Создание проблемной учебной ситуации. Способы и правила создания проблемных ситуаций. Приемы создания проблемных ситуаций

В настоящее время от педагога требуется не только передача готовых знаний, но также и научить ученика понимать и разбираться в теме самостоятельно. Одна из технологий, позволяющих сделать это – создание проблемной ситуации на уроке. Состоит она в том, чтобы во время занятия создать проблемное положение с целью активизации самостоятельной деятельности ученика для их решения. В таком случае, наблюдается творческий подход к познанию материала или же какого-либо умения. При помощи создания проблемной ситуации на занятии, развиваются мыслительные способности.

Вместо технологий преподавания, которые использовались многие столетия, так называемая, традиционная методика, на смену приходят новые методики и технологии. Прежде всего, такие подходы направлены на то, чтобы дать обучающемуся проявить свою инициативу и самостоятельность. В итоге при такой методике обучения получается сильная и уверенная в себе личность, которая способна помочь развитию общества в будущем.

Для этого одних усвоенных знаний мало. Необходимы определённые качества характера, которые должны позволить ученику в будущем создавать нестандартные методы решения в той или иной затруднительной ситуации.

Такой подход на занятии даёт возможность ученику не просто записывать материал, а думать и больше говорить, вследствие этого у них более активно формируется как речь, так и мышление. При помощи такого способа ведения уроков, у воспитанников развиваются творческие способности, они пытаются отстояться своё собственное мнение и гораздо больше проявляют инициативу.

Они учатся думать, в настоящее время, очень малое количество преподавателей именно стараются научить мыслить ученика, а не просто вложить в него необходимые для контрольной или самостоятельной работы знания.

Существует некоторое преимущество использования данной технологии. Ведь проблемное обучение можно применять в любом классе и при преподавании совершенно любого предмета. Овладение знаниями, это, прежде всего, творческое занятие. Оно включает в себя 4 этапа.

  1. Установка проблемы, воспитанник должен понять, в чём суть проблемной ситуации.
  2. Воспитанник должен понять, как решить данный затруднительный случай.
  3. Далее обучающемуся необходимо изложить способ его решения.
  4. Завершающий этап – реализация своего плана.

Как подготовиться к проблемному уроку?

Чтобы замотивировать воспитанников и побудить их самостоятельно изучать материал и сформировывать метапредметные мыслительные операции – наиболее целесообразно будет создать проблемное положение в самом начале занятия. На первом этапе введения новой информации. Это один из приёмов мотивации познавательного вида. Её преимуществом является то, что она оказывается своё влияние практически на всю группу, как преуспевающих детей, так и отстающих. На протяжении этого этапа занятия у воспитанников формируются следующие УУД.

  1. Познавательные. Обучающиеся учатся сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать полученную информацию. Также воспитанники развивают свою речь, когда озвучивают свои мысли по этому поводу, пытаются самостоятельно вывести и сформулировать понятие.
  2. Коммуникативные. То, что воспитанники общаются между друг другом на уроке, развивает их коммуникативные способности. Они учатся говорить более развёрнуто и аргументировано, при этом учитывают разные мнения и пытаются объяснить своё суждение.
  3. Регулятивные. Преподаватель может заметить трудности, с которыми столкнулся каждый воспитанник в понимании и усвоения новых знаний индивидуально.
  4. Личностные. По многим педагогическим системам, этот параметр самый важный. Ведь при проблемной ситуации на занятии обучающийся приобретает способность к саморазвитию. Помимо этого, у воспитанника появляется стимул к познанию нового материала.

Преподавателями, с целью осознания проблемной ситуации на уроке обучающимися, может использоваться побуждающий диалог. Таким образом, воспитанники осознают возникшее затруднение на занятии. Педагог в таком случае должен представить отдельные вопросы или предложения, которые позволяет воспитанникам осознать противоречия, а также попытаться сформулировать тему занятия самостоятельно.

Такой подход к преподаванию на занятии очень часто интересен самим воспитанникам. Также это позволяет добиться их самостоятельной активности на уроке. Существуют разные способы, которые способствуют этому. К примеру, работа в парах, группах или же учебный диалог.

Как создать проблемную ситуацию на занятии?

Условно, проблемные ситуации на занятии можно разделить на два вида. Это проблемное положение с удивлением и проблемное положение с затруднением. Существуют различные приёмы создания проблемных ситуаций для каждого из этих видов.

Для создания проблемных положений на занятии с удивлением используются три приёма.

  1. Вместе предъявить две мысли, которые противоречат друг другу.
  2. При использовании вопросов или заданий столкнуть разные мысли и высказывания воспитанников.
  3. Данный приём, можно подразделить на две ступени. В первой ступени необходимо показать житейское представление у воспитанников при помощи практического задания с целью их ошибки или же вопроса. На второй ступени необходимо сообщить сам научный факт либо наглядно при помощи эксперимента, либо простым сообщением.

