Занятие- консультация для родителей по проведению артикуляционной гимнастики. Зачем язычку делать зарядку. Консультация для родителей "артикуляционная гимнастика дома" Консультация для родителей речевая гимнастика

Консультация для родителей: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнения, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения.

При работе с детьми дома родители должны учитывать следующее:

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно , чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут лучший результат, если они проводятся форме игры и интересны для ребенка. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. Ребенок сидит спокойно, плечи не подняты, спина прямая, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

На одном занятии не стоит давать больше 2-3 упражнений, к последнему упражнению надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.

Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.

У ребенка не всегда может сразу все хорошо получиться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.

Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с логопедом, обращаться к нему во всех возникших затруднениях

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя выбирать произвольно. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в коррекции, и только необходимые для воспитуемого звука. Необходимо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребенок. Для каждого ребенка комплекс упражнений составляется логопедом индивидуально.

Недостаточно только правильно подобрать нуждающиеся в коррекции движения, необходимо научить ребенка применять их, выработать точность, чистоту, плавность, силу темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

Важно не количество выполняемых упражнений, а правильный подбор и качество выполнения!

Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых 5 лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 395 комбинированного вида»

Московского района г. Казани

Консультация для родителей

на тему:

«Артикуляционная гимнастика - это весело, полезно и интересно»

Воспитатель: Хуснутдинова Г. Х.

Ноябрь, 2015 г.

Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых 5 лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.

Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения, и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов речи ребёнка в процессе произнесения определённых звуков. Она направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие подвижности и дифференцированности движений органов участвующих в речевом процессе. Гимнастика необходима для четкой артикуляции звуков речи. Звуки образуются в результате сложного комплекса движений речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика проводится:

В детском саду с логопедом во время индивидуальной работы;

В детском саду с воспитателем и самостоятельно;

С родителями дома.

В отечественной логопедии существуют определенные правила проведения артикуляционной гимнастики. Можно выделить наиболее значимые:

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы навыки закреплялись и становились более прочными

2. В любом упражнении все движения осуществляются последовательно, сначала упражнения делаются в медленном темпе.

3. Гимнастику желательно делать сидя перед зеркалом в эмоциональной или игровой форме.

4. Если упражнение не получатся можно прибегнуть к помощи шпателя.

5. Логопед, воспитатель и родитель должны следить за правильностью выполняемого упражнения.

6. Всегда хвалить ребенка за успехи, которые он делает.

Чтобы добиться желаемого результата, необходимо строго соблюдать принципы и правила коррекционно-логопедической работы:

выполнять артикуляционную гимнастику, подобранную логопедом;

упражнения выполняются сидя перед зеркалом с соблюдением правильной осанки;

вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо;

комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет вновь отобранных логопедом упражнений;

проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, желательно 2 раза в день по 5-10 минут;

удерживать артикуляционную позицию (упражнение) 5-10 секунд;

следить за качеством выполнения упражнений;

желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками;

не допускать переутомление мышц артикуляционного аппарата.

Упражнения артикуляционной гимнастики:

1. Лопаточка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

2. Чашечка. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху, потянуть к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.

3. Иголочка. Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 сек.

4. Горка. Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы. 15 сек.

5. Трубочка. Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнить в медленном темпе 10 - 15 раз.

6. Часики. Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет. Проделать 10-15 раз.

7. Качели. Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Выполнить 10-15 раз.

8. Вкусное варенье. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу, убрать язык в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.

9. Катушка. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывать" вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз.

10. Грибок. Раскрыть рот, присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от неба сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, проделать 15 раз.


Цель: ознакомить родителей обучающихся с правилами организации и проведения артикуляционной гимнастики при выполнении логопедических домашних заданий.

Задачи.

  • Ознакомить родителей обучающихся с игровыми упражнениями, способствующими формированию артикуляционных движений и поз, необходимых для правильного произношения звуков.
  • Обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики.
  • Способствовать формированию у родителей чувства сопричастности, ответственности за результативность коррекционной работы по развитию у детей артикуляционной моторики.

Что такое артикуляционная гимнастика и как правильно организовать её проведение таким образом, чтобы она оказала ребёнку максимальную помощь в постановке звуков?

Следует начать с того, что звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки благодаря силе, хорошей подвижности и слаженной работе органов артикуляционного аппарата (губ, щёк, языка). Язык – главная мышца органов речи; для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, необходимые для чёткого звукопроизношения.
Следовательно, цель артикуляционной гимнастики – формирование полноценных движений и определённых положений губ, щёк и языка, необходимых для правильного произношения звуков.
Регулярное выполнение упражнений артикуляционной гимнастики поможет:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
  • увеличить амплитуду движений ;
  • уменьшить спастичность (напряжённость ) артикуляционных органов;
  • подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также можно воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно , чтобы вырабатываемые навыки закреплялись.
Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
Статические упражнения (например, «Грибок») выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
Если у ребёнка не получается какое-то движение, можно помогать ему (чистой ватной палочкой, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
Для того, чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать её вареньем, шоколадом или чем-то ещё, что любит Ваш ребёнок (т.е. необходимо подходить к выполнению упражнений творчески).

