Как лечить легкую депрессию у 10 лет. Депрессия у детей. Что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку

Легкая депрессия возникает примерно у 15% людей в какой-то момент их жизни. При легкой степени депрессии вы можете почувствовать грусть, вину, ничтожность или равнодушие. Легкая депрессия может повлиять на профессиональную и личную жизнь, но существует несколько методов, благодаря которым ее можно контролировать. К данным методам относится диагностика депрессии, получение профессиональной помощи, изменение образа жизни, а также альтернативные средства. Если вы испытываете более серьезные симптомы, прочитайте статью «Как избавиться от депрессии ». Обратитесь за экстренной помощью, если у вас возникают мысли о суициде .

Шаги

Диагностика депрессии

    Различайте симптомы депрессии. Симптомы депрессии могут быть легкими, умеренными и тяжелыми. При легкой степени депрессии бо льшую часть времени вам будет грустно; возможно, вы будете испытывать отсутствие интереса к мероприятиям, которые раньше вам нравились. Кроме того, при легкой депрессии могут протекать следующие (но обычно не все) симптомы:

    • Потеря аппетита или увеличение веса.
    • Чрезмерный или недостаточный сон.
    • Увеличение беспокойства.
    • Уменьшение подвижности.
    • Нехватка энергии.
    • Чувство ничтожности.
    • Чувство неподобающей вины.
    • Плохая концентрация.
  1. Распознайте сезонные аффективные расстройства. Сезонные аффективные расстройства (САР), или расстройства настроения, чаще всего возникают в осенние и зимние периоды. Это может быть обусловлено тем, что организм получает меньше солнечного света. В свою очередь, это значит, что организм вырабатывает меньше гормона серотонина, который влияет на настроение. Распознайте симптомы САР:

    • Возросшая потребность во сне.
    • Усталость или нехватка энергии.
    • Плохая концентрация.
    • Обострение желания побыть одному.
    • Эти симптомы обычно проходят весной и летом, но зимой они все еще могут вызывать легкую депрессию.
  2. Будьте осторожны при приступах хандры. Если вы ощущаете, что на вас напала хандра, очень важно следить за появлением симптомов, чтобы можно было определить, развивается ли у вас депрессия. Симптомы и негативные чувства могут возникать все чаще, а сами симптомы могут длиться дольше двух недель.

    • Если вы не уверенны, имеет ли место развитие симптомов, спросите об этом близкого друга или родственника. Хотя ваше собственное мнение и чувства имеют большую важность, вам не повредит получить взгляд со стороны.
  3. Обратите внимание на то, что вы чувствуете после травмирующего события. Серьезное травмирующее событие, вроде неожиданной смерти члена семьи, может привести к возникновению симптомов, схожих с депрессией. Однако это может и не быть значительным депрессивным расстройством. Анализ ситуации и длительность симптомов частично помогут определить, испытывает ли человек горе или серьезное депрессивное расстройство.

    Следите за своими чувствами и действиями в течение двух недель. Отслеживайте свои ощущения и действия в течение двух недель. Каждый день кратко записывайте все то, что вы чувствуете. Составьте список своих занятий. Этот список не обязательно должен быть подробно расписан. Просто составьте короткий список, чтобы вы могли определить наличие какой-то модели.

Профессиональная помощь

    Сходите на консультацию к своему лечащему врачу. Сходите к своему лечащему врачу, если вы подозреваете, что у вас приступ легкой депрессии.

    Сходите к психологу. Психотерапия может оказать положительное влияние при лечении легкой депрессии. В зависимости от ваших конкретных потребностей, вам нужно найти определенного специалиста. Это может быть консультант-психолог, клинический психолог или психотерапевт. Если у вас приступ легкой депрессии, тогда сначала обратитесь к консультанту-психологу.

    Ознакомьтесь с разными видами терапии. Когнитивно-поведенческая психотерапия, межличностная терапия и поведенческие терапии демонстрируют положительные результаты.

    • Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПП). Цель КК состоит в отрицании и изменении мнений, отношений и предубеждений, которые лежат в основе симптомов депрессии и приводят к неадекватному поведению.
    • Межличностная терапия (МТ). Данный вид терапии уделяет внимание изменениям образа жизни, социальной изоляции, дефициту социальных навыков и прочим межличностным проблемам, которые способствуют возникновению депрессивных симптомов. Межличностная терапия может быть особенно эффективной, если недавний эпизод депрессии был вызван каким-то конкретным случаем, например, чьей-то смертью.
    • Поведенческие терапии. Цель этих видов терапии состоит в планировании приятных мероприятий при наличии минимального количества неприятных переживаний посредством таких процессов, как планирование деятельности, терапия самоконтроля, упражнения на развитие социальных навыков и решение задач.
  1. Попросите, чтобы вас направили к хорошему психологу-консультанту. Обратитесь за советом к друзьям или родственникам, главе религиозной общины, в местный центр психического здоровья или попросите вашего лечащего врача направить вас к хорошему психологу.

    • Российское психологическое общество предоставляет основную информацию о том, ка выбрать психолога, требования по лицензированию в вашей области. Вы также можете проверить, имеет ли тот или иной психолог лицензию.
  2. Сверьтесь со своей медицинской страховкой. Ваши визиты к психологу должны покрываться вашей медицинской страховкой. Хотя психические заболевания по закону должны покрываться так же, как и физические, тип вашей страховки может повлиять на вид и количество терапий, которые вы можете пройти. Обязательно сверьтесь со страховой компанией, чтобы перед началом лечения вы могли получить всю необходимую информацию и познакомиться с человеком, за лечение у которого будет платить ваша страховая компания.

    Спросите психолога об антидепрессантах. Антидепрессанты влияют на систему нейромедиаторов головного мозга таким образом, чтобы противодействовать тому, как нейромедиаторы образуются и/или используются мозгом.

Внесите изменения в рацион питания

    Ешьте продукты, богатые на питательные вещества. Иногда трудно заметить, как питание влияет на настроение, ведь эффект от пищи приходит не сразу. Однако чтобы следить за состоянием депрессии, очень важно уделять внимание тому, что вы едите и что вы после этого чувствуете.

