Составление описательных рассказов об овощах и фруктах. Составление рассказов-описаний об овощах и фруктах по схемам. Игра «Найди лишнее слово»

Фрукты: материалы для игр, бесед и занятий с детьми дошкольного возраста. Пальчиковая гимнастика. Занимательные речевые упражнения и игры для детей. Физкультминутки. Мультфильмы.

Фрукты: материалы для игр, бесед и занятий с детьми дошкольного возраста

В этой статье Вы найдете:

  1. Беседу о фруктах .
  2. 10 речевых игр по теме «Фрукты».
  3. Пальчиковую гимнастику.
  4. Три идеи для физкультминуток.

Дополнительный материал к статье — загадки о фруктах Вы найдете в статье

Детский сад 100 лет назад. «Беседы с маленькими детьми» Л.К. Шлегер.

Беседа о фруктах Л.К. Шлегер. 1913 год.

Подготовка к беседе.

Перед детьми разные фрукты. Они называют их, определяют форму, цвета. Определяют на ощупь и вкус с закрытыми глазами.

Под руками должны быть каталоги плодов; рисунки в красках (то есть цветные картинки); искусственные фрукты

Беседа.

На чем растут фрукты? Как называется дерево, на котором растут яблоки? Могут ли на яблоне расти сливы? Какой вид у спелого яблока? Какого вкуса оно? (Сладкое, сочное). Кто так нарумянил яблоко? Что защищает мякоть яблока? (Кожица). А когда поспевает яблоко? Красота яблони, увешанной румяными яблоками. Видал ли кто яблоню с яблоками? На чем сидят яблоки?

Кто может рассказать, как растет яблоко? Всегда ли оно такое большое и румяное? Какого цвета незрелое яблоко? А какое оно на вкус? Прежде чем появиться яблоку, яблоня цветет. Когда она цветет? Весной. Видал ли кто яблоню в цвету? Весной мы посмотрим ее, а пока посмотрим картинку.

Посмотрим, что внутри яблока , разрежем – одно вдоль, другое поперек. В чем сидят семечки и сколько их? А зачем семена нужны яблоне? А зачем нужна мякоть? Она охраняет семена. Какого цвета семена спелые? А неспелые?

Какие семена у вишни? У сливы?

Кто ест спелые плоды? Одни ли люди едят и любят их? Едят ли люди семена? Они выплевывают их. А птицы что едят? Семена попадают на землю, и что их них вырастает?

Что попадается иногда в яблоках, в грушах, в сливах? Червячок. Как попал червячок в яблоню? Остается ли червячок в яблоке? Он прогрызает его и выходит (найти яблоко с ходом червяка). Из червяка делается куколка, а из куколки бабочка.

Что мы делаем из фруктов? Из чего варим варенье? Видал ли кто сушеные фрукты? Показать и попробовать. Что еще делают из фруктов? Квас, наливку.

Растет ли у нас виноград? Что из него делают? Какие фрукты вы еще знаете, которые растут в теплых странах? Апельсины, мандарины, лимоны. Такая ли тонкая кожица у апельсина и лимона, как у яблока?

Какие плоды у дуба, у елки? Кто их собирает и ест? Это фрукты?

Детские работы по теме «Фрукты».

  • Лепка плодов, рисование их.
  • Вырезание и наклеивание (аппликация).
  • Вырезание картинок с фруктами из каталогов, журналов.
  • Иллюстрация «Сбор яблок».
  • Фруктовая лавка (изготовление вместе с детьми макета для детских игр)

Вопрос для педагогов для размышления:

Со времени издания этой беседы для маленьких детей талантливого педагога Луизы Карловны Шлегер прошло ровно 100 лет! Изменились ли мы и наши дети? Чем отличается беседа о фруктах Л.К. Шлегер от современных бесед о фруктах в детском саду? Какие требования к беседе с детьми учтены при составлении данной беседы? Что бы Вы изменили в ней?

Еще о беседах с детьми и о нашей истории методики развития речи детей Вы узнаете из статьи по материалам книги Е.А. Флериной «Живое слово в дошкольном учреждении».

Практические материалы для занятий, бесед и игр с детьми по теме «Фрукты»

Речевые игры с детьми дошкольного возраста по теме «Фрукты»

Игра 1. Лесенка в саду. Подбери слово.

Вместе с ребенком придумайте как можно слов о том, какие бывают фрукты. Например, будем сегодня играть со словом «яблоко» — «Какое может быть яблоко?», а в следующий раз со словом «груша» — «Какая бывает груша?». Подбирать слова можно по дороге, на прогулке, в автобусе или в машине. Но лучше всего – играя!

Как вызвать интерес к игре в подбор слов?

Речевые упражнения сложны для детей, поэтому лучше всего проводить их в игровой форме и так, чтобы малышу был наглядно виден результат его усилий. Я придумала для этого свой прием – «наглядная игровая оценка результата речи». Вот как я это делаю.

Я обычно рисую на мольберте большое дерево фломастером (можно нарисовать дерево и на листе бумаги или на доске). На дереве я рисую плоды, но они должны быть нарисованы очень высоко от земли. Рядом с деревом стоит лестница. Лестница нарисована как две вертикальные параллельные линии. Но – это важно — на ней не нарисованы ступеньки!

Как мы играем: мы подбираем слова и поднимаемся вверх по лесенке за фруктами. Одно слово = одна ступенька.

Как только мы подобрали одно слово – я рисую одну ступеньку. Еще одно слово нашли – рисую еще одну ступеньку. Сколько слов подобрали – столько ступенек появилось на лесенке! С каждым словом ступенек прибавляется, а мы забираемся все выше и выше (можно переставлять по изображению лесенки фигурки детей). Задача – добраться до верхушки дерева, а для этого нужно подобрать очень много слов!

На верхушке дерева детей обязательно должен ждать приятный сюрприз! Когда дети возьмут яблоко (или сливу) с кроны дерева, на обратной стороне картинки они должны что-то найти – план с обозначением места, где спрятан сюрприз, загадку, небольшой подарок, красивую бумажку, слова поздравления от Садовника, нарисованную медальку, волшебные слова и т.д.

Подсказка для взрослых

Слова для игры: ароматный, большой, вкусный, безвкусный, кислый, сладкий, румяный, нежный, душистый, сочный, наливной, красный, желтый, золотистый, полосатый, зрелый незрелый, спелый, круглый, овальный, удлиненный, мягкий, твердый, гнилой, червивый, сушеный, крупный, мелкий, вареный, летний, ранний, скороспелый, южный.

