Самая громкая эмоция человека. Презрение - самая холодная и разрушительная эмоция. Если доля гнева в презрении начинает падать и такое состояние ста­новится хроническим, человек может превратиться в са­диста. Медитативное упражнение для понимания эмоций

1. Исправьте текст так, чтобы он был правильным с точки зрения психологии.

Я чувствовал холод могильной плиты, и в душе я ощутил ужас от всего происходящего.

2. Соотнесите свойства эмоций и их характеристики .

Эмоции
Свойство Характеристика
1. Пристрастность 2. Интегральность 3. Пластичность 4. Адаптация 5. Суммация 6. Амбивалентность 7. Динамичность 8. Коммуникативность 9. Заразительность 10. Предвосхищение 11. Мнестичность 12. Иррадиация 13. Генерализация а) распространение эмоционального переживания с обстоятельств, его первоначально вызвавших, на все, что челове­ком воспринимается;
б) прогнозирование вероят­ностного исхода значимых событий до их совершения;
в) притупление, снижение интенсивности эмоцио­нальных реакций (вплоть до полного их исчезновения) при дол­гом повторении одних и тех же воздействий;
г) передача какого-либо эмоционального со­стояния другим людям;
д) зависимость реагиро­вания человека на различные события его жизни от субъективно­го к ним отношения;
е) запоминание, сохранение и воспроизведе­ние эмоций при повторном воздействии или представлении ситу­ации, в которой они возникли;
ж) противоречивость эмоционального переживания, связан­ная с двойственным отношением к чему или кому-либо и характеризующаяся его одновременным принятием и отвержением;
з) соединение отдельных эмоций в более сложные эмоциональные образования;
и) возникновение эмоциональных переживаний под воздействием индифферентных раздражителей, схожих с эмоциогенными;
к) объединение в единое целое всех функций организма;
л) временное развитие эмоциональных реакций, заключающееся в фазовости их протекания;
м) многообразие оттенков переживания эмо­ции одной модальности, как количественное, так и качественное.
н) передача посредством эмоциональной экспрессии (интонаций, мимики и др.) информации от одного участника общения к другому.

4. Определите, какие из перечисленных положительных и отрицательных эмоций соответствуют состоянию повышенной, а какие - пониженной активности человека. Приведите примеры.

Радость, грезы, страх, негодование, ярость, счастье, ужас, экстаз, грусть, печаль, восторг, страдание, тоска, паника, гнев, подавленность, наслаждение, раздражение, удивление, интерес.

5. Назовите самую "холодную" и самую "горячую" эмоции человека, самую "громкую" и самую "тихую", самую "сильную" и самую "слабую". Какие эмоции, согласно К. Изарду, образуют "враждебную триаду" ?

6. Проанализируйте следующие утверждения. Оцените их правильность с точки зрения современной психологии эмоций.

1) Чувства и эмоции человека имеют животное происхождение, и по мере развития психики они будут исчезать.

2) Человеку грустно, потому что он плачет, а не наоборот.

3) Одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать несколько разных эмоций.

4) Чувства непередаваемы языком слов и движений.

5) Без эмоций невозможны познание и деятельность.

6) Разум всегда способен взять верх над эмоциями.

7) Эмоциональная жизнь человека в корне отличается от эмоций животных.

8) Эмоции являются источником силы для нервных клеток коры больших полушарий, выполняя роль своеобразного аккумулятора нервной энергии.

7. Обобщите смысл приведенных высказываний. Определите, что общего и различного в эмоциях и чувствах.

1) Эмоции - это есть работа инстинкта, а чувства - горечь, печаль и т.д. - это уже статья другая, это связано с затруднением деятельности больших полушарий... Чувства связаны с самым верхним отделом, и все они привязаны ко второй сигнальной системе. (По И. П. Павлову )

2) Чувства сложнее эмоций, поскольку испытывают на себе влияние не только и не столько психофизиологических процессов, сколько всей совокупности индивидуальных особенностей личности, ее жизненного опыта, мировоззрения и ее социальных отношений. (Б. Д. Парыгин )

3) Эмоции отражают не предметы и явления реального мира, а объективные отношения, в которых эти предметы и явления находятся к нуждам организма. Эмоции, не являясь еще формой познания, вызывают не образ предмета или явления, а переживание. (К. К. Платонов )

8. Раскройте психологическую сущность и проиллюстрируйте примерами следующие выражения.