    Пейте много воды. Обезвоживание может содействовать эмоциональным и физическим изменениям. Ваше настроение может подвергнуться негативному влиянию даже от легкого обезвоживания. Пейте много воды в течение всего дня, а не только при возникновении жажды или во время тренировок.

    Принимайте добавки из рыбьего жира. Люди с легкой формой депрессии могут иметь низкие показатели некоторых кислот, а именно эйкозапентаеновой кислоты (ЭПК) и докозагексаеновой кислоты (ДГК). Капсулы с рыбьим жиром содержат полиненасыщенные жирные кислоты класса Омега-3, а также ЭПК и ДГК. Они помогут унять некоторые легкие симптомы депрессии.

    Увеличьте прием фолиевой кислоты. Большинство людей с депрессией имеют нехватку фолиевой кислоты, которая, по сути, является витамином В. Увеличьте содержание фолиевой кислоты – ешьте шпинат, орехи, фасоль, спаржу и брюссельскую капусту.

Внесите изменения в образ жизни

    Нормализуйте сон. Когда вы не высыпаетесь, защитные механизмы вашего организма могут подвергнуться риску. Из-за этого вам будет тяжелее справиться с симптомами легкой депрессии. Старайтесь ложиться раньше обычного и спите не менее 7-8 часов ежедневно. Сон – это восстановительная деятельность, которая позволяет организму восстановиться. Если вы спите недостаточное количество времени, тогда обратитесь к врачу. Он может назначить вам снотворное. Вы также можете изменить время, в которое ложитесь спать.

    • Неспособность поспать необходимое количество времени может указывать на наличие симптомов депрессии. Если вам трудно уснуть, попробуйте перед сном послушать успокаивающую музыку. Выключите компьютер и телефон за 30 минут перед сном, чтобы позволить своим глазам и мозгу отдохнуть от экрана.
  1. Выполняйте упражнения. Упражнения являются недооцененным способом поднятия настроения. Исследования показывают, что упражнения способствуют улучшению настроения и предотвращают возникновение рецидивов. Старайтесь заниматься по 30 минут в день.

    Световая терапия. Световая терапия или облучение солнечным светом или светом, имитирующим солнечный, может оказать положительное влияние на ваше настроение. Некоторые исследования демонстрируют, что большее количество солнечного света ведет к увеличению витамина D.

    Справляйтесь со стрессом. Реакцией организма на стресс является высвобождение кортизола, гормона стресса. При хроническом стрессе ваш организм может отреагировать слишком остро и забыть отключить выработку этого гормона. Постарайтесь справиться и уменьшить уровень стресса, чтобы ваш организм мог восстановиться.

    • Для снятия стресса попробуйте медитацию .
    • Составьте список вещей, из-за которых вы начинаете нервничать. Постарайтесь уменьшить количество факторов, вызывающих стресс.
  2. Выходите на улицу. Садоводство, ходьба и другая деятельность под открытым небом может оказать положительное действие. Если вы испытываете легкую депрессию, то выход на улицу с зелеными насаждениями может поднять вам настроение.

    Креативная отдушина. Некоторые люди испытывают депрессию из-за того, что они сдерживают свои творческие способности. Ученых очень интересовала связь между депрессией и креативностью. Некоторые из них считают, что депрессия – это «цена» за творчество, а не «необходимое зло» креативности. Депрессия может возникнуть, когда творческому человеку трудно выразить свои способности.

Ведите дневник

    Регулярно пишите в дневнике. Наличие дневника может положительно сказаться на вашем понимании того, как ваше окружение влияет на ваше настроение, энергию, здоровье, сон и так далее. Записи в дневнике также помогут вам понять свои эмоции и разобраться в том, почему некоторые вещи заставляют вас чувствовать себя определенным образом.

    Старайтесь писать каждый день. Достаточно писать даже по несколько минут. Краткие записи своих мыслей и чувств могут оказаться полезными.

Каждый человек немножко знает, что такое депрессия. Но только немножко. О наличии депрессии можно говорить только при наличии нескольких компонентов: плохого настроения, мыслительной и двигательной заторможенности. К этому добавляются болезни, падает жизненный тонус. И появляется депрессивная идея: самообвинение, самоосуждение, мысли о болезни, самоуничижение. Депрессия – это длительное патологическое состояние.

Все это о взрослых, а что же у детей? Ещё 50 лет назад считалось, что депрессивных состояний в детстве не бывает, но это не так. Дети тоже подвержены этому психическому расстройству.

В раннем детском (1-3 года) и дошкольном возрасте (3- 6 лет) для ребенка мир – это семья, поэтому причина депрессии находится в семье. Чаще всего – разводы, скандалы. Когда родители ссорятся, ребенок может принимать это на свой счет, т.к. он в силу возраста эгоцентричен. Другими травмирующими обстоятельствами могут быть длительная болезнь, смерть близких, рождение другого ребенка в семье, переезд, выход в детский сад. И проблема не в том, что это случается, а в том, что ребенка почти никогда не посвящают в семейные отношения, скрывают смерть родных, уход отца. Родители забывают сохранять контакт и близость, и ребенок чувствует эмоциональную отгороженность.

У детей младшего школьного возраста (6\7-10 лет) депрессию вызывают не только внутрисемейные проблемы, но и трудности, связанные с обучением в школе: смена класса, учителя, переход в другую школу, отставание от сверстников в связи с длительным заболеванием, оскорбительное поведение учителя и т. п.

Какие особенности у детской депрессии?

Важно понимать, что в силу возраста ребенок не может сказать, что с ним. Он не может осознать и передать своё душевное состояние, не может определить тоску или тревогу. Чаще всего дети жалуются на скуку, говорят, что им «печально», «грустно», «хочется плакать», «тяжело на сердце», Скука, слабость, грусть преобладают в первой половине дня. Днём отмечаются усталость, сонливость, головные боли. К вечеру, как правило, нарастает тревога с беспокойным взглядом, суетливостью, напряженностью. Сопровождается это бесцельным бегом по комнате, множеством лишних движений, раскачиванием туловища, метанием из стороны в сторону.