Для того чтобы возникли проблемные положения с затруднением, также можно использовать три приёма.

  1. Преподаватель может дать практическое задание, выполнить которое невозможно. Воспитанник в этом случае более активно включается процесс, особенно преуспевающие ученики.
  2. Педагог может заставить учеников выполнять практическое задание, которое имеет решение, но абсолютно не похоже не предыдущее задание.
  3. Также преподаватель может дать ученикам невыполнимое задание, но похожее на предыдущее, которое было успешно решено. После этого педагогу необходимо будет доказать, что ученики не смогли его выполнить.

Как поставить проблему на уроке?

Для этого используется несколько методов.

  1. При помощи вопросов и предложений , которые подтолкнут воспитанника к постановке проблемы. Наиболее целесообразно использовать данную методику для сильных учеников, при помощи этого развиваются творческие умения воспитанника.
  2. Существует, так называемый подводящий диалог , его суть заключается в том, что при помощи наводящих вопросов и высказываний ученик должен сам понять мысль . В этом случае ответ воспитанника, способный вас удивить, практически никогда не прозвучит. Педагог постепенно подводит ученика к нужной мысли. В составе такого диалога могут использоваться и прежние знания ученика, а также можно использовать приёмы анализа или сравнения. Данная методика особенно актуальна для воспитанников с плохой успеваемостью.
  3. Педагог может озвучить тему занятия, используя какой-либо мотивирующий приём. Например, применив приём «яркого пятна», загадка, забавная история, сказка, легенда и так далее. Можно также предложить воспитанникам решить кроссворд, где ключевое слово и будет основная тема урока. В данной методике имеет большую популярность и другой приём, который носит название «Актуальность» . При помощи наводящих вопросов руководителя, воспитанники понимают роль изучаемой темы в своей жизни. При использовании приёма «Актуальность», ученики не получают никакого развития, но тема для них становиться несколько интереснее. При использовании сразу двух вышеперечисленных способов одновременно, педагог добивается как интереса учеников, так и их развития.

Примеры

Для создания проблемного положения на занятии при помощи удивления можно предоставить группе противоречивую информацию.

К примеру, для начальных классов на уроке математики можно использовать такой метод постановки проблемной ситуации.

Необходимо расставить скобки.

После этого стоит обратить внимание учеников на то, что выражения слева одинаковые, а ответы в конечном итоге получаются совершенно разные.

Помимо этого, вы можете столкнуть мнение некоторых учащихся. В итоге у них появляется возможность высказать своё мнение и оспорить высказывание своего одноклассника.

При прохождении такого материала, как сложные слова, можно поинтересоваться у воспитанников, существуют ли слова в русском языке, в которых может встречаться больше одного корня. Попросить назвать такое слово и подобрать корни к нему. В итоге при столкновении разных мнений возникнет диалог между обучающимися, который побудит их аргументировать свою точку зрения.

Ещё одним практическим примером методики, которая позволяет развить самостоятельность и коммуникабельность учеников – эта работа в группах. Учитель разбивает весь учебный класс на несколько групп и даёт им одно задание на всю группу. Далее необходимо наблюдать за работой каждой группы индивидуально. Необходимо побудить воспитанников к созданию гипотезы. При использовании данного примера никогда не давайте оценку итогов воспитанников. Любое решение задачи необходимо принять.

В заключение

Такие социально-культурные нормы личности обязывают, чтобы человек был самостоятельным, мог проявлять инициативу, а также личностный потенциал. В настоящее время, педагоги должны не только давать знания ребёнку, необходимые для успешной сдачи экзаменов. Преподаватели обязаны подготовить своих воспитанников к предупреждению жизненных проблем и самостоятельному их решению. Методика создания проблемных ситуаций на занятиях обладает рядом преимуществ.

Во-первых, создаются условия, чтобы воспитанники развивали свою наблюдательность, понимание, а также активизируется познавательная и умственная деятельность ученика. Во-вторых, это способствует развитию ответственности и самостоятельности, а также помогает проявлять инициативу и активизирует деятельность воспитанника.

Ко всему этому, поскольку обучающийся приобретает знания в ходе самостоятельной деятельности, он их гораздо лучше запоминает, и новая информация прочно закрепляется у него в голове. Также не стоит забывать, что данная методика нацелена, прежде всего, на то, чтобы сформировать нестандартное мышление учеников.

Благодаря вышеперечисленным преимуществам, методика создания проблемной ситуации на занятии является одной из самых оптимальных для развития и обучения воспитанников любого возраста. В последнее время педагоги её используют всё чаще и чаще, поэтому в будущем стоит ожидать детей, способных проявлять инициативу, мыслить нестандартно и отстаивать своё мнение. Не забывайте, что вы можете подвести ученика к знаниям, но стоит ли учиться – решать только ему.

Разработала Чигусова М.В., учитель начальных классов МОУ «Школа №1 города Докучаевска.

