Советы психолога. Как отвечать на психологические тесты? Прикладная психология труда Профотбор для поступающих

Проверить истинность слов партнёра по общению люди стремятся всегда. Для этого приходится всматриваться в мимику и жесты, вслушиваться в интонацию голоса, анализировать услышанную информацию. Подобные приёмы используются на бытовом уровне.

Однако есть сферы, где правдивость полученной информации должна быть абсолютно точной. Для максимально объективной оценки честности человека в некоторых структурах используется детектор лжи.

Полиграф применяется в Федеральной Службе Безопасности (ФСБ) при приёме на работу. Давайте узнаем, как проходит процесс проверки в ФСБ, и действительно ли результаты психофизиологического исследования на полиграфе в ФСБ можно признать истиной в последней инстанции?

Правда победит, но необходимо ей решительно помогать.
Юлиус Фучик

ПФО в ФСБ: что это, длительность, вопросы

ПФО в ФСБ - это Психо-Физиологическое Обследование человека, поступающего на службу в органы ФСБ.

ПФО в ФСБ включает в себя следующие виды тестирования:

  • Медицинское обследование состояния здоровья.
  • Психологические тесты, а именно набор специализированных IQ-тестов (СМИЛ, КОТ , тесты Айзенка и т.п.).
  • Тесты на зрительную память - точность запоминания и воспроизведения зрительных образов, скорость зрительного запоминания.
  • Написание кандидатом автобиографии, сочинения на предложенную психологом тему.
  • Ответы на вопросы психолога (о , о здоровье, о половой жизни, об употреблении алкоголя, наркотических средств).
Далее весь материал анализируется и составляется психологический портрет кандидата.
Длительность ПФО: 6 часов.

Совет: Выспитесь хорошенько перед ПФО и тестированием на полиграфе! Нужна будет "светлая" голова на весь день.


По результатам ПФО (успешным) кандидату на службу в ФСБ назначают тест она полиграфе (подробнее ниже).

Если же психолог в ФСБ по результатам ПФО поставит кандидату вердикт "Психологически не годен для службы в ФСБ", то на тест на полиграфе не отправят.

Полиграф: принцип работы

Полиграф являет собой достаточно сложное техническое средство, предназначенное для проверки правдивости сообщаемой человеком информации. Более известное название этого устройства – детектор лжи.


Оценку достоверности данных полиграф осуществляет на основе мониторинга и фиксации параметров сердечно-сосудистой активности, а также дыхания, электрического сопротивления кожи и других показателей физиологической активности личности, проходящей проверку.


Современный полиграф состоит из переносного ПК, на мониторе которого отображаются показатели, а в памяти сохраняется вся полученная информация, а также датчиков, регистрирующих показатели физиологических параметров. Датчики фиксируют следующие показатели:

  • дыхание (грудное и диафрагменное либо брюшное);
    электропроводность кожи;
    пульс либо артериальное давление.

    Это основные показатели. Анализ каждого из них обязателен для принятия решения об истинности или лживости полученной информации. Если исключена хоть одна из перечисленных характеристик, результаты исследования считаются недостоверными (невалидными).


    Есть датчики, которые проверяют и другие параметры: изменения голоса, тремор тела (двигательную активность). Они являются дополнительными. Принимать решение, основываясь исключительно на этих показателях, нельзя.

    Компоненты структуры полиграммы

    Фон – индивидуальные показатели физиологических процессов испытуемого, пребывающего в состоянии покоя, когда ему не задают вопросы.


    Реакция – существенное изменение динамики протекания физиологических параметров, наблюдаемое в ответ на определённый стимул (вопрос). Может выражаться в усилении либо ослаблении интенсивности динамики протекания процессов.


    Артефакт – изменение активности протекания физиологических параметров, вызванное влиянием дестабилизирующих факторов (внешних или внутренних). Это может быть кашель, реакция на внешний шум, болевые ощущения. Они не связаны с задаваемыми вопросами.


    Реакции, которые демонстрирует испытуемый, не специфичны. Это значит, что нельзя установить точно, какой стимул их вызвал (ложь, страх, ассоциация). Основным критерием является устойчивость и стабильность выраженной реакции в ответ на стимул (значимый).

