Сколько процентов населения не грамотные. На земле читать-писать не умеет каждый десятый взрослый человек. Девушек нет в средней школе

Функциональная неграмотность - это неспособность читать, писать и считать на уровне, необходимом для решения простейших повседневных задач. Доступное среднее образование должно давать эти навыки всем, - однако на практике до четверти взрослых жителей развитых стран не могут понять, что написано на коробке с лекарством, купленным в аптеке. «Теории и практики» решили отреагировать на популярность феномена экспертным мнением и расспросили исследователей из области нейробиологии и социологии о том, как возникает функциональная неграмотность и является ли она следствием всемирного заговора маркетологов или понижением уровня интеллекта вследствие проникновения интернета во все сферы жизни человека.

«Еще сто лет назад, до появления этих технологий, большая часть населения Земли не умела ни читать, ни писать»

Юрий Штыров,

нейробиолог, профессор, зав. лаборатории магнитоэнцефалографии Орхусского университета (Дания); старший научный сотрудник, зав. лаборатории Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ

В основе функциональной неграмотности, по всей видимости, нет единого физиологического расстройства. Она может возникать как из-за проблем зрительного характера, так и из-за когнитивных нарушений. Существуют разные расстройства понимания языка: от базовой неспособности воспринимать сочетания букв до нарушений синтаксического или прагматического анализа. Иногда текст воспринимается неправильно из-за того, что мозг просто не может охватить достаточный для восприятия слова объем зрительной информации. Чаще, однако, говорят о нарушениях сегментации - слаженного анализа текстовой информации - когда невозможен становится перевод зрительного кода в фонологический. В таком случае мы видим текст, но мозг оказывается не в состоянии передать заключенную в нем информацию для дальнейшего анализа, активировать следы памяти прочитанных слов и т. д.

В научной литературе отдельно выделяется дислексия, которая считается клинико-психологической проблемой и встречается довольно часто: в зависимости от используемого диагностического подхода и возрастной группы, с ней сталкивается до 15-20% населения. При этом у 2-4% проблемы могут носить довольно серьезный характер. При дислексии нарушается процесс обработки текста как такового, хотя остальные системы мозга внешне работают более или менее полноценно, интеллект развит, а устная речь нормальна. Дислексия считается расстройством развития, но может проявляться и как сопутствующее отклонение при других расстройствах.

Дислексия однозначно часто (но не всегда) является причиной функциональной неграмотноти, хотя и степень дислексии может быть разной: кто-то никогда не выучится читать, а кто-то (если вовремя начать заниматься по специальной программе) может добиться заметного прогресса. Причины дислексии лежат на нейробиологическом уровне, но конкретные механизмы появления этого расстройства до сих пор неясны. Любопытно, что то, как часто оно встречается, зависит от того, на каком языке говорит, читает и пишет человек. Текстовая информация на разных языках мозгом воспринимается по-разному, и одни орфографические системы проще в обработке, чем другие. Например, в русском написанный текст более или менее соответствует звукам устной речи, а вот французский, английский или датский намного сложнее, что очень затрудняет обучение чтению для детей. В результате, в странах с такими языками число людей с расстройствами восприятия текста оказывается выше. На противоположном полюсе находится, например, финский язык, где практически каждому звуку речи соответствует буква или пара букв.

«Существует так называемый критический возраст для освоения языка: уже в с 6-7 лет пластичность нервной системы начинает снижаться»

В некоторых случаях связанные с чтением проблемы могут объясняться с точки зрения дефицита внимания. А кто-то просто толком не научился читать, потому что не уделял этому достаточно времени. Интернет и телевизор, конечно, во многом можно обвинить. Но если они просто отнимают у ребенка время, и он не успевает учиться читать, писать и считать, надо ли искать медицинское объяснение? Я не берусь это утверждать. Еще сто лет назад, до появления этих технологий, большая часть населения Земли не умела ни читать, ни писать. Сколько было функционально неграмотных людей тогда, и каково было соотношение причин этого состояния? Доподлинно неизвестно. Известно только, что дислексия наблюдалась и до появления современных информационных технологий - ее первое научное описание было сделано в XIX столетии. По крайней мере частично это расстройство определяется генетически.

