Статьи о детских турнирах по шахматам. Все о шахматах. Почему я люблю играть в шахматы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Большевяземская гимназия

Юное поколение выбирает шахматы!

Не успел прозвенеть в школах первый звонок, как юные шахматисты Большевяземской гимназии провели матчевую встречу с шахматистами средней общеобразовательной школы № 16 города Одинцово.

Большевяземская гимназия приветливо распахнула двери для участвующих в турнире, встретив шестнадцать мальчиков и девочек, увлеченных игрой разума. На торжественной церемонии открытия выступила заместитель директора по учебно-воспитательной работе Антонова Наталья Владимировна. Она поздравила участников встречи, пожелала успехов и побед в предстоящей игре, зачитала телефонограмму директора ДЮСШ по бадминтону Леонтьева Владимира Ивановича, который является идейным вдохновителем шахматных турниров в Одинцовском районе.

Шахматные баталии развернули безразрядники, учащиеся 1-3 классов. На равных сражались воспитанники шахматного клуба Большевяземской гимназии и воспитанники Ахметзяновой Любови Александровны, учителя начальных классов СОШ № 16, воспитавшего не одно поколение прославленных шахматистов. Высокая техника, грамотная защита и продуманная угроза – вот отличительные черты этой встречи. Благодаря своим способностям и настойчивости в достижении цели, ребята добились высоких результатов. Семеро шахматистов получили четвертый разряд (Новосельцев Н., Ковальчук Д., Корсаков Н., Иванов А., Алиев М., Манцев Д., Пантюхин Р.), трое ребят стали лидерами встречи (Новосельцев Н., уч-ся 2-б класса Большевяземской гимназии стал победителем, Ковальчук Дима, уч-ся 2 класса СОШ №6 занял второе место, Корсаков Н., уч-ся 1-а класса Большевяземской гимназии занял третье место). Шахматный небосклон принял не только большие звезды, но и маленькие талантливые звездочки. Фомеченкова Лиза, уч-ся 1-а класса Большевяземской гимназии и Акберова Алсу, уч-ся 2 класса СОШ № 16 показали превосходную выдержку и стремление к победе.

По окончании матчевой встречи все получили сладкие призы, приготовленные главой администрации сельского поселения Большие Вяземы Белогуровым А.А., и грамоты районного уровня. Их вручала директор гимназии Петрова Анна Владимировна.

Техническую сторону ведения встречи обеспечивала учитель начальных классов Большевяземской гимназии Липодатенко Ольга Владимировна, судили соревнования Федонюк Владимир, уч-ся 9 класса школы города Краснознаменска и Антонов Владимир, уч-ся 3-а класса Большевяземской гимназии. Мальчики с достоинством справились с этой сложной задачей. Они показали высокий уровень судейства и своего шахматного мастерства. Их сердца бились в унисон с сердцами всех участников встречи, глаза блистали инициативной искоркой, излучая столько энергии и оптимизма, что с уверенностью можно сказать – шахматы займут достойное место в жизни учащихся наших школ.

Лапшанова С.В., директор МКОУ "СОШ № 13"

Шахматы - дополнительная нагрузка на ребенка или помощь в его развитии

Что такое шахматы и зачем каждому школьнику уметь в них играть?

В настоящее время в нашей стране начался настоящий бум дошкольного образования и обучение детей разным предметам, в том числе и шахматам . Само по себе такое образование подразумевает создание условий для максимального раскрытия потенциала ребенка, а также условий гармоничного развития личности – человека, который способен решать любые жизненные проблемы, опираясь на приобретенные знания, умения и навыки.

Немаловажной частью такого развития является то, что ребенок должен сам по себе видеть свой потенциал, верить в свои силы и учиться не только быть успешным, но и уметь стойко переживать и неудачи, стремясь преодолевать себя и добиваться успехов. Это значительно облегчает переход из детского сада в школу, помогает сохранить интерес к познанию в школе. Поэтому каждый родитель стремится развивать своего ребенка практически с пеленок. Помимо курсов, которые призваны подготовить ребёнка к школе, в моду вошли: музыка, обучение детей шахматам («что-то для души»), танцы, борьба, гимнастика («что-то для тела»)…

Приведу несколько высказываний педагогов о роли шахмат:

Из книги В.А. Сухомлинского "Сердце отдаю детям"

Ребёнку с плохой памятью трудно мыслить, соображать. Меня давно беспокоил вопрос, как укрепить, развить память детей, обогатить её понятиями, истинами и обобщениями, которые всегда могли бы быть использованы в качестве орудия мышления... В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам.

