Все начинается с работы над. Как работать над собой. Приступаем к самосовершенствованию

2. Основные этапы работы над сценарием театрализованного действа

Изучая и анализируя произведения различных видов искусст­ва, мы видим, что в разном материале, в разных принципах пост­роения художественного образа их объединяют одни и те же ха­рактеристики. Так, прежде всего, всем произведениям искусства присуще отражение жизни в её индивидуальной конкретности и неповторимой характерности. Посредством каждого художествен­ного произведения происходит утверждение идеи, раскрытие лич­ностного отношения автора к изображаемой действительности. Каждое произведение искусства - это обращение автора к уму, эмоциям и фантазии широкого круга людей. Поэтому не случайно великий реформатор театра Константин Сергеевич Станиславский, обращаясь к режиссёрам театра, писал: «Режиссёр - это тот, кто умеет наблюдать жизнь и обладает максимальным количеством знаний во всех областях, помимо своих профессионально-театраль­ных. В нашу жизнь вошла неотъемлемой частью политика, а это значит, что вошла мысль о государственном устройстве, о задачах общества в наше время, значит, и нам, режиссёрам, теперь надо много думать о своей профессии и развивать в себе особое режис­сёрское мышление» (54, 29). Это высказывание известного деяте­ля театра о сущности режиссёрского искусства напрямую отно­сится и к профессиональной деятельности режиссёров театрали­зованных представлений и праздников. Более того, все вышепере­численные задачи, поставленные К.С. Станиславским перед ре­жиссёрами театра, режиссёрам театрализованных представлений и праздников необходимо решать уже на первых этапах творчес­кого процесса создания театрализованных действ, а значит, уже в период работы над сценарием. Приступая к сценарной работе, не помешает также вспомнить наказ профессора Калифорнийского университета Ричарда Уолтера, который говорил: «Первая, после­дняя и единственная заповедь сценариста - будь достоин аудито­рии, дорожи её мнением, вниманием и временем. Единственное и нерушимое правило сценарного творчества: не быть скучным» (61,5). Эти напутствия известного кинодраматурга мы должны воспринимать как призыв идти в ногу со временем, быть в курсе всех событий, поднимать и решать современные проблемы, звать аудиторию к вершинам совершенствования и гармонии. «Режиссёр, - пишет Н.М. Горчаков, - должен уметь думать сам и должен так строить свою работу, чтобы она возбуждала у зрителей мысли, нужные современности» (22). И положиться здесь можно только на свою эрудированность, гражданскую зрелость, а также на лич­ную заинтересованность в инициативно-новаторской и творческо-поисковой деятельности.

Чтобы разработать сценарий театрализованного действа, не­обходимо пройти все стадии творческого процесса создания лю­бого художественного произведения, в основе которого лежит глубокое познание жизни. Без изучения и творческой перера­ботки впечатлений и знаний действительности невозможен про­цесс создания художественного замысла, а значит - и процесс его реализации и воплощения в конкретном произведении ис­кусства.

В практике работы над сценариями различных форм и разно­видностей театрализованных представлений и праздников выде­ляют три ключевых этапа работы сценариста:

I этап - создание идейно-художественного замысла сценария;

II этап - отбор сценарного материала;

III этап - монтаж сценарного материала в сценарий театрали­зованного действа;

Эти этапы творческого процесса работы по созданию сцена­риев театрализованных представлений и праздников наиболее выявляют специфику сценарной работы. Однако при этом необхо­димо заметить, что такой подход нисколько ни противоречит ос­новным законам творчества, так как названные этапы работы над сценариями театрализованных действ вбирают в себя все стадии творческого процесса создания художественных произведений. В свою очередь, акцент на данных этапах помогает сценаристу со­средоточиться на ключевых моментах творческого процесса рабо­ты над сценарием. Интересен подход к этому вопросу О.И. Мар­кова, который в своём пособии выделяет шесть основных этапов работы над сценариями театрализованных представлений:

    создание смыслового каркаса (выбор и анализ темы, анализ проблемы, разработка сценических заданий блокам, эпизодам и единицам сценической информации);

    разработка замысла (всего сценария, блоков, эпизодов и еди­ниц сценической информации);

    разработка сюжета (всего сценария, блоков, эпизодов и еди­ниц сценической информации);

    отбор художественных средств;

    монтаж (единиц сценической информации, эпизодов, блоков);

    литературная запись сценария (литературная обработка сце­нария).

Такой подход к творческому процессу работы над сценарием вполне оправдан и помогает, особенно начинающему сценаристу, ничего не пропустить в ходе его творческой деятельности, следо­вать от одного этапа к другому, последовательно выполняя твор­ческие задачи, стоящие перед ним на каждом этапе работы. Вмес­те с тем, сколько бы этапов работы мы ни выделяли, чтобы со­здать полноценный сценарий театрализованного действа, сцена­ристу необходимо овладеть множеством творческих операций, которые потребуется выполнить на каждом этапе его творческой деятельности.

Так, на первом этапе работы над сценарием театрализован­ного действа происходит:

    выбор и анализ темы;

    поиск и выявление проблемы в рамках выбранной темы;

    Постановка педагогической цели будущего театрализованного действа;

Определение идеи;

Для того, чтобы произвести эти операции, сценаристу необхо­димо пройти трудный путь по накоплению знаний и эмоциональ­ных впечатлений в процессе изучения и анализа документального и художественного материала вокруг празднуемого события. В связи с этим творческий процесс работы над сценарием начинает­ся с решения сценаристом следующих задач:

Выявление и изучение события, которому будет посвящен сценарий;

    тщательное и глубокое изучение жизненного и художественного материала;

    изучение психолого-педагогической характеристики аудито­рии будущего театрализованного действа, её интересов и потребностей;

    выбор и изучение возможностей места проведения театрализованного действа;

    выявление творческих и финансовых возможностей воплощения сценария будущего театрализованного действа.

Только решив поставленные задачи, сценарист сумеет опреде­лить идейно-тематическую основу будущего сценария, выявить его педагогическую цель и найти художественно-образное решение предстоящего театрализованного действа.

В свою очередь, процесс поиска художественно-образного ре­шения содержания театрализованного действа требует от сцена­риста:

    определения формы будущей программы;

    выявления жанрового решения театрализованного действа.

    определения сценарно-режиссерского хода и приёма театра­лизованной программы;

Второй этап работы над сценарием театрализованного дей­ства предполагает отбор сценарного материала. На данном этапе работы сценарист должен отобрать из множества различных жиз­ненных фактов, свидетельств, материалов о конкретных людях, разнообразных историй и легенд, связанных с празднуемым событием и привлекших внимание и интерес сценариста в процессе изучения и накопления сценарного материала, только тот материал, который и составит основу будущего сценария. На данном этапе происходит и отбор необходимого художественного материала, подобранного сценаристом на первом этапе творческого процесса. Верно и точно отобрать нужный сценарный материал сценарист сумеет лишь при­держиваясь определённых принципов отбора документального и художественного материала, выявленных и зарекомендовавших себя в сценарной практике. Знание этих принципов - основа успешной работы сценариста. Главенствующую роль в отборе сценарного ма­териала играет сценарно-режиссёрский замысел.

Третий этап работы над сценарием - монтаж сценарного материала. Он вбирает в себя выполнение следующих творческих операций:

    разработку композиции всего сценария и каждого эпизода в отдельности, что потребует соблюдения законов целостности, вза­имосвязи и соподчиненности частей целому;

    выстраивание сюжета сценария и каждого эпизода;

    монтаж сценарного материала;

    литературную работу над сценарием.

В результате выполнения этих задач на 3-ем этапе творческого процесса сценарист завершает работу над сценарием.

Так, последовательно пройдя все этапы творческого процес са, сценарист сумеет получить результат своей работы - сцена рий театрализованного действа.

Таким образом, творческий процесс работы над сценарием потребует от сценариста-режиссёра не только большого усердия, энтузиазма, концентрации своих интеллектуальных и творческих возможностей, но и знаний технологии работы над сценарием. «Процесс сочинительства сценического произведения - главней­ший этап на пути создания массового действа. Он длителен, по­рой мучителен, тяжёл, но необходим для художника и приносит больше удовлетворения, чем успех конечного результата поисков - сценического произведения», - пишет известный режиссёр те­атрализованных представлений И. Шароев (73, 19).

Чтобы глубже постичь суть этого сложного творческого про­цесса, понять специфику работы по созданию сценария театрали­зованного действа, попытаемся проследить каждый его этап бо­лее обстоятельно.

« - А с чего начинается первый шаг к Богу?
- Я бы сказал с честности, с честности перед самим собой. Вот когда человек, задаёт себе вопрос «кто я?», честно, и начинает смотреть, для чего он, что он? Просто набор различных молекул, и все остальное? Такая сложная машина, для чего она нужна? Когда он начинает опять-таки: «почему я здесь?», «для чего, и кто я?». Вот с первого вопроса «Кто Я?» и начинается путь к Богу. Ну, или наоборот в другую сторону, в зависимости, какой ответ он выберет сам себе, и кто им будет управлять в данный момент».