    Полиграф в ФСБ: в каких случаях используется

    Тест на полиграфе проходят все претенденты на получение любой должности в ФСБ.


    Необходимо это для проверки наличия скрытых негативных особенностей характера потенциального сотрудника, корыстных мотивов поступления на службу, выявления «тёмных» пятен биографии (мошенничество, судимость, наличие зависимостей, коррупция и другие противоправные действия).


    Также, для контроля над деятельностью сотрудников может проводиться плановая проверка на полиграфе. В некоторых ситуациях он используется при увольнении сотрудников. Необходимо это с целью выявления нарушений в процессе работы.

    Как пройти полиграф в ФСБ: порядок действий

    • Сначала испытуемый проходит инструктаж, подписывает документы, подтверждающие согласие на прохождение детектора лжи.
      Для прохождения полиграфа человек располагается в кресле для теста. Важно, чтобы ему было удобно сидеть, никакие факторы (жёсткое сидение, неудобная поза) не вызвали дискомфорт.
      Перед началом тестирования к телу подключаются все необходимые датчики, которые будут фиксировать физиологические показатели во время тестирования и передавать их на компьютер (полиграф). Чтобы снизить психологическое напряжение специалист объясняет, для чего предназначен каждый датчик.
      Затем следует основной этап тестирования – ответы на вопросы .

      Проверка длится примерно 2 часа:

      • Сначала проводится калибровка прибора (его настройка). Суть её в том, что задаются вопросы, ответы на которые известны и очевидны. Испытуемому нужно ответить честно либо солгать.
        Затем следует этап тестирования . Во время ответов на вопросы датчики постоянно считывают физиологические показатели испытуемого. Когда он врёт, показатели меняются. Происходит это потому, что любая ложь для человеческого организма – стрессовая ситуация. Реакция формируется на уровне подсознания, поэтому контролировать её сознательно практически невозможно. Это требует высокого уровня самоконтроля, который вырабатывается длительными годами тщательных и систематических тренировок. Подобным приёмам учат разведчиков.
        В большинстве случаев на заключительном этапе исследования проводится «молчаливый тест». Суть его в том, что человек отвечает на вопросы в уме, не проговаривая ответы. Необходимо это для исключения вероятности использования методов противодействия полиграфу.
        После завершения испытания полиграфолог тщательно анализирует полученные данные (полиграмму). На основании этого анализа он делает выводы о достоверности предоставленной человеком информации.

        Статистические данные свидетельствуют, что из 10 человек проверку на полиграфе в ФСБ успешно проходят лишь 1–2 кандидата на определённую должность.

        Правда жизни в том, что нелегко в жизни тому, кто говорит всегда правду.
        Аврелий Марков

        Вопросы, задаваемые в процессе тестирования на полиграфе


        Для всех проходящих полиграф в ФСБ задаются стандартные вопросы. Их набор не зависит от того, на какую должность претендует человек.


        Все вопросы связаны с выявлением наличия у человека проблем с алкоголем, наркотиками и законом . Определяется, есть ли связи с криминальными группировками, кредиты, долги, игровая зависимость, опыт подделки документов, брал ли человек взятки, есть ли проблемы с законом у его близких.


        Также есть вопросы, которые направлены на выявление сознательных намерений у кандидата нанести ущерб организации.


        Вопросы задаются в хаотичном порядке, чтобы человек не имел возможности психологически подготовиться к нему и заранее продумать ответ.


        Если испытуемый излишне эмоционально реагирует на саму процедуру тестирования, показатели очень «смазываются». В подобном случае приходится задавать важные вопросы по несколько раз. Результат определяется по статистическим параметрам.

        В процессе проверки на полиграфе задаётся три типа вопросов:


Успешности трудовой адаптации, развитию творческой активности и удовлетворенности трудом в значитель­ной степени способствует правильный выбор профессии. Решение данной проблемы осуществляется в рамках профессионального отбора.

Профотбор - научно обоснованная система методов и приемов, направленных на рациональный отбор желающих путем объективной оценки инди­видуальных особенностей человека (его здоровья, склонностей, воз­можностей и др.) и соответствия их объективным потребностям обще­ства.

Назначение профотбора - уменьшить потери из-за неудовле­творенности выбранной профессией и отсутствия у работника не­обходимых способностей и наклонностей.