Из книги "Последние шахматные лекции Капабланки"

Шахматы - нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Это также средство дальнейшего упрочения общественных и духовных связей, сердечных отношений между народами. Я считаю, что шахматы следовало бы включить в школьные программы во всех странах.

Из статьи доктора педагогических наук, председателя комиссии "Шахматы - школе" Шахматной федерации СССР Б.С. Гершунского "Не конкурент, а союзник", 1986

В числе наиболее важных социальных функций шахмат, несомненно, и функция педагогическая. Доказательства тому сама жизнь, массовая практика широкого использования шахмат в советской школе, опыт шахматных педагогов и тренеров в зарубежных странах. Еще более повышает роль шахмат как одного из эффективных средств педагогической деятельности реформа общеобразовательной и профессиональной школы Она ориентирует учителей, преподавателей ПТУ и техникумов на поиск действенных методов формирования творческих качеств личности учащегося. То есть на развитие в нем познавательной активности и самостоятельности, способности принимать оптимальные решения в самых различных (в том числе и экстремальных) ситуациях, а это требует повышенного внимания, хорошей памяти, избирательности в оценке разнообразных факторов, высокой ответственности, культуры и дисциплины мыслительной деятельности. Вот чему способствуют систематические занятия шахматами... Их вклад во всестороннее развитие человека – независимо от возраста, профессии, шахматной квалификации – очевиден.

Из статьи кандидата психологических наук Н.Г.Алексеева "Шахматы и развитие мышления", 1990

В настоящее время все чаще встречаются сообщения о попытках ввести в обычные средние школы различного рода факультативные курсы по шахматам , в отдельных случаях пытаются – на уровне города, района, области или края – проводить шахматный всеобуч. Возможность его постепенного осуществления, на мой взгляд, обусловливается следующими двумя основными факторами: убедительным обоснованием действительной полезности шахмат и наличием кадров, специалистов, способных поднять такое большое дело.

В нашей сельской школе шахматы включены во внеурочную деятельность уже не первый год.

Что дают ребёнку шахматы (аргументы «за»)

    умение мыслить логически и стратегически;

    включение в работу сразу двух полушарий;

    усидчивость;

    хорошую память;

    способность к быстрой концентрации внимания;

    искусство «держать удар»;

    уравновешенность;

    ответственность за свои действия.

Есть ли минусы у занятий шахматами?

Шахматы считаются полезным занятием, но и здесь можно найти несколько минусов:

    малоподвижный образ жизни - мозги тренируются они и растут, мышцы отдыхают;

    склонность к депрессиям и негативному поведению при череде проигрышей, особенно, если у ребёнка есть к этому склонность;

    активное занятие шахматами отнимает много времени, его не хватает ни на уроки, ни на культурную жизнь (походы в театр, к примеру);

    частые турниры (они платные и по выходным);

    огромные эмоциональные нагрузки.

Шахматы в школах - примеры

Во времена СССР, в Молдавской ССР шахматы, в порядке эксперимента, были введены в школьную программу в качестве обязательного предмета. Это позволило вырастить несколько десятков шахматистов международного уровня.

Сейчас в Нью-Джерси (Нью-Йорк) шахматы введены в качестве общеобразовательного предмета во всех школах. Всё в соответствии с высказыванием Б. Франклина: «Как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами раскрывают умственные способности».

В Испании с 1995 года школы могут включать шахматы в список обязательных школьных предметов и уже более 2000 школ воспользовались этим правом.

В Армении уроки игры в шахматы - официальны во всех классах.

Шахматы в школах - цель

Шахматы в школе не ставят целью вырастить из всех учеников чемпионов. Они нужны, чтобы научить детей думать и рассуждать. Тому, что необходимо каждому человеку. Так, может быть, и пусть будут шахматы в школах? Кому-то они не понравятся, а кто-то откроет для себя массу возможностей. А потом возьмёт, да и реализует их!

Говоря о пользе шахмат, их часто сравнивают с тренажером для ума. Я бы их сравнил скорее с тренажерным залом, где есть много снарядов для разных групп мышц или даже со спортивным комплексом. Человеческая личность - это очень сложная система и для ее полноценного развития требуется либо много разных «тренажеров», либо один очень многофункциональный, комплексный.