Полезный совет:

  • Лучше, если Вы будете говорить в этой игре слова, которые редко встречаются в бытовом общении («яблоко ароматное», «яблоко душистое», «яблоко зрелое»), а дети будут подбирать более простые слова («яблоко сладкое», «яблоко круглое», «яблоко румяное»). Если дети затрудняются, то можно подсказывать малышам слова жестом, подсказывать первый слог, напоминать знакомую строчку из стихотворения, в которой встречается это слово
  • Эта игра сначала сложна для детей. Но в дальнейшем развивается интерес и внимание к словам, к выразительной речи. Дети начинают очень внимательно относиться к словам и к художественным текстам, которые им читают, вслушиваться в речь взрослых и замечать в ней яркие образные эпитеты. Поэтому игра очень полезна и для развития внимания к языку, и для обогащения и активизации словаря детей, и для подготовки к школьному обучению.
  • Я очень люблю читать детям стихотворение Я. Акима, в котором много выразительных эпитетов. Послушайте его в ребенком и найдите в нем красивые, особые, выразительные слова.

«Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкое. Яблоко я пополам разделю, Яблоко с другом своим поделю». (Я. Аким).

Вот еще стихи о яблоках, в которой много красивых образных слов для речевой игры.

Душистые, румяные, Есть сладкие, есть пряные, Есть кислые, есть терпкие, Есть мягкие, есть крепкие. Есть свежие, сушеные, И даже есть моченые.

Самый главный сладкий плод В нашем садике растёт. Он янтарный и душистый, Кисло–сладкий, золотистый. Крупный, круглый и хрустящий, Королевич настоящий! Есть с румяненьким бочком, И с весёлым червячком. Наша яблоня на диво Много яблок подарила: Очень сладких, ароматных, И на вкус таких приятных.

Игра 2. Я знаю.

Первый игрок начинает: Я знаю много фруктов: яблоко. Второй игрок продолжает: я знаю много фруктов: яблоко и груша. Третий строит цепочку дальше: «Я знаю много фруктов: яблоко, груша и слива». Задача – продолжить цепочку и ничего не перепутать. Взрослый в игре может сделать преднамеренную ошибку, например, назвав вместо фрукта овощ. Заметят ли дети эту ошибку?

Игра развивает внимание и память.

Советы по проведению игры:

Для детей цепочка не должна быть слишком большой! Если играет много детей, то лучше составить не одну длинную цепочку слов, которую сложно запомнить, а несколько цепочек.

Составляя цепочку, можно нанизывать на шнур крупные деревянные детали. Так мы наглядно видим, сколько слов мы запомнили и подобрали.

Игра 3. Соберем фрукты в корзину.

Каждый игрок называет один фрукт. Если он назвал правильно, то он кладет в корзинку кубик. Одно слово – это один кубик. Задача – наполнить корзинку словами – кубиками, вспомнив и назвав как можно большее число фруктов. Играть можно на время – нужно успеть заполнить корзинку за 2 минуты. Это достаточно большой промежуток времени, достаточный для выполнения задания.

Что могут назвать дети: яблоко, груша, айва, алыча, ирга, абрикос, персик, слива, лимон, апельсин, грейпфрут, мандарин, гранат, ананас, хурма, банан, манго, авокадо, киви и другие фрукты.

Можно «класть» в корзину не только названия фруктов, но и словосочетания. Например: «ароматное яблоко» – кладем кубик. Теперь надо придумать следующее словосочетание – «золотистая груша». Далее новое словосочетание – «синяя слива». И так мы заполняем корзинку.

Игра 4. Классификация. Фрукты и овощи.

Детям выдаются картинки с фруктами и овощами вперемешку. Нужно разложить в одну корзину фрукты, а в другую овощи.

Обязательно спросите у ребенка: «Почему ты думаешь, что это фрукт?».

Чтобы обобщить представления детей о фруктах и уточнить обобщенное понятие «фрукты» с детьми 4 лет и старше можно провести упражнение с картинками для развития логического мышления «Что такое фрукты?».

Шаг 1. Положите перед ребенком 3-4 картинки с изображением фруктов. Например, яблоко, ананас, банан, слива. Можно использовать и настоящие фрукты или муляжи. Спросите, чем отличаются эти предметы? Пусть ребенок их сравнит друг с другом расскажет о том, что они отличаются: а) цветом – «слива фиолетовая, а яблоко алое», б)размером «слива маленькая, а ананас большой», в) характером поверхности (гладкая, шероховатая), г) формой (круглый, овальный, длинный – короткий).

Шаг 2. После этого задайте главный вопрос: «Чем похожи эти картинки? Что общего между этими предметами? » Это сложный вопрос. При необходимости помогите малышу наводящими вопросами.

  • Что люди делают с ними? Едят. Значит, они похожи тем, что они какие? Правильно! Съедобные.
  • Где они растут? Да, они все растут не на земле, а на деревьях, в саду.
  • Могут ли они сами вырасти в поле или в лесу? Нет. Кто их посадил? Человек! Могут ли они вырасти без ухода, полива? Значит, чем они похожи?

Шаг 3. После обсуждения сделайте с малышом вывод о том, что на всех этих картинках изображены растения — фрукты. И еще раз обговорите главные признаки фруктов. Фрукты это растения, они всегда съедобные, они растут в саду, их посадил и выращивает человек, люди за ними ухаживают. Люди варят из фруктов варенье, компоты, желе, мармелад и другие вкусные угощения.

Шаг 4. Попросите отобрать фрукты из картинок с изображением разных продуктов. Спросите, почему это фрукт? Может быть, это овощ? Подчеркните различие – фрукты растут на деревьях в саду. А овощи растут на земле в огороде.

Игра 5. Что делают из фруктов? Веселые поварята.

В начале игры вспоминаем все блюда, которые делают из фруктов. Вспомните самые любимые блюда Ваших детей и Вашей семьи.

Подсказка для взрослых: из фруктов делают сок, компот, кисель, морс, джем, желе, варенье, повидло, мармелад, цукаты, изюм, курагу и другие сушеные фрукты, рахат-лукум. Вспомнили еще что-то? Буду рада Вашим дополнениям в комментариях после статьи.

А дальше начинаем играть с детьми – «варить» любимое блюдо. Например, варим мармелад. Изображаем, как помешиваем в кастрюле массу, как ее раскладываем ложкой на противень, а потом разрезаем ножом на дольки, угощаем игрушки. И в это время говорим о мармеладе, учась образовывать прилагательные от существительных.

Давайте сделаем мармелад из разных фруктов, и у нас получится (начинаем фразу, а дети подсказывают ответ). Мармелад из яблок – как мы его назовем? Яблочный.

  • Мармелад из слив – какой? СлИвовый. (Частая ошибка – «сливочный»! Обратите внимание ребенка, что сливочный – это сделанный из сливок. А сделанный из слив – слИвовый)
  • А из груш – ? Внимание! Здесь частые ошибки, правильный вариант — грУшевый.
  • А из персиков – какой? Персиковый!
  • Из абрикосов — ? Абрикосовый.
  • Из апельсина — ? Апельсиновый.
  • Из мандарина — ? Мандариновый.