Профессиональный отбор со­стоит из четырех элементов: профессиональной ориентации, профес­сиональной консультации, собственно профессионального отбора и профессиональной адаптации.

1. Профессиональной ориентацией называется элемент системы профессионального отбора, способствующий ознакомлению заин­тересованных лиц с существующими профессиями.

Задача профес­сиональной ориентации состоит в выявлении профессиональных интересов, способностей и пригодности к той или иной профес­сии, в показе социального престижа каждой из них, привлекатель­ности и содержательности, ценностной ее значимости, способст­вующих появлению предрасположенности личности к данному виду трудовой деятельности.

Пути и методы осуществления профессиональной ориентации :

Проведение лекций и бесед специалистами;

Распространение специальных книг, проспектов;

Просмотр специальных кинофильмов;

Выполнение специальных поручений в рамках данной профессии.

2 . П рофессиональная консуль­тация – деятельность, направленная на более глубокое раскрытие значимости профессии, ее специфиче­ских особенностей. Она проводится в организации наиболее опытными специа­листами и способствует появлению у избирающего профессию более определенного решения - выбора или отказа от нее.

3. Профессиональный отбор - процесс, в котором организация отбирает из списка соискателей лицо или лиц, наилучшим образом подходящих по критери­ям для вакантного места, принимая во внимание условия окружаю­щей обстановки.

Главная задача профотбора сводится к выявлению профессионально значимых качеств у избирающего данную профес­сию.

Профотбор включает следующие этапы :

3.1. Составление профессиограммы . Профессиограмма - разностороннее описание профессии, дающее представление о том, что и как должно выполняться тем или иным специалистом, при помощи каких орудий труда, в каких производственно-технических условиях, а также требований, предъявляемых к лич­ным качествам специалистов.

Профессиограмма включает следующие ха­рактеристики специальности :

3.1.1. производственно-техническую (перечень основного используе­мого оборудования, инструмента, приспособлений, материа­лов, особенности рабочего места, производственного процес­са и т.д.);

3.1.2. экономическую (роль и место специальности в производствен­ном процессе, формы и системы оплаты труда, показатели и условия премирования);

3.1.3. гигиеническую и медицинскую (уровень запыленности, осве­щенности, температуры, шума, вибрации, профессиональные заболевания, медицинские противопоказания);

3.1.4. социальную (общественное значение профессии, спрос на спе­циальность, виды и формы служебных контактов, перспекти­вы профессионального и должностного роста и т.д.);

3.1.5. педагогическую (перечень необходимых умений, навыков и ос­новных форм и методов их формирования);

3.1.6. психофизиологическую (перечень необходимых психофизиоло­гических качеств и особенностей исполнителя).

3.2. набор кандидатов . Источниками могут служить: прежние сотрудники, случайные претенденты, размещение объявлений в средствах массовой инфор­мации, государственные и коммерческие агентства по трудоустройст­ву, учебные заведения, различного рода семинары, фестивали и т.д.

3.3. оценка кандидатов на соответствие будущей работе . Существует много способов осуществления этого этапа. Самые распространенные методы:

3.3.1. собеседование. Цель собеседования - дать возможность менеджеру оценить соответствие кандидата его будущей работе; позволить кандидату решить, подходит ли эта работа для него;

3.3.2. объективные тесты. При использовании тестов необ­ходимо соблюдать определенные принципы:

    должно быть четко определено качество, оцениваемое тестом;

    тест должен быть стандартизированным;

    результаты тестов должны быть надежными, достоверными;

    тест проводится в стандартных условиях.

Обычно тесты подразделяются на пять групп:

1. на опреде­ление способности;

2. на определение квалификационных навыков;

3. на проверку личных качеств;

4. для отбора группы;

5. медицинский.

3.4. принятие окончательного решения . Для принятия решений по отбору претендентов на вакантную должность необходимо проанализировать документы, предоставленные при подаче заявления о приеме на работу (автобиографию, справки об образовании, рекомендации с прежних мест работы), а за­тем провести заключительную беседу.

4. Трудовая адаптация - социальный процесс освоения лично­стью новой трудовой ситуации, в которой личность и трудовая среда оказывают активное воз­действие друг на друга.