Из передачи “Грядущие катаклизмы. О взаимоотношениях людей. Возрождение человечности. Истина на всех одна ”

Познавая свой внутренний мир, человек преобразовывает себя внутри, а затем и внешнее преобразовывается в соответствии с его внутренним. Ничего не нужно менять вокруг, просто начни с себя. Когда личность человека начинает чувствовать Духовный Мир, она радуется, а сознание в этот момент бесится. Человек всегда стоит на Выборе двух дорог, и чтобы выбрать одну из них, нужно прочувствовать, какая из них истинна, а какая - ложь. Дорога к Богу - чувствуется, а к Дьяволу - показывается! Не всё, на что ты смотришь, — Истина, только чувства никогда не предают. Жить в этом мире, прозябать в материи, или выбрать Духовный мир, который зарождается здесь, а там, а там он только начинается - путь в Вечность.

Духовная работа над собой - это твёрдость Выбора

Внутреннего Выбора. И как только выбираешь этот путь, ничего не теряешь, а до этого сознание шептало, что можешь потерять всё. На Пути к Богу ничего не теряется, там только приобретается. Но сознание всё равно не отстаёт, ведь для него Твой Выбор к Богу становится смертью. Если голос в голове говорит: «ты можешь много чего потерять», «ещё не туда пойдёшь», «лучше начни завтра, сегодня не тот день», «этот мир лучше, сам посмотри, тут всё реально, а там неизвестно, что будет». Это всё сознание говорит, у него задача такая - отвлекать. Оно выполняет свою работу. Укрепляя Личность в Выборе. Ведь известно, что сознание взрослей Личности, оно развивается быстрее, чем Личность.

Тело, сознание, мозг - инструменты материального мира, и чтобы понять это, нужно в первую очередь "проснуться", и как только уловил ниточку соприкосновения с Духовным миром, не отпускать её. Не идти на поводу у сознания, хоть оно и кричит всегда громко. Нужно просто прислушиваться, что говорит тишина. Личность знает, что там её Дом, оттуда она пришла и туда должна вернуться. Только враг, ловец Душ, не дремлет, он постоянно начеку: забрасывает мысли, делает всё, лишь бы привлечь к себе внимание.

С чего начинается первый шаг к Богу

Понимание этих моментов и наблюдение за тем, что происходит в моей голове («за моим ли желанием такой кипишь в голове?», «хоть одна моя мысль есть, которую я сам себе создал?»), позволяет Личности оглянуться вокруг, немножко задуматься, заставить сознание ответить на эти вопросы. Вот тут и зарождается первый шаг к Богу! Сознание заходит в тупик от таких «проделок» Личности.

«Личность - это всего лишь зародыш индивидуального Сознания возможного будущего Духовного Существа. Сама по себе она ничего не представляет в духовном плане. Душа же заключает в себе большой потенциал. Но без слияния Души с Личностью, этот потенциал может быть растрачен впустую. И только когда, условно говоря, происходит резонанс вибраций, своеобразное слияние, «оплодотворение» Души Личностью, только тогда и рождается новое, бессмертное Духовное Существо с индивидуальным сознанием и большим духовным потенциалом. В этом и заключается смысл человеческого существования: либо победа Жизнью, либо поражение Смертью».

Из книги "АллатРа" (ст.149)

Сознание знает, что будет, когда Личность станет Духовным Существом. Оно будет служить Ему. И сознание всячески пытается отвлечь Личность, затуманить её, чтобы она не знала, какой у неё есть шанс, и какой «Должный пост» она может занять. Пока Личность отдает своё внимание сознанию, оно питается, растёт, радуется, но как только Личность поймёт, что сокрыто от неё, сознанию придётся служить и выполнять задания Личности.

«Поэтому, когда идут явные его противостояния в виде лени, нежелания, отговорок, нужно вдвойне собраться с силами и начать духовно работать над собой. Нужно, наоборот, увеличить время медитации, погружаться несмотря ни на что ещё глубже по чувствам, ещё настойчивее стучаться в духовный мир и восстанавливать свой спасительный искренний Диалог с Богом. Нужно как минимум два раза в день делать духовные практики, а в течение дня не утрачивать связь со своим внутренним миром, с Душой, с ощущением присутствия Бога. И тогда это станет не просто образом жизни, это станет той духовной дорогой, которая с каждым шагом будет приближать тебя в Вечность».

Из книги "АллатРа" (ст.778)

С каждым днём нужно укрепляться в Духовном становлении Своей Личности. Тяжело по началу, потому что темно, идёшь на ощупь, но потом становится светлее и ты видишь путь, достижения, внутренние и внешние изменения вокруг себя. Главное начать и не думать, что будет, знать, что уже есть эта нить. Серебряная нить - навигатор в Духовный мир. Глубинные чувства не лживы, они полны и реальны. И нет никакой иллюзии в достижении счастья, оно уже есть - внутри, Врата в Духовный Родной Мир.

«Духовная работа над собой многогранная в каждом дне. Она предполагает не только труд при помощи духовных инструментов, но и наработку чистоты мыслей, дел и поступков, достойных звания Человека».

Из книги "АллатРа" (ст. 705)

«Настоящее жертвоприношение Богу - это когда человек на алтарь своей жизни приносит в жертву своё Животное начало, то есть отказывается от множества своих желаний, помыслов, иллюзий скоротечных и временных, открывая тем самым себе духовный путь к истинной Вечности - в Мир Бога».

Из книги АллатРа (стр. 713)

Основа Настоящей Духовной работы над собой - это Внимание.

«Людям важно помнить, что в их повседневной жизни ключевой момент - это внимание. Чему человек уделяет и отдаёт в своей жизни внимание (каким мыслям, предпочтениям, желаниям), то и получает. Жизнь в своём настоящем проявлении, есть информационный обмен, далеко не ограничивающийся тем узким спектром видимых и слышимых частот, которые человек отчасти воспринимает в трёхмерном мире. Я уже рассказывал на образном примере информационных кирпичиков, что информация есть везде и она присутствует во всём. Она существует вне времени и пространства, ибо она образует всё, в том числе время и пространство. Информация постоянно воздействует на индивида. Но лишь тогда, когда он начинает отдавать ей внимание, то есть совершает свой выбор, информация начинает полноценно работать в нём, согласно своей программе. То есть происходит задействование структур человека, связанных не только с трёхмерным миром (например, сознания, подсознания), но и с общей его энергетической конструкцией. Личность незаметно для себя начинает жить этой информацией, она становится частью её реальности. Поэтому человек своим выбором и творит свою последующую судьбу, уделяя внимание той или иной информации. Наделяя её силой своего внимания, по сути, он наделяет жизнью заключённую в ней программу, которая и преобразовывает его жизнь в ту или иную реальность».

Самосовершенствование и саморазвитие являются движущими силами улучшения самого себя, своей жизни, а также общества в целом. Каждый человек должен осознавать, что всё начинается с него самого, и только он один способен сделать свою жизнь интересной и увлекательной.

Саморазвитие — способ улучшить качество своей жизни

Существует множество направлений, по которым может проводиться работа над собой. Психологи рекомендуют для начала составить подробный план и следовать ему.

Постановка целей

Прежде чем заняться саморазвитием, нужно определиться, каким сферам жизни стоит уделить особое внимание. Без плана будет практически невозможно добиться желаемых результатов.

В психологии практикуется создание «Колеса жизни» для определения целей и путей их достижения. Этот способ довольно прост, и воспользоваться им может любой желающий. Для этого на листе бумаги рисуется круг. Его разделяют на 8 частей, каждую нужно оценить по десятибалльной шкале:

  • семья (любовь) – гармония во взаимоотношениях с близкими людьми, желание возвращаться домой после трудового дня, а также домашний уют;
  • здоровье (спорт) – наличие хронических болезней, лишнего веса, достижения в спорте и здоровое питание;
  • досуг – отдых, путешествия, хобби и т. д.;
  • личностный рост – образование, новые знания или навыки;
  • яркость жизни – запоминающиеся моменты, удовлетворенность своей жизнью;
  • финансовое состояние – материальная независимость, довольство зарплатой, наличие денежной подушки безопасности;
  • друзья – общение, совместное времяпрепровождение, помощь в самореализации;
  • карьера – возможность профессионального роста, удовольствие от выполнения рабочих задач.

Каждый сектор «Колеса жизни» разделяют на 10 равных частей от его центра к его краю. В зависимости от того, какой балл был присвоен каждому разделу, заштриховывают такое же количество делений.

В идеале внутри круга должна получиться полностью заштрихованная окружность. Она является показателем гармонии между всеми аспектами жизни. Благодаря этой методике стразу становится видно, что нуждается в первостепенной работе, чего не хватает человеку для развития и гармонизации жизни.

Мотивация

Для того чтобы достичь определённых успехов на этом поприще, необходим сильный стимул, или как это принято называть в психологии – мотивация. Это то, ради чего личность готова идти вперёд, что даёт силы для работы над собой.

Самый распространенный способ себя мотивировать – визуализировать то, к чему стремишься. Это может быть фото или символическое изображение. Такой предмет должен находиться в том месте, где будет постоянно попадаться на глаза.

Часто в роли мотивации выступают близкие. Это могут быть дети, родители или просто нуждающиеся люди. Иногда даже разъедающее чувство зависти может стать неплохой мотивацией к саморазвитию.

Визуализация — отличный способ мотивации

Приступаем к самосовершенствованию

Работа над собой очень тяжёлый и длительный труд. Вне зависимости от того, к какому социальному слою относится человек, он может улучшить себя самого и свою жизнь, как только начнёт действовать. Начать саморазвитие лучше с чтения специальной литературы.