Аннотация

В работе рассматриваются вопросы создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе для формирования универсальных учебных действий.

Подробно раскрывается специфика проблемного обучения младших школьников. Описываются основные методы, приемы, этапы и условия создания проблемной ситуации, показаны как теоретические, так и практические аспекты данной проблемы. Авторы приходят к заключению о возможности творческого подхода к обучению при создании проблемных ситуаций на школьных уроках, способствующих формированию познавательных способностей учеников, взаимодействию преподавателя и учащихся.

Введение

Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое направление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических трудах Сократа, в разработках уроков у Ж.Ж.Руссо. История проблемного обучения начинается с так называемого исследовательского метода. Идея и принципы проблемного обучения разрабатывались советскими психологами Д.Н.Богоявленским, А.М.Матюшкиным. В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение этому направлению.

Открытие новых способов действий и новых знаний осуществляется в процессе решения проблемы. «Мышление, - писал С.Л.Рубинштейн, - всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс, он всегда направлен на разрешение какой-то задачи».

Теория проблемного обучения разрабатывается в педагогике с середины 50-х годов XX столетия и связана с исследованиями известных ученых - Б. Г. Ананьева, А. Я. Пономарева, А. Н. Леонтьева, Д. Н. Узнадзе и, в особенности, С. Л. Рубинштейна, который открыл феномен проблемной ситуации как источника мыслительной деятельности.

Сегодня теория проблемного обучения - достаточно глубоко разработанная и стройная отрасль педагогической науки. Продуктивность, эффективность проблемного обучения неоспоримо доказана начальной школе.

Теоретическая часть

  1. Понятие проблемное обучение

Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Создание проблемных ситуаций - необходимое условие активной умственной деятельности учащихся. Перед ними ставится определенная задача, которая вызывает у них заинтересованность и которую они пытаются решить, но обнаруживают недостаточную полноту и глубину своих знаний и опыта, т.е. сталкиваются с конкретной трудностью. У них появляется внутренняя потребность найти выход из создавшегося положения, чувство затруднения побуждает к анализу возникшей ситуации и поиску путей решения поставленной задачи. Таким образом, создается противоречие между познавательными, практическими задачами и уровнем знаний учащихся, которое вызывает интенсивную мыслительную деятельность, направленную на разрешение возникшего затруднения.

В процессе обучения мышление выполняет эту функцию в условиях определенных ситуаций, вызывающих необходимость мышления, т.е. психических состояний, возникающих у учащихся при выполнении задания, которое требует «открытия» или усвоения новых, ранее неизвестных ему знаний или способов действия. Такие ситуации и соответствующие им задания называются проблемными . Процесс обучения, организованный на основе решения проблемных ситуаций, в педагогике называют проблемным обучением .

  1. Условия, понятия, формы проблемного обучения Для того чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе необходимо выполнять условия, которые состоят из нескольких этапов.

1. Постановка в формировании вопроса или темы урока.

2. Возникновение проблемной ситуации.

3. Осознание затруднения и постановка проблемы.

4. Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы.

5. Доказательство гипотезы.

6. Проверка правильности решения проблемы.

Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе, проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

К основным понятиям проблемного обучения относятся : «Учебная проблема» (форма реализации), «проблемная ситуация», «проблемная задача» (то, что подлежит разрешению).

Учебная проблема существует в двух формах:

1. Как тема урока.

2. Как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на которое будет новое знание.

Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и «неизвестное». Следовательно, поставить учебную проблему, значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока или поставить вопрос для исследования.

  1. Классификация проблемных ситуаций

Проблемные ситуации обычно классифицируются по различным критериям:

  • по области научных знаний или учебной дисциплине (русскому языку, математике и т.п.);
  • по направленности на поиск недостающего нового (новых знаний, способов действия, выявления возможности применения известных знаний и способов в новых условиях);
  • по уровню проблемности (очень острые противоречия, средней остроты, слабо или неявно выраженные противоречия);
  • по типу и характеру содержательной стороны противоречий (например, между житейскими представлениями и научными знаниями, неожиданным фактом и неумением его объяснить и т.п.).

Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные педагогической практике типы проблемных ситуаций:

1.Наиболее общий и распространенный тип, когда ситуация возникает при условии, если учащийся не знает способа решения поставленной задачи, не может ответить на проблемный вопрос, возникший при решении, то есть факт осознания учащимися недостаточности прежних знаний для объяснения сложившейся ситуации. Например, после изучения темы «Квадрат и прямоугольник», учитель дает задание вычислить периметр квадрата и прямоугольника. Учащиеся, зная все свойства фигур, не могут справиться с поставленной задачей. Возникает проблема: нужно знание правила нахождения периметра (противоречие между потребностью в решении задачи и недостатком прежних знаний).