При поступлении на работу человек уже имеет оп­ределенные цели и ценностные ориентации поведения, в соответ­ствии с которыми формирует свои требования к организации. Организация, исходя из своих целей и задач, предъявляет свои требования к работнику, к его трудовому поведению. Реализуя свои требования, работник и организация взаимодействуют, при­спосабливаются друг к другу, что и является сущностью трудовой адаптации.

Трудовая адаптация - это сложный и многогранный про­цесс. Он представляет собой единство нескольких адаптации:

4.1. Профессиональная адаптация выражается в ознакомлении с профессиональной работой, приобретении навыков профессио­нального мастерства, достаточных для качественного выполнения функциональных обязанностей. Она включает в себя подготовку к труду в общеобразовательных школах, вы­бор профессии, профподготовку и начало трудовой деятельности. Такая адап­тация имеет наиболее широкую сферу действия.

4.2. Социально-психологическая адаптация заключается в ос­воении социально-психологических особенностей коллектива, вхождении в сложившуюся в нем систему взаимоотношений, по­зитивном взаимодействии с его членами, укреплении и развитии коллективизма. При этом происходит активное сравнивание и взаимоприспособление ценностей, норм поведения, нравственных представлений и идеалов нового работника и трудовой среды.

4.3. Общественно-организационная адаптация означает освое­ние организационной структуры коллектива, системы управления и обслуживания производственного процесса, режима труда и от­дыха; соблюдение дисциплины труда и активное включение в процесс самоуправления коллектива.

4.4. Культурно-бытовая адаптация - это освоение в коллективе особенностей организации быта и традиций проведения свобод­ного времени. Быстро проис­ходит культурно-бытовая адаптация в тех коллективах, члены ко­торых связаны не только отношениями по работе, но и вместе проводят досуг, свободное время, используя его для всесторонне­го развития личности.

4.5. Физиологическая адаптация сводится к перестройке физиологиче­ских функций вследствие реакции организма на изменившиеся усло­вия среды. При этом усложняются процессы, обеспечивающие трудо­вую деятельность человека.

Различают также трудовую адаптацию:

- первичную .Происходит при первона­чальном вхождении работника в производственную среду;

- вто­ричную. Происходит при смене рабочего места без смены и со сменой профес­сии или при существенных изменениях производственной среды.

По времени процесс трудовой адаптации можно условно разделить на три этапа:

- познавательный (ознакомительный) . Продолжается примерно 3-6 месяцев, во время которых новый работник знако­мится с коллективом, производственными условиями и содержа­нием труда. У него еще нет полного представления и окончатель­ных суждений о профессии и коллективе;

- оценочный. Здесь постигаются тонкости профессиональ­ного мастерства, происходит освоение социального опыта, при­нимается окончательное решение о приобщении к профессии и коллективу. Он продолжается 1,5-2 года в зависимости от слож­ности выполняемой работы и характера социальных отношений в коллективе;

-заключительный. Здесь происходит дальнейшее форми­рование активного творческого работника, его полной совмести­мости с социальной средой; работник стабилизируется и закреп­ляется по данной профессии, признает и осознает свою принад­лежность к коллективу.

Завершение трудовой адаптации как процесса овладения избранной специальностью и формирования полноценного члена трудового коллектива характеризуется следующими показателями:

Квалификационный рост,

Профессиональная устойчивость,

Стабильность количественных и качественных показате­лей труда,

Трудовая и творческая активность,

Совмещение профессий,

Расширение зон обслуживания,

Высокий уровень дисциплины труда,

Отсутствие конфликтов с членами коллектива.

Рассказал о своем поступлении в летный институт: какие задания дают абитуриентам на профессиональном отборе и как к нему подготовиться.

Поступление разбито на вступительные испытания. Сначала медицинская комиссия. Если вы ее прошли, отправляетесь на профессиональный отбор. Если проходите его - вашу судьбу решат результаты ЕГЭ. Если вы не прошли одно испытание - на следующее вас не допустят.

Что входит в профессиональный отбор

1. Опросник

Выдается около 500 вопросов на проверку характера. За нечестные ответы абитуриент переписывает опросник, при повторной нечестности его снимают с отбора.