Шахматы как раз являются таковыми, и я хочу далее раскрыть эту мысль. На начальной стадии обучения (ходы фигур, базовые правила) они дисциплинируют ученика, требуют от него усидчивости, терпения, учат концентрироваться и удерживать много объектов в поле внимания. Затем при первых учебных примерах и задачах шахматы показывают, что важно замечать все происходящее на каждой из 64 клеток шахматной доски, при этом видя ситуацию в целом, как бы с высоты. Как говорится: «за деревьями видеть лес», и при этом замечая каждое дерево (фигуру).

По мере обучения требования к дисциплине, сосредоточенности продолжают расти, способности ученика развиваются, это может уже отражаться и в обычной жизни – человек более внимателен, спокоен, рассудителен. Когда базовые понятия изучены и начинаются первые партии с противником, то открывается новый слой многогранного бриллианта шахмат – спортивный: желание одержать верх в поединке, показать себя с лучшей стороны, избежать неприятного поражения.

Тут уже параллельно начинается тренировка характера, т.н. бойцовских качеств, спортивного самолюбия в хорошем смысле, умения достойно держать «удар» из-за неизбежных вначале неудач, не терять мотивацию.

Т акже во время партии у шахматиста начинает развиваться воображение, фантазия, интуиция, которые необходимы для получения преимущества при игре с примерно равным противником.

Без этого партии бывают скучны, шаблонны и заканчиваются вничью. Побеждает же зачастую тот, кто раньше найдет нестандартную удачную идею или несколько идей и грамотно осуществит это на доске.

Шахматист-спортсмен учится чувствовать уровень и настрой противника, тонко учитывая их, старается предугадывать его ходы и планировать собственные действия. Это дает развитие интеллекта – функции комплексной оценки ситуаций и эффективного планирования действия.

Если шахматами занимается ребенок, то будут повышаться его способности по большинству предметов особенно по точным наукам, улучшится успеваемость и дисциплина (хотя важно при этом следить за достаточной физической активностью и биоритмом).

Например, все мое детство с 5 лет проходило под знаком шахмат. До 8 класса я был круглым отличником, затем в лицее с повышенным уровнем был твердым хорошистом, без проблем поступил в ВУЗ. При этом в детстве много играл в футбол и подвижные игры, гулял, плавал, поэтому отличался отличным здоровьем. Взрослому занятия шахматами также поможет в любой профессии, связанной с мыслительной либо управленческой деятельностью.

Пожилым людям эта величайшая из игр полезна для поддержания умственного уровня и как превосходное лекарство от скуки (вспомним хотя бы старика в санатории из «Жизнь взаймы» Э.М.Ремарка). Шахматы это единственный олимпийский вид спорта, не имеющий возрастных ограничений - можно играть хоть в 5 лет, хоть в 90.

Шахматы сравнивают часто с уменьшенной моделью поля военных действий (отсюда и суть названий фигур: боевые слоны, кавалерия на конях, ладьи-крепости, пешки-пехота). Но их вполне можно считать моделью жизни вообще, в которой всегда есть противоборство неких полярных сил, есть разные по своей значимости факторы-фигуры, есть ограничения во времени (ходы, контроль времени на партию) и в пространстве (доска, свободные поля).

И в шахматах, и в жизни для достижения успеха нужно уметь просчитывать ситуацию вперед, предугадывать события, правильно реагировать на них, отличать важное от второстепенного. Иногда нужно действовать быстро и решительно, иногда спокойно и сдержанно. Здесь есть и красивые, яркие, волнующие моменты, и много «обычных, серых» будней-ходов, которые также важны и необходимы.

Шахматы учат быть одновременно и тактиком, вникающим во все мелкие нюансы и детали, и стратегом, который мыслит глобально, долгосрочно. Можно сказать, что шахматы учат мудрости: умению прикладывать необходимое усилие в нужном месте и в правильный момент времени.

А чему в этой жизни можно научиться более важному, чем мудрость?..

Вам захотелось стать гроссмейстером по шахматам? Честно скажем, для достижения цели вам понадобится знать чуточку больше, чем приведённые ниже факты. Однако шахматы - это одна из самых известных стратегических игр на на нашей планете, их история насчитывает несколько столетий и чрезвычайна интересна сама по себе.

1.

Родиной шахмат считается Индия, эпоха государства Гуптов (около 1400 лет назад). Оттуда игра попала в Эраншахр (территория современных Ирана и Ирака), затем на Ближний Восток, в Европу и Россию.

Возможно, так выглядели первые шахматные партии

2.

Первый ход пешки на две клетки вместо одной был придуман в Испании в 1280 году.

Исключительное право пешки на первый ход

3.