Перемены, вызванные современными технологиями, - это перемены последних десятков лет. Однако они происходят не сами по себе, а в контексте общего изменения жизни людей. Дело не только в том, что мы больше смотрим телевизор - мы меньше читаем. Без практики любой навык исчезает или не развивается. Думаю, непрямое влияние телевидения и интернета на компетенции чтения существует, но я бы не стал утверждать, что они вредны для способности читать как таковой. Другое дело, что в интернете далеко не всегда есть полноценная обратная связь: здесь пишут с ошибками, используют упрощенный стиль и разговорную лексику. Неправильные упрощенные формы фиксируются и уже не воспринимаются как ошибка.

К сожалению, в нашем случае ограничено не только время в сутках, которое можно уделить развитию грамотности, но и время жизни. Существует так называемый критический возраст для освоения языка: уже в с 6-7 лет пластичность нервной системы начинает снижаться, и это сказывается на способности к развитию когнитивных навыков - в первую очередь, судя по всему, языковых. Как и устный язык, чтение - это очень сложный навык: по сути мы связываем довольно случайную произвольную комбинацию черточек и кружочков со звуками, словами и смыслом, объединяем все это в предложения и пытаемся понять общее значение текста. Несмотря на кажущуюся простоту этого навыка, от мозга чтение требует больших усилий, слаженной работы многих миллионов нейронов и нейронных сетей в самых разных областях. Если мы упускаем момент, когда мозг максимально пластичен, способен создавать новые связи и строить новые репрезентации для информации, то в будущем делать это ему будет сложнее. Вот почему когда ребенок вместо книг занят мультиками или компьютерными играми, вероятно, он упускает возможность, которую впоследствии будет трудно или даже невозможно восполнить.

«Малограмотность идет, как правило, из семьи»

Вера Чудинова,

вице-президент Российской ассоциации чтения, заместитель председателя исследовательского комитета «Социология детства» Российского общества социологов, кандидат педагогических наук

Функциональная неграмотность - неспособность жить в современном обществе - это, прежде всего, неумение хорошо читать, писать и считать. Неграмотность имеет отношение к обществу, поскольку чтобы учиться и адекватно приспосабливаться к жизни в меняющемся мире (освоить новую профессию, например), нужно быть способным читать. Также со временем к чтению, письму и счету добавили цифровую грамотность: умение работать на компьютере и пользоваться информационно-комбинационными сетями. Это и есть базовые умения сейчас. Однако сам термин - «функциональная неграмотность» - постоянно расширяется. Ведь для жизни в современном обществе уже требуется экономическая, правовая и другие виды грамотности.

Ошибки процесса преподавания в плане функциональной неграмотности не играют большой роли: дело в системе обучения в целом. Разумеется, в школах есть учителя, у которых дети учатся лучше или хуже, чем у других, но это вопрос не к ним. В некоторых странах - в Финляндии, к примеру, - специально корректируют навыки и умения чтения, чтобы школьники могли исправить свои недочеты и стали хорошо читать - а значит, начали и учиться. А для взрослых - здоровых - людей во многих странах есть специальные программы обучения для улучшения читательской и компьютерной грамотности. Грамотные люди способны критически мыслить и отбирать более точную и надежную информацию из источников разного вида, неграмотные - нет.

«Грамотные люди в России чаще остаются без работы»

Олег Подольский

руководитель группы «Проектирование обучения и развитие компетенций» Института образования НИУ ВШЭ

В 2013 году были опубликованы результаты первого исследования PIAAC (Programme for the International Assessment for Adult Competencies), посвященного ключевым компетенциям взрослого населения. В нем приняли участие как страны ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), так и страны-партнеры, включая Россию. В международном отчете по результатам этого исследования подробно рассматриваются возможные причины низкого уровня грамотности в разных странах. Самые высокие результаты по грамотности чтения наблюдаются в Японии, Бельгии, Финляндии, Нидерландах. В этих странах, в целом, и достижения взрослых по результатам исследования высокие, и людей с низким уровнем функциональной грамотности немного. Есть гипотеза, что это связано с высоким качеством школьного образования, с одной стороны, и с высоким уровнем социальных гарантий, с другой: многие люди имеют доступ к качественному образованию. В этих странах уровень грамотности человека слабо связан с уровнем образования его родителей. С другой стороны, у представителей общественности, действительно, вызвало определенное удивление то, что в таких экономически развитых странах, как США и Великобритания, людей с низким уровнем функциональной грамотности оказалось порядка трети от всего обследованного взрослого населения. Зачастую, это люди с недостаточным уровнем образования и дети родителей с низким уровнем образования. Поскольку в действительности далеко не все имеют доступ к качественному образованию.