2. Методика «Кольца Ландольта»

Выполнение. Как мы видим, внизу под графой «Проба» вычеркнуты два кольца (их вычеркнет психолог на свое усмотрение). Наша задача - вычеркивать кольца из бланка с точно таким же расположением разрезов, причем вычеркивать точно таким же способом, который указал психолог.

С помощью этого задания изучают произвольное внимание и оценивают темп психомоторной работы, работоспособность и устойчивость к монотонной работе, требующей постоянной сосредоточенности. Отведенное время - 5 минут.

3. Методика «Шкалы приборов»

Выполнение. Перед нами 9 амперметров с разной шкалой и ценой деления. Наша задача - узнать, сколько показывает каждый амперметр. Смотрим на первый из них, левый верхний. Что мы видим? Стоит цифра 5. От нуля до нее - пять делений. Значит, цена одного деления - 1. Отсюда видим, что наш амперметр показывает 4. Причем если стрелка левее нуля, то перед показанием амперметра нужно ставить знак «минус», а если правее, то «плюс». И так со всеми амперметрами. Под амперметрами расположены схемы, по которым мы суммируем показания амперметров.

4. Красно-черная таблица (КЧТ)

Отыскиваем все числа таким образом: «24 красная - 1 черная, 23 красная - 2 черная». То есть красные на убывание, черные - на прибывание. После каждой цифры есть буква, после нахождения цифры ее надо записывать. В нашем случае должен получиться ряд букв ЕЕМХОИ и так далее.

5. Методика «Установление закономерностей»

Слева перед каждой строчкой изображены значки «:», «+», «?», «*» и так далее. Этими условными знаками обозначены одно или несколько слов из тех, что есть в данной строчке. Ваша задача - отыскать и подчеркнуть эти слова. Отведенное время - 8 минут.

6. Методика «Компасы»

Нужно определить направление, указанное стрелкой относительно переменной системы координат. После того как испытуемый мысленно определит направление компаса, он должен записать обозначение этого направления. Испытуемого следует предупредить, что поворачивать бланк нельзя. Отведенное время - 5 минут.

7. Диктант 1

Диктуется большое количество слов в умеренно быстром темпе. Ваша задача - писать как можно быстрее и больше слов. Чем больше записали, тем лучше. На грамотность тут не смотрят, главное - количество. То есть вместо «молоко» можно записать «малако», вместо «автор» - «афтар», «здесь» - «стесь». И это будет верно.

8. Диктант 2

Диктуются те же слова, что и в первом диктанте, но читаются они наоборот: не «молоко», а «околом». Ваша задача - записать как можно больше слов. Как слышите, так и пишете. Переворачивать слова обратно не нужно.

9. Диктант 3

Диктуется море слов в неимоверно быстром темпе. Ваша задача - написать как можно больше слов как можно быстрее. Почти все. Осталось два испытания.

10. Беседа

Это обычная беседа, разговор. Испытуемого спрашивают, почему он захотел стать пилотом и так далее. Желательно выучить фамилии известных летчиков, космонавтов, праздники гражданской авиации.

11. Прибор «Абитуриент»

Нужно нажимать определенные кнопочки, когда загораются лампочки.

Если абитуриент успешно прошел профессиональный отбор, ему остается предоставить документы и результаты ЕГЭ по русскому языку, математике и физике. К военным летчикам требования жестче, чем к гражданским: им еще нужно стопроцентное зрение, правильное цветоощущение, также регламентированы артериальное давление, индекс массы тела, рост в положении стоя и сидя, длина ног и рук.

Одна из основных прикладных задач в области психологии труда – это разработка, обоснование и применение системы профессионального психологического отбора специалистов. Как только человек стал использовать в процессе труда сложную технику (паровозы, автомобили, летательные аппараты, телефонные станции), сразу же возникла проблема оценки профессионалов и прогнозирования профессиональной пригодности учеников. Уже в исследованиях, проводившихся более ста лет назад, было подтверждено положение о том, что индивидуальные психологические, физиологические особенности, профессиональная подготовленность, другие характеристики связаны с показателями производительности и безопасности труда. За прошедшее время отношение к процедуре профотбора неоднократно менялось, прежде всего, в вину ему ставили антигуманность и дискриминационную сущность. Однако сама по себе процедура профотбора не может обладать такими характеристиками, все дело в целях, которые он решает, а профотбор – это лишь одно из средств, позволяющих человеку раскрыть свои потенциальные возможности в труде, достигнуть высоких производственных показателей, снизить вероятность несчастных случаев и аварийных сбоев.

