У каких животных есть душа. Сошла ли Ангела Меркель с ума? Что ещё важно знать о душе животных


…У одной девочки, моей прихожанки, умерла любимая собака. Девочка много плакала, а через несколько дней во сне увидела свою собаку – здоровой и жизнерадостной. Самое интересное то, что от собаки исходило сияние. Как эта девочка потом мне сказала – «Я перестала плакать, потому что поняла, что моя собачка находится в лучшем мире». Как относиться к этому сну? Как к фантазии, или как к какому-то знаку от Бога?.. В любом случае он поднимает огромную и важную тему: Какова судьба животных? Прожить отведенный им, иногда весьма краткий срок, и кануть в небытие? Тогда зачем они вообще были созданы Богом? Чтобы развлекать людей, быть для человека игрушкой и пищей?

Об этом сегодня и поговорим. Но сначала мы должны усвоить одну важную вещь: Церковь никогда не пряталась от таких вопросов. Их ставили богословы и святые отцы всех времен. Другое дело, что наверняка решить эти вопросы мы не можем. Нам не открыто это! Лишь иногда Священное Писание и Предание деликатно касаются этой темы.

Итак, судьба животных, или более широко – вечная судьба природы… Какова она?

Напомню, что согласно православному богословию, наш нынешний мир находится в состоянии поврежденности, отпадения от Бога. Виной всему – Грехопадение прародителей. Если мы вспомним библейский рассказ об Адаме и Еве мы увидим, что в Эдеме, прекрасном райском саду, они жили в любви со всем живым творением. Так и было задумано Господом, чтобы и человек и все творение жили в любви и единстве друг с другом и с Ним, Творцом и любящим Отцом всяческих.

Грехопадение явилось катастрофой космического масштаба, и оно имеет последствия не только для человека, но и для всего мироздания. Повредился человек, повредился весь мир… «Падение человека было в то же время и падением природы, проклятие человека, стало проклятием природы. И с тех пор человек и природа, как два неразделимых близнеца, ослепленные одним и тем же мраком, омертвленные одной и той же смертью, нагруженные одним и тем же проклятием, рука об руку идут через историю по бесконечным беспутьям греха и зла; вместе спотыкаются, вместе падают, вместе и поднимаются, непрестанно стремясь к далекому концу своей печальной истории» (преп. Иустин Сербский).

В мир вошли смерть, злоба, взаимное уничтожение. Духовной задачей человека стало вернуть утерянный Рай! Возможно ли это? В большей или меньшей степени многие ветхозаветные герои духа (да и язычники, вспомним хотя бы праведного язычника Иова) старались жить по-Божьи . Пророки укрепляли людей, говорили, что в рамках этого мира подлинное богообщение и не достижимо. Оно возможно лишь тогда, когда на землю придет посланник Божий, Его Сын.

И вот тогда наступит время примирения всего творения с Богом. Правда, произойдет это за горизонтом здешнего бытия, после преображения мира. Тогда наступит Царство Небесное, в которое войдут не только люди, но и животные. И в этой вечности, как некогда, при начале бытия, в Раю, человек и животные будут жить в мире и дружественном общении. «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому». И далее: «И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на святой горе Моей…» ( гл.).

И действительно, новым этапом, или вернее эрой в судьбе человека и мира стало пришествие в наш мир Сына Божия – Иисуса Христа. Христос примиряет мироздание и человека с Богом. И вносит в начертанную ветхозаветными пророками картину некоторые коррективы. Да, преображение мира нами еще только ожидается, оно в будущем, но уже сегодня всякий желающий может задышать его воздухом, ощутить его аромат…

Однажды, когда Иисуса спросили, когда придет Царствие Божие, Он ответил: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (). Это значит, что Царство Божие начинает проявляться уже в этом мире, среди нас, людей века сего, - внутри нас! Когда мы видим чудеса, происходящие по молитвам подвижников веры, как мы называем их – святых людей, когда мы видим, как законы мироздания как бы смиренно уступают некоей высшей воле и силе, что это, как не обнаружение в нашем мире каких-то иных законов?.. Законов Царствия Божия…

Знакомство с жизнью святых людей показывает нам, что ветхозаветные пророчества о дружбе животных и людей уже как бы осуществляются. Всем известны рассказы о дружбе преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима Саровского с дикими зверями – медведями. О преп. Германе Аляскинском читаем у его биографа и очевидца его духовных подвигов: «Около его келий жили горностаи. Эти зверьки отличаются своей пугливостью. Но они прибегали к преподобному Герману и ели из его рук. Видели, как преподобный Герман кормил медведя». Тоже известно и о древних отцах пустынниках, к которым приходили за помощью и которых охраняли дикие звери.