А дальше начинаем играть в кафе. Каждый раз не просто называем слово, а изображаем целую сценку – угощаем посетителей, пробуем на вкус, облизываемся, предлагаем, задаем вопросы. И в это время приговариваем: «Ах, какой ароматный получился у нас яблочный мармелад. А попробуйте грУшевый? Может быть, Вам слИвовый больше понравится?» Если ребенок допускает типичную ошибку, например, говорит «яблоковый» вместо «яблочный», то лучше всего угостить гостей – игрушки – именно яблочным мармеладом, много раз проговорив в игре это слово в разных фразах: «Не хотите ли угоститься яблочным мармеладом? Он очень вкусный!». Или: «Наш яблочный мармелад очень ароматный и не приторный, он Вам понравится!».

Один из вариантов такой игры – уговорить персонаж попробовать именно яблочный мармелад, всячески его расхваливая. И каждый раз повторяя его название и закрепляя правильный вариант слова в речи. Естественно, что сначала игрушка отказывается, а потом соглашается. И ей действительно, очень нравится яблочный мармелад. А Ваш малыш, играя, осваивает новое для него слово, и больше не будет допускать в нем ошибки! Причем сам не заметит, как научится говорить грамматически правильно!

В дальнейшем Вам нужно будет лишь напоминать ему о правильном варианте в бытовом общении: «Помнишь, мы играли с фруктами. Как правильно называется мармелад из яблок? Исправь свою ошибку. Вот умница! Да, яблочный!». Никогда не повторяйте за ребенком его ошибок. Малышу очень важно слышать грамматически правильную речь взрослых!

Игра 6. Назови ласково.

  • Яблоко – ? Яблочко.
  • Слива — ? — Сливка
  • Абрикос — ? — Абрикосик.
  • Груша — ? — Грушка.
  • Апельсин — ? — Апельсинчик.
  • Мандарин — ? — Мандаринчик.
  • Лимон — ? Лимончик.

Игра 7. Волшебники.

Дайте ребенку в руки волшебную палочку и пусть он превратится в волшебника. В роли палочки может выступать обыкновенный карандаш, обернутый фольгой. Для красоты можно прикрепить к карандашу кисточку, колокольчик или другой атрибут волшебства.

Задача наших маленьких волшебников – вырастить много фруктов. Злой волшебник заколдовал сад, и в нем выросло только одно яблоко. Но наш маленький волшебник взмахивает волшебной палочкой, и получилось много чего? Яблок!

  • Была одна слива, взмах палочки, и получилось много? Слив.
  • Вместо одного апельсина выросло много? Апельсинов.
  • Был один ананас, а стало много чего? Ананасов.
  • Была одна груша. А стало много? Груш.
  • Висел на ветке один банан, а стало много? Бананов.

В этой грамматической игре малыш знакомится с родительным падежом множественного числа имен существительных. Вы сможете увидеть и исправить типичные грамматические ошибки. Например, дети могут сказать, что стало много «яблоков» вместо правильного варианта «яблок». Часто малыши говорят, что стало много «грушей» или «грушёв» вместо правильного варианта «груш». Если малыши ошибаются, то проведите с ними следующую игру для закрепления речевых умений.

Игра 8. Чего не стало.

Выложите перед ребенком 6 картинок. На каждой картинке изображены фрукты: бананы, яблоки, груши, сливы, ананасы (можно взять другой перечень картинок). Пусть малыш закроет глаза, а Вы в это время уберёте одну из картинок. Чего не стало? Груш.

В этой игре ребенок также учится правильно употреблять слова в родительном падеже.

Наглядный материал (картинки)+ для этой игры и других игр статьи уже выложен в разделе сайта «Библиотека игр, картинок и материалов для занятий с детьми» —

Игра 9. Четвертый лишний.

  • Лимон, мандарин, апельсин, огурец.
  • Ананас, подберезовик, яблоко, груша.
  • Груша, слива, фрукт, киви.
  • Слива, груша, компот, яблоко.

Обязательно спрашивайте детей, почему они выбрали именно это слово как лишнее. У детей своя логика, и она тоже имеет право на жизнь! Кроме того, умение объяснять и доказывать свою точку зрения, выстраивать аргументы очень важно в жизни и начинает развиваться у ребенка именно в дошкольном возрасте! Используйте эти возможности развития малышей!

Игра 10. Угадай, у кого?

В этой занимательной и веселой игре очень легко научиться правильно употреблять существительные в родительном падеже множественного числа. Это происходит так естественно! Детям нравится играть, они играют в игру много раз, и каждый раз развивают и закрепляют речевые умения без всяких назиданий, скучных упражнений или длинных объяснений — естественно и играючи!

Для игры Вам понадобятся картинки, на каждой из которых изображено несколько фруктов. Вам нужны два одинаковых набора.

Один из детей — ведущий. Ему выдается один набор картинок. Все участники игры берут по картинке из другого набора.

Задача ведущего — отгадать, что у кого. Ведется такой диалог:

— У тебя лимоны? Нет, у меня нет лимонов! У тебя апельсины? Нет, у меня нет апельсинов ! У тебя яблоки? Нет, у меня нет яблок ! У тебя груши? Нет. У меня нет груш! У тебя мандарины? Да, у меня мандарины.

Заранее обговаривается, сколько вопросов может задать ведущий одному игроку. Обычно это 4-5 вопросов. Если он смог угадать, то дети меняются ролями в игре. Ведущий становится игроком, а ребенок, картинку которого отгадали идет отгадывать дальше.

Если ведущий не отгадал с 4 вопросов, то он продолжает отгадывать.

Можно играть в эту игру и в паре с малышом. Тогда взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает. Потом поменяйтесь ролями.

Пальчиковая гимнастика по теме «Фрукты».

1. Апельсин.

Загибаем пальчики поочередно.

Мы делили апельсин. Много нас, а он один! Эта долька – для ежат, Эта долька – для ужат, Эта долька — для утят, Эта долька — для котят. Эта долька – для бобра, А для волка – кожура!

2. Компот.

Изображаем действия в соответствии с текстом:

Будем мы варить компот, Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив, положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.

3. Ф рукты.

Разгибаем пальчики поочередно.

Этот пальчик – апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик – ананас, Фрукт для вас и для нас.

Веселые физкультминутки:

1. Уборка урожая.

Показать действия: несем лестницу, ставим лестницу, срываем груши, кладем в ящики, грузим в машину.

2. Как садовник яблоню выращивал.

Показать действия: садовник копает яму, сажает яблону, белит ствол яблони, поливает, удобряет, делает обрезку, собирает плоды.