Главной особенностью детской депрессии является то, что она всегда «маскирована», то есть трудно распознаваема из-за обилия жалоб на здоровье (часто принимаемых за астению), негативизма, ворчливого настроения, повышения чувствительности, интеллектуальной недостаточности и нарушения поведения.

При депрессии у ребенка может возникать:

    нарушение питания, рвота, запоры, жидкий стул, боли в животе, нарушение аппетита;

    боли в сердце, нарушение ритма сердца, вегето-сосудистая дистония;

    кашель, нарушение вдоха;

    экзема, нейродермит, псориаз, кожный зуд;

    головные боли, обмороки, головокружения, временные нарушения слуха, зрения, речи (афония – нет голоса), утрата способности стоять и ходить.

    Длительное повышение температуры в пределах 37,1-38,0°C без воспалительного процесса.

Опасность такого проявления депрессии состоит в том, что она ограничивает возможности ребенка. Его начинают оберегать от всего, и ребенок фиксируется на себе и своих болезнях.

Интеллектуальная заторможенность проявляется замедленностью речи, долгом обдумывании ответов на простые вопросы, отказе от игр, требующих умственного напряжения и внимания, нежелании слушать некогда любимые книги. После 6-летнего возраста замедленность мышления нарастает, проявляясь в трудностях осмысления и запоминания учебного материала. При этом дети много плачут, причитая, что «все равно будет двойка». Не могут сосредоточиться, становятся крайне рассеянными, забывают приготовить уроки, принести в школу тетради и учебники, жалуются на то, что «силюсь понять и не понимаю».

К поведенческим нарушениям относится грубость, нарушение социальных норм, правил, снижение успеваемости. Вообще проявление депрессии в виде агрессии со спадом работоспособности, раздражительностью и робостью характерно для детей, начиная с раннего школьного возраста. Ребенку трудно встать утром, трудно соображать.

Как заподозрить что у ребенка депрессия?

С ранних лет человек имеет свой характер, свою линию жизни. Поэтому, стоит обращать внимание, если ребенок ВДРУГ:

    Плачет по малейшему поводу: при обиде, замечании или поощрении, при любом вопросе, предложении, приходе в дом постороннего, появлении новой игрушки и т. п.

    Злится, дерётся, ворчит, капризничает, грубит, просто «отбился от рук».

    Безразличен, чрезмерно послушен.

    Начал болеть, потерял аппетит, стал сонливым или его мучает бессонница. Он трудно засыпает, прерывисто спит, просыпается с плачем, видит страшные сны.

    Плохо соображает, плохо учится, недоволен собой.

    Стал бояться остаться одному на всем свете, потерять маму, что мама не придет в детский сад, что по дороге домой она попадет под машину или ее убьют бандиты, «мир погибнет», случится «конец света», «атомная война», «нейтронная война», «люди погибнут», «я умру».

    Неулыбчив, отказывается отвечать на вопросы, недоверчив, не хочет подойти к другим детям.

    Охотнее играет в одиночестве, избегает игр, требующих интеллектуального напряжения и внимания.

    Отказывается от любимых и новых игрушек, игра становится более примитивной, а младшие школьники возвращаются к забытым игрушкам и проводят за игрой весь день.

    Худеет, становится бледным, у него синева под глазами, понурая или напряженная поза, угрюмое или грустное выражении лица, беспокойный или потухший взгляд.

    Перестает отпускать от себя мать, просит взять на руки, покачать, в речи появляются младенческие интонации.

    Начал сосать палец, грызть ногти, кончики волос, воротничок, накручивать волосы.

    Стал медлителен. Он подолгу одевается, часто опаздывая из-за этого в школу, не может бегать на переменах, избегает подвижных игр, на уроках физкультуры выглядит вялыми и неуклюжими.

    Болезненно реагирует на малейшую несправедливость по отношению к себе и другим, испытывают острое сочувствие, в том числе по отношению к животным и неодушевленным предметам.

    Винит во всех проблемах тех, кто окружает: маму, папу, учителя, воспитателей.

Что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку?

Родителям не стоит пытаться ставить диагноз самостоятельно и заниматься «самолечением». Если вы подозреваете депрессию у своего ребенка, нужно обязательно показать его специалисту. Депрессию диагностируют психологи. Они не имеют право выносить диагноз, но могут предположить наличие этого расстройства и направить к психиатру или психоневрологу, которые уже определят вид депрессии и подберут лечение, при необходимости, медикаментозное. Хорошо, если психолог и психиатр работают в тандеме и совместно с родителями помогают ребенку.

Дети нуждаются в том, чтобы их видели, слышали, чувствовали, осязали и любили. Чем больше эмоционального и физического контакта у родителей с ребенком, тем лучше. Укрепляйте привязанность вашего ребенка к вам. Как это сделать, хорошо написал Г.Ньюфелд в книге «Не упускайте своих детей». А ещё есть мнение, что ребенку в сутки нужно не меньше 20 прикосновений. В то же время хорошо, если у ребенка есть спокойное пространство, где он может побыть один.

Родители должны понимать, что для ребенка является стрессом любое изменение в жизни, как негативное, так и позитивное. Первое, что может сделать родитель - поговорить с ребенком, выяснить, как он относится к событию. Важно обсуждать с ребенком любые изменения: было так, а сейчас стало вот так. Это касается, в том числе смерти близких. Второе – принять состояние другого, не обесценивать переживания словами типа «да все у тебя хорошо». Непонимание со стороны окружающих только усугубляет депрессию. Поэтому родители могут посочувствовать и дать ребенку погоревать. Для ребенка важно чувствовать, что родители его понимают и не испуганы происходящим. Возможно, стоит снизить требования и учебные нагрузки.

Ребенок так устроен, что его социализация происходит через игру. Он проигрывает любую ситуацию. Поэтому полезно просто поиграть вместе. Дать ребенку возможность самому выбрать сюжет игры или обыграть конкретную тревожную ситуацию.