Почему это происходит? Можно предположить, что благодать Божия, действующая через подвижника, ощущается зверями. И нам, людям, хорошо быть рядом со святым, и животные чувствуют, что этот человек принадлежит тому миру (Царству Небесному), в котором нет вражды и взаимоуничтожения. В известной дореволюционной книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» описывается случай с намоленными четками старца. Отмахнувшись этими четками от разъяренного волка, странник спасся от растерзания хищным диким зверем. Чудесному происшествию книга дает такое объяснение: «Когда первосозданный человек Адам был в невинном святом состоянии, тогда все животные и звери были ему в покорении, они со страхом подходили к нему, и он нарицал им имена. Старец, чьи сии четки, был свят: а что значит святость? Не что иное, как через подвиги возвращение невинного состояния первого человека в грешном человеке. Когда освящается душа, освящается и тело. Четки всегда бывали в руках освященного; следственно, чрез прикосновение к ним рук и испарений его, привита к ним святая сила, - сила невинного состояния первого человека».

Замечательный современный русский мыслитель Татьяна Горичева, автор книги «Святые животные» пишет: «Животные не только “стенают и мучатся” вместе с человеком. Не только ждут усыновления и искупления… они уже способны, вслед за святыми и мучениками проникнуть в новый эон, войти в Церковь, дерзнем сказать - обожиться. В житии св. Великомученика и целителя Пантелеймона рассказывается, что дикие звери не хотели нападать на юношу. Тогда были убиты и они. Их трупы были брошены на съедение птицам. Но птицы до них не дотронулись. Трупы животных долгое время лежали на солнце и оставались нетленными. Итак, мы имеем дело с мощами животных».

Очевидно, - животные чувствуют духовную атмосферу Рая…

Сложнее тема вечной судьбы животных. Бессмертны ли их души (а у животных есть душа, как набор психических свойств)? Может быть, свидетельство ветхозаветных пророков понимать как поэтическую аллегорию?..

Апостол Павел пишет об этом конкретно: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» ().

Откровение сынов Божиих – это время прославления человека в Царствии Божием. Значит, по мысли ап. Павла, тварь ждет этого времени? И ждет в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы . Частное мнение ап. Павла? Едва ли. То же читаем и у многих святых отцов. Так, толкуя слова ап. Павла - сама тварь освобождена будет… св. Иоанн Златоуст говорит: «Что значит сама ? Не ты один [человек], но и то, что ниже тебя, что не имеет ни разума, ни чувств – и то будет с тобою участвовать в благах. Освобождена будет , - говорит апостол, - от рабства тлению , то есть не будет уже тленною, но делается соответственною благообразию твоего тела. Как тварь соделалась тленною, когда твое тело стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственной ему».

А вот что об этом говорит св. Симеон Новый Богослов: «Все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели больше повиноваться ему, преступнику. Но Бог… сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему, и сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтобы когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и духовною».

О грядущем преображении твари вдохновенно пишет в своем учебнике «Догматика Православной Церкви» преп. Иустин Сербский: «Богочеловеческая истина о преображении природы непрестанно живет в Богочеловеческом теле Православной Церкви Христовой и будет жить вовеки… Воскресение мертвых будет концом смерти не только для людей, но и для видимой природы, которая подверглась смерти и тлению по грехолюбивой воле своего надменного господина – человека… Восстановлением человека в изначальном состоянии Господь и природу вернет в ее изначальное безгрешное состояние. Тогда не только христолюбивые люди древнею добротою возобразятся, но и вся природа…»

Каким образом это произойдет? А вот это нам не открыто. То, что живое творение каким-то образом войдет в вечность, приобщится грядущим благам вечного и блаженного бытия – истинная вера Православной Церкви. Как это будет? – мы не знаем.

Некоторые мыслители высказывали на этот счет свое мнение, но будем помнить, что это всего лишь частное богословское мнение, хотя и уважаемого лица.

Некоторые говорили, что войдут в вечность лишь те животные, которые общались с человеком. Через общение с бессмертной человеческой душой и животная душа прикоснулась к вечности, восприняла в себя благодатные силы, которые не дадут ей исчезнуть со смертью тела, а позволят жить в ином мире…

Иначе считал, например, святитель Феофан Затворник. Он писал, что возможно, Бог сотворил некую «мировую душу». В эту-то душу и вливаются после смерти души всех живых существ, кроме человека. «Есть градация душ: «некая химическая душа», и выше - растительная, затем - животная. Все эти души, низшие духа, в свой черед «погружаются в душу мира», растворяются в своем первичном субстрате. "А душа человека не может туда погрузиться, но духом увлекается горé, - это по смерти"» Духовные чада известного подвижника, исповедника и прозорливого старца архимандрита Бориса (Холчева) рассказывали, что он придерживался такого же мнения: «Не раз задавался вопрос о душе собак, что будет с ними после их смерти. Отец Борис говорил, что их души сольются с душой "мировой собаки"».