«Голые эмоции», «кричащий цвет», «страсти-мордасти», «глубокие чувства», «дикий взгляд», «паралич чувств», «безумная страсть», «растрепанные чувства», «сам не свой», «терять голову», «разрушительные эмоции», «душевное смятение».

9. Подготовьтесь к учебной дискуссии на тему «Учитель и стресс». Используйте рекомендованную литературу , , , , , и другие источники. Подберите примеры, иллюстрирующие стрессовые ситуации в педагогической деятельности и методики диагностики устойчивости к стрессу.

Вопросы для подготовки к обсуждению в ходе дискуссии : 1) Общая характеристика стресса (понятие, виды и стадии протекания); 2) Можно ли избежать стрессов в работе учителя и следует ли бояться стрессов; 3) Методы борьбы со стрессами; 4) Профилактика стрессов.

Цель дискуссии: организация взаимодействия для углубления и закрепления знаний студентов по изучаемой теме; обоснование тезиса о том, что стрессы, как непременные спутники педагогической деятельности, способны оказывать на учителя как негативное, так и позитивной влияние; разработка рекомендаций педагогам по развитию умений противостоять стрессам.

Описание хода дискуссии

Введение. Ведущий (преподаватель) озвучивает инструкцию.

Инструкция : «Успешность работы педагога во многом зависит от того, насколько хорошо он умеет противостоять негативному влиянию стрессов. Названное умение является одним из важнейших показателей профессионализма педагога. В связи с этим сегодня вам предстоит обсудить проблему стрессов в работе учителя. Для этого сначала вы обсудите проблему стрессов в минигруппах (4-5 студентов), где каждый может высказать свою точку зрения на проблему и предложить свои приемы и способы борьбы со стрессами и развития умений противостоять стрессам. Результатом работы минигруппы должны стать 3-5 согласованных рекомендаций. Каждая минигруппа выдвигает своего представителя для выступления перед всей группой».

Работа в минигруппах. Диагностика устойчивости к стрессу.

Выступления представителей минигрупп и обсуждение предложений всеми членами группы . Каждый из участников может соглашаться или не соглашаться с мнением других выступающих, высказывать свое мнение. В итоге выступления принимаются 2-3 рекомендации, которые будут включены в общие рекомендации педагогам.

Выступление ведущего , который озвучивает окончательный вариант рекомендаций педагогам по развитию умений противостоять стрессам и подводит итоги дискуссии.


Похожая информация.


Вокруг эмоций и чувств человека сконцентрировано огромное количество разнообразных мифов. Связано это с тем, что люди плохо представляют себе их разнообразие и важность. Чтобы научиться правильно понимать друг друга, необходимо разобраться, какие виды эмоций существуют, и узнать их характеристики. Кроме того, нужно научиться отличать подлинные чувства от простой показухи.

Что такое эмоции и чувства?

Эмоциональная сфера человека являет собой сложное хитросплетение элементов, которые вместе позволяют переживать всё происходящее с ним и вокруг него. Состоит она из четырёх основных компонентов:

  • Эмоциональный тон – это реагирование в форме переживания, которое задаёт состояние организма. Именно оно информирует организм о том, насколько удовлетворены его текущие потребности, насколько ему сейчас комфортно. Если прислушаться к себе, то можно оценить свой эмоциональный тон.
  • Эмоции – это субъективные переживания, касающиеся ситуаций и событий, важных для человека.
  • Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение человека к какому-то объекту. Они всегда субъективны и появляются в процессе взаимодействия с окружающими.
  • Эмоциональное состояние отличается от чувства своей слабой направленностью на объект, а от эмоции – большей продолжительностью и устойчивостью. Оно всегда запускается определёнными чувствами и эмоциями, но при этом как бы само по себе. Человек может быть в состоянии эйфории, гнева, подавленности, меланхолии и т.д.

Видео: Психология. Эмоции и чувства

Функции и виды эмоций

Эмоции в большей или в меньшей мере регулируют жизнь каждого из нас. Обычно за ними признают четыре основные функции:

  • Мотивационно-регулирующая, призванная побуждать к действию, направлять и регулировать. Нередко эмоции полностью подавляют мышление в регуляции поведения человека.
  • Коммуникативная отвечает за взаимопонимание. Именно эмоции сообщают нам о психическом и физическом состоянии человека и помогают выбирать правильную линию поведения при общении с ним. Благодаря эмоциям мы может понимать друг друга, даже не зная языка.
  • Сигнальная позволяет сообщать о своих потребностях окружающим при помощи эмоционально-выразительных движений, жестов, мимики и т.д.
  • Защитная выражается в том, что моментальная эмоциональная реакция человека способна в некоторых случаях спасти его от опасностей.