В России выявлен средний (в сравнении со странами ОЭСР) уровень грамотности чтения взрослых, при этом разброс результатов небольшой: людей с крайне низким уровнем грамотности мало, но и с высоким тоже немного. Как писал классик, «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь …», и этого видимо, как раз хватает, чтобы продемонстрировать средние результаты.

Результаты международного исследования напрямую не были направлены на выяснение того, кто умнее: руководители или их подчиненные, - но некоторые занятные факты выявить удалось. По результатам видно, что в России руководители как раз более грамотны, чем рабочие, и более грамотны, чем специалисты с высшим образованием. Ненамного, но тем не менее. Так что мы можем спать спокойно: в начальство у нас попадают люди в определенном смысле «грамотные». В других странах, (например, в Чехии, в Великобритании) наблюдалась тенденция, что некоторые специалисты с высшим образованием все-таки грамотнее руководителей. Как мы знаем, хорошие специалисты вполне могут получать больше своих руководителей.

Тем не менее, грамотные люди в России чаще остаются без работы, чем в среднем по ОЭСР. Но это уже, вероятно, больше вопрос к возможностям рынка труда, который должен привлекать и использовать национальный потенциал, навыки и компетенции взрослого населения в нужном русле.

«Люди с более высоким уровнем грамотности чтения успешнее справляются с решением так называемых задач в технологически насыщенной среде»

Самый высокий уровень владения компетенциями в России сегодня демонстрируют люди 45-49 лет, и если говорить про результаты исследования, то тут возможны самые разные причины. Самая простая - особенности выборки исследования PIAAC. Она репрезентативна в целом по стране, но цели сделать репрезентативной каждую возрастную когорту (например, каждую пятилетку от 16 до 65, чтобы потом сравнивать людей разных возрастов) не ставилось. В то же время, учитывая, что такая картина характерна лишь для нашей страны и еще, например, для Словакии (в других странах самый высокий уровень компетенций наблюдался в среднем у лиц 30-35 лет), есть предположение, что люди, которым на момент исследования было 45-49 лет, получили в советские годы наиболее качественное образование. Но, опять же, эта гипотеза требует серьезной проверки.

Способы снизить уровень функциональной неграмотности, конечно, существуют. Во многих странах есть программы повышения уровня грамотности взрослых: различные программы непрерывного обучения и развития, курсы повышения квалификации. Многие из них построены в неформальном ключе. Целые системы по поддержанию нужного уровня грамотности взрослых, действующие в Канаде, Великобритании и других странах, где этим вопросам уделяют должное внимание, уже доказали свою эффективность.

На вопрос о том, оказывает ли влияние на формирование низких компетенций чтения и математики чрезмерное увлечение компьютером и телевидением, невозможно ответить однозначно. Масштабных исследований грамотности взрослых не проводилось тогда, когда в домах у людей еще не было телевизоров, а компьютеров и подавно. Кроме того, тут важно разобраться, что значит «чрезмерное увлечение компьютером» - если мы говорим об использовании компьютера для решения профессиональных задач, то тут скорее обратная ситуация: без определенного уровня грамотности чтения и математической грамотности сегодня в принципе не обойдешься, и для работы с компьютером они ключевые. Подобная связь была выявлена в исследовании: люди с более высоким уровнем грамотности чтения успешнее справляются с решением так называемых задач в технологически насыщенной среде. Если речь идет о том, как влияют на грамотность чтения избыточный просмотр телевизора, использование интернета и компьютерных игр, то тут сложно делать какие-то всеобъемлющие выводы. Имеет смысл провести отдельное исследование и выяснять, как, например, связано с грамотностью чтения то, сколько времени в сутки взрослый человек играет в онлайн-игры или смотрит комедийные сериалы. Тогда можно будет точнее ответить на этот вопрос.

Грамотность молодёжи

«Свобода обещала грамотность; свобода обещала избавление от невежества, угнетения, нищеты; свобода даёт возможность делать что-то новое, выбирать» Коитиро Мацуура, 2001

Минимальное определение грамотности — «умение читать, писать и давать короткие простые заявления о своей повседневной жизни». В возрасте 15-24 лет, из всех живущих в мире, 88% являются грамотными. Более половины из этой возрастной группы проживают в Азии.
Большинство молодых людей, живущих в большинстве стран мира может читать и писать. Только пять государств имеют менее 50% грамотной молодёжи. Четыре из этих пяти стран находятся в Северной Африке. В Японии записан самый высокий уровень грамотности среди молодёжи на одной территории.