Есть и иные, менее известные теории, но все это лишь теории. Как и что будет на самом деле – знает лишь Бог. А мы и вся природа, предадимся Ему, - Отцу и Спасителю, с любовью и доверием.

Есть ли у них душа и куда они попадают после смерти? Что говорит об этом Библия и святые отцы? Кто из животных равен человеку? И почему нужно любить «братьев наших меньших»? Разбираемся вместе с диаконом Ильей Кокиным в его новой книге .

По мысли святого Максима Исповедника, человек должен был превратить весь мир в один большой райский сад. Вот еще одно важное противопоставление - человек и мир природы.

Кто мы друг другу? Стоит ли человек особняком по отношению к другим обитателям земли, или между нами и животными гораздо больше общего, чем мы привыкли думать? Вы спросите, как это связано с темой любви? Все просто: если животные, растения и все прочее на земле - это лишь вещи, умеющие ходить, мурлыкать, распускаться красивыми цветами, но все же вещи, то тогда их не нужно любить, ими можно пользоваться.

В таком случае мы не «твари дрожащие, мы право имеем». Но если у всего этого есть душа и чувства, тогда окружающий мир достоин нашей любви.

Конечно, поначалу люди не считали себя какими-то особенными, наоборот, человек ощущал свою глубокую родственную связь с окружающим миром, отдельные животные и растения почитались как тотемические предки человека. Более того, на раннем этапе истории наблюдается религиозное поклонение животным, их буквально нечеловеческой силе.

Но вот наступает так называемое «осевое время» (VIII–II вв. до Р. Х.), на земле нарождается философия. Физическая сила, в которой человек явно уступает многим животным, перестает почитаться, в цене резко поднимается разум. Все, что ассоциируется с животным миром, начинает восприниматься как нечто грубое и низменное. Потом еще проходят века, и среди ученых все больше становится тех, кто верит, что человек не какое-то «особое творение Божие», а всего лишь потомок обезьян.

Впрочем, любая гипотеза должна подкрепляться экспериментально. И вот в начале ХХ века возникла идея научить обезьян человеческой речи. С точки зрения эволюционистов, затея вполне разумная - немного подтянуть предпоследнюю ступень эволюции к последней. Однако эти попытки потерпели неудачу, речевой аппарат обезьян оказался не приспособленным к членораздельной речи. Но ученые не сдавались, и в 60-е американским антропологам Аллену и Беатрис Гарднер пришла в голову потрясающая мысль - научить обезьян языку жестов (в дальнейшем подобные эксперименты проходили в разных странах мира). И вот здесь ученых ждал настоящий успех - обезьяны осваивали человеческую речь

Первой такой обезьяной стала шимпанзе Уошо, за свою жизнь она усвоила около 350 слов, а с таким словарным запасом вполне уже можно общаться, что, собственно, и наблюдалось. В тех случаях, когда в эксперименте участвовала группа обезьян, ученые с удивлением наблюдали, что они общаются между собой на языке жестов и сами обучают этому языку своих детей.

Но и это еще не все. Некоторые обезьяны показывали результаты, которых ученые от них никак не ожидали, - они придумывали новые слова, то есть обнаружили способность к творчеству. Например, та же Уошо сама придумала жест, обозначающий слово «прятать», а шимпанзе Люси придумала несколько слов, комбинируя уже известные ей слова. Так, для обозначения арбуза она соединила вместе два слова: «пить» и «фрукт» (получилось «пить-фрукт»), а цитрусовые она стала называть «запах-фрукт».

Самым же удивительным было то, что в некоторых случаях обезьяны демонстрировали способность к абстрактному мышлению, а эта способность появляется у человека лишь к подростковому возрасту.

Все та же Уошо однажды обиделась на смотрителя, она просила у него воды, но смотритель не стал исполнять просьбу обезьяны (ох уж этот человеческий снобизм!). Тогда Уошо назвала его «Грязный Джек». Что тут удивительного? А то, что прежде обезьяна знала лишь буквальное значение этого слова - «испачканный», но она каким-то образом поняла (?!), что этим словом можно обидеть человека. Что она и сделала.