Широкое практическое внедрение и популяризация профотбора – заслуга, прежде всего, Г. Мюнстерберга. Хотя профотбором психологи занимались и до опубликования его работ, именно он доказал преимущества научного экспериментально-психологического подхода к отбору профессиональных кадров по сравнению с интуитивными или житейскими представлениями. Исследования Г. Мюнтерберга строились по трем направлениям: изучение с помощью методов дифференциальной психологии отдельных психологических функций (внимания, памяти и мышления) и степени участия этих функций в той или иной деятельности; исследование нервно-психического напряжения в процессе деятельности; создание адекватных моделей трудового процесса и проведение экспериментального обследования кандидатов.

Профессиональный отбор возник как метод, позволяющий преодолеть несоответствие человека и профессии, добиться наивысшей эффективности трудовой деятельности и достигнуть наибольшей удовлетворенности работников своим трудом. В настоящее время актуальность профотбора обусловлена как дальнейшим усложнением техники и возрастанием цены ошибок (что такое авария на атомном реакторе, сейчас знают все), так и особым вниманием к субъект- субъектным видам деятельности (например, к деятельности руководителя, которая в нашей стране за последние годы наполнилась новым содержанием; изменяющиеся внешние условия деятельности, высокая ответственность за экономические, социальные, экологические последствия решений руководителя предъявляют определенные требования к личности управленца). Конечно же, профотбор – это не прихоть, его применение требует глубокого обоснования. Прежде чем рассматривать современные представления о процедуре профессионального отбора и дать рекомендации по его проведению, сравним три определения профотбора.

Профессиональный отбор – научно обоснованный допуск людей к какому-либо определенному виду труда.

Профессиональный отбор – специально организованный исследовательский процесс, цель которого – выявление и определение с помощью научно обоснованных методов степени и возможности формирования медицинской, психологической и социально-психологической пригодности претендентов на обучение сложным, ответственным профессиям или на занятие соответствующих вакансий и, исходя из этого, оказание предпочтения тем из них, которые имеют высокий уровень (оценку) профессионально важных свойств и благоприятные перспективы их развития и потому могут рассматриваться как потенциал ьно более полезные работники но отношению к тому или иному виду труда.

Профессиональный отбор – комплекс мероприятий, направленных на выделение лиц, которые по своим психологическим и физиологическим качествам, состоянию здоровья и физического развития, уровню базового образования наиболее пригодны к обучению и последующей трудовой деятельности по конкретной профессии (специальности).

В каждом из этих определений идет речь о необходимости достижения максимального соответствия человека требованиям профессии. Эти требования не ограничиваются лишь психологической сферой. Реализовать процедуру профотбора силами только психологов невозможно. Требуется участие медиков, физиологов, специалистов в области профессионального образования. Сам же профотбор включает медицинский, физиологический, образовательный (педагогический) и психологический аспекты. В рамках психологии труда рассматриваются проблемы именно психологического профотбора. Конкретизируем определение профотбора в соответствии с его целями и задачами, решаемыми в рамках психологии. Психологический профотбор – специализированная процедура, направленная на определение состояния, степени развития совокупности психологических качеств личности, которые определяются требованиями конкретной профессии или специальности и способствуют успешному овладению и последующему эффективному выполнению трудовой деятельности. Другими словами, психологический профотбор – процедура, направленная на выявление степени психологического соответствия кандидата определенной профессии.

При проведении конкретной процедуры профотбора исследуются не все индивидуальные психологические качества, а только те из них, которые входят в группу профессионально важных. Профессионально важные качества (ПВК) – это качества, влияющие на эффективность деятельности и на успешность ее освоения. С понятием ПВК тесно связано понятие профессиональной пригодности. Основная цель любого вида профотбора (медицинского, педагогического или психологического) – определение пригодности к профессии. Профпригодность – это соответствие индивидуальных качеств человека требованиям профессии, способность работника эффективно осуществлять деятельность. Профпригодность бывает абсолютной и относительной. Абсолютная профпригодность характеризуется некоторыми природными особенностями, которые с трудом поддаются формированию. Эти особенности зависят, прежде всего, от особенностей нервной системы. Относительная профпригодность включает качества, которые поддаются формированию, тренингу при соответствующих условиях и желании (мотивации) человека. Давая заключение о профпригодности, психологи опираются на информацию, полученную в ходе процедуры профотбора. Какие же этапы включает процедура профессионального психологического отбора?