Китайский император Суй Вэнь-ди однажды казнил двух заморских шахматистов, услышав, как они называли одну из фигур императором. Ярость Суй Вэнь-ди вызвало упоминание высокого титула правителя Поднебесной в простой игре.

Император Суй Вэнь-ди, по-видимому, не одобрял шахматы

4.

Первое упоминание шахмат в Америке относится к 1641 году и связано с городом Эстер Синглтон, где в то время жили голландские поселенцы. А первый шахматный турнир в США состоялся в Нью-Йорке в 1857 году.

Литографии участников первого шахматного турнира в США

5.

Самый долгий по времени ход принадлежит бразильцу Франсиско Троису: на его обдумывание шахматист потратил два часа и двадцать минут.

Больше двух часов понадобилось бразильскому шахматисту на обдумывание хода (на фото в чёрном жилете)

6.

Первая партия «Космос - Земля» состоялась 9 июня 1970 года. Её сыграли экипаж космического корабля Союз-9 и представители центра подготовки космонавтов на Земле. Игра закончилась вничью.

Матч космонавтов с Землей закончился вничью

7.

Первоначально ферзь мог двигаться только на одну клетку по диагонали, затем на две. Так продолжалось до тех пор, пока королева Изабелла Испанская не приказала сделать ферзя (а в Европе его называют королевой) самой сильной фигурой на доске.

Из самой слабой фигуры ферзь стал самой сильной

8.

Самая старая из записанных шахматных партий относится к 900 году – это была игра между багдадским летописцем и его учеником.

Иллюстрация к старейшей из шахматных партий

9.

Легендарный учёный Алан Тьюринг написал первую в мире компьютерную программу для игры в шахматы в 1951 году. Так как в то время не было машины, способной обработать эту программу, для тестовой игры Тьюрингу пришлось самому выполнять алгоритмические вычисления, делая в несколько минут один ход.

Тьюринг интересовался и шахматами

10.

«Deep Blue» стала первой программой, проигравшей гроссмейстеру в ноябре 1988 года. Однако девять лет спустя она же выиграл две партии в матче с Гарри Каспаровым в 1997 году и стал также первой машиной, теперь уже обыгравшей человека.

Компьютер научился играть в шахматы не хуже человека

11.

Самый старый из сохранившихся наборов шахмат был найден на острове Льюис в Северной Шотландии. Он датируется XII веком нашей эры, и предположительно создан в Исландии или Норвегии. Его оригинальное исполение послужило образцом для волшебных шахматных фигур в фильме «Гарри Поттер и философский камень».

Самый старый шахматный набор сыграл свою роль в кино о Гарри Поттере

12.

Эммануэль Ласкер оставался чемпионом мира по шахматам дольше всех в истории: 26 лет и 337 дней, с 1894 по 1921 годы.

Эммануэль Ласкер много лет оставался непобедимым

13.

Второй книгой, напечатанной на английском языке вслед за рассказами о Троянской войне, стал труд о шахматах.

Иллюстрация к одной из первых печатных книг по шахматам

14.

В 1561 году испанский священник Руи Лопес де Сегура написал книгу «Об изобретательности и искусстве игры в шахматы», которая стала первым серьезным изучением этой игры. С именем Руи Лопеса связано создание испанского дебюта, так как наибольшее внимание в своем труде Лопес уделял именно началу игры.

Первый теоретический труд о шахматах составил Руи Лопес де Сегура

15.

Шахматы часто приводятся врачами в пример эффективного средства улучшения памяти. Также эта игра тренирует ум путём решения сложных логических задач, поэтому она рекомендуется для борьбы с болезнью Альцгеймера.

По мнению врачей, шахматы улучшают память и тренируют ум

16.

Название «шахматы» происходит от персидских слов «шах» и «мат», которые часто переводятся как «король умер», хотя более точным эквивалентом было бы выражение «король в ловушке» или «королю не убежать».

Королю не убежать!

17.

В 1972 году во время матча Фишер-Спасский в Рейкъявике советская делегация подозревала претендента Фишера в использовании различных электронных и химических устройств для того, чтобы вывести чемпиона мира из равновесия. Стул Спасского охранялся круглосуточно, а после игр был отправлен в лабораторию, но ничего необычного в нем найдено не было.

Психологическое давление Роберта Фишера на Бориса Спасского так и не было установлено

18.

Филлипинский мальчик Алехин Нури стал самым молодым мастером ФИДЕ в мире. Сейчас ему 9 лет.

Самому юному мастеру ФИДЕ 9 лет

19.