2.Проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых для них условиях. Как правило, учителя организуют эти условия не только для того, чтобы учащиеся сумели применить свои знания на практике, но и столкнулись с фактом их недостаточности. Осознание этого факта учащимися поднимает познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний. Например, учитель дает задание найти примеры применения изучаемых фигур на практике и сделать необходимые расчеты.

3.Проблемная ситуация легко возникает в том случае, когда возникает противоречие между теоретически возможным путем решения задачи с практической неосуществимостью избранного способа.

4.Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется несоответствие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания с отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

Какие дидактические цели преследует создание проблемных ситуаций в учебном процессе?

  • привлечь внимание учащихся к вопросу, возбудить у него познавательный интерес;
  • поставить его перед таким познавательным затруднением, решение которого активизирует его мыслительную деятельность;
  • помочь ему определить в познавательной задаче проблему и наметить план поиска путей выхода, то есть побудить ученика к активной поисковой деятельности;
  • помочь ему определить границы ранее усвоенных знаний и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из затруднения.

Проблемную ситуацию разделяют ещё на 2 типа:

1. «С удивлением».

2. «С затруднением».

Существуют разные типы противоречий, которые вызывают чувство удивления и затруднения, это противоречия:

Между двумя (или более) положениями:

  • Между житейским представлением обучающихся и научным фактом.
  • Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

В их основу заложены разные приемы создания проблемных ситуаций.

Приемы создания проблемных ситуаций

Тип противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

I. Проблемные ситуации, возникшие с «удивлением»

Между двумя (или более) положениями.

Прием 1: Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

Прием 2: Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания.

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом.

Прием 3:

Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку».

Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности.

II. Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением»

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Прием 4: Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Прием 5: Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Прием 6:

  1. Способы создания проблемных ситуаций

На основании обобщения передового опыта можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций:1) Перед учащимися ставятся проблемы, в результате которых возникает проблемная ситуация - психологическое состояние, связанное с появлением неразрешенных вопросов и стремлений найти на них ответ.2) При разрешении проблемы учащиеся получают не только сумму сведений, но и знакомятся с методами познания изучаемых в школе наук.

М.И. Махмутов намечает несколько способов создания проблемных ситуаций:

1) при столкновении учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;

2) при организации практической работы учащихся;

3) при побуждении учащихся к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновении с прежними житейскими представлениями об этих явлениях;

4) при формировании гипотез;

5) при побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению, противопоставлению;

6) при побуждении учащихся к предварительному обобщению новых фактов;

7) при исследовательских заданиях.

И.Я.Лернер пишет: учитель заранее планирует создание проблемных ситуаций. Проблемная ситуация может возникнуть на разных этапах урока, в зависимости от дидактической цели урока, содержания учебного материала, уровня подготовленности учащихся.

I. Создание проблемных ситуаций на основе предварительного домашнего задания. Такие задания позволяют поставить учебные проблемы на уроке, к которым учащиеся уже подошли самостоятельно. По характеру такие задания могут быть различного типа: предварительное домашнее чтение; выполнение практических действий; наблюдение.

П. Создание проблемных ситуаций на основе постановки предварительных заданий на уроке по материалу учебника.

III. Использование жизненных наблюдений учащихся и данных, полученных при проведении опытов.

IV. Создание проблемной ситуации при решении познавательной задачи.

V. Постановка проблемных вопросов в ходе частично-поисковой беседы.

М.И. Махмутов считает, что большое значение при создании проблемной ситуации имеет то, как изложен новый материал. Разработаны два вида проблемного изложения нового материала:

1)Проблемная ситуация может создаваться, когда обнаруживается несоответствие имеющихся знаний и умений действительному положению вещей. Чтобы учащиеся обнаружили это несоответствие, учитель просит учеников вспомнить известную формулировку понятия, правила, а затем предлагает для анализа такие специально подобранные факты, при анализе которых возникает затруднение.

2)Второй вид проблемного изложения нового материала - проблемная ситуация создается, когда детям предлагается вопрос, требующий самостоятельного сопоставления ряда изученных фактов или явлений, и высказывания собственных суждений и выводов, или дается специальное задание для самостоятельного решения. В процессе такого эвристического поиска возникает и поддерживается устойчивое внимание.

Наиболее функциональной и распространенной является разделение проблемных ситуаций по характеру содержательной стороны противоречий на четыре типа, которые, по мнению М.И. Махмутова, являются общими для всех учебных предметов:

1. Недостаточность прежних знаний обучающихся для объяснения нового факта, прежних умений для решения новой задачи.

2. Необходимость использовать ранее усвоенные знания и (или) умения, навыки в принципиально новых практических условиях.

3. Наличие противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.

4. Наличие противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у обучающихся знаний для его теоретического обоснования.

Использование указанных классификаций помогает учителю избрать конкретные пути создания проблемных ситуаций на уроке. (Приложение 1)

Создание проблемных ситуаций требует не просто воспроизведения материала, а заставляет анализировать изученное, что способствует интеллектуальной активизации класса.