Прежде чем приступить к реализации системы профотбора на практике, следует дать обоснованные ответы на вопросы:

  • – Нужен ли профотбор в каждом конкретном случае (необходимость и актуальность профотбора)?
  • – Какова задача профотбора (конкретизация содержания задачи)?
  • – Насколько характеристики контингента, из которого производится отбор, позволяют решить поставленные задачи (каковы эти характеристики)?
  • – Каковы профессиональные требования к кандидатам (перечень требований профессии)?
  • – Какие психодиагностические методики будут использованы для оценки ПВК (безупречность методик с точки зрения психометрики)?
  • – Какова прогностическая ценность разработанной процедуры и эффективность разработанных рекомендаций (насколько полученные в результате психодиагностического обследования результаты и их сравнение с требованиями деятельности позволят прогнозировать успешность при обучении и выполнении деятельности)?
  • – Выбор организационной формы проведения психологического отбора (каким образом будет проводиться профотбор, не будет ли он нарушением определенных этических принципов).

Поиск ответа на каждый вопрос необходим для создания эффективной, высокопрогностичной системы профотбора. Создается подобная система пошагово, по определенным этапам:

  • 1. Психологическое изучение деятельности. Необходимо для выявления требований конкретной деятельности к психологическим особенностям человека. В результате подобного исследования психологи составляют психограмму – систему психологических качеств и свойств, дифференцирующих людей по эффективности их труда. Иначе говоря, психограмма – это перечень ПВК.
  • 2. Разработка критериев эффективности деятельности, подбор показателей успешности выполнения профессиональных обязанностей. Критерии необходимы для доказательства правильности выделенных ПВК и для оценки их информативности, "веса", значимости каждого качества.
  • 3. Подбор методик для диагностики выбранных ПВК у кандидатов. Перевод выделенных качеств на язык диагностических методик, поиск психологических тестов, конструкты которых наиболее близки выделенным качествам. В результате формируется батарея тестовых заданий, которые будут выполнять претенденты.
  • 4. Предварительное измерение выделенных ПВК у работающих лиц. Сравнительный анализ результатов тестирования у полярных по эффективности деятельности групп, вычисление корреляций между показателями деятельности и показателями выполнения тестовых заданий. Возможно применение и других методов статистической обработки.
  • 5. Собственно процедура профотбора.

Но на этом работу по созданию системы профотбора рано считать законченной. Необходимо определить ее прогностическую степень путем сопоставления "диагноза" каждого кандидата с реальной успешностью его деятельности. На основании полученных оценок делается вывод о прогностической эффективности разработанной системы профотбора, вносятся необходимые коррективы. Однако на практике редко удается добиться того, чтобы прогноз профпригодности совпадал с последующей успешностью обучения или трудовой деятельности более чем на 70–80%. Поэтому психологи заинтересованы в дальнейшей проработке процедуры профотбора.