Родителям важно правильно реагировать на плохое поведение. Лень, нежелание учиться, грубость часто воспринимаются неправильно, и жесткие дисциплинарные воздействия только усиливает депрессию. Учить ребенка делиться своими переживаниями, быть открытым, развивать позитивное мышление – большой труд, как для родителей, так и для детей. Отмечайте даже маленькие успехи, фокусируйтесь на достижениях и надеждах. Вспомните, что получалось хорошо, что доставляло удовольствие, какие совместные занятия радовали и снова начните это делать.

Белоусова Екатерина ,
психолог

Считается, что депрессия бывает у взрослых, умудренных жизнью и «разочарованных во всем сущем», людей. Ну или, в крайнем случае, у подростков – с их юношеским максимализмом, первой неразделенной любовью, проблемами с одноклассниками или родителями. Но на самом деле, депрессию можно встретить даже у самых маленьких детей. Причем она зачастую усугубляется тем, что родители обычно воспринимают признаки депрессии у детей как лень, распущенность, капризы и т.д. А методы «излечения» от этих «зол» обычно довольно жесткие и непримиримые, что только усугубляет ситуацию.

Так как же распознать депрессию у детей, и каковы ее причины и лечение?

Депрессия у детей: симптомы

Симптомов депрессии у детей очень много, причем выход тех или иных симптомов на первый план зависит от возраста ребенка, условий его жизни и некоторых других причин. Стоит знать, что депрессия у детей начинается с нескольких первичных симптомов – это необъяснимая грусть, перепады настроения и ощущение безнадежности. Основные же симптомы депрессии у детей следующие:

Проблемы с аппетитом (либо его отсутствие, либо, наоборот, его повышение);

Бессонница или постоянная сонливость;

Раздражительность или гнев;

Частые перепады настроения – от грусти до агрессии, от агрессии к возбуждению и веселью;

Ощущение безнадежности и собственной никчемности;

Мысли о самоубийстве;

Отсутствие желания общаться со сверстниками;

Ощущение «скуки» и отсутствие заинтересованности чем-либо;

Вспышки капризов, слезы и истерики;

Хроническая усталость;

Проблемы с памятью;

Рассеянность, нарушение концентрации;

Медлительность и неловкость;

Ухудшение учебы;

Повышенная тревожность;

Физические недомогания, причин которых врачи не могут найти (у детей помладше обычно головная боль, а у детей постарше – боли в животе);

Возможны головокружения, слабость, тошнота, различные беспричинные боли;

Вялость и отсутствие деятельности;

В подростковом возрасте у ребенка могут появиться проблемы с алкоголем или даже другими сильнодействующими препаратами.

Кроме этих признаков депрессия у детей также может отмечаться повышенной чувствительностью, жалостливостью к кому-либо, а также недовольством отношением к ним окружающих и сомнением в их любви. Обычно дети в состоянии депрессии часто спрашивают у родителей, любят ли они их, но удовлетворяются положительным ответом ненадолго. С той же целью добиться проявлений любви дети могут намеренно вести себя, как маленькие, а всякое недовольство родителей ими встречают капризами, слезами и криками, угрозами – вплоть до демонстративной попытки самоубийства.

Младшие школьники в состоянии депрессии часто отказываются идти в школу, боятся отвечать у доски и забывают материал, когда их спрашивают – что приводит к ухудшению оценок.

Депрессия у детей: причины

Формально депрессия у детей имеет 3 группы причин. Первая группа: как осложнение различных инфекционных заболеваний (грипп, ангина, пневмония и др.). Вторая группа: депрессия у детей как результат стрессов (острых или хронических). К таким стрессам можно отнести смерть или тяжелую болезнь близких, развод родителей, конфликты с одноклассниками или учителем, срочная необходимость лечь в больницу в связи с тяжкой болезнью и, соответственно, резкая смена обстановки и др. Третья группа: нарушения нормального протекания биохимических процессов в головном мозге, в результате чего может возникнуть депрессия, не связанная ни с какими внешними факторами.

Также есть отельная группа «сезонных» депрессий, которые объясняются особой чувствительностью ребенка к изменениям климатических условий.

Депрессия у детей чаще встречается с 10 до 16 лет, но может проявиться и как в более раннем, так и в более позднем, уже взрослом, возрасте. В младшем возрасте депрессия обычно сопровождается еще и синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), а также обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР) или расстройством поведения.

Депрессия у детей очень часто бывает «наследственной» - то есть у детей, чьи родители когда-либо заболевали депрессией, имеют большие шансы приобрести эту болезнь. В группу риска входят и дети из неблагополучных семей (дети алкоголиков, наркоманов, семей, где распространено домашнее насилие).

Депрессия у детей: лечение

Стоит помнить, что депрессия у детей – это заболевание, которое требует лечения. Особенно, если она уже приобрела масштабные размеры. Что же должны делать родители, чтобы помочь своему малышу избавиться от депрессии?

Прежде всего, Вы должны серьезно отнестись к болезни ребенка, а не списывать все на его капризы и неуправляемость. Ведь зачастую родители откладывают обращение к специалисту, предпочитая «не видеть» депрессию у детей. Часты и случаи жесткого принуждения учиться, наказания, изолирования от сверстников или стремления дать ребенку возможность отдохнуть от занятий. Но всеми этими способами родители только усугубляют состояние малыша, и депрессия у детей под воздействием таких мер только усиливается.

Лучший способ преодолеть депрессию у детей – это обратиться к детскому или семейному психологу, который сможет вскрыть причины депрессии и объяснить родителям правила их поведения. Необходимо понять, что своевременное обращение к специалисту позволит не только избавиться от депрессии сейчас, но и предотвратить проблемы у малыша в будущем – ведь депрессия у детей накладывает отпечаток на всю его последующую жизнь. Да и последствия депрессии в подростковом возрасте могут быть самыми различными.