3. Яблоко.

Вот так яблоко! Оно соку сладкого полно! (встать, руки в стороны, потянуться) Руки протяните, яблоко сорвите! (руки вверх, потянуться вверх) Стал ветер веточку качать, трудно яблоко сорвать! (руки вверх, наклоны в стороны) Подпрыгну, руку протяну и быстро яблоко сорву! (прыжки вверх, хлопок над головой)

Мультфильм «Апельсин» по сказке Степана Писахова.

Найдите вместе с детьми в этом мультфильме небылицы:). Что могло быть на самом деле, а что здесь как в сказке?

До новых встреч на «Родной тропинке»! Желаю Вам успехов и радостного общения с детьми!

Полезные материалы для занятий с детьми по развитию речи (картинки, задания, игры. презентации) Вы найдете в рубриках:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Галина Ивановна Епремидзе
«Составление описательного рассказа о фруктах». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе

Тема : «Составление описательного

рассказа о фруктах ».

Образовательная область : Коммуникация.

Интеграция областей : Коммуникация, Познание, Здоровье, Физическая культура.

Образовательная :

Учить составлять описательный рассказ о фруктах по предложенной схеме. Продолжать учить правильно употреблять прилагательные сливовый, грушевый (с ударением на первый слог, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Обогащать словарный запас по теме «Фрукты » , учить отвечать полным предложением.

Развивающая :

Развивать связную речь , фонематический слух, логическое мышление, мелкую моторику.

Воспитательная :

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

1. Организационный момент. Педагог показывает корзинку и предлагает ее заполнить, отгадав загадки. За каждый правильный ответ дети добавляют в корзинку фрукты (использовать макеты или предметные картинки) .

Круглое, румяное, сладкое, сочное (яблоко) .

Желтый, кислый, овальный или круглый, ароматный (лимон) .

Круглый, оранжевый, сочный (апельсин) .

Длинный, желтый, сладкий, ароматный (банан) .

Желтая, вкусная, похожа по форме на лампочку… (груша) .

Синяя, спелая, ароматная (слива) .

Как одним словом назвать эти предметы? Где растут фрукты ?

Какие фрукты растут в вашем саду ?

2. Игра «Угощенье» .

Повар из фруктов приготовил разные блюда : сок, варенье, пироги с начинкой.

Как называется сок из слив, груш, яблок, персиков, лимона, апельсина, граната, мандарина?

Дети подбирают пары : из слив- сливовый, из груш - грушевый (обратить внимание на ударение в этих словах, и яблок – яблочный, из персиков – персиковый, из лимона – лимонный, из апельсина – апельсиновый, из

граната –гранатовый, из мандарина – мандариновый.

Как называется варенье из слив, груш, яблок, персиков, инжира, айвы?

Дети подбирают пары, обратить внимание на окончания в словах.

Как называется начинка для пирога из яблок, груш, инжира, банана, слив?

Дети подбирают пары.

3. Игра «Найди лишнее слово» .

Педагог предлагает ряд слов (на слух) .Детям нужно убрать лишнее и объяснить, почему они это сделали.

Яблоко, груша, автобус, лимон. (Автобус лишнее слово, потому что это транспорт, а яблоко, груша и лимон – фрукты ).

Персик, соловей, инжир, слива. (Соловей лишнее слово, потому что это птица, а персик, инжир, слива – фрукты ).

Банан, апельсин, малина, гранат. (Малина лишнее слово, потому что это ягода, а банан, апельсин, гранат – фрукты ).

4. Динамическая пауза.

Будем мы варить компот (левую ладушку держат «ковшиком» ,

Фруктов нужно много . (указательным пальцем правой руки «мешают» ).

Вот : (загибают пальчики по одному, начиная с

Будем яблоки крошить, (большого, опять варят и мешают) .

Грушу мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ. (Н. Нищева)

5. Игра «Корзинка с фруктами » .

Дети поочередно достают из корзинки фрукты , составляя описание .

Педагог сначала дает образец описание фрукта , используя схему (схема в виде рисунка) , форма, цвет, вкус, что из него можно приготовить.

Например : Это яблоко, оно круглой формы. Яблоки бывают зеленые, желтые или красные. По вкусу яблоки кислые или сладкие. Из них можно приготовить компот, сок, варенье, повидло, добавить в начинку для пирога.

6. Игра «Собери фрукты » .

Педагог раздает детям разрезанные картинки фруктов (по типу мозаики) и предлагает собрать их.

Страница 1 из 4

ЯБЛОКО

Яблочки янтарные
На яблоньке созрели.
Яблочки янтарные
Яна с Яшей ели.
(Н. Лунина)
Как выглядит яблоко, знает каждый. Это и неудивительно. Яблоко среди фруктов, что картофель среди овощей. Яблоневые сады на нашей планете занимают пять миллионов гектаров. Это самое распространенное плодовое дерево.
Яблоко известно людям с давних времен. Упоминание об этом фрукте есть в Библии. Ева сорвала с дерева познания добра и зла именно яблоко.
Родиной домашней яблони считают Древнюю Грецию. Древние греки и римляне считали яблоко символом любви и посвящали его богине красоты.
Древние германцы были уверены, что яблоки – любимый фрукт богов. Они сажали вокруг своих домов яблони, надеясь, что злой бог бури не будет метать в них стрелы молний.
В России разводить яблоню стали уже в XI веке. В 1051 году в Киево-Печерской лавре был заложен яблоневый сад. В Подмосковье первые яблоневые сады появились в XII в. по указу Юрия Долгорукого. 19 августа на Руси отмечали Яблочный Спас. До этого времени яблоки собирать не полагалось. В этот день с яблонь собирали созревшие плоды и освящали их в храмах. Яблоками угощали нищих и бездомных. Чем больше нищих угостишь, тем полнее урожай на будущий год будет. Хозяйки пекли в этот день яблочный пирог.
В России известно несколько сотен сортов яблок. Их делят на летние, осенние и зимние. Во второй половине сентября собирали яблоки зимних сортов: антоновку, семеринку. Кожица у этих сортов толстая, с особым восковым налетом, который защищает плод от гниения. Хранить их можно до весны.
Яблоки едят свежими, сушеными, мочеными и замороженными. Из них готовят соки, компот, варенье, повидло, мармелад, желе.
Яблоки очень полезны. Не случайно русский народ сложил сказку о молодильных яблочках. Съешь их и будешь молодым и здоровым. В яблоках содержатся витамины, сахара, соли железа, калия и магния.
ЗАГАДКА
Само с кулачок,
Красный бочок.
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко.
(Яблоко) ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь – капустой.
Мимо яблоньки яблочко не падает.
Каково деревце, таковы и яблочки.