Вопросы входящие в методику нервно-психологичская диагностика Прогноз 2

1. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним..
2. Меня легко переспорить..
3. Я избегаю поправлять людей, которые высказывают необоснованные утверждения..
4. Люди проявляют ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю..
5. Иногда я бываю, уверен, что другие люди знают, о чем я думаю..
6. Бывали случаи, что я не сдерживал своих обещаний..
7. Временами я бываю совершенно уверен в своей никчемности..
8. У меня никогда не было столкновений с законом..
9. Я часто запоминаю числа, не имеющие для меня никакого значения (например, номера автомашин и т.п.)..
10. Иногда я говорю неправду..
11. Я впечатлительнее большинства других людей..
12. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах..
13. Определенно судьба не благосклонна ко мне..
14. Мне часто говорят, что я вспыльчив..
15. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь..
16. Я легко теряю терпение с людьми..
17. У меня отсутствуют враги, которые по-настоящему хотели бы причинить мне зло..
18. Иногда мой слух настолько обостряется, что это мне даже мешает..
19. Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня..
20. Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего..
21. В игре я предпочитаю выигрывать..
22. Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с человеком, которого я не желаю видеть..
23. Большую часть времени у меня такое чувство, будто я сделал что-то не то или даже плохое..
24. Если кто-нибудь говорит глупость или как-нибудь иначе проявляет свое невежество, я стараюсь разъяснить ему его ошибку..
25. Иногда у меня бывает чувство, что передо мной нагромоздилось столько трудностей, что одолеть их просто невозможно..
26. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома..
27. В моей семье есть очень нервные люди..
28. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным..
29. Должен признать, что временами я волнуюсь из-за пустяков..
30. Когда мне предлагают начать дискуссию или высказать мнение по вопросу, в котором я хорошо разбираюсь, я делаю это без робости..
31. Я часто подшучиваю над друзьями..
32. В течение жизни у меня несколько раз менялось отношение к моей профессии..
33. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других..
34. Я часто работал под руководством людей, которые умели повернуть дело так, что все достижения в работе приписывались им, а виноватыми в ошибках оказывались другие..
35. Я безо всякого страха вхожу в комнату, где другие уже собрались и разговаривают..
36. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо..
37. Когда я нахожусь на высоком месте, у меня появляется желание прыгнуть вниз..
38. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся..
39. Мои планы часто казались мне настолько трудно выполнимыми, что я должен был отказаться от них..
40. Я часто бываю рассеянным и забывчивым..
41. Приступы плохого настроения у меня бывают редко..
42. Я бы предпочел работать с женщинами..
43. Счастливей всего я бываю, когда я один..
44. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным..
45. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать..
46. Мои убеждения и взгляды непоколебимы..
47. Я человек нервный и легковозбудимый..
48. Меня очень раздражает, когда я забываю, куда кладу вещи..
49. Бывает, что я сержусь..
50. Работа, требующая пристального внимания, мне нравится..
51. Иногда я бываю так взволнован, что не могу усидеть на месте..
52. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех..
53. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать..
54. Иногда я принимаю валериану, элениум или другие успокаивающие средства..
55. Человек я подвижный..
56. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни..
57. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву..
58. Бывало, что я отвечал на письма не сразу после прочтения..
59. Раз в неделю или чаще я бываю возбужденным и взволнованным..
60. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы или учебы. Переход к новым условиям жизни, работы или учебы кажется мне невыносимо трудным..
61. Иногда случалось так, что я опаздывал на работу или свидание..
62. Голова у меня болит часто..
63. Я вел неправильный образ жизни..
64. Алкогольные напитки я употребляю в умеренных количествах (или не употребляю вовсе)..
65. Я часто предаюсь грустным размышлениям..
66. По сравнению с другими семьями в моей очень мало любви и тепла..
67. У меня часто бывают подъемы и спады настроения..
68. Когда я нахожусь среди людей, я слышу очень странные вещи..
69. Я считаю, что меня очень часто наказывали незаслуженно..
70. Мне страшно смотреть вниз с большой высоты..
71. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу..
72. Я ежедневно выпиваю необычно много воды..
73. У меня бывали периоды, когда я что-то делал, а потом не знал, что именно я делал..
74. Когда я пытаюсь что-то сделать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки..
75. Думаю, что я человек обреченный..
76. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте..
77. Временами мне кажется, что моя голова работает медленнее..
78. Мне кажется, что я все чувствую более остро, чем другие..
79. Иногда совершенно безо всякой причины у меня вдруг наступает период необычайной веселости..
80. Некоторые вещи настолько меня волнуют, что мне даже говорить о них трудно..
81. Иногда меня подводят нервы..
82. Часто у меня бывает такое ощущение, будто все вокруг нереально..
83. Когда я слышу об успехах близкого знакомого, я начинаю чувствовать, что я неудачник..
84. Бывает, что мне в голову приходят плохие, часто даже ужасные слова, и я никак не могу от них отвязаться..
85. Иногда я стараюсь держаться подальше от того или иного человека, чтобы не сделать или не сказать чего-нибудь такого, о чем потом пожалею..
86. Часто, даже когда все складывается для меня хорошо, я чувствую, что мне все безразлично..