Литература

Основы саморазвития личности лежат в познании новой информации и овладении новыми навыками. Личностный рост человека всегда начинается с повышения его культурного уровня. Те, кто много читает, лучше могут сформулировать свою мысль, их речь красива и правильна.

Также широкой популярностью пользуются книги об основах саморазвития личности. Их существует огромное количество, и выбрать из этого перечня будет довольно просто. Чаще всего психологи рекомендуют:

  1. «Будь лучшей версией себя» М. Д. Раян. Книга об обещаниях самому себе, хороших привычках и способах их выработки.
  2. «Целая жизнь» М. В Хансен, Л. Хьюит, Д. Кэнфлд. Тут поднимается вопрос о постановке правильных жизненных ценностей и о том, как важно самоутверждение.
  3. «Выйти из зоны комфорта» Б. Трейси. Лидирующее издание, затрагивающее личностный рост в психологии. В ней рассматривается план работы над собой с помощью пренебрежения своими жизненными устоями.
  4. «В этом году я…» Д. Вальдшмидт. Раскрывает основные способы развития, и показывает жизненные примеры успешных людей.

Прочитав хотя бы одну из этих книг, человек переосмысляет ценности и получает мотивацию для дальнейших действий. Не нужно скептически относиться ко всему, что там написано, но и слепо следовать тоже не стоит. Любой план должен быть адаптирован под конкретного человека.

Отказ от привычек

Работа над собой требует улучшений не только в интеллектуальной сфере. Человеку в первую очередь необходимо избавиться от вредных привычек. Одни из них отнимают его здоровье, а другие – время.

Стремление к саморазвитию нужно начинать со здорового образа жизни. Если бросить курить сразу не удаётся, то нужно развивать силу воли и бороться со своими желаниями. То же самое касается алкоголя, наркотиков, любви к вредной пище и пассивному образу жизни.

Привычки, отнимающие свободное время, не что иное как интернет, телевидение, лень и т. д. Отказавшись от одного из этих пунктов, можно освободить несколько часов для того, чтоб провести время с семьей, отдохнуть или поработать.

Принцип 21 дня

Известно, что для закрепления привычки необходим 21 день. На основе этого принципа созданы многие способы саморазвития и программы по оптимизации своей жизни, дома или отношений.

Самыми популярными из них являются:

  1. «Фиолетовый браслет» – человеку необходимо носить на одной руке браслет сиреневого цвета на протяжении 21 дня. Но есть одна важная деталь: как только личность жалуется, сердится, или ругается с кем-то, то браслет надевается уже на другую руку, и отчёт начинается сначала.
  2. Система «Флай Леди» – улучшение своего жилища и создание уюта. В течение 21 рабочего дня предлагается разделять работу по дому на небольшие части, и шаг за шагом выполнять их. К концу курса большинство повседневных забот доходят до автоматизма, и человек делает их, абсолютно не задумываясь и не заставляя себя.

Выполняя одно и то же действие в течение этого срока, можно ввести правильные, полезные привычки в свою жизнь. Так можно приучить себя выпивать стакан воды натощак или каждый день выполнять необходимую работу.

Система поощрений

Как для мужчин, так и для женщин в любом пути саморазвития важен не только конечный результат, но и промежуточный. Дробное движение вперёд значительно эффективнее, чем наличие одной большой мечты.

Для того чтобы было проще проходить множество отрезков, нужно разработать для себя систему поощрений. Это может быть что угодно в зависимости от предпочтений и возможностей человека. Кто-то вознаграждает себя новой вещью или поездкой за границу, а для кого-то роскошью будет чашечка свежесваренного кофе или шоколадный торт.

Главное, чтобы поощрение приносило физическое или моральное удовлетворение. Это становится хорошей мотивацией и открывает второе дыхание.

Путешествие — отличное поощрение за успехи

Ошибки

Довольно часто человек бросает заниматься саморазвитием только потому, что потерпел неприятное поражение в самом начале своего пути. Первые неудачи выбивают из колеи и разрушают веру в свой успех. Чаще всего это происходит из-за неправильно расставленных ценностей.

Для начала нужно понять, что самореализация личности не подразумевает погоню за каким-то мифическим результатом. Его нужно не только найти, но и правильно обозначить. Также важной частью подготовки является дробление плана на несколько частей. Это упростит выполнение задач и поможет сконцентрироваться на главном. Попытки охватить все и сразу в конечном счете не приведут ни к чему.

Многие впечатлительные люди ведутся на рекламу в сети, где им обещают помочь с личностным ростом всего за пару занятий. Конечно, такая уникальная техника стоит немалых денег, которые непосвящённые сразу же кладут на счёт шарлатана. Нужно понимать, что такой трудный путь невозможно пройти за пару дней.

Заключение

Психология саморазвития личности сложная наука. Тут необходим индивидуальный подход к каждому человеку, ведь универсально способа для всех просто не существует. Психологи, которые проводят тренинги и вебинары на эту тему, обычно набирают небольшие группы учеников, чтобы иметь возможность уделить внимание каждому из них.

Встать на путь саморазвития может каждый. Но важно не просто захотеть поменять что-то в своей жизни, а приложить к этому максимум своих сил и возможностей. Сейчас существует множество источников, откуда можно узнать о саморазвитии, но всю полученную информацию нужно фильтровать, а не просто слепо следовать указаниям.

Школа управления

Если вы хотите сделать свой стиль управления более эффективным, то найдете здесь ряд стоящих практических рекомендаций.

Вересов Н.Н.

Типичные управленческие ошибки и способы их устранения

Спору нет, сильная (доминантная, креативная, уверенная, целеустремленная) личность - непременное условие профессионального успеха руководителя. Формирование в себе качеств сильной личности - одно из обязательных условий работы управленца над собой. Но как соотносятся между собой «сильная личность» и «сильный руководитель»? Можно быть сильной личностью и при этом не быть сильным руководителем, а вот сильные руководители, как правило, являются сильными личностями. Проблема, следовательно, в том, чтобы руководитель включал в свою работу над собой развитие чисто управленческих качеств.

С чего начинается работа над собой?

С чего начинается работа над собой? Во-первых, с осознания своих сильных и слабых сторон, во-вторых, с преодоления некоторых стереотипов сознания, мешающих строить эффективные отношения с людьми и блокирующих возможности для собственного развития, для творческого отношения к профессии и жизни.

Основные качества хорошего, «сильного» руководителя

Имеет высокую сопротивляемость фрустрации, то есть состояниям, возникающим при столкновении с препятствиями, которые кажутся непреодолимыми

Умеет общаться с людьми

Способен отказаться от своей точки зрения, если подчиненные докажут, что она неоптимальна

Обсуждает свои качества, принимает критику, но при этом сохраняет уверенность в себе

Сдержанно принимает и победы и поражения

Проигрывает без чувства поражения, немедленно принимаясь за новые проблемы

Энергичен

Компетентен в проблемах управления

Любит управлять, организовывать дело

Умеет расположить к себе

Видит изменения и внутри и вне организации

Готов к изменениям и к тому, чтобы их начать

Способен нести ответственность за решения

Умеет продуктивно использовать свое время

Некоторые из этих признаков непосредственно связаны с личностными качествами, происходят из них (сопротивляемость, общительность, выдержка, уверенность в себе и т.д.). А другие (способность видеть изменения, компетентность, умение использовать время и т.д.) - чисто управленческие, для выработки которых нужны специальные усилия. Отдельные из этих качеств, например, компетентность в управленческих проблемах, приобретаются в процессе специального обучения. Таким образом, сильная личность и сильный руководитель - явления близкие, но не идентичные. Для того чтобы организовать работу коллектива по достижению поставленных целей, одной силы, даже силы принуждения, явно недостаточно.

Управление - специфическая деятельность

Управление - специфическая деятельность, предъявляющая к человеку специфические требования. К примеру, в корпорации «Дженерал моторс» они такие:

1. Компетентность. Каждый управленец должен знать, что делать и как делать свою работу наилучшим образом. Это, конечно, не исключает того, что каждый работает в своей, только ему присущей манере. Компетентность культивируется достаточно оригинальным способом - исходя из идеи о том, что руководитель не может позволить себе учиться на собственных ошибках. Знания по управлению можно получать либо в результате специального обучения, либо в результате тщательного анализа ошибок других и собственного опыта.

2. Достоинство и ответственность. Требование подходить ко всем делам с достоинством и ответственностью - это больше, чем просто деловая этика. Каждый руководитель точно знает: за какую работу и по каким критериям он несет абсолютную ответственность. Эта ответственность никогда, ни при каких обстоятельствах не может быть передана кому-то другому (подчиненному), даже в тех случаях, когда руководителя нет на рабочем месте. Отсюда и достоинство, ведь оно определяется постоянным кругом ответственности.

3. Чувство нового и умение рисковать. Чувство нового развивается в результате постоянного изменения, улучшения способов выполнения старых, стандартных задач. Чувство нового - это устойчивый результат постоянного поиска нового, что, конечно, связано с риском. Это поощряется в деятельности каждого руководителя. Но важно не просто желание и способность идти на риск - важно умение рисковать. Руководитель, умеющий рисковать:

Готов эффективно использовать все имеющиеся у него ресурсы;

Готов к риску;

Способен планировать свои действия (планирование не исключает риска, скорее наоборот: хорошее планирование вооружает тех, кто способен рисковать).

4. Чувствительность и подвижность. Чувствовать происходящее, основные тенденции в развитии дела и подчиненных, своевременно улавливать настроение людей, их нужды, потребности - значит, еще и уважать мнение других (имея свое собственное), и быть готовым к изменениям. Такое качество культивируется путем поощрения новых идей, стратегических решений на любом уровне подчинения. Предвидение проблемы позволяет справляться с ней задолго до того, как она встанет в полный рост. В результате экономятся и время и деньги.

5. Высокая работоспособность. Работоспособность - это не только способность долго и качественно работать. Это умение оптимально организовать свой труд, что измеряется количеством решаемых важных вопросов в единицу времени. Это и терпение, без которого невозможна длительная напряженная работа.

Даже этот беглый обзор управленческих требований показывает, что сильная личность не всегда может быть сильным руководителем. Специфика управленческой деятельности такова, что исключительно важно то, на что и куда направлена сила. В компании «Дженерал моторс» названные требования предъявляются к руководителям любого ранга. В равной степени стимулируется и то, чтобы все руководители сами себе предъявляли эти требования. Но едва ли можно представить себе управленца, в равной мере обладающего всеми перечисленными качествами. Речь здесь, скорее, об идеале, к которому надо стремиться. В реальности каждый руководитель ищет и находит свой стиль, собственное сочетание личностных качеств, управленческих способностей и умений. И вряд ли найдется хоть один, «на все 100» соответствующий этим требованиям. Вместе с тем любой руководитель «на все 100» должен не соответствовать характеристикам слабого управленца. Знать, каким быть не надо, - это первый шаг к тому, чтобы найти свой путь и свой стиль в управлении.

Типичные черты слабого руководителя

Каковы же общепризнанные типичные черты слабого (плохого) руководителя?

Слабый руководитель:

Всегда сталкивается с массой неожиданных, непредвиденных обстоятельств , тратя на устранение их колоссальное количество времени и сил. «Вот тебе и раз!», «Все у нас не слава Богу!», «Где тонко - там и рвется», - так или примерно так можно охарактеризовать обычные неприятности, которые ежедневно, а то и ежечасно преследуют его. Потому, во-первых, что он не может предугадать, почувствовать приближение проблем и подготовиться к их появлению заранее. Во-вторых, все время постоянно занимается второстепенными вопросами, выпуская из вида главное - стратегические задачи, которые, если пустить их на самотек, порождают эти самые злополучные «непредвиденные обстоятельства».

Убежден, что знает дело и умеет его делать лучше всех , поэтому все старается делать сам. В основе этого - непонимание по крайней мере двух важнейших аксиом управления, а именно: ежедневно руководитель должен решить гораздо больше задач, чем он физически способен. Поэтому профессионал распределяет часть задач среди своих подчиненных, делегируя им также и соответствующие полномочия. Он просто вынужден это делать и хорошо знает, как это делать правильно; многие работники знают свое дело не хуже, а лучше, чем шеф. Кто производит, тот не управляет, кто управляет, тот не производит. Дело руководителя - управлять, то есть производить нечто руками других людей, а не собственными. Профессиональный управленец организует людей на труд и знает, как делать это максимально эффективно.

Старается вникать во все, поэтому практически не имеет времени . Зачастую гордится своей занятостью. Принимая посетителей, одновременно разговаривает по телефону, подписывает приказ и дает устные распоряжения подчиненным. Если этот стиль работы не является имитацией бурной деятельности (что, конечно же, встречается), я назвал бы его принципом Юлия Цезаря. Как известно, этот римский император славился своей способностью делать несколько дел одновременно. Думаю все же, что для современного руководителя это не самый лучший пример для подражания - ведь Юлий Цезарь плохо кончил, и в этом смысле никто не может быть исключением.

Заваливает бумагами письменный стол . При этом совершенно непонятно, какие из них важные, какие срочные, а какие вообще не нужны. При таком «порядке» на рабочем столе руководитель не только зачастую не может найти нужный ему в данный момент служебный документ, но и демонстрирует окружающим - прежде всего сотрудникам - неумение или нежелание организовать свой труд, установить приоритеты в делах.

Работает с раннего утра до позднего вечера, порой даже ночами . Часто имеет вид человека, загруженного до предела, «не дающего спуску ни себе, ни подчиненным». Ничего, кроме сожаления, такой руководитель не вызывает. Почему? Потому что он явно игнорирует некоторые основные заповеди эффективного управления, а именно:

Каждое дело занимает все время, которое отпущено для его выполнения;

Работа дольше 8 часов крайне непродуктивна, и за нее платится слишком высокая цена.

Его портфель «раздут» от бумаг, которые он носит с работы домой и назад . Единственная реальная польза этого занятия в том, что перетаскивание портфеля может в некотором смысле заменить физические упражнения. (Так, знаменитый русский борец Иван Поддубный ходил с пудовой тросточкой для поддержания спортивной формы.) Папка для бумаг, легкий дипломат - вот к чему нужно стремиться.

Решение любого, а тем более важного, вопроса старается отложить . Надеется, что вопрос либо решится сам, либо его решит кто-то другой. Если берется за проблему, то никогда не решает ее до конца. В результате груз нерешенных проблем все больше и больше давит на него, вынуждая совершать управленческие ошибки.

Обладает «черно-белым» мышлением . Все видит только белым и только черным, его оценки всегда однозначны, категоричны, не имеют оттенков. Это приводит к тому, что он теряет возможности для компромисса. «Пан или пропал!» не лучший девиз для руководителя.

Придает слишком большое значение случайным, незначительным деталям , не умея отличить главное от второстепенного, важное от неважного, существенное от несущественного. Раздувает детали, склонен «из мухи делать слона».

Старается принять наилучшее решение вместо выполнимого . И забывает, что ни одно решение, тем более управленческое, не может устраивать абсолютно всех, абсолютно всем нравиться. Искусство управления, кроме всего прочего, заключается еще и в том, чтобы выбирать решение не из множества возможных (идеальных), а из реально имеющихся, реально выполнимых. Максимально эффективное решение при минимальном ущемлении интересов - главный ориентир современного управленца.

Желает иметь репутацию хорошего руководителя и делает это оригинальным образом : либо фамильярничает с подчиненными (вариант «рубаха-парень»), либо использует принцип открытых дверей, когда в его кабинет идет кто хочет, когда хочет и по какому угодно вопросу.

Стремится избегать ответственности, склонен валить вину на других , короче говоря, ищет «козла отпущения».

Присваивает себе успехи своего коллектива и отдельных сотрудников , следуя принципу «их успехи были бы невозможны без моего чуткого руководства».

Слабый руководитель обнаруживает свою слабость вопреки своему грозному виду, поскольку совершает множество управленческих ошибок, порой элементарных. Рассмотрим некоторые из них.

Семь типичных управленческих ошибок и способы их устранения

Перенос решения на завтра, на неопределенный срок, откладывание .

Основой этой ошибки может быть:

Надежда на то, что вопрос каким-то образом решится сам собой или его решит кто-то другой;

Отсутствие ясного и четкого представления о том, чего руководитель на самом деле хочет добиться.

У откладывания как метода решения задач есть некоторые реальные основания. Говорят ведь, если проблему не решать, то через некоторое время она решится сама. Но следует помнить и другое: маленькие проблемы, если их не решать, имеют тенденцию превращаться в большие.

Что делать для устранения этой ошибки? Психологи рекомендуют несколько способов в зависимости от причин, ее вызывающих.

Если у руководителя нет ясного понимания своих целей и представления о том, чего же он хочет, то хорошо помогают следующие действия:

Письменная формулировка ближайших задач;

Обсуждение проблемы с ближайшими сотрудниками;

Установление жестких сроков решения проблемы;

Разделение задачи на части и ее поэтапное решение.

Если откладывание связано с неуверенностью в себе, с нерешительностью и страхом, то можно воспользоваться рекомендациями американского исследователя Нормана Пила. Надо выделить в задаче тот компонент, который более всего «напрягает», и преодолеть его. Для этого сделайте следующее:

Спросите себя: «Каков должен быть мой первый шаг?» В этом вопросе заключается «энергия движения»;

Представьте ярко, в деталях, в картинках, что будет, если медлить, тянуть, и назовите эти последствия вслух. Это действует как кнут;

Вспомните о том, что если бы люди ждали или собирали всю информацию и ресурсы, нужные для дела, то 80% дел не были бы сделаны. Нужно начать, а все, чего не хватает, появится на пути к цели. Даже если вы думаете, что готовы к работе на 100%, то стоит только начать и станет ясно, что это не так.

Установите очередность дел по степени их важности. Сфокусируйте внимание на одной проблеме и занимайтесь ей до тех пор, пока она не будет решена, а затем перейдите к следующей.

Установите сроки выполнения, и пусть о них знают, попросите кого-то контролировать ваше продвижение к сроку.

В первую очередь делайте самую сложную часть работы. Иначе наиболее тяжелая работа останется на то время, когда накопится усталость.

Для начала дела достаточно, чтобы были ясны начальные детали и конечная цель.

Выполнение работы наполовину . Психологи рекомендуют заниматься только теми делами, которые вы можете решить сегодня. Если задача слишком объемная и сложная, то ее следует разбить на части так, чтобы ежедневно можно было решать одну из них целиком. Это будет гораздо полезнее и для деятельности, и для вашей нервной системы.