ГРУША

Груша – это очень вкусно.
Нам без груши очень грустно.
Груша – это объеденье,
А особенно в варенье.
(И. Горюнова)
О популярности и занимаемым площадям груша находится на третьем месте после яблони и вишни.
Возделывать грушу стали давно. Древнеримский писатель Катон Старший в трактате «О земледелии», написанном более двух тысяч лет назад, давал рекомендации, как правильно выращивать груши. Плиний Старший в своей работе описывал 35 сортов груш. В отличие от современных сортов в Древнем Риме груши были твердыми. Мягкими они стали в конце XVIII века благодаря усилиям французских и бельгийских селекционеров. Один из них, Ван Моне вывел 400 сортов груши, 40 из них популярны и поныне.
Сейчас количество сортов груши перевалило за несколько тысяч.
Грушу выращивают в садах, она также растет на опушках, на вырубках в лиственных лесах. Хорошо себя чувствует на горных каменистых склонах, так как не требовательна к почве, переносит засуху и небольшие морозы. Грушевые деревья начинают приносить плоды на 5–7 год. Правда, поначалу урожай на них невелик. Зато, когда дерево наберется сил, – с гектара получают до 200 центнеров. Живут груши довольно долго, до 300 лет. Самым старым плодовым деревом в мире считается груша, посаженная в 1630 году в черте американского города Денвера.
Замечательная груша,
Очень сладкая, как мед.
Так и просится в ладошку,
А потом скорее в рот.
(Н. Мигунова)
Плод груши на 97 % состоит из мякоти, 2,5 % приходится на кожицу и лишь 0,5 % на семена. В нем содержатся витамины D и С, соли калия, магния, железа.
Груши едят свежими, из них готовят множество вкусных блюд, варят варенье, джемы, компоты, груши сушат и маринуют.
ЗАГАДКА
На деревьях меж листами
Висят птицы вверх ногами.
(Груши)


АЙВА

Родиной айвы считают Закавказье и Среднюю Азию, именно в этих районах она сейчас встречается в диком виде. Выращивать айву стали с незапамятных времен, более 4000 лет назад. Латинское название айвы – Cytfonia, предположительно произошло от города Кидон (Cydon) на острове Крит, ее широко культивировали уже в первом тысячелетии до нашей эры.
Древние греки с почтением относились к айве, для них она была символом красоты и плодородия. Айвой было принято угощать новобрачных. По одной из версий, причиной раздора между Герой, Афиной и Афродитой стало не яблоко, а айва.
В настоящее время известно около 400 сортов айвы. Они отличаются друг от друга строением цветков, формой плодов. Правда, различия между ними не столь существенны, как, например, между сортами яблок.
Плоды у айвы желтого цвета с разными оттенками, иногда с легким румянцем, очень плотные, жесткие и хрустящие. Если на айве есть зеленоватые места, значит, она еще не совсем созрела. Мякоть у этого фрукта чуть вязкая, терпкая и довольно ароматная – в запахе есть что-то от яблока, еще присутствует хвойный оттенок. Употреблять в пищу нужно только спелую айву, желательно еще дать ей возможность вылежаться. Чем дольше она лежит, тем вкуснее, ароматнее и мягче становится, исчезает вяжущий вкус.
Айва – очень полезный фрукт. В ней содержится калий, магний, кальций, витамин С, яблочная и лимонная кислоты. Мякоть айвы богата пектином.
Айва – фрукт универсальный. Ее едят в сыром виде, из нее получаются вкусные компоты, джемы, варенья, цукаты, ее можно добавлять в кашу, салат, овощной суп. Айвовая горчица – приправа, ее готовят из айвы и горчицы с добавлением имбиря и кориандра. Айвовым сыром называют сгущенный айвовый сок с мякотью.
Айву выращивают во многих странах мира – в Европе, Северной Америке, Северной Африке, Восточной и Средней Азии. Выведены также холодостойкие сорта, которые успешно возделываются в Поволжье.
Еще одна разновидность айвы – айва японская, или хеномелес. Цветы и плоды этого растения похожи на айву. В Европу хеномелес завезли из Японии в конце XVII века. Постепенно он завоевал популярность среди садоводов – у него очень красивые декоративные цветы. Плоды японской айвы также съедобны, но они более кислые.

Кириллова Ю., учитель-логопед .

Конспект фронтального занятия по лексической теме “Фрукты. Сад”

Цель: расширение и активизация словаря.

1. Учить образовывать от существительных прилагательные.

2. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

3. Учить согласовывать числительные с существительными.

4. Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах .
5. Развивать фонематическое восприятие, мышление.
6. Развивать координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи.
7. Развивать мелкую моторику.
8. Развивать зрительно-предметный гнозис.
9. Развивать плавный речевой выдох.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, мяч, фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках, план-схема для составления описательного рассказа, муляжи или картинки фруктов для счета.

  1. Организационный момент
  2. 1. Логопед: - Сядет тот, кто назовет фрукты.

    Логопед: - Молодцы! Сейчас я буду выставлять на панно по одной картинке, а вы будете отвечать на вопросы Какой? Какая? Какое?

    Логопед: - Молодцы! Теперь поиграем с мячом.

  3. Игра “Найди быстро ошибку” (с мячом)

2. Логопед: - Я буду произносить предложение и бросать вам мяч, а вы будете находить ошибку, исправлять предложение и бросать мне мяч обратно.

На дереве растут (красота) яблоки. Какие яблоки растут на дереве?

Мы собрали (богатство) урожай груш. Какой урожай мы собрали?

Мама купила дочке (сладко) персик. Какой персик купила мама?

Бабушка запрещает есть (грязно) фрукты. Какие фрукты запрещает есть бабушка?

В магазине купили (крупно) сливы. Какие сливы купили в магазине?

3. Логопед: - Ребята, хорошо выполнили задание. Возьмите по одному фрукту и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются.

Логопед: - Молодцы, ветер закончился. Положите фрукты в конвертик.

Теперь поиграем с пальчиками.

4. Пальчиковая гимнастика “В сад за сливами”

Палец толстый и большой Поочередно загибать палец,

В сад за сливами пошел. &nbs p; о котором рассказывается,

Указательный с порога &nbs p; а затем его разогнуть.

Указал ему дорогу.

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

5. Составление описательного рассказа о фруктах по плану. (картинка)

Какого цвета?

Где растет?

Какой формы

Какой на вкус?

1. Физминутка “Садовник”

Мы вчера в саду гуляли, &nb sp; Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы смородину сажали. &nb sp; “Выкапывают” яму и “сажают” в нее куст.

Яблони белили мы известью, белилами. Движения правой рукой вверх, вниз.

Починили мы забор, &nbs p; “Ударяют” молотком.

Завели мы разговор: & nbsp; В круг выходит один ребенок.