Наибольшее количество грамотной молодежи живёт в Восточной Азии, где уровень грамотности молодежи составляет 98,9%. Из 12 регионов, 8 имеют грамотность молодёжи более 95%.

Грамотность взрослых

«Меня как-то меньше интересуют вес и извилины головного мозга Эйнштейна, чем почти полная уверенность в том, что люди равные ему талантом жили и умерли на хлопковых полях потогонной системы». Стивен Джей Гулд, 1980

Во всём мире 3600000000 грамотных взрослых, 82% взрослого населения умеют читать и писать простые сообщения. Здесь к взрослым относятся люди в возрасте старше 15 лет. Процент грамотных среди взрослых всегда ниже, чем у молодёжи — во всех регионах мира. Наибольшие различия наблюдаются в Северной Африке — 17% , в Центральной Африке — 13% , в Юго-Восточной Африке — 11% . Наименьшая разница между ставками грамотности молодёжи и взрослых, составляет 1%, в Японии. Крупнейшее население грамотных взрослых живёт в Китае, Индии и Соединенных Штатах. В Индии уровень грамотности 61%, а на двух других территориях — 91%.

Неграмотные девушки

Самый большой разрыв между мужской и женской грамотностью в Южной Азии, Северной Африке и Юго-Восточной Африке. В Пакистане, число неграмотных мальчиков вычитается из числа неграмотных девушек, в результате получается 2600000 «лишних» девушек, которые не могут читать и писать, то есть на 24% девушек в возрасте 15-24 лет там больше, чем неграмотных парней того же возраста.

Наибольшая неграмотность среди девушек Ближнего Востока — в Йемене. В странах Восточной Европы наибольшая женская неграмотность — в Турции, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — в Индонезии, в Южной Америке это Гватемала, а в Северной Америке — в Соединенных Штатах.

Неграмотные женщины

«Неграмотность, по существу, есть проявление социального неравенства, неравенство в распределении власти и ресурсов в обществе». Бхарати Silawal-Гири, 2003

В Южной Америке и Западной Европе мужчины и женщины имеют очень схожий уровень грамотности. В других местах, особенно в Индии, Китае, Пакистане и Исламской Республике Иран, есть очень большое число женщин, которые не могут читать и писать, по сравнению с мужчинами, живущих там. Мужчины и женщины, уровень грамотности в Йемене: 69% и 28%, в Непале соответственно 62% и 26%, в Мозамбике — 62% и 31%, а в Центрально-Африканской Республике разрыв составляет составляют 64% и 34%.

Начальное образование

«Каждый человек имеет право на образование», в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека. Вторая цель развития тысячелетия является достижение всеобщего начального образования. В 2002 году 5 из 6 детей школьного возраста были охвачены начальным образованием во всём мире. Тем не менее, регистрация не гарантирует посещаемость, или завершение образования.

Если начальное образование продолжается за пределами ожидаемых лет охвата, то статистика может превышать 100%. есть впечатляющие результаты — 108% учащихся. На другой стороне Атлантического океана, только 30% детей в Анголе, обучаются в начальной школе.

Среднее образование

В мире примерно 73 млн. детей, обучающихся и получающих среднее образование, из возможных 122 000 000 детей. То есть только 60% детей получают среднее образование.

В Китае в среднем 89% получают среднее образование, а в Индии показатель составляет только 49%. Цифры в Африке еще ниже: 45% в Северной Африке, 25% в Юго-Восточной Африке и 13% в Центральной Африке. Самый низкий он — 5% в Нигере.

Что является обязательным в некоторых государствах, становится редкостью для других странах. Самая большая популяция учащихся — в Китае: там живёт четверть всех учащихся средних школ в мире.

Девочек нет в начальной школе

Территорией, где отмечается самый большой абсолютный разрыв между зачислением девочек и мальчиков в систему начального образования, является Индия. В Индии, в первые 5 лет начальной школы, обучается на 8 миллионов девочек меньше, чем мальчиков. Это в 10 раз больше, чем в любой другой стране.

Другие страны, где отмечается наибольшая разница в процентах между девочками и мальчиками, среди учащихся начальных школ, это: Йемен, Чад, Бенин и Нигер. На 2,5 миллиона девочек меньше, чем мальчиков, обучается в Северной Африке, это лишь часть, всего 9 миллионов девочек, которые могли бы быть зарегистрированы на первые 5 лет обучения там, но этого не происходит.