Еще более впечатляющих результатов достигла американская горилла по кличке Коко. Ученые утверждают, что она знала более 1000 слов и понимает около 2000. Эта обезьяна удивила ученых своим чувством юмора. Однажды Коко заявила, что она «хорошая птичка» и умеет летать, а потом призналась, что это была шутка. Горилла оказалась более изобретательной и в обзывательствах. Когда горилла Майкл оторвал ногу у ее тряпичной куклы, он тут же узнал о себе от Коко, что он «грязный плохой туалет».



Конечно же, все эти примеры не лишают человека звания «Самого умного», ведь обезьяны никогда не напишут стихов и не изобретут новый вид транспорта. Да, мы по-прежнему самые умные, но все-таки не единственные разумные существа на земле. Граница между нами и животными оказалась намного тоньше, чем мы думали.

А что обо всем этом говорит Библия? Справедливости ради скажем, что человек в Библии превознесен над прочими созданиями. Единственный, о ком Писание говорит как об образе Божием, - это человек. Да, Адам не нашел среди животных никого равного себе, хотя бы просто кого-нибудь, с кем можно было бы поговорить (Адам не догадался поговорить с обезьянами на языке жестов). Нередко христианские авторы, вслед за античными философами, отказывали животным не только в разуме, но и вообще в наличии души. Отсюда установка подавлять и даже «умерщвлять» в себе все животное, неразумное.



Наша цель не убить в себе животное, а приручить его, раскрыть его потенциал. Если покопаться в христианской литературе, можно найти одно стройное объяснение природы наших взаимоотношений с окружающим миром. Честно говоря, святых не очень интересовал этот вопрос. Они много рассуждали о Боге, еще больше - о человеке, но не так уж много о мире, который сотворил Бог и в котором обитает человек. Так вот одним из таких немногих исключений является рассуждение святого Феофана Затворника - примечательно, что пишет он об этом не в одной из своих книг, а в частном письме.

Святитель предлагает своему собеседнику учение о мировой душе. Весь мир одушевлен, утверждает святой. Душа есть у человека и у животных (животная душа), душа есть у растений (растительная душа), даже у камней есть душа (химическая душа). Ведь кажется, что камень - это кусок мертвой материи, но это вовсе не так, если проникнуть в его природу, выяснится, что в нем осуществляются миллионы, миллиарды атомных взаимодействий - там жизни больше, чем в метро в час пик!

Так вот, возьмем, к примеру, какую-нибудь гориллу. По рассуждению святителя Феофана, души всех горилл восходят к общей душе (и после смерти возвращаются туда), а родовые души горилл, макак, шимпанзе и прочих восходят к общей обезьяньей душе и так все выше и выше, а венец всей этой конструкции, собственно, мировая душа. Это значит, что нас соединяют с окружающим миром миллионы невидимых нитей, мы не можем противопоставлять себя миру животных, растений и даже камней, потому что мы - одно целое.

Человек должен относиться к миру не как к чему-то внешнему, чужеродному, а как рыба относится к воде или водорослям в своем аквариуме - это среда нашего обитания, она неотрывна от нас, она пронизывает нас насквозь, входит в нашу кровь и плоть, она - наше продолжение, а мы - ее продолжение. Мир живой, он одушевлен, но мы относимся к миру утилитарно, как к бездушной вещи, от которой нужно взять по максимуму, а если мир чего-то не желает отдать по-хорошему, можно взять и по-плохому. Как говорил Иван Мичурин, «мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача».

Однажды мой сын серьезно поссорился с матерью. Я попытался их помирить и в какой-то момент сказал ему вот что: пойми, ты состоишь из двух половинок, в тебе одна половинка от меня, а другая половинка от мамы. Если ты злишься и рвешь отношения с одним из нас, ты отрицаешь, перестаешь понимать одну из половин собственной души, ты как бы обесточиваешь эту часть, лишаешь ее внутренней силы.

Из книги диакона Ильи Кокина .

Люди, у которых есть домашние животные, неоднократно сталкивались с тем, что их питомцы, будь то кошки или собаки, в силу определенных ситуаций тоже способны выражать свои чувства. А раз есть чувства, то и на вопрос есть ли у животных душа можно ответить положительно?

Да, многие сейчас скажут, что это инстинкт. Придя домой, вы, возможно, застаете, голодного питомца. И он радостно побежит за пакетами с едой на кухню вовсе не потому, что рад видеть хозяина, а от предчувствия лакомства. А как же быть с их слезами? Давайте разбираться.

Что говорит Библия

В православном мире считается, что душа у животных конечно есть. Ведь, если начать читать Библию, а именно книгу Бытия, то практически в самом ее начале идет повествование о сотворении мира. Первыми появились рыбы и птицы. А затем земля произвела души животных.