Ты скажи, садовник наш,

Что ты нам в награду дашь?

Дам в награду слив лиловых, &n bsp; Загибают по одному пальцу.

Груш медовых, самых крупных,

Спелых яблок, вишен целый килограмм.

Вот что вам в награду дам!

7. Игра “Какие ты видишь фрукты?”

Логопед: - Посмотрите на картинку и назовите какие фрукты вы видите.

8. Игра “Посчитаем фрукты”

9. Игра “Что мы приготовим из фруктов”

Логопед: - Сейчас я буду называть фрукт, а вы будете отвечать что из него можно приготовить:
яблоко – яблочный сок, пирог, компот апельсин
слива – сливовый сок, варенье, компот арбуз

груша – грушевый сок, компот &nbs p; персик
ананас – ананасовый сок & nbsp;   ; виноград

10. Игра “Доскажи словечко”

Спорим мы с братом доныне, &nb sp; Ох, обманщики вы, вруши,

Что же вкусней: арбуз или … &nb sp; не растут на елках…

Если мы в гостях у Наты-   ; Спеет на ветке она горделиво,

Безопасные гранаты,Синяя с косточкой…

Не бросают их солдаты,

Ох, вкусны, сочны гранаты.

Гость тропический у нас & nbsp; Нужен сахара вагон,

Длиннохвостый … &nb sp; & nbsp; Чтоб с улыбкой съесть …

А в подарке у Марины &nbs p; &n bsp; Детвора и обезьяны

Вкусно пахнут… &nb sp; & nbsp; Любят сладкие…

11. Итог занятия. Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка детей.

Тема: “Составление простых предложений по картинкам” (тема “Фрукты”)

Коррекционно-образовательные цели:

Учить различать слова, обозначающие действие предмета;
- учить задавать вопросы к словам, обозначающим действие предмета.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оздоровительные задачи:

Учить упражнениям дыхательной гимнастики, которая способствует восстановлению центральной нервной системы;
- развивать личность ребенка, эмоциональную сферу, эстетические чувства;
- активизировать фонационный выдох, т.е. связь голоса с дыханием.

Ход занятия

  1. Организационный момент
  2. .

    Послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть.

    Картошка, ложка, окрошка.
    Апельсин, блин, мандарин.
    Конфета, котлета, ракета.
    Миска, сосиска, ириска.
    Банан, диван, барабан.
    Пироги, сапоги, утюги.
    Лимон, вагон, бульон.
    Мед, компот, плот.
    Сало, залы, хала.
    Виноград, мармелад, фотоаппарат.
    Пирожок, творожок, горшок.
    Солянка, полянка, склянка.
    Булочка, будочка, дудочка.
    Кабачок, крючок, значок.
    Ананас, квас, контрабас.
    Салат, халат, мармелад.
    Калач, кулич, циркач.
    Торты, шорты, корты.
    Пломбир, кефир, сыр.
    Жакет, букет, пакет.
    Суп, зуб, дуб.

  3. Основная часть.

Сейчас я загадаю вам загадки. Картинки, которые вы выбрали, помогут их отгадать. Тот, у кого картинка-отгадка, должен поставить ее на наборное полотно.

Родилась она зеленой
На цветущей белой кроне.
А потом росла, краснела.
Как созрела - посинела.
(Слива)

Колобок висит все лето
Среди зеленых веток.
Ударит гулко оземь,
Когда наступит осень.
(Яблоко)

Кисти ягод над дорожкой
Прячут листики-ладошки.
На лозе повисли кисти,
И от нас укрылись в листьях.
(Виноград)

Ты на лампочку похожа
И на Ваньку - встаньку тоже.
У тебя румяный бок,
А откусишь - брызнет сок.
(Груша)

Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках?

А) Игра “Маленький волшебник”. Логопед выкладывает двусторонние карточки, с изображениями больших овощей и фруктов. Дети по очереди должны, дотрагиваясь “волшебной палочкой” до любой картинки, назвать фрукт и превратить его в маленький. Если задание выполнено правильно, ребенок переворачивает карточку, проверяет свой ответ и забирает картинку себе. Например: Это лимон. Я превращаю его в лимончик…

Б) Игра “ Спроси?”. Логопед предлагает детям спросить друг у друга, что у них в руках. Например: Маша, что это? Это лимон и лимончик. Вася спроси у Миши, что это.

В) Игра “В гостях у Гномов” Логопед выставляет перед детьми карточки с изображениями маленьких фруктов. Дети должны по цепочке составить предложения по образцу: “У Гнома в корзиночке есть апельсинчики, лимончики, грушки..”. Можно по образцу составить предложения, что у детей в корзинке. Далее логопед задает детям вопросы, а дети по предложенному образцу составляют свои. Например: Миша, что ты сделал? Положил в корзинку апельсинчик. Спроси Вика у Ярослава, что он сделал.

Г) Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой:

“Ладошки”

Ладушки-ладошки, (дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч)
Звонкие хлопошки. (руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты)
Мы ладошки все сжимаем, (на счет “раз” - хватательные движения ладошками, сжатие)
Носом правильно вдыхаем. (одновременно с движениями шумно шмыгаем носом)
Как ладошки разжимаем, (сразу после короткого вдоха ладошки разжимаем)
То свободно выдыхаем. (выдох уходит самостоятельно)

На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха - движения 3-4 мин перерыв.

Д) Составление предложений по картине. Логопед вновь приглашает детей на стульчики, стоящие перед мольбертом, вновь помещает картину на мольберт.

Сейчас мы будем составлять предложения по картине. Начну я, а вы продолжите. Нужно сказать кто, что делает. Например: Маша собирает красные яблоки.

Пальчиковая гимнастика “Фруктовая ладошка”

Этот пальчик - апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик - слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик - абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик - груша,
Просит: “Ну-ка, скушай!”
Этот пальчик - ананас, (поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)
Фрукт для вас и для нас. (показывают ладошками вокруг и на себя)

Е) Игра “Поварята”. Логопед раздает детям картинки с изображениями фруктов, просит детей приготовить два вкусных блюда из этих фруктов и составить предложение по образцу: “На моей картинке яблоки. Я приготовлю яблочный сок и яблочный пирог ”.

Оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний горла.

“Таня плачет”

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка не плач:
- Не утонет в речке мяч. (Дети имитируют плач, громко всхлипывая, дыхание “рыдающее”.

Повторение слоговых цепочек:

ап-та-ква,
ла-па-дма;
оп-то-кво,
да-на-ква;
уп-ту-кву,
га-ту-квы;
ып-ты-квы,
ба-па-кма;
два-хва-сва.

Г) Игра “Вспомни и назови”. Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть фрукты, их цвет и форму. Следить за тем, чтобы дети не повторялись.