Девушек нет в средней школе

Территории с большой разницей в соотношении парней и девушек на уровне средней школы, часто имеют ту же разницу, как в начальной школе. На тех же территориях, значительно меньше девушек в системе среднего образования: разрыв между общим числом девушек и юношей в каждой группе составляет около 3 миллионов по всему миру.

В 104 странах, мальчики и девочки в равной степени поступают в учебные заведения; а есть ряд стран, где набор девочек несколько выше, чем мальчиков. Эти территории находятся главным образом в Южной Америке, Северной Америке, Восточной Европе и Западной Европе. Аномалии в этих регионах, когда мальчиков идёт в среднюю школу больше, чем девочек, включают в себя страны: Перу, Гватемалу, Болгарию, Италию и Швейцарию.

Высшее образование

Высшее образование есть высшее образование. Оно наступает после среднего или профессионального образования. В мире около 105 миллионов студентов зачисляются в высшие учебные заведения ежегодно. Самый высокий процент пожилого населения студентов поступает в Финляндии. В Финляндии в 3,6 раза этот показатель выше, чем среднем в мире — в 140 раз шанс получить высшее образование больше, чем в Мозамбике.

Территории, которые имеют низкое число людей, идущих в систему высшего образования, находятся в основном в Центральной Африке. Индия направляет половину своих людей со средним образованием в вузы, Китай приближается к 2/3, и только 4 из 24 стран Ближнего Востока имеют самые низкие показатели.

Женщины не в системе высшего образования

Там, где большинство девочек получают среднее образование, там женщин впоследствии поступает в высшие учебные заведения больше, чем мужчин. Исключение составляют Япония, где 46% студентов высших учебных заведений составляют женщины, и Республики Корея — 34%. Где меньше девочек, чем мальчиков получают среднее образование, там соотношение женщин и мужчин, как правило, хуже, на уровне высшего образования. Там, где многие даже не получают начального образования, в высших учебных заведениях ещё меньше женщин. В Центральной Африке, в Северной Африке, Южной Азии и Юго-Восточной Африке, гендерные различия начинаются уже в начальной школе. В 122 странах число женщин в высших учебных заведениях такое же или больше, чем у мужчин, в результате чего общее число студентов и студенток равны.
«Грамотность населения. Мировая статистика»

Универсальных определений и стандартов грамотности не существует. Поэтому точную статистику уровня грамотности в России назвать сложно. Но все же она существует.

По данным ОООН Россия входит в двадцатку самых грамотных стран в мире. А вот по уровню образования, к сожалению, занимает 36 место, уступая многим другим развитым странам. Но стоит учесть, что эти данные были актуальны на 2013 год, когда проводились последние исследования. К 2016 году ситуация явно улучшилась, учитывая общий прогресс развития грамотности в России.

Так, если в начале 90-х гг. XX века в стране было чуть более 2 000 0000 неграмотных взрослых, то к 2013 году их число сократилось до примерно 400 000.

Результаты опросов и исследований уровня грамотности

Таким образом, по последним данным статистиков, в возрасте 15 лет и старше примерно 99,4 % населения Российской Федерации умеют читать и писать. При этом среди мужчин 99,7 % являются грамотными, а среди женщин 99,2 %.

Уровень грамотности повысился не только за счет повышения качества образования, открытия новых школ и других учебных заведений, но и за счет появления стремления учиться у самих россиян, которые активно пользуются словарями. Более 40% русского населения прибегают к различным словарям еженедельно.

При этом после энциклопедического (46% опрошенных назвали его первым) наиболее востребованным является орфографический словарь (около 20% опрошенных), а это верный путь к повышению уровня грамотности. Регулярное использование словаря позволяет не только запомнить написание слов, но и значительно расширить кругозор и словарный запас. Предпочтение отдается электронному варианту словаря (60%), что вполне логично в наши дни.

И самое важное - последние опросы показали, что более 30% опрошенных прибегают к словарю именно для саморазвития, а не для учебы и работы.

Что показал ЕГЭ-2016?

Здесь наблюдается прогрессивная шкала. По результатам ЕГЭ-2016, показавшим увеличение количества учеников, получивших высокие баллы за тест по русскому языку, можно сделать вывод о росте грамотности российских школьников.