Таким образом, визит к специалисту однозначно необходимо запланировать, если Вы заметили признаки депрессии у своего ребенка, особенно, если они не проходят уже более двух недель. Перед тем, как повести малыша к психологу, объясните ему, что его поведение вызвано болезнью, и это излечимо. Дело в том, что дети, несмотря на внешнюю агрессию, часто винят себя в своем плохом поведении и долго и упорно занимаются самобичеванием. Задача родителей в этом случае – убедить ребенка в том, что он ни в чем не виноват. И, конечно, никто не отменял родительской поддержки, так необходимой даже здоровому ребенку, не говоря уже о ребенке с депрессией.

Ни в коем случае нельзя изолировать малыша от его сверстников и запрещать ему ходить в школу. Даже если он не идет на контакт – одноклассники, как правило, с пониманием относятся к своему товарищу и посильно пытаются ему помочь, опекают и защищают его. А при дополнительном гибком отношении педагогов и поддержке родителей ребенок вообще не будет чувствовать дискомфорта в классе.

Основная задача педагогов и родителей в этой ситуации - раскрыть природные интересы и таланты ребенка и опираться, прежде всего, на них. Ну и, конечно, депрессия у детей не может вылечиться без желания и активного участия в этом самого ребенка. А Вы должны лишь направить малыша на правильный путь – только в этом случае депрессия будет ему больше не страшна!

В последнее время в прессе все чаще стали появляться сообщения о случаях самоубийства среди подростков. Чаще всего причинами самоубийства становятся депрессивные состояния. Такие состояния развиваются не за час и не за день. Депрессия – это длительно протекающее состояние. Продолжительность депрессии чаще всего более двух лет, однако, могут встречаться и менее краткосрочные состояния (от 2-х недель до 2-х лет).

Причины депрессии у детей

Развитию депрессии способствуют следующие факторы:

1. Патология раннего неонатального периода: хроническая внутриматочная гипоксия плода, рождение детей с асфиксией, наличие энцефалопатии новорожденных, внутриутробные инфекции. Все эти состояния приводят к поражению головного мозга.

2. Семейный климат: неполная семья, конфликты в семье, «сверхопека» матерями, отсутствие заботы со стороны родителей, отсутствие должного сексуального воспитания со стороны родителей. Очень часто в неполных семьях дети не могут рассказать своему родителю обо всех своих проблемах, особенно это касается семей, где дочь воспитывает только отец. В таких семьях дети замыкаются в себе, весь груз проблем ложиться только на их плечи, и иногда они с этим грузом не справляются. Частые конфликты в семье приводят к идеям у ребенка, что он является обузой для родителей, что без него им бы жилось намного легче. При наличии «сверхопеки» со стороны матери, дети не способны адаптироваться к окружающей среде и обществу, без отсутствия поддержки со стороны матери они становятся совершенно беспомощными. Подростковый возраст – это период экспериментов, особенно в сексуальном плане. При отсутствии сексуального опыта, очень часто могут возникнуть проблемы и неудачи при первом сексуальном контакте. При достаточной информированности ребенка в сексуальном плане это обстоятельство не вызовет у подростка отрицательной реакции, однако, при отсутствии полового воспитания, такая ситуация может негативно сказаться на подростке, что приведет к его замкнутости.

3. Подростковый возраст. Как уже говорилось выше, подростковый возраст – это период экспериментов. Помимо ранее описанных проблем, в этот период происходит гормональная и структурная перестройка организма. У девочек появляются первые месячные, у мальчиков ночные поллюции (ночное семяизвержение), изменяется форма тела, появляются юношеские прыщи. Из-за переизбытка гормонов дети становятся более агрессивными, в их среде появляются лидеры, которые диктуют тот или иной образ жизни. Если ты не соответствуешь этому образу, ты не можешь попасть в группу общения, а значит, ты оказываешься за бортом общественной жизни. Все это может привести к отчуждению ребенка из общества, появлению мыслей, что он не такой как все.

4. Частая смена места жительства. У ребенка должен быть круг общения, друзья. При частой смене места жительства ребенок не может завести полноценных друзей, с которыми он мог бы проводить свободное время, делиться секретами.

5. Проблемы в учебе. Современный учебный процесс слишком перегружен предметами, не каждый ребенок способен справиться со школьной нагрузкой. Отставание по школьной программе изолирует ребенка от его одноклассников, делая его очень уязвимым в психическом плане.

6. Наличие компьютера и Интернета. Достижения технологии позволили объединить целый мир, сузив его до монитора компьютера, однако, это плохо сказалось на способности молодежи к общению. У детей сужается круг интересов, они не способны ничего обсудить со своими сверстниками, кроме того, насколько он «прокачал» своего героя или скольких «ботов» он «замочил» вчера. Дети становятся стеснительными при личной встрече, им тяжело подобрать слова, ведь в компьютере так легко спрятаться за парой смайликов. При этом единственной формой общения у них является общение в чате.

Депрессия у ребенка может развиться вследствие воздействия острых или хронических стрессов (смерть или тяжелая болезнь близких, распад семьи, ссора с близкими людьми, конфликты со сверстниками и т.д.), но может начинаться вне связи с какими-то видимыми причинами на фоне полного физического и социального благополучия, что, как правило, связано с нарушениями нормального протекания биохимических процессов в головном мозге. Выделяют так называемые сезонные депрессии, возникновение которых связано с особой чувствительностью организма к климатическим условиям (часто проявляется у детей перенесших гипоксию, получивших различные травмы в родах).

Симптомы депрессии у ребенка

Депрессии подвержен в наибольшей степени подростковый возраст. Выделяют раннюю (12-13 лет), среднюю (13-16 лет) и позднюю (старше 16 лет) депрессию.

Депрессия проявляется классической триадой симптомов: сниженное настроение, сниженная подвижность и сниженное мышление.

Снижение настроения в течение дня при депрессии неравномерно. Чаще всего в утренние часы настроение более приподнятое, дети довольно охотно идут в школу. В течение дня настроение постепенно снижается, пик сниженного настроения приходится в вечернее время. Детей ничего не интересует, может беспокоить головная боль, в редких случаях возможно повышение температуры тела. Дети жалуются, что у них все плохо, что у них постоянные проблемы в школе, конфликты с учителями и учениками. Никакие успехи их не радуют, они постоянно видят только отрицательные стороны даже в самых хороших вещах.