Но душа животного отличается от души человека. Человеческая душа вечна. Он получил ее от Бога. А душа животного находится у него в крови, и поэтому живет и умирает, то есть разрушается вместе с ним.

Христиане поминают усопшего на 9-й и 40-й день смерти. Это делается для того, чтобы попросить у Бога лучшей вечной жизни для умершего. Для животных таких ритуалов нет. Это еще раз говорит о том, что православная церковь отвергает вечную жизнь души животных.

Есть люди, которые оберегают и заботятся о братьях наших меньших. Порой они признаются, что любят своих питомцев даже больше, чем людей. Церковь считает это грехом, так как человек изначально по Библии наделен любовью с лихвой. И эта любовь должна быть всецело направлена на его семью и окружение.

Но в условиях современного мира человек с активной жизненной позицией стал реже обзаводиться семьей. Порой самым близким другом является домашний питомец, который ждет его дома и любит. У одного это кошка, а у другого собака. Поскольку век домашних животных очень короток, многих интересует вопрос, куда деваются их души после смерти.

Хочется отметить тот факт, что кошек с испокон веков в христианстве считают «чистыми» животными. Им позволено находится в доме хозяина, спокойно разгуливать по церкви и даже спать у алтаря. В противовес этому, собаки должны только сторожить дом. Но такое разграничение Библией не подтверждается. Так уж повелось.

Куда попадают кошки после смерти?

Современная наука всячески опровергает существование иного мира. Но в таком случае давайте вернемся к истории Древней Греции. Именно оттуда происходит слово «душа», а точнее ее перевод. На греческом языке оно гласит «психи». Соответственно психика – это душа. И как объяснить тогда сегодняшнюю новомодную профессию зоопсихолога?

В свое время даже Эйнштейн сказал, что чем больше он познает мир, тем больше начинает верить в Бога. И с ним соглашаются многие именитые в науке люди, считая, что душа любого живого существа является некой аурой, энергетикой, обладающей определенной электромагнитной силой.

Поэтому, можно полагать, что душа, в том числе и кошек, воссоединяется с электрическим полем нашей планеты или даже Вселенной. И еще, как быть с тем фактом, что зачастую на иконах святых можно увидеть животных?

Что касается того, куда уходит душа собаки после смерти, опять однозначного ответа нет. Существует старая притча о собаке и его хозяине.

После смерти хозяина собака истосковавшись по нему, умерла от горя. И оба они встретились на небесах у ворот Рая. Но над воротами висела табличка, говорящая о том, что с собаками туда входить нельзя. Хозяин, погладив собаку, пошел с ней дальше и увидел другие ворота. Рядом сидел старец. Он распахнул перед верными друзьями ворота и сказал: — «Добро пожаловать в Рай, а то был Ад».

Так же существует мнение, что если при жизни собака общалась с человеком и жила рядом с ним, она из-за общения с бессмертной душой человека, тоже приобщилась к вечности. И возможно, в другом мире они обязательно встретятся.

То есть, собака, изначально появившаяся на свет с душой (разрушаемой), которая находится у нее в крови, в следствие общения с человеком обогатит свою душу. Таким образом, получится «общая душа», которая соединится с душой человека. Но в случае, если собака жила без хозяина, была бродячей и бездомной, то ее душа присоединится к «общей собачьей душе».

А приходилось ли вам когда-нибудь слышать про ангелов-животных? Существует поверье, что животные, которых вы любили, которые были с вами длительное время, становятся ангелами и оберегают вас.

Собаки и кошки после своей физической смерти настолько связаны с вами невидимым поводком любви, что просто не могут покинуть вас.

Люди способные заглянуть «за черту» утверждают, что с легкостью могут сказать какой домашний питомец был у сидящего перед ним человека. Поскольку их дух присутствует рядом с хозяином. И многие, в самом деле, признаются, что чувствовали присутствие своего давно умершего кота или собаки.

Очень жаль, что животные живут очень мало. Но, несмотря на это, они оставляют в наших сердцах глубокий след и приятные воспоминания о них греют нам душу.

Почему-то принято считать, что душа есть только у человека. Но это не так. Она имеется и у животных. Это признавали как видные умы человечества, так и многие служители церкви. Например, Л. Н. Толстой однажды сказал, что человек способен жалеть животных потому, что чувствует: в них живет то же, что и в нем. Другой видный писатель, Г. Д. Торо, словно дополнил его слова, высказав свое неверие тем религиозным деятелям и философам, которые называют зверей "бездушными машинами". Но, дабы избежать голословности, давайте посмотрим, есть ли душа у животных с разных точек зрения - со стороны разных религий, науки и эзотерики.