В пользу этого также свидетельствует сокращение числа учащихся, не преодолевших нижний порог баллов, требуемый для получения аттестата, на 0.5% по сравнению с предыдущим годом.
В 2016 году не сдавшие ЕГЭ по русскому языку составили 1% от всех тестируемых, количество же учащихся, набравших свыше 80 баллов, увеличилось на 5.5% по сравнению с 2015 годом, когда высокие баллы получили 20% экзаменующихся (в 2016 - 25,5%). Также выросло число учеников, показавших результаты свыше 90 баллов.

Результаты "Тотального диктанта" 2016 года

Напомним, что первый массовый диктант, нацеленный на проверку знаний по русскому языку, состоялся 12 лет назад, и с тех пор проводится ежегодно. В мероприятии может поучаствовать любой желающий.
"Тотальный диктант - 2016" собрал около 150 тысяч участников, что превысило прошлогоднее количество в 1,5 раза. Более 18 тысяч человек писали диктант, находясь за пределами России. При этом отличную оценку, означающую профессиональное владение языком, получили около 1% участников, что является хорошим результатом, учитывая общее количество русскоязычного населения в мире.

Словарный запас современного россиянина

По последним данным статистики в русском языке насчитывается примерно 500 000 слов, однако в обыденной жизни люди используют порядка 3000.
Словарный запас школьника составляет 2000 - 5000 слов, совершеннолетний владеет 5000 - 8000 тысячами, взрослый, получивший высшее образование имеет в запасе около 10 000, а эрудиту доступны 50 000.

Это хороший результат, но важно учитывать, какие именно слова знает человек. Преобладает ли в его речи молодежный сленг или жаргон, или в его активном и пассивном запасе преимущественно используются научные термины или другие "более качественные" слова.

Способы поднятия уровня грамотности

Сегодня, во времена Интернета, эта задача стала более решаемой, чем раньше. Можно выделить несколько основных и наиболее актуальных способов повышения уровня грамотности русского языка.
Прежде всего, позаботьтесь о том, чтобы словарь русского языка и грамматический справочник (если вы не имеете их в бумажном виде) были у вас в закладках браузера.

Второй важный момент - это чтение. Больше читайте. Тем более это также можно сделать посредствам интернета. Но помните, что важно выбирать хорошие книги, лучше русских классиков, так как уровень грамотности русского языка у многих современных "писателей" иногда оставляет желать лучшего.

И третий способ - пользуйтесь различными порталами и сайтами, посвященными русскому языку. К сожалению, таких проектов сегодня в Интернет немного. Но все же они есть. Например, много полезной информации представлено на образовательном портале Textologia.ru. Здесь можно найти и правила орфографии и пунктуации, и теоретические сведения по разным филологическим дисциплинам, и интересные статьи по теории и истории литературы. Также на сайте есть сервис "Задать вопрос" и форум, где можно получить ответы на вопросы, что очень помогает при обучении.

Кстати, в написании этой статьи нам также помог журнал Текстология.ру, который предоставил статистические данные и другие сведения, приведенные выше. Хотелось бы видеть в сети больше подобных проектов, тогда, возможно, уровень грамотности в России был бы выше, и наша страна смогла бы делить первые места мирового рейтинга.

Подводя итоги, можно уверенно сказать, что в последние годы в России наблюдается общий рост уровня грамотности, а данные, полученные в текущем году, демонстрируют прогресс в области владения родным языком среди русскоговорящего населения. Поэтому вполне можно ожидать, что к 2020 году наша страна займет более высокие позиции в общем рейтинге, показав всему миру, что россияне - образованные и грамотные люди. Главное - это стремление повысить свой уровень грамотности и желание не останавливаться на достигнутом, продолжая развитие вне зависимости от возраста и жизненных обстоятельств.

Грамотность - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке.

В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».

В статистике под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни.

Уровень грамотности взрослого населения - это доля грамотных в возрасте 15 лет и старше.

Индекс грамотности (называемый иногда просто грамотность) данного народа есть отношение между числом грамотных и численностью всего населения. Отношение это обыкновенно выражается в процентах. Индекс грамотности если и не измеряет, то, во всяком случае, характеризует уровень развития начального образования.

Грамотность - фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством.

Степенью распространения грамотности характеризуется степень участия народа той или иной страны в умственной жизни всего человечества, но характеризуется лишь до известной степени, так как и народы неграмотные участвуют и участвовали, хотя, возможно, и в меньшей мере, в накоплении умственных и нравственных сокровищ человечества.