  1. Методы, приёмы создания проблемной ситуации

Учебную проблему можно поставить тремя методами:

1 метод. Побуждающий от проблемной ситуации диалог. (Чтобы задать проблему, трудность, помочь сформулировать учебную задачу через вопросы: «Что вас удивило?», «Что интересного увидели?», «В чем затруднение?», «Сколько в классе мнений?»)

2 метод. Подводящий к теме диалог. (Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока)

3 метод. Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Учебная проблема поставлена и начинается поиск решения к открытию новых знаний через гипотезы. Этот путь включает 2 шага:

Шаг 1. Выдвижение гипотезы. Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение. На шаге выдвижения гипотез классу подается реплика: «Какие есть предположения, догадки?»

Шаг 2. Проверка гипотезы. Здесь может быть проведен устный диалог, осуществляющийся репликой: «Согласны с предположением? Почему?» Общее побуждение подается в виде фразы: «Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать?». Подсказка учителя подводит учащихся к выработке конкретного плана действий. Одновременный вариант выдвижения гипотез можно организовать фронтально и в групповой работе.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, так как требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

1. Создания проблемной ситуации;

2. Побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3. Побуждения к формулированию учебной проблемы;

4. Принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Принятие ученических формулировок учебной проблемы. Если строится проблемный урок, то тема заранее неизвестна. При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»).

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации

Представляет собой отдельные вопросы учителя, содержащие противоречие. Существует несколько приѐмов формулировки вопросов:

1. Добиться осознания противоречивости двух фактов можно репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?». Если же классу предъявлялись не факты, а противоположные научные теории или точки зрения, диалог строится иначе: «Почему вы удивились? Сколько существует теорий (точек зрения)?».

2. Если возник разброс мнений, уместно спросить: «Сколько же в нашем классе разных мнений?»

3. Развести различные представления учеников можно репликой: «Вы что предполагали? А что получается на самом деле?».

При осознании нерешаемой ситуации стимулируется фразами: «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?» или «Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похожее на предыдущее?».

Если проблема легко решается, спрашиваете так: «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?»

Побуждение к формулированию учебной проблемы

Поскольку учебная проблема существует в двух формах «удивления и затруднения», то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?»

Предлагаем проследить этапы метода «побуждающий от проблемной ситуации диалог» на примерах. (Приложение 2)

Подводящий к теме диалог - ряд посильных вопросов, подводящих к теме урока. Это можно проследить на следующих примерах. (Приложение 3)

Сообщение темы урока с мотивирующим приемом

К учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее нужно придумать. К тому же современный урок не предусматривает сообщение темы урока в готовом виде, так как было раньше в традиционном уроке. Существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».

Мотивирующие приемы это -

«Яркое пятно». Суть приема в сообщении темы урока через интересный интригующий материл: притчи, сказки, легенды, отрывки из художественной литературы и т.д.

«Актуальность» - обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.

Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.

Новые образовательные стандарты введены не только в образовательных учреждениях, но и в детских садах. Выпускник дошкольного образовательного учреждения должен иметь определенные навыки:

  • решать личностные и интеллектуальные задачи, соответствующие его возрасту;
  • использовать полученные знания для постановки новых задач, их решения.

Ситуаций предполагает обучение, основой которого является получение знаний путем решения практических и теоретических задач. Педагог детского сада, применяющий подобную методику, развивает у своих воспитанников умение самостоятельно ставить цель, искать пути ее достижения, анализировать полученный результат. Проанализируем различные приемы создания проблемной ситуации, с помощью которых дошкольники учатся самостоятельно искать информацию, использовать знания в обычной жизни.

Какова цель проблемного обучения

Решение проблемных ситуаций способствует формированию творческих способностей школьников, развивает их самостоятельность. Важно понимать, что подобное обучение предполагает установление тесной взаимосвязи между взрослым и детьми. Создание проблемной ситуации - задач воспитателя. Он должен пройти вместе с ребятами сложную цепочку, началом которой будет простое наблюдение, а результатом - активное участие в решении проблемы. Благодаря новым знаниям, получаемым в ходе такой совместной работы, ребенок узнает новые характеристики изучаемого объекта, учится ставить вопросы, искать на них ответы.

Особенности проблемного обучения

В России происходят серьезное реформирование образования, возникают новые методы и формы обучения дошкольников. В стране создаются дошкольные учреждения новых типов, направленные на формирование нравственности, интеллектуальных способностей детей Существенное внимание уделяется в дошкольном образовании именно поэтапному формированию умственных действий, умений решать проблемные ситуации, задачи, поставленные педагогом.

Актуальность обучения

Подобное обучение отличается от традиционной подготовки дошкольников познавательной активностью. Дошкольники получают навыки самообразования, самообучения, которые им пригодятся в школьной жизни. Качественный анализ проблемной ситуации - способ получения нового жизненного опыта.