Стремление все сделать сразу . Переходить к решению новой задачи можно только тогда, когда предыдущая уже решена или хотя бы получено ясное представление о характере решения и о том, кто будет ее решать. Задача руководителя заключается в том, чтобы создать условия для эффективного функционирования системы, а не принимать участие во всех деталях или в ликвидации каждого сбоя в работе.

Стремление все сделать самому . Дело руководителя - управлять, а не производить. Профессиональные менеджеры говорят: «Коллектив занимается развитием производства, руководитель - развитием коллектива». Управленец, работающий эффективно, занимается решением только тех задач, которые никто, кроме него, решить не может.

Убеждение, что руководитель знает все лучше всех . Нельзя быть компетентным во всем. Какой смысл в старании узнать работу подчиненных лучше, чем они знают ее сами? Каждый должен заниматься своим делом. Если перед вами встает новая, нестандартная задача, то НУЖНО, отбросив ложный стыд, обратиться за помощью к коллегам. Авторитет от этого не пострадает.

Неумение разграничить полномочия . Одна из основных бед организации - отсутствие четкого разграничения задач, служебных функций сотрудников. Зачастую бывает так, что сотрудники знают свои должностные обязанности лишь в общих чертах. Это приводит к тому, что возникают соблазны переносить ответственность за невыполнение работы на чужие плечи и неоправданно дублировать управленческие действия. Чтобы избежать этих неприятностей, необходимо четко определить круг обязанностей и ответственности каждого работника, создать ясные и недвусмысленные должностные инструкции.

Сваливание вины на других . Поиск «козла отпущения» - дело совершенно непродуктивное. Ваша энергия при этом направлена в прошлое, хотя исправить уже ничего нельзя. Гораздо продуктивнее нацелить деятельность на будущее. Задача руководителя состоит в том, чтобы установить объективные причины неудачи и найти пути к их устранению, а не искать «козла отпущения».

Обсуждение типичных управленческих ошибок я хотел бы закончить следующим вопросом. Почему, несмотря на их очевидность, несмотря на достаточно простые способы их устранения, эти ошибки все равно совершаются? Может быть, есть нечто, что вопреки очевидности заставляет человека действовать не лучшим образом? Такое, действительно, есть. Но об этом - в следующей статье.

Вересов Николай Николаевич , кандидат психологических наук, доктор философии

Берём за исходное положение природное, «сонное» дыхание человека. Дыхание человека засыпающего, отдыхающего. Проверим по элементам поведение нашего организма. Проверяйте, читая эти строки, все на себе практически. Устройтесь поудобнее в кресле, на стуле у стола или лучше всего лежа в удобной позе утром, перед тем как вставать. Когда носоглотка здорова, нос в порядке, горло не болит, весь наш организм ритмично и спокойно вдыхает и выдыхает. Вдох-выдох. Вдох - через нос и выдох - через нос (пока!).

Что короче - вдох или выдох? Проверьте. Всегда вдох короче выдоха. Воздух при сравнительно коротком вдохе (на счет раз-два), проходя через носовые отверстия, поступает в самую глубокую часть наших легких увлажненным и очищенным, благодаря устройству наших носовых каналов, стенки которых покрыты мерцательной эпителией. Воздух, взятый через нос, принимает температуру нашего тела и отепленным попадает в легкие, что необходимо учесть. Вдыхать надо всегда и только через нос. Сама природа позаботилась об устройстве нашего вдыхательного механизма. Тренировка по воспитанию правильного вдоха через нос имеет большое значение для звукоподачи. Вдох через нос активизирует, тонизирует и нёбную дугу и диафрагму, в чем легко убедиться на практике. Профессионально воспитанный навык постоянно вдыхать через нос не помешает никогда вдохнуть и через рот, если понадобится. Но зато для звукообразования умение легко и свободно взять необходимое количество воздуха через нос чрезвычайно полезно. Практика преподавания и личный длительный сценический опыт убедили меня в том, что только вдох через нос соответствует тем требованиям, которые обычно сопутствуют определению «мастерства звукоподачи» – бесшумный вдох, незаметный выдох и т.д. «Главная задача состоит в том, чтобы приучиться дышать носом»,– говорила Полина Виардо. В то же время, по словам К.С. Станиславского, П. Виардо утверждала, что петь надо кончиками губ.

При вдохе через рот воздух попадает главным образом в верхушки легких и быстро улетучивается. Глоток этот неглубок, сопровождается невольным приподниманием плеч, что очень заметно и с чем трудно бороться в практике занятий.

Итак – вдох через нос, как бы через распахнутые ноздри на счет раз–два. Выдох по времени длиннее, чем вдох. Послушаем, проверим чередование вдоха и выдоха. Нетрудно обнаружить следующее: при вдохе через нос приподнимается верхняя часть живота; при выдохе (пока тоже через нос) опускается, спадает стенка живота. Затем наступает некая пауза – мы можем считать: раз, два, три, четыре, пять, и только после этого снова наши ноздри возьмут воздух, приподнимется вместе с этим вдыхательным движением стенка живота на месте грудобрюшной преграды и снова при выдохе спадет стенка живота, и наступит та же ритмичная пауза, когда нам кажется, что весь наш организм не работает, отдыхает. На самом деле физиологически наш организм весь мобилизован на новое вдыхание кислорода, но мы этой активной работы не ощущаем, поглощенные внимательным наблюдением за работой наших вдыхателей и выдыхателей. А теперь проверим попутно, нет ли в нашем организме где-нибудь мускульного напряжения, мышечного зажима? Обязательно и внимательно проверим. Еще и еще раз проверим: лоб?, затылок?, лицо?, веки?, шея?, плечи?, кисти рук? Все свое тело проверим. Не стиснуты ли зубы? Язык не зажат ли зубами? Первым условием, необходимым для правильной начальной работы над дыханием так же, как впоследствии над звуком, дикцией и т.д., является полное мышечное раскрепощение, свойственное отдыхающему, спящему человеку, не контролирующему себя. Вся работа над дыханием начинается с изучения призы нашего поведения при вдохе и выдохе. И эту природу, это естественное поведение мы должны узнать во всех проявлениях. Научимся подглядывать за собой, изучая весь дыхательный процесс, происходящий в нас. В данной работе имеется в виду самоизучение, работа над самим собой, что особенно сложно и трудно.

До сих пор мы говорили о пассивном – отдыхающем человеческом организме. Вспомнили последовательное чередование вдоха и выдоха, проверили и убедились, что при вдохе верхняя стенка живота приподнимается, при выдохе – спадает и т.д.

Но нас интересует активно действующий человек актер, который в условиях сцены всегда хочет действовать. Мы имеем в виду говорящего или поющего актера. В таком случае вряд ли мы сможем себе представить равномерно чередующийся вдох, выдох и паузу перед новым вдохом.

Говорим мы и поем фактически на выдохе, а не на вдохе. Если короткого вдоха вам достаточно для обмена кислородом в нашем организме, если порция кислорода достаточна, чтобы питать нашу кровь, расширить объем наших легких, то природного, естественного выдоха нам мало при самой незначительной действенной мысли, выраженной словом, не говоря даже о певческой протяженной линии звука. Нам необходимо постепенно развить в себе способность, переходящую в навык, более длительного выдыхания. За счет чего? За счет ненужной в данном понимании «остановки» – паузы перед новым вдохом. Мы сознательно нарушаем порядок в системе дыхательных движений, который станет в результате иным, а именно: он будет состоять из короткого вдоха, приблизительно на счет раз–два (приблизительно потому, что нельзя не учитывать обилия индивидуальных особенностей занимающихся, что чрезвычайно ответственно и о чем все время необходимо помнить). Абсолютной точности в указании длительности не должно быть!

Итак: вдох – раз – два, выдох – три, четыре, пять, шесть, семь, восемь.

Будем постепенно развивать в себе способность удлинять свой выдох с таким ощущением, как будто мы хотим удержать вдыхательное положение (как «если бы» мы, выдыхая, продолжали вдыхать). Это важнейшее условие имеет у некоторых педагогов термин «память.вдоха,», так что, начав выдыхание, мы ничего не меняем в позе всего аппарата, ничего не меняем в ощущении. Губы «выдувают» воздух, а диафрагма сохраняет положение, какое она имеет при вдохе (следует все время помнить о мышечной свободе).

Здесь мы обязаны сказать, что речь идет о выработке певческого дыхания. В богатом литературном материале по вокалу, при всей разноречивости в ряде вопросов вопрос о сохранении вдыхательного положения имеет прочное и основательное утверждение. И если вспомнить, что в начале данной главы мы говорили о значении дыхания в звукопроизводстве, то мы лишний раз убедимся в том, насколько К.С. Станиславский ясно понимал природу такого сложного явления, как, например, «опора», основой для которой служит именно стремление сохранить вдыхательное положение при выдохе. Об «опоре» будет говориться в свое время отдельно, а сейчас необходимо ответить на вопрос: зачем драматическому актеру вырабатывать такое же дыхание, какое необходимо певцу с его «удлиненной речью»?

Вспомним еще и еще о «непрерывной линии звучания в разговоре, о звучании тянущихся нот», которое следует развивать на основе «хорошо развитого дыхания».

Невозможно овладеть непрерывной линией в разговоре, не владея певческим дыханием. Приведу следующий пример.