Наука и душа

Отрицать наличие некой духовной субстанции не могут психологи, так как название науки, коей они занимаются, с древнегреческого языка переводится как «учение о душе». Как известно, эти специалисты корректируют и анализируют поведение людей, учат строить отношения с окружающим миром. Зоопсихологи занимаются тем же самым, но только объектом для их исследований является не человек, а животное. И если питомцы способны понимать речь человека, любить или злиться, различать друзей и врагов, не говорит ли это о том, что душа у них действительно есть?

Кто-то сейчас скажет, что современная наука не признает существование таковой в каком-либо состоянии даже у людей, не то что у зверей. Это не совсем так. Например, Наталья Бехтерева (директор НИИ мозга человека) писала о том, что сознание существует даже после К подобным выводам сравнительно недавно пришли и голландские физиологи. А что же такое сознание? Если прочесть в "Википедии", это состояние психической жизни человека, которое выражается в переживаниях событий внешнего мира и жизни индивида. Очень похоже на определение души, которое дают некоторые религиозные деятели. Не правда ли?

Стоит отметить, что в зарубежных научных изданиях опубликовано множество описаний исследований, которые доказывают возможность существования души. Будем надеяться, что скоро энтузиастам удастся «потянуть за ниточку» и вытянуть всю правду о наличии таковой как у человека, так и у животного. Ведь доказали же они существование параллельных миров. А ведь в их наличие тоже некогда никто не верил.

Православие и душа

Если задать вопрос священнику, есть ли душа у животных, скорее всего, он приведет цитату из книги Священного писания. Там говорится, что Бог дал зелень травную в пищу всем земным зверям, в которых есть душа: и птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся (написано от лица самого Господа). Таким образом, православие признает наличие духовной субстанции у всех живых существ. А вот как определять термин «душа» и бессмертна ли она - это уже совсем другой вопрос.

Стоит заметить, что, если отвечать на вопрос, есть ли душа у животных, по Библии можно вспомнить и другие цитаты. Например, в книгах Моисея говорится, что после убийства животного его кровь следует слить в землю, а не кушать, поскольку в крови душа. Соломон упоминает: человек и животное - по сути одно и то же. В Книге пророка Исайи говорится, что после установления на Земле Царства Небесного в него смогут войти не только чистые духом люди, но и братья их меньшие. Мол, тогда все будут жить дружно и мирно, никто никого не станет убивать и есть.

Интересно, что о кошках в Библии говорится лишь вскользь, в послании Иеремии 1:21: «… и ласточки, и другие птицы, лазают по ним и кошки». Но это не значит, что такой домашний питомец - отрицательный персонаж в христианстве. Просто израильтяне тогда были глубоко возмущены раболепным отношением к нему соседей-египтян, потому ничего о нем не написали. Таким образом, нельзя точно сказать, есть ли душа у кошек. Но одно известно точно: многие священнослужители пускают питомцев поспать у алтаря и запрещают выгонять их из Церкви. Собакам нельзя заходить в храм только потому, что они не умеют себя прилично вести и могут залаять во время службы.

Буддизм и индуизм

Индуисты на вопрос, имеют ли животные душу, отвечают, что да. По их мнению, после смерти своего обладателя она может попасть в тот же самый Рай или Ад, куда уходит дух человека. Затем она получает перевоплощение, становится чем или кем угодно - от простейшего микроорганизма до человека, в зависимости от накопленной кармы.

Буддисты отрицают существование души. Они верят, что вокруг есть лишь постоянный общий поток Сознания, который принимает разные формы. А Рай или Ад для всех живых существ - лишь психологическое состояние. Каждый, будь то человек или кошка, создает их для себя, выбирая жизненный путь. Кроме того, буддисты верят в перевоплощение человека и животных в следующей жизни. По их мнению, живые существа в результате реинкарнации могут стать духами, низшими или высшими божествами, людьми или зверьми. Здесь все, как и в индуизме, будет зависеть от кармы.

Есть ли душа у животных по исламу?

Коран учит терпеливыми, милосердными и справедливыми по отношению не только друг к другу, но и к животным. Одним из самых положительных персонажей у мусульман считается кошка, так как пророк Мухаммед особо выделял этого питомца: сажал на колени во время проповеди, пил из одной посуды с нею, а однажды даже отрезал рукав одеяния, чтобы не разбудить спящего зверька. Что касается того, попадают ли животные в рай, согласно Корану, ответ прост: нет. Душа четвероногих друзей смертна и после гибели своих обладателей обращается в прах.

Мифология

Существует множество разных мифов, в которых упоминаются души животных. Например, у якутских народов в фольклоре есть такое существо, как Абаас, живущий под землей. Он вырастает из камня черного цвета. Сначала питается той же едой, что и люди. А после, когда превращается в гиганта ростом с дерево, начинает охотиться на человека. Родственники больных или умерших людей ранее приносили ему в жертву разных зверей, чтобы обменять их души на человеческие.

В японской мифологии существуют некие Сикигами. Этих духов способен вызвать знаток Омме-до. Согласно легендам, существа выглядят как птицы или звери. Также они могут вселиться в любого животного и управлять его телом и душой. Способны вырваться из-под контроля мага и начать «командовать» им самим. Так что если вы ищете ответ на вопрос, есть ли душа у животных согласно мифологии, знайте: да, она у них имеется.

Философия и душа

Философию хоть и невозможно назвать точной наукой, однако она дает наиболее точный ответ на вопрос: имеется ли душа у животных? Например, Татьяна Горячева в своей книге «Святые животные» высказала мысль, что животные вынуждены «стенать и мучиться» возле человека, ожидая пришествия Божьего Царствия. Мол, они уже готовы вслед за мучениками войти в Церковь и даже «обожиться». Также она напоминает о житии целителя Пантелеймона, на которого, согласно легенде, не хотели нападать дикие звери. Животные были убиты и брошены на съедение птицам, однако те до них даже не дотронулись. Трупы долго лежали на солнце нетленными, представляя собой мощи святых зверей.

Английский писатель говорил, что если душа - это способность быть благодарным и преданным и любить, то у зверей, в отличие от многих людей, она точно есть. Доктор Уилл Татл сокрушался, что человек часто вглядывается в космос в надежде увидеть хоть кого-то похожего на него, в то время как сам окружен тысячами разумных существ, способности которых еще не открыты и не оценены. Георгий Вицин мечтал, чтобы все люди подкармливали животных. Интересно, что когда актера хоронили, все бродячие животные, которым он давал корм, вышли вместе с людской толпой, чтобы проводить его в последний путь.

Можно еще долго перечислять всех философов, которые отзывались о зверях как о разумных и душевных существах: от Сократа до Питера Сингера, опубликовавшего в 1975 году книгу «Освобождение животных», ставшую настольной для многих активистов, занимающихся защитой прав меньших братьев человека. Но не стоит ли здесь упомянуть, что сам человек далеко не Бог и не ангельское существо. Он - представитель животного мира. И если у него есть душа, то почему у зверей ее не должно быть?

Эзотерика и душа

Можно долго отрицать возможность существования души у животного, но стоит подойти к любимой кошке (или собаке) и заглянуть ей в глаза, чтобы понять: она есть. Эзотерики говорят, что домашние питомцы селятся рядом с людьми не только потому, что им так комфортнее и легче жить, но и чтобы оберегать своего владельца от различных напастей. Например, рыжие коты способны лечить разные болезни и приоткрывать «двери» в потусторонний мир, а черные - оберегают своих любимцев от магии, порчи и сглаза.

Некоторые экстрасенсы верят, что души зверей после смерти остаются возле людей в виде некой энергии и помогают им всем, чем только могут: предупреждают в случае опасностей, отводят беду и так далее. Они твердят, что иногда можно даже почувствовать душу любимого зверька рядом или увидеть его самого. Однако тут же противоречат сами себе, говоря, что под видом бывших питомцев к человеку иногда являются бесы. Стоит ли им верить - это большой вопрос.

Куда уходят животные после смерти?

Существует множество версий про то, есть ли душа у животных. В православии, например, как уже говорилось выше, даже в Библии есть цитаты, которые свидетельствуют, что она у них имеется. Но тогда куда же она уходит после смерти? На этот счет существует множество разных теорий. Самые популярные из них:

  • проходит стадию реинкарнации и перерождается;
  • присоединяется к некой «мировой душе»;
  • попадает в Рай (недаром же на многих иконах нарисованы звери и птицы?!);
  • остается возле человека в виде электромагнитного импульса;
  • превращается навсегда в прах, да и вообще, ее нет (по версии атеистов).

Думается, здесь каждый должен выбрать ту версию, которая нравится ему более всего. Ведь невозможно же заставить человека поверить в Рай, если он скептично относится к существованию самого Бога. Что касается того, бессмертна ли душа животных, здесь тоже нет определенного ответа.

Можно ли молиться за животных?

Заботиться о животных - прямая обязанность человека, по мнению многих священнослужителей. Например, игумен Свято-Георгиевского монастыря Даниил говорит, что люди не только могут, но и обязаны молиться о своих питомцах. Обращаться для этого можно к их покровителям: святым Косьме и Дамиану, мученику Афиногену, святому Власию, преподобному Сергию Саровскому и Сергию Радонежскому, кормившему при жизни животных с рук. Но лучше всего, по словам служителя Церкви, "идти" непосредственно к Богу, так как подать просимое может только Он.