История возникновения проблемной технологии

История применения проблемного обучения уходит корнями в глубокое прошлое. В трудах И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо предлагались «активные методы обучения». Проблемная ситуация - это способ приобретения нового опыта, стимулирование собственной деятельности детей. В начале 20 века американский педагог Дж. Дьюи разработал концепцию проблемного обучения. Он предлагал традиционный вариант обучения дошкольников и младших школьников заменить самостоятельным учением посредством решения различных практических задач. В результате многочисленных экспериментов, проведенных Дьюи, он убедился в том, что проблемные ситуации для дошкольников дают гораздо больше возможностей, чем вербальное (книжное, словесное) обучение, связанное с простым запоминанием материала. Именно Дьюи современная педагогика обязана появлением концепции «полного акта мышления». Активное обучение, предложенное в начале прошлого века, в России «прижилось» только с введением новых образовательных стандартов.

Примеры проблемных ситуаций для дошкольников

Приведем пример проблемной ситуации для дошкольников. Детям предлагаются кубики разной формы и размеров, из которых они должны построить дом. Получив задание, дети сначала должны продумать план своих действий, подобрать кубики по форме, размерам, чтобы конструкция дома получилась устойчивой. Если дети упустят данные моменты, они не смогут справиться с той задачей, которую перед ними поставил воспитатель. Во время совместной деятельности дети учатся общаться, формируется чувство коллективизма.

Суть проблемного обучения дошкольников

Подобное обучение имеет разновидности, в зависимости от того, как именно поставлена педагогом проблема. Проблемная ситуация направлена на персонализацию знаний, творческое развитие дошкольников. В детских садах широко развиты ролевые игры, которые подразумевают именно проблемное обучение. Примеряя на себя профессию доктора, ребенок учится общению с «пациентами». Такой опыт поможет ему в выборе будущей профессии, станет прекрасным стимулом для получения новых знаний. Находясь в дошкольном образовательном учреждении, ребенок учится преодолевать интеллектуальные затруднения, для него проблемная ситуация - это отличная возможность проявить себя. Именно проблема побуждает дошкольника к мышлению, учит его выбирать из большого объема информации только ту, которая ему потребуется для выхода из сложившейся ситуации. Противоречия, которые присущи данной методике, будут основным механизмом для активизации познавательной деятельности будущих первоклассников.

Любая проблемная ситуация - это непривычная для ребенка обстановка. Поиск оптимального зависит от творческого потенциала воспитателя. Проблемное обучение предполагает организацию через игру творческой и исследовательской деятельности дошкольников. Применяя разнообразные приемы формирования познавательной активности у своих воспитанников, педагог воздействует в первую очередь на эмоционально-волевую сферу детей. Воспитатель заботится о том, чтобы при получении новых знаний дети испытывали ощущение удовлетворения, удовольствия, радости. Созданная воспитателем проблемная ситуация - это возможность вызвать у детей чувство восхищения, неумения, удивления.

Самостоятельность дошкольника, гибкость, являются признаками умения и желания творить, сочинять, изобретать, придумывать новые образы.

Работая над проектом, ребенок получает от своей деятельности удовольствие, испытывает положительные эмоции. Только в таком случае можно будет говорить о полноценном развитии творческого потенциала дошкольника, формировании гармоничной личности.

Как создать проблемные ситуации

Противоречие является связующим звеном проблемного обучения, а потому важно правильно поставить перед ребенком вопрос. Чаще всего вопросы, абсолютно разные по структуре, задают сами дети: «Почему шуба не греет?»; «Почему растение пьет воду, а она из него не вытекает?»; «Почему у домашней курицы есть крылья, но она не улетает?»; «Почему земля круглая?» Те проблемы, которые выдвигают дети, воспитатель записывает или запоминает, а на занятиях адресует их всей группе. Воспитатель должен направлять детей на поиск ответа на вопрос, уделить внимание именно противоречию, чтобы в сознании ребенка зафиксировалось правильное решение. Педагог преднамеренно формулирует противоречия между научными фактами, которые известны ребенку, и жизненными ситуациями.

Примеры исследований

Изучая свойства воды, дети узнают о том, что на 80 процентов человек и животные состоят из воды. Для создания проблемной ситуации воспитатель спрашивает: «Почему наше тело не жидкое, ведь в нас так много воды?» Вместе с педагогом ребята ищут ответ и приходят к выводу, что вода - внутри организма, поэтому и не вытекает из человека. Воспитатель в ходе поиска ответа на поставленный вопрос выслушивает все доводы детей, поощряет их за активность, попытку проявить свои знания. После того как все ребята предложат свои ответы, совместно выбирается общее решение.