Представим себе тончайшую, очень гибкую проволочку, не толще самого тонкого женского волоса. В какие бы узоры мы ее не сгибали, не скручивали, не завязывали - это все будет та же тоненькая проволочка. Она не ломается, но гнется по нашему желанию в любые рисунки узоры, завязывается узелками и снова выпрямляется. Представим себе, что эта тончайшая блестящая проволочка – наш голос, а следовательно, и дыхание; узоры вверх вниз, узелки – логические ударения, паузы, психологические паузы, речевые такты и т.д. Тон нашего голоса во так же должен гнуться, слушаться нас, пронизывать все слова и фразы, «как нить бусы» и рваться только там, где закончилась мысль. А так как мысль в русском язык обычно выражается фразой, т.е. цепью слов, то как же мы должны владеть мелодией этой мысли, т.е. голосом (а, следовательно, и дыханием), чтобы, по выражению В.И. Немировича-Данченко, отлить в слово все то, что мы называем переживанием.

Короткий, рваный ритм речи, свойственный, например, взволнованному человеку, требует как раз великолепной техники дыхания. В условиях сцены при отсутствии хорошо выработанного дыхания, кроме шумного выдоха и слышимого придыхания, ничего не будет слышно. При овладении профессиональным дыханием голос наш будет все той же тянущейся струей (проволочкой), только расчлененной на необходимые нам ритмические такты, остановки и т.п., подсказанные нашим действием и переживанием, но не дилетантский, непроизвольно рвущийся голос, от которого мы зависим. Нам нужен голос, которым мы владеем – заведуем.

Сила выдыхания: всегда должна быть мощнее звука. В этом случае звук как бы напоен дыханием, купается в нём и легко летит, всегда слышен, получая как бы опору, поддержку в дыхании... «Если бы в моем распоряжении был этот тянущийся по скрипичному звук, я мог бы. обрабатывать его, т.е. делать звук гуще, глубже, прозрачнее, тоньше, выше, ниже, легато, стакатто, пиано, форте, глиссандо, портементо и проч.» .

Сознательное управление своим вдохом и выдохом тонизирует жизнедеятельность, активность всего нашего психофизического аппарата, и в этом также преимущество профессионального певческого дыхания.

Вернемся к тренировочным занятиям по дыханию.

Мы остановились на тех порядковых изменениях, которые внесены нами в наше природное, «сонное» дыхание. Напомним:

вдох через нос – раз, два,

выдох через нос – два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь.

Повторим:

вдох через нос – раз, два (через рот при тренировочной работе воздух не брать),

выдох через нос – два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь (мера времени – 8 секунд – неточна; она может быть и 6, и 10, и 15, в зависимости от свойств и физических данных занимающегося).

В данном случае важно не перегружать легкие дыханием, беря «понюшку» воздуха – не больше, и не увлекаться сразу же длинным выдыханием. Все в меру. Все естественно. Постепенно развивать свою способность к длинному выдыханию при сохранении вдыхательного положения – такова цель тренировочной работы на этом этапе. Правильно прочувствованное понятие о сохранении вдыхательного положения, типичное для вокальной терминологии, соответствует распространенному термину «задержки дыхания».

Только термин «задержка дыхания» не отвечает существу происходящей в нашем организме работы. Борьба мышц вдыхателей и выдыхателей находится в непрерывном движении при звукопроизводстве и не соответствует статичному термину «задержка дыхания». Давая приказ о «задержке дыхания», наблюдаем у занимающегося некоторую напряженность, некоторое закрепощение – дыхание помологически как бы останавливается. Необходимо (воспитать в себе ощущение непрерывно циркулирующей струи воздуха, что на первых порах уже кажется похожим на понятие «опоры», имеющей, как мы увидим дальше, громадное значение для всего психофизического поведения нашего организма при тренировочной работе над голосом. Важно выработать эластичность диафрагмальной мышцы, которая сама по себе является пассивной, безвольной, не самостоятельной мышцей. Ощущаем мы диафрагму лишь потому, что на нее давят близлежащие брюшные мышцы при вдохе, и, опускаясь под их давлением, она приподнимает стенку живота. Если мы, вдыхая и выдыхая через нос (или рот), будем пытаться «как бы» продолжить вдыхание, мы будем тренировать более экономный, более замедленный выдох; мышцы вдыхатели и мышцы выдыхатели вступят в борьбу. Это и будет действенным процессом выдыхания. Проверим. Попробуем для начальной гимнастики быстрое, легкое чередование вдоха, выдоха через нос! без контроля! быстро! – раз – два! Вдох–раз, выдох–два. А три, четыре, пять, шесть, семь, восемь – пауза, «ничегонеделание».

Повторим несколько раз. Не вдыхайте снова, пока не захочется. Не надо устраивать искусственной одышки. Это вредно и ненужно. Мы тренируем диафрагму – не больше. Вдох активный и выдох такой же активный. Взяли дыхание через нос, вдохнули (активно) и сбросили его так же активно, как бы «сплюнули». Без малейшей паузы перед вдохом и выдохом.

Рука на грудобрюшной преграде. Приподнялась и опустилась... Пока мы тренировали дыхание через нос. И вдох и выдох. Словно разучивали, проверяли практически ощущение, связанное с процессом вдоха и выдоха, привыкли к позе нашего тела, проверяли отсутствие зажимов.

Но наша речь, наше пение – звуковые волны нашего «озвученного дыхания» – устремляются наружу не только через нос, а главным образом через рот. Следует приняться за второе тренировочное положение: вдох – через нос, выдох – через рот.

Сначала оговорим несколько условий. Так же, как мышечная свобода создает правильное условие для работы над дыханием, так же и правильная поза голосообразующего аппарата создает необходимые условия для правильного направления воздушной струи в головные резонаторы.

Какова же правильная поза нашего аппарата?

Не забывая о мышечной свободе, следует приняться за следующее тренировочное упражнение:

1) нижняя челюсть должна свободно опускаться и подниматься. Тренировать медленным опусканием и подниманием. Нижняя челюсть играет большую роль в правильном рождении и направлении звука. Займитесь ею. Но все в меру, без насилия. Не раскрывать насильно, а медленно и свободно опускать и поднимать челюсть, чтобы не было напряжения. Проверьте углубленьице под подбородком, чтобы там не было напряжения. Расстояние между коренными зубами – в два пальца, не больше;

2) язык играет не менее важную роль в образовании всей фонетической гаммы буквообразования. Язык имеет также большое значение для правильного звукообразования. Необходимо всячески развивать гибкость его и способность сокращаться, «как бы» втягиваясь концом в середину (каким он бывает при положении на буквы «е», «и» или «ы»). Посмотрите в ручное зеркальце, проверьте. Кончик языка мягко касается верхних зубов, как на букву «н». Теперь переведите его мысленно быстро на букву «ы» или «е», посмотрите в зеркальце. Очень важно поработать над языком. Все время проверяйте под подбородком углубление-ямочку при втягивании языка на позицию буквы «и» или «ы», чтобы не было напряжения! Если напряжение ощущается – это значит, что корень языка давит; видите, как все напряжено? Начните сначала: вывалите мягкий, расслабленный язык совсем, именно вывалите, а не высуньте. «Ямочка» под подбородком стала мягкой – корень языка освобожден. Осторожно приведите язык снова на позицию буквы «и» или «ы», ту, которая из них вам поможет правильно тренироваться.

Все это очень индивидуально. Видите, в зеркальце язык как бы вобрался, сократился, он не острый и плоский, а как бы удвоился в объеме, и кончик языка не виден, как будто он втянулся в середину. Это нам и надо. Потренируйтесь в этом умении легко и произвольно «вбирать» язык, причем корень языка не должен давить на нижнюю часть глотки, что легко проверить на ощупь, как мы указывали, – под подбородком в ямочке-углубленьице.

Усвоив это упражнение, перейдем к разбору дыхательных упражнений.

Нижняя челюсть опущена, как бы упала на грудь. Язык – на позиции одной из вышеуказанных букв («е» или «ы»). Проделаем дыхательные упражнения:

Вдох – через нос; выдох – через нос я через рот. При описанном выше положении языка и свободной челюсти в момент выдыхания вы услышите чуть ощутимый щелчок у задней стенки глотки (гортани). Этот щелчок вы услышите при условии, если ваше дыхание пойдет правильным путем, а именно: «как бы» будет подниматься по задней стенке глотки, стремясь в череп, но ни в коем случае не в рот. Вообразите, что на месте темени у нас вытяжная труба, в которую и устремится воздушная струя – наш выдох.

Только «как будто» уйдет; на самом деле она устремится частью через рот, частью через нос. Не торопитесь. Все, все по порядку, по нескольку раз. Проделаем еще раз все движения:

1) нижнюю челюсть уронить (опустить);

2) язык привести в положение на «и», «ы», «е».

Проверьте все в ручном зеркальце. Добейтесь правильной позы аппарата. Вдох – через нос. Ноздри широко раскрыты. Выдох глубокий, теплый, «как бы» прогревающий, отепляющий гортань и голову Спокойный, без толчков, плавный. Не выдувайте, а выдыхайте. Много раз делайте это упражнение, но только следите, чтобы не было напряжения. Все, все проверяйте: лоб (морщинки!), веки (моргают излишне!), шея (напряглась!) и т.д. Все спокойно, все пассивно, нехотя, лениво. Овладейте шаг за шагом собой, происходящими в вас процессами, чтобы неудобное стало незаметным и привычным, т.е. рефлекторным.