Учёными уже доказано, что чем более сложно организовано живое существо, тем богаче и разнообразнее та гамма эмоций, которую оно способно пережить.

Эмоции и чувства

Кроме того, все эмоции можно разделить на несколько видов. Характер переживания (приятное или неприятное) определяет знак эмоции – положительный или отрицательный. Также эмоции делятся на виды в зависимости от влияния на деятельность человека - стенические и астенические. Первые побуждают человека на действие, а вторые, наоборот, приводят к скованности и пассивности. Но одна и та же эмоция может по-разному влиять на людей или на одного человека в непохожих ситуациях. Например, сильное горе одного повергает в уныние и бездействие, а второй человек ищет утешение в работе.

Эмоции есть не только у людей, но и у животных. Например, переживая сильный стресс, они могут менять свое поведение - становиться более спокойными или нервными, отказываться от пищи или перестать реагировать на окружающий мир.

Также вид эмоций определяет их модальность. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость, а остальные являются лишь их своеобразным выражением. Например, боязнь, беспокойство, тревога и ужас являются разными проявлениями страха.

Главные эмоции человека

Как мы уже говорили, эмоции обычно бывают связаны с текущим моментом и являются реакцией человека на изменение его текущего состояния . Среди них выделяется несколько главных:

  • радость – интенсивное переживание удовлетворенности своим состоянием и ситуацией;
  • страх – защитная реакция организма в случае угрозы его здоровью и благополучию;
  • волнение – повышенная возбудимость, вызванная как положительным, так и отрицательным переживанием, принимает участие в формировании готовности человека к важному событию и активизирует его нервную систему;
  • интерес – врождённая эмоция, подстёгивающая познавательный аспект эмоциональной сферы;
  • удивление – переживание, отражающее противоречие между уже имеющимся опытом и новым;
  • обида – переживание, связанное с проявлением несправедливости по отношению к человеку;
  • злость, гнев, ярость – отрицательно окрашенные аффекты, направленные против ощущаемой несправедливости;
  • смущение – переживание за произведенное на окружающих впечатление;
  • жалость – всплеск эмоций, возникающий, когда страдания другого человека воспринимаются как свои собственные.

Большинство из нас легко отличает эмоции другого по внешним проявлениям

Виды чувств человека

Чувства человека часто путают с эмоциями, но они имеют много отличий. Для возникновения чувств необходимо время, они более стойки и реже изменяются. Все их делят на три категории:

  • Моральные (нравственные или эмоциональные) чувства возникают по отношению к поведению окружающих людей или самого себя. Их развитие происходит в ходе любой деятельности и обычно бывает связано с принятыми в обществе моральными нормами. В зависимости от того, насколько происходящее соответствует внутренним установкам человека, у него появляется чувство негодования или, наоборот, удовлетворения. К этой же категории относятся все привязанности, симпатии и антипатии, любовь и ненависть.
  • Интеллектуальные чувства испытываются человеком в ходе умственной деятельности. К ним относят вдохновение, радость от успеха и стресс от неудачи.
  • Эстетические чувства человек испытывает, создавая или оценивая что-то прекрасное. Это может относиться как к предметам искусства, так и к природным явлениям.
  • Практические чувства порождает деятельность человека, её результаты, успешность или неудача.

Выделить более или менее важные чувства невозможно. Разные люди стремятся к разным чувствам и все они одинаково важны для нормальной эмоциональной жизни человека.

Зачастую именно эмоциональная сфера регулирует жизнь человека, а формируется наше состояние из эмоций и чувств. Но эмоции – это кратковременные ощущения, касающиеся определённых вещей или ситуаций, а чувства гораздо более длительны, но формируются они из эмоций. Разные их виды по-разному влияют на нашу жизнь и наши решения.

Эмоции – это субъективные переживания человека, которые выражают его отношение к окружающей действительности и окрашивают все поведение человека.

1. Сигнальная – сигнализируют о том, что вокруг нас происходит в окружающей действительности. 2. Регулятивная – эмоции могут выступать в качестве мотива поведения (регулируют нашу деятельность).

Аффект – это бурная кратковременная вспышка. Это ярость, ужас, гнев, отчаяние, эйфория. Возникает в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и является как бы сдвинутым к концу событием.