Помимо сниженного настроения случаются так называемые вспышки очень хорошего настроения. Дети шутят, веселятся, однако, такое приподнятое настроение длится недолго (от нескольких минут, до часа), а затем сменяется опять сниженным настроением.

Снижение подвижности проявляется в нежелании двигаться, дети либо постоянно лежат, либо сидят в одной и той же позе, чаще всего сгорблено. Физический труд не вызывает у них никакого интереса.

Мыслительный процесс у детей замедлен, речь тихая, замедленная. Дети с трудом подбирают необходимые слова, для них становится проблематичным выстроить ассоциативный ряд (например, свадьба-невеста-белое платье-фата). На вопросы дети отвечают после некоторой паузы, чаще всего только одним словом или просто кивком головы. Происходит зацикливание на одной мысли, чаще всего с отрицательным оттенком: меня никто не любит, у меня все плохо, у меня ничего не получается, все стараются сделать мне что-то плохое.

У детей снижается аппетит, они отказываются от еды, иногда могут не есть несколько дней. Спят мало, беспокоят бессонницы, так как зацикливание на одной мысли мешает процессу засыпания. Сон у детей поверхностный, беспокойный, не позволяет организму отдохнуть в полной мере.

Мысли о самоубийстве возникают не сразу, чаще всего для их возникновения необходим длительный срок заболевания (от года и более). Одной мыслью о самоубийстве не ограничивается. Дети придумывают себе план действия, продумывают варианты ухода из жизни. Такой вариант течения заболевания наиболее опасный, так как с легкостью может привести к летальному исходу.

Помимо психологических нарушений очень часто возникает соматическая симптоматика. Такие дети часто обращаются за медицинской помощью с жалобами на общее недомогание, слабость, боли в груди, сердце, животе, головную боль, возможно повышение температуры тела, которое часто расценивается, как персистирующая (циркулирующая) в организме инфекция.

В связи с наличием психоэмоциональных нарушений дети начинают отставать в школе, теряется интерес к каким-либо развлечениям, дети перестают заниматься хобби, даже если до этого они уделяли ему все свое время.

Как уже говорилось ранее, течение болезни длительное и оно может протекать годами. Поэтому, если ребенок живет в семье с родителями, заметить симптомы достаточно легко. Другое дело, если ребенок проживает в общежитии. Днем сокурсники видят его обычного, без изменений, так как ухудшение состояния обычно происходит в вечернее время, а вечером ребенок чаще всего находится один в комнате общежития, где его никто не видит. Для администрации такой ребенок не представляет никакого интереса, так как он не нарушает порядка.

На что необходимо обращать внимание родителям?

В первую очередь необходимо разговаривать с ребенком, интересоваться его жизнью, проблемами в школе. Необходимо обращать внимание на интонацию, наличие планов на будущее, оптимистические взгляды на завтрашний день. Обращать внимание на наличие друзей у вашего ребенка, интересоваться, чем он занимается после школы. Необходимо обращать внимание на то, сколько ребенок проводит времени, не занимаясь никакими делами. У некоторых детей – это лень, однако даже самого ленивого ребенка можно заставить что-то делать, подкупив его, ребенка же с депрессией ничего не интересует, ни подарки, ни поощрения.

Замкнутость и отсутствие друзей иногда может наблюдаться также при онанизме, когда дети стараются уединиться, избежать посторонних глаз. Частые перепады настроения могут наблюдаться при приеме ребенком наркотических веществ. В этом случае обращают на себе и другие признаки наркомании: предпочтение ношения одежды с длинными рукавами, светобоязнь, повышенная раздражительность, не способность сконцентрировать внимание на одном занятии (неусидчивость), обнаружение шприцов, иголок, непонятных пакетиков.

Обследование ребенка с депрессией

Лечение детей с депрессией

При тяжелых случаях, когда ребенок высказывает суицидальные масли, в особенности, когда у него есть конкретный план ухода из жизни, лечение необходимо проводить только в стационаре, в отделении пограничных состояний.

При более легких формах заболевания лечение можно проводить в домашних условиях. Ребенок на протяжении всего курса лечения должен жить обычной жизнью: ходить в школу, заниматься домашней работой, ходить в магазин за покупками.

В педиатрической практике очень хорошо себя зарекомендовал препарат Адаптол. Этот препарат очень хорошо переносится, не имеет побочных действий, не вызывает сонливости. Препарат нормализует сон, улучшает настроение, усиливает устойчивость организма к психо-эмоциональным нагрузкам. Принимать препарат необходимо в дозировке 300 мг по 1 таблетке 3 раза в день. Продолжительность лечения от 2-х недель до месяца. При выраженной симптоматике, адаптол необходимо принимать в дозировке 500 мг 2-3 раза в день на протяжении 3-х недель, а затем перейти на дозировку 300 мг и продолжить прием еще 1 месяц. Этот препарат помимо психо–эмоциональной симптоматики, так же хорошо снимает соматические проявления депрессии: уходит боль, нормализуется температура. Применение адаптола при частых головных болях, болях в сердце, частых повышениях температуры тела, является одним из способов точно установить диагноз и выделить из группы детей пациентов с депрессией.

Так же в амбулаторных условиях можно применять такой препарат, как тенотен. Тенотен является гомеопатическим препаратом, который блокирует некоторые белки головного мозга. Хорошо снижает чувство тревоги, улучшает сон, нормализует аппетит. Препарат способствует улучшению концентрации внимания, нормализации памяти.

В тяжелых случаях применяют антидепрессанты: амитриптилин, пиразидол, азафен. Данные препараты должны применяться только под контролем врача, и желательно только в стационаре.

Но никакое лечение депрессии у детей не будет полным без позитивных изменений в его семье, родители должны принять «настоящего ребенка», его нужды и стремления вместо своих собственных ожиданий, вместо «ребенка своей мечты». При проведении психотерапии работают над укреплением самооценки ребенка, развитием его способности выражать свои чувства, делиться ими, шаг за шагом справляться с проблемами и конструктивно воздействовать самому на сложившуюся ситуацию.