Само собой разумеется, что эти тренировочные упражнения не исчерпывают собой всех первых упражнений. В них разбираются лишь основные условия для работы по развитию дыхания для организации правильного звука.

При таких условиях включение звука произойдет органично и закономерно на основе природного дыхания, которое является единым и для певца и для драматического актера. При правильно выработанном дыхании, при созданных в нашем аппарате верных условиях звук «незаметно» зарождается в дыхании.

Впоследствии вокалист идет своим путем, сценическая речь – своим. Но начальное воспитание голоса, дыхания и произношения едино и для вокала и для сценической речи. Вряд ли уместно говорить, что возможны самые различные пути для воспитания голоса и что данная методика – не единственное средство вообще. Мы имеем в виду требования и вытекающие из них некоторые приемы работы, указанные К.С. Станиславским. Его положения, несомненно, обогащают методику преподавания основ техники сценической речи. Во всех без исключения методических пособиях по технике речи тренировка Профессионального дыхания главным образом выражается в умении «задерживать дыхание» и затем распределять его в соответствии с объемом речевых упражнении. Ставя звук, педагог стремится к «полетности звука», главным образом используя переднюю часть лица (маску). Станиславский говорит, что «секрет вокального искусства не в одной только маске». Последнее высказывание обращает наше внимание на обилие имеющихся в нашем аппарате резонирующих полостей, «не исключая и затылка», и таким образом «секрет звучания», «тайна голоса» и прежнее понятие «полетности звука» приобретают иное значение при изучении методических данных, найденных в трудах К.С. Станиславского.

Звук не должен выходить изо рта, а должен направляться в резонирующие полости головы по направлению воздушной струи, «как бы» поднимающей наш звук, который вместе со словом неизбежно устремится изо рта. Но при указанном навыке это слово вылетит оформленным, собранным в определенном резонансном фокусе, отточенным всеми частями нашего речевого аппарата. При тренировке наблюдается необходимость иной методической манеры, чем общепринятое громкое звучание для развития силы и объема голоса и его полетности. В разбираемом нами приеме никогда в начале занятий нельзя пользоваться громкостью в упражнениях. Ведь самый тихий звук, верно и полно резонирующий («опертый»), всегда будет слышен и в самом большом помещении, в последнем из его рядов. Таким путем возможно выработать слышимость самой тихой речи, самого интимного человеческого разговора, сохраняя при этом естественное звучание с его динамикой и всей выразительностью живого разговорного языка. Сила голоса не в громкости, как говорит Станиславский. При звуке, отраженном в зубах, или в других резонаторах маски (т.е. передней части лица), звук может быть и звонким, и сильным, и, как краска в звуковой палитре, очень нужен и ярок. Но это будет совсем не тот основной тон голоса («непрерывно тянущаяся линия звука в разговоре»), который описывался нами в примере с проволочкой, – весь настрой голосового механизма иной.

Во всех общепринятых приемах выработки полетности звука резонируют в основном кости лица, зубы. Звук летит как бы по горизонтали (рис. 1).

При приеме, указанном К.С. Станиславским и применяющемся некоторыми из педагогов в последние годы звук как бы взбирается по вертикали с тем, чтобы в результате вылететь стремительно изо рта (рис. 2), но никогда не по прямой горизонтальной линии! Дыхательная струя совершает, примерно такой путь, как указано на рис. 3. Дыхание как бы циркулирует непрерывно, черпая свое питание в самой глубине легких и отправляясь в звуке, рожденном колеблющимися связками, к надставной трубе, поднимаясь по задней стенке глотки вверх – в череп.

#image 0605041532280 center m#

Всеми этими сопоставлениями и рассуждениями мы с осторожностью приближаемся ко второму элементу – включению звука, т.е. к практическому освоению приема постановки голоса, указанному нам К.С.Станиславским.

«Тихое мычание», «еле слышный стон» (какое бы ни было определение этого приема) и есть по существу дыхание, колеблющее наши голосовые связки, соединенное с тем или иным буквенным знаком, как ртуть в градуснике, поднимающееся вверх к резонаторам головы. Это стремление вверх, это ощущение убегающей кверху дыхательной струи, как бы бьющей кверху фонтанчиком, указывают верное направление той воздушной трассы, по которой поднимается и наш перворожденный звук. Нота за нотой по этому направлению, снизу вверх, будем вырабатывать наш голос. Именно на этом настрое будем добиваться «непрерывной линии в разговоре», которая будет пронизывать все наши фонетически разнохарактерные буквы и их сочетания; «Так постепенно я проверял и выравнивал натуральные открытые ноты своего диапазона» (стр. 191).

На этой же дороге снизу вверх будем добиваться выравнивания регистров, что очень важно в деле постановки голоса. Благодаря этому воздушному тракту так называемое «грудное звучание» низких нот ни в коем случае не должно «направляться в грудь». Все ноты – и верхние и нижние – как бы уносятся кверху активной воздушной струей. Но низкие тона неизбежно отразятся и в груди и даже в спине; средние могут отразиться в зубах, в твердом нёбе, даже в затылке; высокие – в головном костяке, в носовых раковинах, в лобной пазухе. Все наше тело звучит.

Так постепенно мы воспитываем в себе способность ощущать, «слышать» весь свой звукообразующий аппарат при правильном направлении воздушного столба от диафрагмы в голову в виде активной, непрерывно циркулирующей струи воздуха, улетающей кверху.

Очень важно для последующего этапа работы над звуком образно понять, запомнить, «увидеть» этот воображаемый тракт, пролагаемый нашим дыханием. Нам, актерам-практикам, очень помогает такое видение, образ того, на что мы направляем наше внимание и волю: «Когда вам нужна будет сила, рисуйте голосом и интонацией сверху и вниз самые разнообразные фонетические линии...» (стр. 222).

Нет необходимости говорить о том, что речь идет о глубоко прочувствованном, насыщенном содержанием слове, так как иного К.С. Станиславский и не признает. В данной цитате нам нужно подчеркнуть лишь «направление голоса», «а которое указывает Константин Сергеевич и которое соответствует полностью тому приему постановки голоса и дыхания, которые разбираются. Всякий иной возможный прием работы над голосом и незнакомое ему в таком случае понятие «по вертикали», часто встречающееся у К.С. Станиславского, привадит к суждению о формальности отдельных его положений, встречающихся в разделе «Речь на сцене». Мне представляется это глубоко порочным.

Немногочисленные пособия и учебники современных авторов по технике речи (проф. Е.М. Саричевой – «Техника сценической речи», А.В. Прянишникова и Е.А. Корсаковой – «Техника речи»), несомненно, являются вкладом в практическое развитие незаконченных работ К.С. Станиславского. Указанные в этих трудах приемы работы над голосом изложены опытными педагогами. Они ценны обилием продуманных, разнообразных упражнений, которые могут быть использованы и в работе над приемом, указанным Константином Сергеевичем. Но надо глубоко понять, что речевая манера как раз и зависит от той или иной манеры постановки голоса. При овладении певческим дыханием меняется, например, как уже говорилось в начале главы, артикуляционная «выразительность»; она словно смягчается; мы не увидим у исполнителя, овладевшего техникой речи в данной манере, беспрерывно двигающегося по всем направлениям рта (е, и, о, у, а, ы), не услышим «ррраскатистого» «р», вязкого «ммм» и т.д. Мы не заметим артикуляции, мы будем лишь видеть и слышать то, что захочет, чтобы мы увидели и услышали, художник слова. Конечно, голос человеческий может быть качаловским, ермоловским – неповторимо прекрасным по тону, по глубине, по тембру и обаянию. Но это редкий природный дар. Имеется в виду ординарный человеческий голос, поддающийся обработке, и пределы возможностей которого у каждодневно тренирующегося артиста поистине неисчерпаемы.

Последнее, что предстоит оказать при переходе к описанию «включения звука», – это о трех формах измерения дыхания, имеющихся в вокальной терминологии. Эта терминология поможет и в дальнейшем при определении характера звучания – мысли во фразе, в слове. Она относится целиком к внешней музыкальной оболочке звука, что нам также необходимо усвоить, как и «слово – действие – мысль – чувство – образ»: «Изучить звуковые формы, чтобы лучше наполнить их содержанием», – говорит К.С. Станиславский.

В вокальной терминологии понятие «дыхание» включает три измерения:

1) глубина (дыхание), «опора»;

2) высота (резонирование, направление вверх воздушного столба);

3) близость (слово).

Хотя о дыхании говорилось достаточно, но перечислим еще раз, что мы знаем о дыхании профессиональном:

Глубина – дыхание костоабдоминальное (смешанное, нижнереберное). Эластичная работа диафрагмы, борьба мышц вдыхателей и выдыхателен (вдыхатель – диафрагма, выдыхатель – брюшные мышцы); вдох – через нос, выдох – как бы в голову – глубокий, а не выдувание губами.

Высота – направление, стремление воздушной струи в теменные кости. Особенно важно в работе над звуком – голосом, «опорой» звука, пользованием резонаторами.

Близость – слово, т.е. то, что нас интересует в основном. Слово, слетающее с кончиков губ, что зависит от работы всех частей речевого аппарата.

Принимаясь за разбор занятий над звуком, можно сказать, что при глубине и высоте звучания будем добиваться безукоризненной близости слова, чтобы оно слетало с кончиков губ! Но терминологию запомним. Она пригодится всегда.

Суммирую все вышеизложенное.

