Каждый из нас, наверняка, хотя бы раз встречал человека, который верит в Бога «в душе». Как правило, такой человек называет себя верующим и под этим подразумевает то, что принадлежит к православной части нашего общества или причисляет себя к ней, а также то, что в жизни он руководствуется принципами общечеловеческой морали и нравственности – так мы понимаем, что перед нами не отъявленный негодяй, а «хороший человек».

Чаще всего эта фраза также означает, что церковной жизнью человек не живет (не молится, не ходит в храм, не участвует в церковных таинствах), хотя может быть знаком с православной традицией и время от времени заходить в храм поставить свечку или освятить кулич к Пасхе. Для него/нее вера и религия (под религией обычно подразумевается учение или некий свод правил Церкви, или сама Церковь как общественный институт) – это вещи, которые существуют автономно друг от друга. Религия представляется чем-то необязательным, навязанным и ограничивающим свободу человека жить так, как он хочет. Почему такая позиция не верна?

Ошибка 1: вера в Бога и отрицание необходимости религии как вероучения

Если мы хотим выучить и знать английский язык, то обращаемся к учебнику, либо к тому, кто знает язык сам и готов нас ему научить. В вопросах веры действуют те же самые принципы – без изучения того, в Кого и во что мы верим, без получения знаний от первоисточника, такая абстрактная вера может привести к заблуждениям, к суевериям и другим ее искажениям. На каждой Литургии христиане поют Символ веры – азы православного вероучения. Без знакомства с вероучением и без его осмысления невозможно добровольно исполнять то, к чему Бог призывает человека, то есть невозможно верить правильно. Поэтому недостаточно одного лишь признания факта существования Бога, а необходим непрерывный процесс Его познания. Не случайно сам Иисус Христос повелел апостолам идти и учить все народы (Мф. 28:20).

Когда мы говорим, что верим в Бога, знаем ли мы и понимаем ли, в какого Бога мы верим?

Среди людей, называющим себя верующими, нередко встречается мнение, что Бог у всех один (то есть разные религии по сути говорят об одном и том же, только разными словами). Это большое заблуждение, так как истина может быть только одна. И для верующего Бог – это живая и совершенно конкретная Личность – Иисус Христос, который и есть «путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6).
Таким образом, если рассматривать религию как синоним вероучения, то очевидно, что она совершенно необходима, так как получить эти знания в оригинале можно только в Церкви и в Евангелии.

Ошибка 2: вера в Бога и религия как связь с Богом

Если обратиться к слову «религия», считается, что оно происходит от латинского «religare» – «соединять, связывать» (это одна из самых популярных гипотиз происхождения этого слова). Кого с кем или что с чем религия пытается воссоединить? Христианское мировоззрение дает однозначный ответ – человека с Богом. То есть религия – это взаимоотношения Бога и человека, стремление восстановить утраченную в результате грехопадения связь между Богом и человеком. При таком понимании слова «религия» вера в Бога, что называется «в душе», содержит внутреннее противоречие, теряет всякий смысл и логику.

Ошибка 3: вера в Бога и христианская жизнь

Поскольку «верить» – это глагол, то когда мы говорим о том, что во что-то верим, это должно подразумевать какие-то последующие действия с нашей стороны. Ведь если мы верим в законы физики, к примеру, в закон всемирного тяготения (гравитацию), то вряд ли будем выпрыгивать из самолета без парашюта в надежде на то, что останемся парить в воздухе. Или если мы верим в то, что для хорошего здоровья необходимо здорово питаться, много двигаться и полноценно отдыхать, мы будем стараться это выполнять. В отношении веры в Бога можно сказать то же самое, тем более, что сам текст Библии говорит о том, что «вера без дел мертва» (Иак. 2:26).
Неслучайно Свт. Иоанн Златоуст в Беседах на книгу Бытия говорит о том, что залог прочности духовного дома человека – это и вера (как знание догматов), и правильная жизнь (дела).

Какова цель христианской жизни и как определить, что она идет в нужном направлении?

Большинству наверняка придут на ум общечеловеческие принципы: убивать нельзя, воровать плохо и пр. Если следовать только этим принципам, то может показаться, что живешь правильно. Однако христианское религиозное мировоззрение не ограничивается общепринятыми нормами морали и нравственности, а определяет критерии не только внешней, но и правильной духовной жизни; оно задает человеку гораздо более высокую планку – недостаточно просто избегать того, что и так запрещено уголовным законодательством большинства развитых стран, напротив, оно призывает к активным действиям – во всем поступать с людьми так, как мы хотим, чтобы поступали с нами (Мф. 7:12). Хочешь быть любимым? Люби сам. Хочешь, чтобы другие были к тебе снисходительны? Будь прежде сам снисходителен к другим.

Ошибка 4: вера в Бога и отрицание Церкви

Как человеку понять, в правильном ли направлении он движется? Ответ на этот вопрос можно получить, став членом единой общины – Церкви. Пожалуй, одним из самых частых аргументов, почему тот или иной «верующий» не ходит в храм и не живет полноценной церковной жизнью (свечи и куличи не считаются, простите), будет то, что для общения с Богом ему не нужен посредник (третье лицо в виде священника и пр.). Также оппонент может быть недоволен тем, что в Церкви «все за деньги», что священнослужители порой могут нагрубить или ошибиться, отнестись не так внимательно, как хотелось бы человеку, поэтому доверия к Церкви нет и отношение к ней соответствующее – как к чему-то не обязательному.

Такой подход избавляет от ответственности. Ведь если у кого-то заболит зуб, вероятно, он обратится к стоматологу. И если доктор нагрубит или не понравится еще чем-то, вряд ли после этого человек решит, что все стоматологи грубияны, и перестанем совсем лечить зубы. Но когда речь идет о Церкви, то мы забываем, что там находятся точно такие же люди. Да, предъявляемые ожидания к ним выше, но не надо забывать, что они не святые. Если же все-таки не перекладывать ответственность за свою жизнь на «плохую Церковь», то окажется, что неизбежно придется задавать себе очень неудобные вопросы и постоянно испытывать себя, сравнивая с тем путеводителем, который дан нам Христом в Евангелии, которое, как мы уже выяснили, необходимо изучать от Первоисточника, то есть в Церкви.

АВТОР: Владислава Попова @milivladi

Вам могут также понравиться статьи:

Зачем нужна церковь?

Злой поп

Докажите Бога