Профилактика депрессии у детей

Для профилактики развития депрессии у детей необходима организация психологической помощи в школах и училищах, детям необходимо объяснить необходимость посещения психолога при возникновении проблем. Необходимо улучшать климат в семье, стараться заниматься какими-нибудь делами всей семьей (пикники, походы в лес, спортивные игры). Интересуйтесь жизнью вашего ребенка, покажите насколько интересно то, чем он увлекается, для вас. Старайтесь знать друзей вашего ребенка, однако, необходимо, чтобы это было ненавязчиво, все должно происходить в форме беседы, когда ребенок сам все рассказывает вам. Обращайте внимание на поведение ребенка, замечайте все новые пристрастия у вашего ребенка.

Самостоятельно ребенок не сможет выйти из депрессивного состояния , поэтому задача родителей вовремя обратить внимание на изменение в личности ребенка и обратиться за медицинской помощью.

Ребенок чаще должен находиться на воздухе, быть активным при дневном свете и отдыхать в полной темноте. Это благоприятно воздействует на весь организм, нормализует биоритмы.

Врач педиатр Литашов М.В.

  • Симптомы детской депрессии
  • Лечение детской депрессии

Мы привыкли употреблять слово депрессия в отношении взрослых (уже писали о том, как бороться с депрессией ). Однако, в некотором смысле, его можно использовать и в разговоре о детях. Как взрослым понять, что творится в душе малыша? Порой, детям пережить личное горе оказывается намного сложнее: они не могут рассказать, что именно с ними происходит.

Депрессия у детей - это совсем не «просто плохое настроение» и не обычный всплеск эмоций, характерный для детского возраста. Если ребенок грустит в течение длительного периода, или в его состоянии замечается агрессия - это подозрительно. Если неожиданно начинают проявляться другие негативные факторы, влияющие на его общение, интересы, учебу (плач, «уход в себя», потеря аппетита) - все это, вполне вероятно, является признаками начинающейся депрессии, и по этому поводу нужно обязательно проконсультироваться с детским психологом.

Депрессия - это проблема, нуждающаяся в корректировке. Но результат консультаций, в подавляющем большинстве случаев - благоприятный. По мнению врачей, наиболее подвержены депрессии дети, родители которых тоже страдают этим недугом. В опасности - дети из неблагополучных семей, например таких, где родители слишком заняты и не уделяют своим детям времени.

Причиной детской депрессии также может стать повышенная чувствительность к сезонным колебаниям климата. Такие ее виды легко распознаются и самими родителями, и врачами. Они лечатся изменением схемы приема лекарств и укрепляющими организм препаратами.

Иногда депрессия вызывается определенными жизненными факторами, болезнью или генетической предрасположенностью.

Пример из практики

На прием к психологу пришла бабушка 6-летней Кати. Бабушка жаловалась, что Катя все время грустит. Девочка мало играла со сверстницами. Психолог попросил ее нарисовать свою семью. Девочка изобразила себя в одном углу листа, а родителей - в другом. Бабушка объяснила: родители - бизнесмены, у них нет времени возиться с ребенком. У психолога состоялся долгий разговор с родителями, в результате выяснилось, что они не понимали, что происходит с ребенком.

Американская медицинская статистика утверждает, что депрессией страдает 2,5 % детей, причем, в младшем возрасте, до 10 лет, намного чаще заболевают мальчики, а после 16 лет - девушки.

Симптомы детской депрессии

Основными проявлениями депрессии у ребенка принято считать:

  • страхи, возникающие без видимой причины;
  • ощущение беспомощности;
  • резкие смены настроения;
  • проблемы со сном, такие как бессонница, постоянная сонливость, или же постоянные ночные кошмары;
  • чувство усталости;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • тяжелые тревожные мысли.

Еще одна группа симптомов депрессии - это ее соматические проявления: жалобы на головные боли или резь в животе, которые не проходят при приеме соответствующих лекарств. Опасны и панические проявления с головокружением, ознобом, сердцебиением, часто сопровождающиеся сильным страхом.

Чаще всего такие проявления сопровождаются апатичностью или постоянной повышенной тревожностью.

Родители и взрослые отмечают и нестандартное поведение, не свойственное ранее ребенку: отказ от любимых игр, раздражительность, агрессивность, проявления тревожности, усиливающиеся вечером и ночью.

У детей младшего возраста более выражены нарушения двигательной активности, жалобы на плохое самочувствие, частый плач. В более старшем возрасте к слезливости и грусти добавляется раздражительность, рассеянность и вялость.

Пример из практики

К психологу обратилась мама 10-летней школьницы Ани. Она рассказала, что Ане ничего не интересно, она перестала делать уроки, дома часто плачет, на вопросы не отвечает. Психолог попросил Аню слепить то, о чем она мечтает. Она стала лепить фигурки гаджетов: планшет, смартфон, компьютер. Оказывается, девочка очень завидовала своим одноклассницам: у них были «крутые» гаджеты, которых она была лишена. Однако мама не хотела с девочкой говорить на эту тему и не могла объяснить ей все так, чтобы девочка успокоилась. А вот одноклассницы с удовольствием дразнили Аню, называя ее «нищей», что очень обижало девочку.

Душа болит и у взрослых, и у детей

У ребенка признаки депрессии выявить достаточно сложно, во-первых, потому, что проявляются они менее четко, а, во-вторых, ребенку трудно развернуто рассказать о своих переживаниях. Поэтому детская депрессия практически всегда замаскирована.

О чем должны всегда помнить ответственные за ребенка взрослые - так это о том, что депрессия в детском возрасте всегда сопровождается жалобами на плохое самочувствие: боли, вялость, изменение внешнего облика. Это приводит к тому, что ребенка показывают педиатру или хирургу, те пытаются выявить причину, и только после того, как выясняется, что физической природы недомоганий нет, ребенка отправляют на консультацию к психологу.