Прием постановки голоса, описываемый К.С. Станиславским, неразрывно связан с пониманием мышечной свободы, полного раскрепощения всех мускулов, а также с профессионально воспитанным дыханием. Полное владение дыханием – умение при выдохе сохранить вдыхательное положение – вот те обязательные условия, при которых только и рождается тот звук, который «мерещился» Константину Сергеевичу и который он подслушивал у величайших артистов мира. При этих условиях на первом этапе работы никогда не следует стремиться к тому, чтобы вызвать искусственно звук («скажите громко фразу», «спойте ту или иную ноту»). Необходимо найти, подслушать естественно рождаемый звук, действительно похожий на легкий, еле слышный стон. Этот пойманный тон голоса, последовательно проверяемый вниманием, слухом, сознательным контролем, впоследствии направим по всем свойственным звучанию путям воздушного столба, через все резонаторы, прощупывая их, осознавая, насколько это, конечно, возможно. Именно в эту первую пору работы над освоением правильного естественного звука, окрашиваемого по-разному разными усилителями (резонаторами), мы и приучаемся ощущать звук в себе («тон во рту»). Начинаем понимать, что звук зависит от нашего умения собирать его в определенном, наиболее выгодном для него фокусе («маска», «головные резонаторы», «грудной звук» и т.д. и т.п.). Не надо заботиться о полетности, потому что верно звучащий голос неизбежно полетит вперед, будет искать выход, стремясь через слово передать тот или иной оттенок мысли и чувства. Чем действеннее задача, тем стремительнее полетит вперёд наш голос. Забота наша сводится к наиболее точному использованию резонаторов и ни в коем случае не к усиленному звуку, стремящемуся долететь до цели («полетность»).

«Тайна большого красивого голоса заключается не в механическом и физическом явлении звучания голосовых связок, происходящем от давления на них воздуха, а в том, чтобы уловить этот спетый тон в голове и во рту и с помощью всех данных для этого природой резонансовых и вибрирующих аппаратов сконцентрировать его и оформить».

Самое простое физическое действие уже должно быть связано с умением пользоваться произвольно правильным вдохом и выдохом. Что касается звука, то вся стремительность речевого потока находится в прямой зависимости от правильного способа выдыхания.

Важно добиться «не громкого», а «верного» звучания «...Когда вам на подмостках понадобится подлинная сила речи, забудьте о громкости и вспомните об интонации с ее верхами и низами... Силу речи нужно еще искать в постепенном нарастании от «рiаnо» к «fогte» и их взаимоотношениях» (стр. 223, 224).

Для разговорной речи на сцене чрезвычайно нужны звучный тон голоса, слышимость и музыкальность при тихом звуке. Отсюда понятен совет К.С. Станиславского при тренировке первых упражнений давать лишь половину звука. Практически ценно и его замечание о ролли многообразии резонаторов в нашем голосообразующем аппарате: «...Резонирующие места во всех точках твердого нёба, в области гайморовой полости, (верхней части черепа и даже в затылке») (стр. 192).

Переходим к разбору тренировки звука – «включению звука».

Мы говорили уже, что звук рождается в дыхании. Прослушаем, проверим, повторим дыхательные движения:

1. Челюсть нижняя сброшена на грудь.

2. Язык вобран на буквы «е», «и», «ы».

3. Проверим напряжение мышц. Освободим их. Не торопясь, внимательно. Рука на диафрагме – контролер.

4. Вдох через нос – нёбо как будто тонизируется. Проверьте. Ноздри раскрыты, «как окна в сад». Полно вдыхаем самый любимый вами запах, например «я люблю ландыш». Запомните его, удержите в памяти: один, два, три.

5. Выдох – считайте мысленно! – четыре, пять, шесть, семь, восемь (или десять, но не меньше восьми). Выдыхайте пока через нос. Еще раз вдох, и диафрагма моментально тонизируется. Правда? Вдох и толчок диафрагмы в одно мгновение со вздохам. Проверьте. Все мягко, деликатно, без малейшего усилия. Вдох и выдох через нос при опущенной челюсти. Не забудьте об этом.

6. А теперь вдох через нос, а выдох через рот – теплое наше дыхание как бы посылается нами обогреть верхний этаж головы, все помещение, а оно большое. Вдох через нос – и новая теплая струя воздуха плывет снизу вверх, как бы совсем не выходит изо рта на ладонь. Сильно озябшие руки мы согреваем именно таким «глубинным» выдохом. Вспомните подробно себя на улице зимой, когда хочется согреть застывшие пальцы. Еще вспомните курящего человека: при разговоре дым выходит и через нос и через рот. Курящий человек об этом и не думает. Как бы и нам сосредоточиться на хорошей «понюшке» воздуха и отправить ее наверх! – кажется, и щелчок появился? Не ждите его, иначе обязательно будет подыгран фальшивый щелчок, – не годится! Нам ведь надо только «подслушать» безупречную работу природных процессов. Еще и еще повторяйте эти движения. Щелчок чуть слышный совпадает с началом выдоха, – вот это правильно!

7. Продолжаем дышать, еще поднимем и опустим челюсть, и много раз подряд пусть пощелкает «регулировщик» для того, чтобы вы без помехи сомнения слышали эти сигналы о правильном направлении и распределении по участкам вашего дыхания: часть – через нос, часть – через рот.

Теперь, ничего не меняя в своем вдыхательном и выдыхательном движении, вспомните-ка о сохранении вдыхательного положения. Слишком быстро рассеивается весь воздух выдоха. Проверьте ощущение вдоха. Теперь выдыхайте. Медленнее. Вы ощутили, что значит «сохранение вдыхательного положения»? Проверяйте. А теперь вдох, и, – не произносите, а подумайте, – ой, выдыхая. Как будто не вы, а ваше дыхание вздохнуло. Вдох – и сразу ой. Тише, не произносите вслух, а только подумайте, – это очень важно. Здесь не в «о» или в «и» дело, а в намерении желании «пожаловаться». Не морщите лба, не наигрывайте несуществующей зубной боли. Это – фальшь, ложь. Причем же здесь природное звучание? Еще и еще повторяйте, еле слышно, звук в себе, тон его во рту, в дыхании, не форсируйте, не насилуйте звука! Теперь прибавим в помощь ему сонорный согласный «н».

8. Предварительно проделаем следующее упражнение: кончик языка все так же лениво, мягко коснется верхних зубов; вберите кончик языка, как в предыдущих тренировочных упражнениях над дыханием (поза аппарата); мысленно произносите все гласные и затем произнесите вслух букву «н», даже протяните ее несколько. Повторите несколько раз это упражнение, глядя в ручное зеркальце. Все очень легко, мягко. Смотрите: язык не вас слушается, а собственного отражения в зеркале – на букву «н» кончик языка у верхних зубов, на мысленно произносящиеся гласные кончик языка как бы оттягивается назад; на букве «е» или «ы» кончик языка вбирается в середину, язык как бы сокращается. Видите в зеркальце, как чудесно он взгромоздился, кажется завалил все выходы и входы для дыхания и голоса, но как он самостоятельно действует, лучше чем при вашем назойливом вмешательстве, – вы только прикажите ему точнее – на «н», на «у» и не следите за его работой, только проверьте результат в зеркальце. Теперь скажите «нун», «нон», «нен», «нин», «нын». Сначала проделайте все это беззвучно, как в старом, немом кино. Можете и посмеяться над своим отражением в зеркале, над своим полусонным, довольно бессмысленным лицом. Какое отношение такая бессмыслица имеет к «непрерывной линии звучания», необходимой для глубоко наполненного смыслом и чувством словодействия?! Вот теперь – стоп!! Это уж не веселый смех над своим «щенячьим барахтаньем», а нечто вредное, обывательское, дилетантское. Именно сейчас, когда мы с такой осторожностью подобрались к начальной ноте «непрерывной линии звучания», мы все испортили и надо начинать снова – со вдоха – выдоха, проверки позы аппарата, снова надо вспомнить о глубине, высоте и близости, о нижней челюсти, которая на букву «н» сближается с верхней челюстью, а на гласные «у», «о», «а», «о», «и», «ы» активно опускается. Нижняя челюсть, как свободно двигающаяся педаль рычага, каждое движение вниз которой как бы посылает дыхание и звук вверх. Все повторите сначала. И вот, наконец, снова добрались до «нунноннанненниннын». Не произносите гласных, они сами зазвучат благодаря правильной позе голосообразующего аппарата. Вы только думайте о них. Настраивайтесь на них (глубина + высота), но не произносите! А букву «н» произносите точнее! Язык на каждый гласный оттягивается назад, как в рогатке резинка перед тем, как «пальнуть». Пробуйте, проверяйте.

И вот в одно из повторений, когда особенно мягко язык коснется верхних зубов и мгновенно оттянется назад на буквы «у, о, а, е, и, ы», а нижняя челюсть одновременно с оформлением гласного опустится вниз, вы, делая непрерывно упражнения раза три–четыре подряд «нунно-ннанненнинныннунноннанненниннын» и т.д. услышите незнакомый, точно ветер в проводах, звук, который как будто родился «неведомо как». Не вздумайте, повторяя упражнение, его искать. Он пуглив и не любит лишнего внимания. Создавайте все условия для его рождения, и он сам появится на свет, рожденный правильно работающим, организованным дыханием и правильной позой голосообразующего аппарата.

Конечно, трудно заниматься без «уха» педагога, но искания, верно направленные, всегда дадут верный результат.