В России за последние 8-9 лет вырос общей уровень грамотности населения. Так, основное общее и высшее образование имеют 91 процент в возрасте 15 лет и более, почти 60 процентов из них имеют профессиональное образование, в том числе высшее и послевузовское. Такие данные об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года обнародовал Росстат.

Среди специалистов с высшим образованием 707 тысяч человек имеют послевузовское образование, в 2002 году их было почти вдвое меньше - 369 тысяч человек. В настоящее время в России насчитывается 596 тысяч кандидатов наук и 124 тысячи - докторов наук. По словам главы Росстата Александра Суринова, в России резко вырос уровень образования, и в два раза сократилось число неграмотных - с 0,5 процента в 2002 году до 0,3 процента в 2010 году.

Заключение

Уровень жизни - сложная социально-экономическая категория, отражающая доходы и расходы населения, потребление и степень удовлетворения потребностей, возможности и способности, уровень образования и квалификации.

ООН оценивает уровень жизни согласно индексу развития человеческого потенциала.

При подсчёте индекса развития человеческого потенциала учитываются три показателя: ожидаемая продолжительность жизни - оценивает долголетие; уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения; уровень жизни, оценённый через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности в долларах США.

Россия из 187 стран по показателю развития человеческого потенциала находится на 66 месте и входит в группу территорий с высоким уровнем индекса человеческого развития.

Ожидаемая продолжительность жизни (показатель средней продолжительности предстоящей жизни) - важнейший интегральный демографический показатель, характеризующий уровень смертности населения.

Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке.

Валовой национальный доход - совокупная ценность всех товаров и услуг, произведенных в течение года на территории государства (то есть валовой внутренний продукт), плюс доходы, полученные гражданами страны из-за рубежа, минус доходы, вывезенные из страны иностранцами.

Валовой национальный доход на душу населения - это ВНД, деленный на численность населения страны.

Грамотность - ключевой навык и ключевая мера образования населения. В 1820 году всего 12% людей в мире умели читать и писать. Сегодня лишь 17% населения мира остается неграмотным. Уровень грамотности в мире растет.

Несмотря на значительное расширение и на постоянное сокращение , у человечества впереди серьезные задачи. В беднейших странах мира доступ к базовому образованию таков, что широкие слои населения остаются неграмотными. Это ограничивает развитие всего общества. Например, в Нигере уровень грамотности среди молодежи (15-24 года) - 36,5%.

В Западной Экваториальной провинции Южного Судана была развернута национальная кампания «назад к обучению», ориентированная на 400 тысяч детей. 2015 г., Ямбио, Южный Судан. Фото: ООН / JC McIlwaine

Уровень грамотности в мире стабильно растет

Самые ранние формы письменности возникли пять–пять с половиной тысяч лет назад, однако грамотность на протяжении веков оставалась уделом избранных - технологией осуществления власти. Лишь в средние века вместе с развитием книгопечатания уровень грамотности людей западного мира начал меняться. Фактически амбиции всеобщей грамотности эпохи Просвещения смогли приблизиться к реальности в 19–20 веках в раннеиндустриальных странах, отмечает OurWorldInData .

: к 2030 году обеспечить, чтобы все молодые люди и значительная доля взрослого населения, как мужчин, так и женщин, умели читать, писать и считать.

Оценка мировой грамотности 1800–2014 годов

(доля грамотных и неграмотных в мире)

Уровень грамотности постоянно рос до начала двадцатого века. Лишь в середине 20-го века, когда расширение базового образования стало всемирным приоритетом, темпы роста уровня грамотности поднялись.

Уровень грамотности молодежи и людей старшего поколения

Для оценки прогресса в будущем удобно распределять оценки грамотности по возрастным группам. Следующая карта, использующая данные ЮНЕСКО, показывает такие оценки для большинства стран мира. В них видна большая разница в уровнях грамотности разных поколений (увидеть уровень грамотности для разных возрастных групп можно нажав на соответствующую кнопку сверху). Большая разница уровней грамотности отдельных поколений указывает на глобальную тенденцию роста грамотности всего населения.

Что называется грамотностью?

Согласно резолюции ЮНЕСКО 1958 года, неграмотными считаются люди, которые не могут прочитать и написать короткое, простое сообщение о своей повседневной жизни (достижения в области образования отдельных стран см. в , 2016, стр. 230-233 ).