«Холодная» эмоция Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающие при общении с людьми при разногласии жизненных взглядов. Бедная мимика. «Горячая» эмоция Гнев - отрицательное эмоциональное состояние, протекает в форме аффекта и вызывается внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения очень важной потребности.

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Гипоталамус отвечает за сильные эмоции Миндалина отвечает за агрессивное поведение и страх Гиппокамп отвечает за агрессию и страх Ретикулярная формация выполняет функция фильтра (фильтрует эмоции) Голубое пятно – выработка норадреналина, который запускает депрессию если его не хватает, а ели в избытке – стресс) Черная субстанция – вырабатывает дофамин – гормон радости Кора головного мозга отвечает за высшие эмоции, сдерживание эмоций.

Расскажите о связи правого и левого полушария с эмоциями. Что будет если поражено правое полушарие и что будет, если повреждено левое полушарие?

При поражении Правого полушария наблюдается легкая возбудимость с эйфорией и шутливостью Левого полушария наблюдаются депрессивные реакции

В настоящее время накоплено большое число экспериментальных и клинических данных о роли полушарий головного мозга в регуляции эмоций. Изучение функций левого и правого полушария обнаружило существование эмоциональной асимметрии мозга. По данным В. Л. Деглина, временное выключение левого полушария электросудорожным ударом тока вызывает сдвиг в эмоциональной сфере “правополушарного человека” в сторону отрицательных эмоций. Настроение ухудшается, он пессимистически оценивает свое положение, жалуется на плохое самочувствие. Выключение правого полушария вызывает противоположный эффект -- улучшение эмоционального состояния. Т. А. Доброхотова и Н. Н. Брагина установили, что больные с поражениями в левом полушарии тревожны, озабочены. Правостороннее поражение сочетается с легкомыслием, беспечностью. Эмоциональное состояние благодушия, безответственности, беспечности, возникающее под влиянием алкоголя, связывают с его преимущественным воздействием на правое полушарие мозга. Демонстрация фильмов разного содержания с помощью контактных линз в правое или в левое поле зрения показала, что правое полушарие быстрее реагирует на слайды с выражением печали, а левое -- на слайды радостного содержания. По другим данным правое полушарие быстрее опознает эмоционально выразительные лица независимо от качества эмоции. Распознавание мимики в большей степени связано с функцией правого полушария. Оно ухудшается при поражении правого полушария. Повреждение височной доли, особенно справа, нарушает опознание эмоциональной интонации речи. При выключении левого полушария независимо от характера эмоции улучшается распознавание эмоциональной окраски голоса. Выключение левого полушария делает ситуацию непонятной, невербализуемой и, следовательно, эмоционально-отрицательной. Выключение правого полушария делает ситуацию простой, ясной, понятной, что вызывает преобладание положительных эмоций. Эмоциональная асимметрия мозга характерна и для нормальных здоровых людей. Для лиц с доминантным правым полушарием характерна повышенная тревожность, нейротизм. Преобладание функций левого полушария, определяемого по группе двигательных, зрительных и слуховых методик, сочетается с низкими значениями тревожности.

Изменение сопротивления кожи, частоты сердечных сокращений, кровяного давления, расширение и сужение сосудов, температуры кожи, гормональный и химический состав крови и т. д.

Фактором, запускающим эмоции является условный и безусловный стимул. Такие стимулы возбуждают импульсы, активируют ствол мозга и далее гипоталамус и кору, формируя поведение, сопровождающееся эмоциональным возбуждением. Каждая эмоция имеет свои центральные структуры управления. Раздражая нервные структуры, расположенные на различных уровнях мозга, возможно воспроизводить те или иные эмоциональные реакции посредством активации отдельных звенье регуляции эмоционального поведения.

Генезис возникновения эмоций связан рассогласованием акцептора действия с результатом действия или ходом его выполнения на этапах действия. Эмоция есть механизм наказания стратегически вредных (отрицательная эмоция) или награды стратегически полезных (положительная эмоция) путей поведения.

Потребностно - информационная теория эмоций Симонова (1970) Эмоции есть отражение мозгом человека и высших животных качества и величины актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного или ранее приобретенного индивидуального опыта.

Алгоритм возникновения эмоций по Симонову Э=-П(Н-С), где Э- эмоции, П- потребность, Н – информация, необходимая для организации действия по удовлетворению данной потребности, С – информация, которая есть (сушествует реально) и может быть использована для организации целенаправленного поведения.

Почему Дэвид Виттер, сенатор США, имеющий четырех детей, попал в сомнительную историю с высокооплачиваемыми проститутками?

Зачем Майкл Вик, талантливый защитник, ввязался в омерзительный мир собачьих боев? Почему Билл Клинтон, стипендиат Rhodes, шестикратный губернатор и президент Соединенных Штатов в возрасте 46 лет связался с практиканткой в Овальном Кабинете?

Это не просто примеры плохого поведения мужчин. Вспомните Лизу Новак - астронавт NASA, замужем - как утверждают, она проехала из г. Хьюстон в г. Орландо (по словам полицейских, она завернулась в пеленки, чтобы не делать остановок, если захочется в туалет), чтобы похитить свою соперницу по любовному треугольнику.

Когда происходят такие скандальные истории, мы качаем головами и спрашиваем: "О чем они думали?"

Это чувство скептицизма получает все больше внимания в различных исследованиях. И дело не в том, что люди с трудом понимают или недостаточно сопереживают тем, кто совершает безумные поступки. Им трудно представить, как бы они сами повели себя в таких ситуациях, когда в дело вступают сильные эмоции .

Исследователи выяснили, что "холодные " эмоциональные состояния отделяются от "горячих" эмоциональных состояний огромной ментальной пропастью. Когда мы не испытываем ни голода, ни жажды, ни сексуального влечения, нам трудно понять, как эти факторы могут сказаться на нашем поведении. Также, когда мы возбуждены или рассержены, нам трудно думать о последствиях нашего поведения, которые представляются очевидными, когда мы находимся в холодном эмоциональном состоянии.

Виттер, например, в конце июня потребовал введения программы образования, нацеленной на воздержание: "Как выяснилось, эти программы существенно сокращают риск внебрачной беременности и венерических заболеваний, объясняя подросткам, что воздержание от секса до брака, и верность после - вот лучший пусть к здоровью и счастью", заявил он.

Спустя немногим более двух недель, Виттер просил прощения за "серьезный грех" своего прошлого, после того, как номер его телефона был найден среди списков некой мадам D. C. Что это? Лицемерие? Возможно. Но если верить результатам исследования, Виттер-политик понимает Виттера-клиента проституток с таким же трудом, как и все остальные.

"Нам свойственно преувеличивать силу воли", говорит Джордж Лёвенштейн (George Loewenstein), профессор экономики и психологии Университета Карнеги-Меллона. Он изучал феномен горячего и холодного эмоционального состояния и, на удивление, многочисленные результаты влияния пропасти, разделяющей их.

Многие самообещания, касающиеся здоровья, например, делаются, когда люди находятся в холодном состоянии. И когда они могут в уме осознать влечение к картофельному чипсу или сигарете, они не представляют, насколько глубоким это желание может быть - поэтому большинство из таких обещаний не выдерживает проверки.

Как-то раз психолог Луи Джордано (Louis Giordano), во время проведения с людьми, пристрастившимися к героину, курса по замене героина бупренорфином, предложил им получить деньги или дополнительную дозу через пять дней.

Выяснилось, что когда он спрашивал наркоманов непосредственно перед тем, как они получили дозу - когда их страстное желание находилось в наивысшей точке - они ценили дополнительную дозу более чем в два раза выше, чем те, кто только что принял бупренорфин. Испытывающие страстное желание глубоко понимали, как сильно они будут нуждаться в дополнительной дозе позднее; насытившиеся, в свою очередь, переоценивали ту легкость, с которой они смогут обойтись без дополнительной дозы.

Аналогичный случай произошел, когда исследователь рака Морис Слевин (Maurice Slevin) провел опрос среди профессиональных медиков относительно того, согласились ли бы они на изнурительную химиотерапию, чтобы продлить свою жизнь лишь на несколько месяцев. Менее чем один из десяти сказали, что это того стоит - они оценивали вопрос, находясь в холодном состоянии. Когда он задал тот же вопрос настоящим больным - умирающим людям, находящимся в горячем состоянии - почти половина из них сказали, что даже несколько дополнительных недель жизни стоят того, чтобы терпеть болезненную химиотерапию.

Пропасть сопереживания между горячим и холодным состояниями, говорит Лёвенштейн, также может объяснить, почему многим больным не до конца помогают справиться с болью. Они испытывают свою агонию глубоко внутри себя; врачам, которые холодно оценивают с