Для поиска правильного ответа можно провести и эксперимент. Дети вместе с педагогом (или родителями) натирают морковку, свеклу, картофель, выжимают сок, затем сравнивают объем полученной жидкости. Небольшое исследование, проведенное будущими научными работниками, станет для детей настоящим открытием. Создав проблемную ситуацию, воспитатель вынуждает своих подопечных получать знания, развиваться, самосовершенствоваться.

Необычные открытки

Проблемную ситуацию можно создать и на занятиях по физической культуре. Занятие «Поздравительные открытки для Пятачка» можно проводить в игровой форме. Воспитатель обращается к детям с просьбой помочь подобрать для Пятачка подарок. В мультфильме про Винни-Пуха идет речь о подарке для ослика, поэтому вопрос о том, что подарить Пятачку, сначала кажется детям странным. Ребята предлагают разные предметы, которые бы можно было подарить Пятачку. Обычную гимнастику можно превратить в увлекательную мастерскую, в которой каждый ребенок будет занят изготовлением необычной открытки для героя мультфильма. Нужно не просто придумать открытку, но и найти для нее все детали. Для начала ребята заполняют свои волшебные шкатулки (ящики для работы). В каждый раздел ящика складываются определённые детали: кружочки, цветы, листочки. Вместе с воспитателем дети произносят волшебное заклинание, слова которого придумывает сам педагог. И только после такого необычного ритуала ребята приступают к созданию поздравительных открыток для сказочного Пятачка. Каждый ребенок получает в конце работы свою индивидуальную открытку, готовые изделия можно вывесить на специальном стенде.

Значимость проблемного обучения

Любая проблемная ситуация, предложенная педагогом, окрыляет дошкольников, помогает пробуждать и формировать познавательную активность, развивать творческий потенциал. Гипотеза, которую выдвигает воспитатель в начале занятия, также является вариантом проблемного обучения.

Заключение

При знакомстве детей с окружающим миром проблемное обучение является приоритетным. При необходимости решать определенную задачу ребенок концентрирует свое внимание, память, развивается, он гораздо быстрее адаптируется к повседневной жизни. При самостоятельной формулировке гипотезы дошкольники учатся ставить цели занятия, искать варианты и формы исследований. При создании любых проблемных ситуаций взрослые намеренно побуждают детей выдвигать гипотезы, учат их формулировать выводы. Ребенок не боится ошибиться, ведь он уверен в том, что его инициатива не будет наказана, а, напротив, каждое высказывание ребенка обязательно будет поощрено воспитателем.

Решать самостоятельно проблемы, не опасаясь ошибок, - это и есть конечная задача проблемного дошкольного образования. Современная образовательаня реформа в нашей стране претерпевает серьезные изменения, и введение новых федеральных образовательных стандартов в первую очередь связано именно с реализацией в дошкольных учреждениях проблемного метода обучения. Есть и первые положительные результаты подобного реформирования, подтверждающие важность и своевременность ФГОС. Дети, умеющие планировать свою деятельность, подводить итоги работы, не будут испытывать особых проблем во время обучения в образовательных учреждениях.

На основании обобщения передового опыта можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций.

Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.

Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома и т.д. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему.

Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся на уроках по гуманитарным предметам.

Побуждения учащегося к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.

Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.

Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение. В этом случае, как сравнение выявляет особые свойства новых фактов, необъяснимые их признаки.

Ознакомление учащихся с фактами, несущими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы. Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний.

Организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создания проблемной ситуации (при отработке навыков, повторения пройденного т.п.). В этом случае следует использовать факты и данные наук (учебных предметов), имеющих связь с изучаемым материалом.

Варьирование задачи, переформулировка вопроса.

Правила создания проблемных ситуаций.

Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности.

Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.

Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.

Проблемными заданиями могут быть:

усвоение;

формулировка вопроса;

практические здания.

Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеупомянутых правил.

Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов.

Подготовленность ученика к проблемному учению определяется прежде всего его умением увидеть выдвинутую учителем (или возникшую в ходе урока) проблему, сформулировать ее, найти пути решения и решить эффективными приемами.

Всегда ли ученик сам выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть 4 выхода:

Учитель сам ставит и решет проблему;

Учитель сам ставит и решет проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения;

Учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя;

Учащиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи учителя (но, как правило, под его руководством).

На основе лингвистического определения: проблема - задача, подлежащая разрешению, исследованию. Какова же природа проблемы возникающей в процессе обучения? Многие учителя понятие «проблема» отождествляют с понятием «вопрос» и «задача», проблему в обучении смешивают с проблемой в общеупотребительном ее значении.

Учебная проблема не тождественна задаче. И в жизни, и в школе встречается много задач, решение которых требует лишь механической деятельности, не только не способствующей развитию самостоятельности мышления, но и тормозящей это развитие.

Учебная проблема - форма реализации принципа проблемности в обучении. Учебная проблема - явление субъективное и существует в сознании ученика в идеальной форме, в мысли, так же как любое суждение, пока оно не станет логически завершенным. Задача - явление объективное, для ученика она существует с самого начала в материальной форме, и превращается задача в субъективное явление лишь после ее восприятия и осознания.

Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и «неизвестное» (нужно найти «связь», «отношение» между известным и неизвестным). В условиях задачи обязательно содержатся такие элементы, как «данное» и «требования».

Учебная проблема - форма проявления логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию (объяснению) сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа действия.

Основные функции учебной проблемы:

Определение направления умственного поиска, то есть деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы.

Формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний.

К выдвигаемой проблеме нужно предъявить несколько требований. Если хоть одно из них не выполнить, проблемная ситуация не будет создана.

Проблема должна быть доступной пониманию учащихся. Если до учащихся не дошел смысл задачи, дальнейшая работа над ней бесполезна. Следовательно, проблема должна быть сформулирована в известных учащимся терминах, чтобы все или, по крайней мере, большинство учеников уяснили сущность поставленной проблемы и средства для ее решения.

Вторым требованием является посильность выдвигаемой проблемы. Если выдвинутую проблему большинство учащихся не сможет решить, придется затратить слишком много времени или решать ее самому учителю; то и другое не даст должного эффекта.

Формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся. Конечно, главным в создании интереса является математическая сторона дела, но весьма существенно подобрать и надлежащее словесное оформление. Развлекательность формы нередко способствует успеху решения проблемы.

Немалую роль играет естественность постановки проблемы. Если учащихся специально предупредить, что будет решатся проблемная задача, это может не вызвать у них интереса при мысли, что предстоит переход к более трудному.

Знание учителем основных требований к учебной программе является одним из важнейших условий успешной постановки проблемы и организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Постановка учебной проблемы осуществляется в несколько этапов:

а) анализ проблемной ситуации;

б) осознание сущности затруднения - видение проблемы;

в) словесная формулировка проблемы.

Учебная проблема не является проблемой для учителя. Учитель ставит перед учениками проблемный вопрос или проблемную задачу. Такая постановка ведет к возникновению проблемной ситуации принятию учеником проблемы, сформулированной и поставленной учителем.

Процесс постановки учебной проблемы должен осуществляться с учетом основных логических и дидактических правил:

отделение (ограничение) известного от неизвестного,

локализация (ограничение) неизвестного,

определение возможных условий для успешного решения,

наличие в формулировке проблемы неопределенности.

Процесс решения учебной проблемы.

Решение учебной проблемы есть результат преодоления противоречий учебного процесса вообще и основного противоречия познавательной проблемы в частности, есть результат активного мыслительного процесса, при котором отбрасываются неверные гипотезы и выбираются правильные, обоснованные. Решение учащимися проблемы, пишет польский дидакт В. Оконь, имеет огромное преимущество перед простым заучиванием готовой информации. Преимущество заключается в том, что при решении проблемы учащийся активно мыслит. А это приводит не только к прочности и глубине знаний, приобретенных самостоятельно, но и к ценнейшему качеству ума - умению ориентироваться в любой ситуации и самостоятельно находить пути решения любой проблемы.

Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления

Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:

· Первая цель - сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.

· Вторая цель - достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.
Важно отметить еще одну из важных целей проблемного обучения - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся (Кудрявцев Т.В.).
Особенность проблемного обучения заключается в том, что оно стремится максимально использовать данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения (учения), познания, исследования и мышления. С этой точки зрения, процесс учения должен моделировать процесс продуктивного мышления, центральным звеном которого является возможность открытия, возможность творчества (Пономарев Я.А.).
Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.

В основе ее создания лежат следующие положения современной психологии:



· процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;

· проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;

· условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;

· закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.

Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия (Гурова Л.Л.).

Проблемная ситуация, в отличие от задачи, включает три главных компонента:

· необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия;

· неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации;

· возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного. Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации (Матюшкин А.М.).

Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном процессе:

1.Проблемная ситуация создается тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями).

2.Проблемные ситуации возникают при необходимости многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечить правильное решение предложенной проблемной задачи.

3.Проблемные ситуации возникают перед учащимися тогда, когда они сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на практике.

4.Проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования.

5.Проблемные ситуации при решении технических задач возникают тогда, когда между схематическим изображением и конструктивным оформлением технического устройства отсутствует прямое соответствие.

6.Проблемные ситуации создаются и тем, что существует объективно заложенное в принципиальных схемах противоречие между статическим характером самих изображений и необходимостью прочитать в них динамические процессы (Кудрявцев Т.В.).

Правила создания проблемных ситуаций. Для создания проблемной ситуации необходимо следующее:

· Перед учащимся должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого он должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия:

· Задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся;

· Неизвестное, которое нужно открыть, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия;

· Выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.

· Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.

· Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.

В качестве проблемных заданий могут служить: а) учебные задачи; б) вопросы; в) практические задания и т.п.
Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях.

Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты (Матюшкин А.М.)