Например: Красное круглое яблоко. Синяя овальная слива.

3. Итог занятия.

Игра “Какого фрукта не стало?” (закрепление категории родительного падежа единственного числа).

На доске четыре - пять картинок с изображением фруктов. Логопед незаметно убирает одну картинку и спрашивает: “Какого фрукта не стало?” Дети отвечают: “Не стало лимона” и т.д.

Задания по теме Фрукты

  • Рассмотреть дома с ребёнком натуральные фрукты и объяснить, что всё это можно назвать одним словом “фрукты”
  • Обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус.
  • Рассказать и показать ребёнку, что можно приготовить из фруктов.

2. Подбери родственные слова:
яблоко – яблочко, яблонь, яблочный;
(вишня, груша, персик, ананас, слива)

3. Составь описательный рассказ о любом фрукте по плану:
(фрукт нарисуй и заштрихуй)

Что это?
Где растёт?
Каков внешний вид (величина, форма, цвет)?
Каков на вкус?
Что из него готовят?

4. Отгадай описательную загадку:

Это фрукт. Он растёт на дереве. Он круглый, сладкий, румяный

4. Выучи пальчиковую гимнастику “Компот”

Будем мы варить компот, (левую ладошку держат “ковшиком”)
Фруктов много нужно. Вот: (правой имитируют помешивание в нём)
Будем яблоки крошить, (начиная с большого, загибают пальцы на правой руке)
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. (опять “варят” и “помешивают”)
Угостим честной народ.

5. Вырежи картинки с изображением фруктов и вклей их.

Конспект занятия “Фрукты”

Цель: Расширение и активизация словаря.

Учить образовывать существительные Р.п. множественного числа.

Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах.

Развивать фонематическое восприятие, мышление.

Развивать мелкую моторику.

Развивать зрительно-предметный гнозис.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, альбом, карандаши.

Ход занятия.

    1. Организационный момент:
    2. Логопед: – Сядет тот, кто назовет фрукты.

      2.Тема нашего занятия “Фрукты”

      Сейчас я буду выставлять на панно по одной картинке, а вы будете отвечать на вопросы какой? какая? какое?

      Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;

      Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;

      Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;

      Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;

      Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;

      Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий;

      Логопед:- Молодцы!

      Логопед:- Ребята, как одним словом назвать яблоки, апельсины, арбузы, сливы?

      Что это? (фрукты)

      Ребята, где растут фрукты? (на деревьях).

      Как называют деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые).

      Где растут фруктовые деревья? (в саду).

      Как называется сад в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).

      Логопед: - Ребята, хорошо выполнили задание. Возьмите по одному фрукту и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются.

      (Дети дуют на фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках.)

      Логопед: - Молодцы!

      Логопед: - Ребята, скажите, чего много в фруктовом саду? (фруктов)

      Чего много на яблоне? (яблок).

      Чего много на грушевом дереве? (груш).

      Чего много на сливовом дереве? (слив).

    3. Пальчиковая гимнастика “В сад за сливами”

Палец толстый и большой (Поочередно загибать пальцы)

В сад за сливами пошел. &nbs p;

Указательный с порога &nbs p; (а затем разгибать)

Указал ему дорогу.

Средний пальчик – самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает

4. Игра “Посчитаем фрукты”

Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов.

Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.

Логопед: - Все фрукты сосчитали, молодцы.

5. “Отгадывание загадок про фрукты”

Сам алый, сахарный.

Кафтан зелёный, бархатный.

(Арбуз).

Весит на ветке колобок,

Блестит его румяный бок.

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его...

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет...

Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож.

(Груша).

6. Игра “Что мы приготовим из фруктов”

Логопед: - Сейчас я буду называть фрукт, а вы будете отвечать, что из него можно приготовить:

яблоко – яблочный сок, пирог, компот;

слива – сливовый сок, варенье, компот;

груша – грушевый сок, компот; &nb sp;

ананас – ананасовый сок; &nbs p;

апельсин – (апельсиновый сок.);

виноград - (виноградный сок);

персик – (персиковый сок, персиковое варенье).

7. Составление описательного рассказа о фруктах по плану (картинки: апельсин, виноград, киви, вишня)

Какого цвета?

Где растет?

Какой формы

Какой на вкус?

Что из него можно приготовить?

8. Рисование фруктов.

Логопед: - А теперь я предлагаю вам нарисовать ваши любимые фрукты.

(Самостоятельная работа).

9 Игра. “Четвертый лишний”

Логопед: - Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово.

Груша, картошка, яблоко, персик.

Огурец, арбуз , кабачок, тыква.

Апельсин, мандарин, помидор , слива.

Яблоко, груша, лук , слива.

10.Итог занятия.

Логопед:- Скажите, ребята, что мы делали сегодня на занятии?

ТЕМА: “ФРУКТЫ”.

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: -образовывать множественное число существительных;
-учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить согласовывать существительные с числительными;

- развивать фонематическое восприятие;
- развивать координацию речи с движением, работать над темпом
и ритмом речи;
- развивать мелкую моторику;
- формировать зрительно-предметный гнозис.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, мяч.
Ход занятия:

1. Орг. момент . Пальчиковая гимнастика “КОМПОТ”.
Будем мы варить компот, (левую ладошку держат


начиная с большего.)
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.

Угостим честной народ.

2. Введение в тему. (Картинки с изображением фруктов).
Назовите всё это (картинки с изобр. фруктов) одним словом (фрукты).
Какие ещё фрукты вы знаете?
Где растут фрукты? (на деревьях, на кустарниках; в жарких странах, в нашей местности; в садах).

3. Игра “Подбери признак”
Груша (слива) - (какая?) – вкусная, полезная, мягкая, зелёная, овальная, сладкая, сочная, крупная, мелкая….
Банан (лимон, персик, апельсин)- (какой?) – вкусный, кислый, жёлтый, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий,….
Яблоко (какое?)- сочное, сладкое, спелое, твёрдое,….

4. Игра “Большой- маленький”
Яблоко – яблочко лимон – лимончик
Апельсин – апельсинчик банан – бананчик
Абрикос – абрикосик мандарин – мандаринчик
Слива – сливочка(сливка) груша – грушка

5. Игра “Один- много”
Яблоко – яблоки лимон – лимоны
Апельсин – апельсины банан – бананы
Абрикос – абрикосы мандарин – мандарины
Слива – сливы груша – груши
Персик – персики фрукт - фрукты


На носочки я встаю,
Яблочко я достаю,
С яблочком бегу домой,
Мамочке подарок мой.

7. Игра “Посчитай фрукты”.
Один лимон, два лимона,…пять лимонов (апельсин, банан, персик,
абрикос).
Одна груша, две груши,…пять груш (слива).
Одно яблоко, два яблока,…пять яблок.