Есть ли душа у растений?

Некоторые спрашивают, есть ли душа у животных и растений. Про существование этой субстанции у зверей мы уже говорили в этой статье. А вот про наличие ее у растений - пока нет. Это тема для большой отдельной публикации. Единственное, что можно сейчас сказать: цветы, деревья и травы рождаются, растут, погибают, умеют любить. Было много случаев, когда они погибали сразу после смерти своего хозяина, как бы хорошо за ними ни ухаживали другие люди. Поэтому их можно назвать "живыми". А раз так - то, скорее всего, у них тоже есть душа, пусть и не похожая на ту, которая имеется у человека.

В качестве заключения

Сегодня мы попытались определить, есть ли у зверей душа. Многое говорит о том, что она действительно имеется. Но точно об этом могут знать только высшие существа: Бог, ангелы и так далее. Современный же человек вряд ли когда ответит на этот вопрос. Точно так же он не сможет сказать, встречаются ли души умерших людей и животных. Но хочется верить, что все возможно. Удачи вам!

Слово душа понимается людьми по-разному. Для тех, кто не верит в Бога – это сознание, эмоции, характер человека, его личность, которая умрет вместе с телом. Для верующих людей – связующее звено между жизнью и ожидаемой вечностью. Рассмотрим вопрос существования души у животных с разных точек зрения. Кстати говоря, если четырехлапику уже не помочь, то стоит посмотреть информацию на сайте , которая нужна только в самых крайних и безысходных ситуациях.

Не будет лишним ознакомиться и с другими статьями данного проекта, которые дают ответы на многочисленные вопросы владельцев столь милых и всеми любимых домашних питомцев, а также освещают наиболее интересные из аспектов их жизнедеятельности, ухода за ними и лечения болезней.

Есть ли душа у кошек, котов, котят и собак

Те, кто когда-нибудь держал домашних животных, с уверенностью скажет, что у них можно наблюдать все признаки личности.

Они понимают человеческую речь, испытывают эмоции, обладают индивидуальным характером. Значит, животные имеют все признаки наличия души.

Куда уходит душа котенка, кота после смерти

Чтобы ответить на вопрос, куда уходит душа умершего животного, необходимо знать, где после смерти будет человеческая душа. Бесполезно убеждать человека, который не верит в Бога, что после смерти его любимый котенок попадет в рай.

Куда уходит душа кошки после смерти ответ экстрасенсов

Почему-то экстрасенсов принято в наш век считать людьми, обладающими особыми знаниями и дарами. Но на самом деле это либо шарлатаны, либо те, кто общается с бесами. Душа кошки, по мнению экстрасенсов, может преследовать своего хозяина или помогать ему после смерти. Если вас это беспокоит, экстрасенс поймет, что нужно сказать, чтобы ему поверили.

Есть ли душа у кошек и в какое время и куда она уходит после смерти

Говорить о том, что душа кошки после смерти уходит в какое-то место можно только, веря в бессмертие и существование Бога. В Библии, книге оставленной людям Богом, не написано конкретно о том есть ли у животных душа и куда она уходит после смерти.

Конечно, хочется встретить, попав в рай, свою любимую кошку, которая попала туда после смерти.

Есть ли у кошки душа по православию (православие) мнение церкви

По мнению церкви, связующим звеном между Богом и человеком является дух, который оживает после покаяния и крещения и является бессмертным. Поэтому православная церковь не может признавать существование у кошки души.

Можно ли молиться о животном и как молятся о животных

О животном можно молиться, если оно заболеет. Молиться о том, чтобы выздоровело. Если же животное умерло, молиться нужно о себе, чтобы успокоиться и смириться.

Душа кошки после смерти 9 и 40 дней

Поминки по усопшему человеку проводят по традиции на 9 и 40 день после смерти, чтобы молитвами заступиться за него перед Богом. Такой традиции для воспоминания об умерших кошках нет.

Душа кошки после смерти древний Египет

Древние египтяне обожествляли кошку. После смерти ее хоронили с почестями на специальном кладбище. Тело умершей кошки мумифицировали, чтобы после смерти она могла обрести вечную жизнь.

Душа кота возвращается домой, может находиться рядом с хозяевами и переродиться в человека или нет

Вера в то, что души животных после смерти переселяются в новые тела животных или людей свойственна многим религиям, кроме православия. Умершие животные или люди не должны возвращаться домой, потому что воскреснут они только в последний судный день.

Человека под видом духов умерших любимых животных (кота, например) могут беспокоить бесы.