Часто депрессия выражается в виде так называемых «ипохондрических расстройств»: когда ребенок жалуется, что у него тяжелое смертельное заболевание, и пользуется при описании своего состояния пугающими медицинскими терминами, где-то случайно услышанными, например, СПИД, рак. Часто у детей выражены проявления тревоги, при этом, если вначале тревожность беспредметна, позже ребенок начинает переживать и бояться определенных и конкретных вещей: потеряться, потерять маму, того, что мама не придет за ним в сад, что начнется наводнение или война.

Наиболее отчетливо выражены симптомы депрессии у подростков, чаще всего проявляющиеся в мыслях о собственной неинтересности и ущербности. Заметна апатия и утрата воли, когда подросток не способен на активную деятельность и «убивает» время несвойственными его возрасту занятиями, например, бессмысленным катанием игрушечной машинки. Ребенок никак не может приступить к выполнению домашнего задания, при этом ругая себя за проявление лени и отсутствие силы воли. Подросток начинает пропускать некоторые неприятные уроки, а позже может и совсем забросить школу.

Ответственные за ребенка взрослые такие изменения в его характере и поведении чаще всего интерпретируют как лень или влияние плохой компании и применяют дисциплинарные меры, на которые подросток чаще всего реагирует агрессией.

Пример из практики

Отец 13-летнего Данилы обратился к психологу по поводу того, что его мальчик дома часто скучал. Мужчина воспитывал сына один, мать уехала с новым мужем за границу. Отцу казалось, что если он купит много суперсовременных гаджетов, то для мальчика этого будет достаточно. Однако в беседе с психологом выяснилось, что мальчик страдал от отсутствия эмоциональных связей с родственниками: им никто не интересовался…

Лечение детской депрессии

К душевному состоянию ребенка нужно относиться с повышенной чуткостью, откровенно, но спокойно разговаривая с ним о том, что его беспокоит. Если беспокоящие симптомы длятся более 2-3 недель, нужно обратиться к врачу. Для постановки диагноза очень полезны такие методы, как персональные интервью - как с самим ребенком, так и с его родителями.

Основным методом лечения детской депрессии являются психологические сеансы; если депрессия длится долго, возможно назначение антидепрессантов. В этом методы лечения депрессии у взрослых и у детей не отличаются. Однако детский психиатр для лечения депрессии в первую очередь назначит психотерапевтические сеансы, или, например, игровую терапию для малышей. И только убедившись, что она не приносит достаточного эффекта, назначает антидепрессанты. Риск детских депрессий ощутимо ниже в семьях со спокойной обстановкой, тех, где уважают ребенка, его настроения и желания. Воздействие на депрессивного ребенка требует настойчивости, и, в то же время, предельной корректности, а также сопереживания в эмоциональном плане.

Советы психолога, как же помочь ребенку справиться с депрессией?

Взрослые не всегда в состоянии ясно понять, насколько серьезно состояние ребенка, поскольку на детские проблемы склонны смотреть со своей «взрослой» точки зрения. Тем не менее, не так мал процент детей, которым трудно справиться с самыми обычными нагрузками. Даже если взрослому кажется, что проблемы ребенка незначительны, самому ребенку они могут казаться непреодолимыми. Не думайте, что вы точно понимаете то, что чувствует ребенок в данный момент, серьезно отнеситесь к его страхам:

  1. Важно уметь управлять собственными эмоциями и поведением. Так как причины не всегда понятны родителям, они могут чувствовать свою вину в состоянии ребенка, страдающего депрессией, и, сами не желая этого, передавать - «транслировать» такое состояние ребенку. В результате он будет чувствовать, что его не понимают. Действительно, общаться с ребенком в таком состоянии очень непросто, поэтому рекомендуется пройти курс семейной терапии.
  2. Проводите с ребенком каждый день какое-то время наедине, ребенок должен понять, что вы всегда готовы его выслушать без осуждения.
  3. Занятия спортом укрепят здоровье, причем, не только физическое, но и психическое. Если ребенок слабый, можно начать с прогулок в парке или бассейна. Как показывают современные исследования, лучшим средством от детской депрессии является аэробика. Это одновременно - бодрая музыка, разнообразные движения и быстрый ритм. Все это поможет ребенку преодолеть депрессию.
  4. Важную роль играет рацион питания. Яркие овощи и фрукты, например, апельсины и морковь - хорошее подспорье в борьбе с депрессией. «Антидепрессивная» диета должна включать в себя бананы и шоколад, в которых есть эндорфины, а также продукты, содержащие тиамин: гречку, орехи и бобовые. Зимой необходимы солнечные ванны и прием поливитаминов.
  5. В семье должно быть радостно. Можно дарить друг другу подарки, устраивать совместные игры или шутливые конкурсы, приглашать гостей, дурачиться под веселую музыку. Знаете, как сказал один из знаменитых врачей прошлого? Когда в город приезжает цирк, для здоровья его жителей это не менее важно, чем открытие нескольких аптек: дарите ребенку веселье.
  6. Следует внимательно следить, что именно читает ребенок, и ограничивать просмотр агрессивных телепередач. Рекомендуется внести изменения и в интерьер комнаты ребенка, сделав его более ярким и радостным.
  7. Действенным способом борьбы с депрессией является песочная терапия.
  8. Японцы постоянно улыбаются - такую привычку вырабатывают у японских малышей с раннего детства. Ученые доказали, что не только радость и веселье вызывает улыбки, но и улыбка сама по себе приводит к улучшению настроения - рефлекторно. Научите улыбаться своих детей.

Пример из практики

Маленького Женю привели к психологу, потому что мальчик был очень раздражен. Родители сказали, что собираются разводиться - и мальчик об этом узнал. Психолог попросил 11-летнего Женю нарисовать свою семью. Выяснилось, что папа для мальчика на рисунке - однозначно «черного» цвета. Ребенок перенял негативный взгляд мамы на мужчину в семье и был очень расстроен. Психолог помог провести процедуру развода в семье так, чтобы у Жени осталось положительное отношение к обоим родителям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .