красиво и аккуратно писать, у них грязные, неряшливые тетради. К концу учебного года они не усваивают программу соответствующего класса. Особенности их поведения, постоянные конфликты, бурные реакции существенно осложняют обстановку в классе.

6. Нестандартные дети.

Среди них все те, кто “выпадает” по различным причинам из “средней школы”: высокоодарённые, талантливые, вундеркинды – и безнадёжно отсталые, исключительные в умственном развитии.

Есть ещё одна группа детей; это так называемые “медленные” дети – тугодумы, и такова особенность их характера. Это может быть связано и с болезнью, и с задержкой развития, и с особенностями нервной системы, характера, темперамента. Дети эти здоровы, часто весьма одарённые. Они отличаются от сверстников только медленным темпом деятельности. Дольше других включаются в работу, труднее переключаются с одного вида деятельности на другой. Общий темп работы класса им не по силам. Торопятся, нервничают, но всё равно не успевают за другими. Буквы получаются всё хуже и хуже, увеличивается количество ошибок. Им трудно в школе.

К нестандартным, исключительным относятся и чрезмерно быстрые, постоянно возбуждённые, всегда торопящиеся дети. Это те, которые поднимают руку, ещё не дослушав вопроса. Подпрыгивают, нервничают, вспыхивают от возбуждения – скорей, скорей. Педагог их видит и понимает: приструнит, даст трудное задание, которое непременно должно быть выполнено, будет терпеливо работать с ними.

7. Депривированные семьёй и школой дети.

Значительная часть школьников воспитывается в неблагоприятных микросоциальных условиях. Это социальная запущенность: алкоголизм родителей, атмосфера ссор, конфликтов, жестокости и холодности по отношению к детям, наказания, подчас несправедливые, с одной стороны и вседозволенность с другой. Иногда школа ещё больше усугубляет трудности их жизни, безжалостно выталкивает их в разряд педагогически запущенных. К социальной запущенности добавляется педагогическая. Учителю знакомы рассеянные, забывчивые ученики с очень неустойчивой успеваемостью. У них возникает усталость уже на 1 уроке. Они с трудом понимают объяснения учителя, сидят с безучастным взглядом, ложатся на парту, порой засыпают. Уроки им кажутся непомерно длинными. Утомление у них выражается в резко сниженной работоспособности, замедленном темпе деятельности, они не успевают выполнять задания со всем классом. Во время урока отвлекаются на внешние раздражители, плаксивы, небрежны в работе. Часто без причины смеются. При чтении теряют строку, не делают смысловых ударений. Иногда старательно выполняют домашнее задание, но в классе при ответе теряются, путаются.

Депривированных семьёй и школой детей трудно не заметить. На практике опытный учитель сразу определяет: кто хочет учиться, а кто нет; кто трудолюбив, а кто лентяй; кто дисциплинированный, а кто непослушен. Хотя первые впечатления могут быть ошибочными.

На практике принято выделять группы сильных, слабых и средних учеников. Главными формальными критериями являются, конечно, успеваемость и дисциплина. Простым сравнением определяются отличники, “середнячки” и отстающие; примерные и хулиганы. Если учитель поддерживает такое распределение, то и родители, и дети перенимают его взгляды. Но самое печальное, что и ученики принимают отведённые им роли. Отличники стараются быть всё время на высоте, ревностно следя за успехами друг друга, а двоечники покорно соглашаются со своим статусом.

Много внимания уделяется характеристикам выделенных групп. Среди отличников есть просто способные дети, которым легко даётся учение и которые не придают особого значения оценкам – им просто нравится учиться. Существуют и ученики, для которых высокая оценка – способ выделится, показать своё превосходство. Такие дети очень ревнивы к чужим успехам, могут вымаливать у учителя хорошие отметки; плачут или гневаются из-за тройки, выставленной, по их мнению, несправедливо. Тщеславные, завистливые создания, они достойный резерв для будущих карьеристов, льстецов, подхалимов. Существуют “отличники поневоле” - вымуштрованные, запуганные родительскими строгостями дети, которых дома тщательнейшим образом проверяют.

Отстающие ученики тоже представляют собой разнородную группу: тут и добродушные лентяи, и чрезмерно робкие, застенчивые дети, и повышенно отвлекаемые, и невнимательные, и отличные интеллектуалы нестандартного поведения. Многие из них страдают из-за своей неуспеваемости.

Ребёнок пришёл в школу с твёрдой установкой – учиться на “4” и “5”. На первых порах он так и учится, старается, улучшает свои показатели. Но к концу начальной школы может и “прозреть”; выяснить, что быть отличником вовсе не так уж и почётно в глазах одноклассников. Первичная установка у некоторых выпускников начальной школы расщепляется. Этим объясняется резкое снижение их успеваемости в 5 классе. Винят в этом обычно недостаточную подготовленность детей, плохую работу учителей начальной школы. Но это не всегда так. Меняются взгляды детей, пересматриваются ценностные установки и ориентиры.

Таким образом, в процессе школьной учёбы выделяются несколько групп учеников – успевающие, “середняки” и отстающие. Группы эти неоднородные; в них существует своё перераспределение.

Причин, вызывающих школьную неуспеваемость, много. Совсем не обязательно, чтобы они действовали вместе и одновременно, достаточно одной, даже самой слабой. Из этого становится ясно, почему так плохо поддаётся коррекции ранняя школьная неуспеваемость, несмотря на значительные усилия педагогов. Среди причин, влекущих отставания детей в школе, педагогика называет следующие:

  • неблагоприятная наследственность;
  • нарушения нервной деятельности;
  • общая неспособность к интеллектуальному труду;
  • физическая ослабленность;
  • школьная незрелость;
  • педагогическая запущенность;
  • недостаточное развитие речи;
  • боязнь школы, учителей;
  • инфантилизм (т.е. детскость)

И ещё одна причина неуспеваемости учащихся – Её Величество Лень. Не все, очевидно, знают, что лень как состояние бездеятельности, душевной вялости, пассивности тоже имеет разную природу и может быть “нормальной” и патологической . Чаще всего она проявляется в школьном возрасте. По свидетельству врачей, большинство ленивых школьников – совершенно здоровые люди. Но у некоторых учащихся лень есть одно из проявлений патологий. Основными признаками являются малоподвижность, низкая работоспособность, расстройство воли, равнодушие к жизни, высокая подчиняемость другим. Частой причиной такого состояния бывает “соматогенная астения, т.е. физическая и психологическая слабость, вызванная соматическим заболеванием”. Она вполне преодолевается благодаря щадящему режиму. У здоровых учащихся чаще всего причиной лени, как замечает классик отечественной педагогики, К. Д. Ушинский, является прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослые призывают ребёнка. Причины такого нерасположения тоже различны, но в них, говорит педагог, виновато самовоспитание. Так, нередки случаи, когда ребёнку предъявляют требования, и на него обрушивается множество обязанностей, требований долга, что может вызвать обратное действие. Иногда, пишет Ушинский, лень образуется “от неудачных попыток в ученье”. С самого начала освоения новой для ребёнка деятельности он сталкивается с неуспехом. Систематические неуспехи пугают его и делают ленивым. Впрочем, если ребёнок добивается успеха, не прилагая к этому никаких усилий, он тоже может стать ленивым. Но в этом тоже виновато воспитание. Думается, что не все педагоги знают, что, как говорится, лень лени рознь.

Категории детей, которые относятся к неуспевающим: Ослабленные дети. Ограниченный запас знаний, навыков, плохая ориентация в окружающей обстановке, трудности контакта со сверстниками, учителем, неправильное поведение в классе, недостаточно развитая учебная мотивация. Системно-отстающие дети. Нестандартные дети. Дети депривированные семьей и школой (социальная запущенность).

Что делать?! Не паниковать! Принимать и любить ребенка таким какой он есть. Выполнять все рекомендации всех специалистов. В воспитании и обучении детей выходных нет!

ЧТО ДЕЛАТЬ? Обязательно: Беседа с классным руководителем. Беседа с психологом. Консультация педиатра, невропатолога или других специалистов.