Упражнение «Пя-пя-пя»

Цель. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.
Краткое описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя ...
Обратите внимание.
1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

Упражнение «Вкусное варенье»

Цель. Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.
Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Обратите внимание.
1. Следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Пя-пя-пя». Как только язык станет распластанным, ватной палочкой поднимите его наверх и заверните на верхнюю губу.

Упражнение «Индюк»

Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.
Краткое описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом увеличить темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл-бл» (как индюк "болбочет").
Обратите внимание.
1. Следите, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Движения языком должны быть вперёд-назад, а не из стороны в сторону.

Упражнение «Лошадка»

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Обратите внимание.
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

Упражнение «Грибок»

Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку ("уздечку").
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.)
Обратите внимание.
1. Следите, чтобы губы были в положении улыбки.
2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна спускаться.

Упражнение «Гармошка»

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Краткое описание . Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Краткое описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как будто произнося длительно звук ф , сдуть ватку на противоположный край стола.
Обратите внимание.
1. Следите, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.
2. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Упражнение «Фокус»

Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух должен идти по середине языка, тогда ватка полетит вверх.
Обратите внимание.
1. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идёт воздушная струя.
2. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Упражнение «Почистим зубы»

Цель. Научить удерживать кончик языка за нижними зубами.
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Обратите внимание.
1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
2. Следите, чтобы язык находился у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов.

Упражнение «Качели»

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука [л] с гласными а, ы, о, у .
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от одного до пяти. Так, поочередно менять положение 5 раз.
Обратите внимание. Следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

На первых этапах при выполнении упражнений наблюдается напряжённость движений губ, щёк и языка. Постепенно напряжённость исчезает, движения становятся непринуждёнными, координированными, возрастает их дифференцированность.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у Вас. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем" . Будьте терпеливы, ласковы и спокойны.
Помните, что негативные замечания могут привести к отказу от выполнения движений. Важно поощрять успехи ребёнка, систематически показывать ему его достижения, подбадривать.

Список литературы

1. Артикуляционная гимнастика [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
2. Макерова, О. Н. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.solnet.ee/parents.
3. Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

Совместная работа родителей и детей, логопеда и воспитателей

«Подружимся с язычком»

Цель - повышение педагогической компетентности родителей.

Задачи:

1.Показать родителям особенности состояния артикуляционного аппарата у детей с нарушением речи.

2.Познакомить родителей с приемами работы логопеда; объяснить, для чего нужно проводить артикуляционную гимнастику.

3.Отработать навыки развития речевых органов в игровой форме в домашних условиях.

4.Обучать родителей способам эффективного взаимодействия с ребенком, имеющим речевые проблемы.

Занятие- консультация для родителей по проведению артикуляционной гимнастики «Зачем язычку делать зарядку?»

Задачи:

1.Познакомить родителей с приемами работы логопеда по формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка.

2. Показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата.

3.Познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики.

4.Обучать общению детьми и закреплению навыков у детей.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, щек, подъязычной уздечки. Мы правильно произносим разные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность и сила этих движений развивается у ребенка постепенно. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, который нужно формировать и развивать. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики - формирование полноценных движений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков, их способности перестраиваться и работать координировано.

Памятка для родителей «Правила проведения артикуляционной гимнастики»

    Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-7 минут несколько раз в день.

    Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.

    Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

    В начале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

    Комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет вновь побранных с логопедом упражнений.

    Каждое упражнение выполняется от 5 до 10 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики, параллельно с увеличением темпа движений.

    Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками, под стихотворное сопровождение.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, и объединены в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, то есть все то, что необходимо для правильного образования звука.

Артикуляционную гимнастику следует начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.

1 комплекс включает следующие основные упражнения:

1.Упражнение «Лягушка»: удерживание губ в улыбке, зубы обнажены.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки-

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем- перестанем

И нисколько не устанем.

2.Упражнение «Слоник»

Буду подражать слону!

Губы «хоботом! тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

3. Упражнение «Лягушка» -«Слоник»

Раз- лягушка с толстым брюшком,

Два- большой и добрый слон.

Ежедневно на опушке,

Посадив ее в кадушку,

Как под душем, ту лягушку

Поливал из шланга он.

4. Упражнение «Бегемотики»: открывание и закрывание рта.

Рот по шире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот-

Отдыхает бегемот.

5. Упражнение «Чашечка»: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу, бока языка загнуть в виде чашечки.

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

6. Упражнение «Иголочка».

7. Чередование «Чашечка» - «Змея».

«Змея» : чередование движений языка вперед –назад.

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

8. Упражнение «Качели»: чередование движений языка вверх –вниз.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

2 комплекс. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков.

    Накажи непослушный язычок(улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произнести «та-та-та»

  • Чистим зубки

    Киска сердится

3 комплекс. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения шипящих звуков.

  • Вкусное варенье

4 комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука «Л».

5 комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука «Р».

Важно проводить артикуляционную гимнастику и дома, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.