В английском языке слово rooky, обозначающее выдающего шахматиста, происходит от «rook» - ладья. Как правило, ладьи вступают в игру ближе к эндшпилю и вместе с ферзем являются самыми сильными фигурами.

Сильный шахматист подобен ладье

20.

Складная шахматная доска была изобретена в 1125 году священником-шахматистом. Церковь запрещала священникам играть в шахматы, поэтому изобретательный пастор просто складывал доску пополам, чтобы она казалась похожей на лежащие друг на друге книги.

Изобретательный священник нашёл способ обойти запрет на шахматы

21.

Шахматные часы были изобретены Томасом Уилсоном в 1883 году, до этого времени использовались песочные часы. Современный вид шахматные часы приобрели к 1900 году, когда был придуман механизм переключения.

Без часов невозможно проведение шахматного турнира

22.

В 1985 году Гарри Каспаров стал самым молодым чемпионом мира по шахматам в возрасте 22 лет и 210 дней. До сих пор тринадцатый чемпион мира признаётся многими экспертами величайшим шахматистом в истории.

Гарри Каспаров стал самым молодым чемпионом мира

23.

Самый продолжительный по количеству ходов матч был сыгран между шахматистами Николичем и Арсовичем в Белграде в 1989 году. Партия продолжалась 20 часов 15 минут и завершилась ничьей. За игру было сделано 269 ходов. После этого матча ФИДЕ ввела правило 50 ходов: если за 100 ходов ни одна фигура не была взята, игроки не имеют права более затягивать игру и объявляется ничья.

Самый долгий матч в истории шахмат закончился ничьей

24.

Однако теоретически в самой длинной шахматной партии может быть 5 949 ходов.

В шахматной партии возможно сделать более пяти тысяч ходов

25.

Число возможных уникальных шахматных партий больше числа электронов во всей вселенной. Количество мельчайших частиц материи составляет около 10 в 79 степени, в то время как число неповторяющихся шахматных комбинаций более 10 в 120 степени.

Всевозможные партии в шахматах вряд ли когда-нибудь будут сыграны

Многие учёные не подвергают сомнению то, что шахматы оказывают крайне положительное воздействие на человека: развивают память, тренируют ум и не зря даже считаются спортом, а потому можно не сомневаться, что эта уникальная игра еще долгое время не уйдёт в историю.

   Всем хочется почитать что-нибудь интересное и завораживающие. Если же вы увлекаетесь такой игрой как шахматы, то данные статьи вам понравятся. У нас огромное количество различных шахматных историй, после прочтения которых вы не останетесь равнодушными. Сама шахматная жизнь разнообразна и насыщена великолепными случаями, которые грех не описать. Буквально на каждой страничке этой категории вы найдете замечательно написанную шахматную статью. Также здесь представлены случаи из жизни шахматистов, их биография и многое другое.
   – загадочный, таинственный, непредсказуемый мир. Он не оставит никого равнодушным. Попробовав, раз сыграть в шахматы, вы не забудете об этом никогда. Как же приятно сыграть шахматную партию, отдавшись ей до самого конца, не вспоминая о проблемах. Можно посмотреть партии всемирно известных шахматистов, получив не меньше удовольствия.
   На сайте более 1000 статей о шахматах , так что есть из чего выбрать. А вы знаете, что Алехин приносил в турнирный зал своего кота? Видели самую короткую или длинную партию в шахматы?. А если же вас интересуют более современные , то для этого есть специальный раздел.

Борис Грачев родился 27 марта 1986 года в Москве. Уже в 4 года он влюбился в шахматы. Играть научил его отец. Когда Борису было всего 10 лет он стал чемпион мира по шахматам среди мальчиков до 10 лет.

Александр Моисеенко родился 17 мая 1980 года в Североморске. Его семья переехала в Украину, когда ему было всего девять лет. В 1996 году, Александр выиграл чемпионат мира среди юношей до 16-ти, который проходил в Испании, тем самым подтвердив звание международного мастера.

Бронштейн: «Я познакомился с Фишером на межзональном турнире в Портороже. [Бобби Фишеру тогда было 15 лет и он был настроен решительно занять первое место на турнире претендентов, о чем резко высказывался в своих интервью]. Мы сидели там за одним столиком: Голомбек, я и Фишер. Завтракали, обедали, ужинали. И так целый месяц... Мне было интересно наблюдать за Фишером, но я долго не мог понять, почему этот мальчик так хорошо играет в шахматы. Бобби выглядел немного запуганным, с нами не общался, только здоровался.