8. Игра “Догадайся что я хочу сок или варенье.”
Я хочу яблочный….
Я хочу яблочное….
Я хочу грушевый….
Я хочу грушевое….
Я хочу абрикосовое….
Я хочу абрикосовый….
Я хочу апельсиновый….
Я хочу персиковое….
Я хочу сливовое….
Я хочу банановый….

9. Игра “Что приготовим?”.
Из лимона – лимонный сок;
Из банана – банановое пюре;
Из яблока – яблочное повидло;
Из груши – грушевый компот (апельсин, персик, слива).
Из фруктов – фруктовый салат.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Чего больше яблок или
помидор?

ТЕМА: “ФРУКТЫ”.

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: -усвоить категории родительного и дательного падежей;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- учить составлять рассказ-описание(по схеме);
-развивать внимание, мышление.
Оборудование: картинки с изображением овощей, схема для составления
рассказа, мяч.
Ход занятия:

1. Орг. момент . Отгадывание загадок. (картинки с изображением
фруктов)
Очень любят обезьяны кушать спелые …(бананы)

Круглое, румяное, я расту на ветке,
Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)

Спелый, сочный, ароматный я на яблоко похож.
Если по полам разрежешь, внутри ты косточку найдешь.(персик)

На сучках висят шары, посинели от жары.(слива)

У нас “фамилия” одна: цитрусовых мы семья.
Я апельсина младший брат, я витаминами богат. (мандарин)

2. Игра “Чего не стало”
Назовите всё это (картинки с изобр. фруктов) одним словом. (фрукты)
(Дети закрывают глаза, одну из картинок закрывают. Дети открывают
глаза. Чего не стало?)

3. Игра “Угадай про какой фрукт я говорю”
Вкусная, полезная, мягкая, зелёная, сладкая, сочная аппетитная.(груша)
Кислый, жёлтый, овальный, полезный, сочный.(лимон)
Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, красное. (яблоко)
Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный.(банан)
Вкусная, полезная, мягкая, синяя, овальная, сладкая, сочная, мелкая.(слива)
Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный.(апельсин)

4. Игра “Угостим зверюшек”.
Дети по очереди угощают зверюшек фруктами.“Я дам яблоко мишке” (зайке, слоненку,….).

5. Игра “Что приготовим?”(по картинкам)
Дети по очереди говорят, что приготовят.
“Я приготовлю яблочный сок. Я приготовлю яблочное варенье.
Я приготовлю грушевый компот. Я приготовлю грушевое варенье.
Я приготовлю абрикосовое варенье. Я приготовлю абрикосовый сок.
Я приготовлю апельсиновый сок. Я приготовлю персиковое варенье.
Я приготовлю сливовое варенье. Я приготовлю банановый сок”.

6. Физкультминутка.(импровизация движений в такт стихотворения)
На носочки я встаю,
Яблочко я достаю,
С яблочком бегу домой,
Мамочке подарок мой.

7. Пальчиковая гимнастика “КОМПОТ”.
Будем мы варить компот, (левую ладошку держат
Фруктов нужно много. Вот: “ковшиком”, указательным
пальцем правой руки “мешают”.)
Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному
начиная с большего.)
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. (Опять “варят” и “мешают”.)
Угостим честной народ.

8. Составление рассказа по плану:
-что это?
-какого цвета?
-где растет?
-какой на вкус?
-какой формы?
-что из него можно приготовить?
Например: “Это лимон. Он желтый. Лимон растет на дереве. Он кислый, овальный. Лимон полезный. Его кладут в чай. Из лимона можно приготовить лимонный сок”.
Анализ рассказов.

9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра “Четвертый лишний”.
Яблоко, помидор, лимон, банан.
Слива, груша, персик, огурец.
Груша, банан, лимон, яблоко.

У бабушки Дуси на большом круглом столе, покрытом вязаной скатертью, стояла красивая плетеная фруктовница. Она была похожа на корзинку, но ручка была слишком велика. Если бы в ней не лежали всевозможные фрукты, она точно не была бы такой красивой. А чего там только не было: и сливы, и яблочки, и груши, небольшая веточка винограда и даже пара морковок, хотя они были и вовсе не фрукты, а овощи.
Все они были намыты и только ждали своего часа. Они ждали, когда прибегут в комнату маленькие озорники Алёнка с Ванюшкой, схватят самого красивого из них, побегают вокруг стола и с хохотом убегут куда-нибудь еще. Фрукты и овощи прекрасно знали, что их съедят, но этому были безгранично рады, ведь именно для этого они наливались соками, росли, впитывали в себя солнечные лучики, прятались от всяких жучков-червячков.
В комнате была тишина. Солнышко заглядывало в комнату сквозь узорчатые занавески и все пыталось лучиком попасть на середину стола, туда, где стояла фруктовница. Солнышко привыкло опекать своих друзей и ему очень хотелось узнать как у них дела. Но лучик никак не мог дотянуться до стола, и Солнышко решило, что заглянет после обеда, ведь потом оно будет сильнее и жарче, да и в другом окне сподручнее заглядывать к своим маленьким друзьям.
А на столе… На столе разыгрался спор между яблоком и грушей. Яблоко кричало:
- Я-же сказал, я здесь самый красивый! Я буду первым, кого съедят! - Оно даже не замечало, что рядом с ним лежат другие яблочки, правда, чуть поменьше в размерах. Яблоко и действительно было очень красиво – желтенькое и с розовыми щечками, а сейчас, когда оно так громко вопило, было сложно признать в нем красавца – оно всё стало прямо бордовым, а лоб был коричневым.
Груша, что находилась рядом с ним, его пыталась усовестить:
- Ну как же тебе не стыдно, здесь и кроме тебя есть достойные фрукты, да и морковки тебе ни в чем не уступят – они тоже красивые и с витаминками. Ну чего ты кричишь, зачем остальных обижаешь?
- А я говорю – я здесь самое красивое, я здесь самое большое, я здесь самое главное! - никак не унималось яблоко.
- Да ведь никто и не спорит, думаешь, что ты самое красивое, ну и считай так дальше, а остальным не мешай отдыхать, ведь сам знаешь – от лишней тряски фрукты портятся - сказала ему груша.
- Да мне плевать на всех, я буду первым, на кого внимание обратят, да я… - и он даже не заметил, что все фрукты притихли, а к нему протянулась рука. Когда оно поняло, что его взяла хозяйка, злорадно прошипел остальным:
- Ну что видели? Вот я и лучше всех вас! - и показало язык.
Фрукты, конечно молчали. А бабушка Дуся, оглядев яблоко со всех сторон, огорченно произнесла:
- Надо же самое красивое, да крупное было, а всё сгнило. Хорошо, что внучатам такое не попалось. - И выкинула гнилое яблоко в ведро.