Когда девушка одевает хиджаб. Как одеваться мусульманке. Аллах скрывает женщину от злых глаз

Действие запрета на буркини — мусульманского купального костюма. Тем не менее французские курортные города, которые и пытались ввести такой запрет, сопротивляются этому решению. Скандал вокруг буркини коснулся не только Франции — его активно обсуждают по всему миру; ключевой момент этой дискуссии связан с давней проблемой нетерпимости к мусульманской одежде в светских западных странах. По просьбе «Медузы» на стыдные вопросы о хиджабе и парандже, а также о сопутствующих предрассудках отвечает Ахмет Ярлыкапов — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО.

Что такое паранджа? И чем она отличается от хиджаба?

Паранджа — это исламский предмет одежды. «Классическая» (среднеазиатская) паранджа — это длинный халат с ложными рукавами, который скрывает все тело, оставляя открытым лишь лицо. Лицо, как правило, закрывают чачваном — плотной сеткой из конского волоса, которую можно поднимать и опускать.

На паранджу похожа бурка, но это другой вид мусульманской одежды. Бурка — это покрывало, которое закрывает тело с головой, для глаз в нем оставляют затянутую сеткой прорезь. Запрещенный во Франции мусульманский купальный костюм буркини к бурке не имеет отношения. Во-первых, буркини не закрывает лица женщины, а во-вторых, это костюм, а не покрывало; его задача — скрыть очертания тела купающейся женщины.

Из других видов женской мусульманской одежды распространена чадра — легкое покрывало, обычно темного цвета, закрывающее все тело женщины с головы до ног. Сама чадра не закрывает лицо, для этого может использоваться дополнительный кусок ткани или головная накидка никаб, прячущая волосы и лицо женщины и оставляющая лишь прорезь для глаз.

Многие разновидности мусульманских головных уборов в Европе называют хиджабом. Это неправильно, поскольку хиджаб — это любая женская одежда, соответствующая нормам шариата. Такая одежда должна закрывать все тело и волосы женщины; непокрытыми можно оставить лишь лицо, кисти рук и ноги ниже щиколоток. Это могут быть платок, кофта с длинными рукавами и юбка до пола.

Все ли мусульманки должны носить паранджу?

Нет. Верующие мусульманки должны носить при посторонних мужчинах хиджаб — одежду, закрывающую тело и волосы (кстати, костюм буркини обязателен на пляже, поскольку по сути это купальный вариант хиджаба). Есть страны, в которых носить хиджаб обязаны все женщины, причем независимо от вероисповедания, — такое требование существует в Иране и Саудовской Аравии. В светских странах такой обязанности у женщин нет: например, в Турции до недавнего времени женщинам даже было запрещено появляться в хиджабе в государственных учреждениях. Впрочем, сегодня Турция несколько ослабила этот запрет; теперь женщины могут появиться в хиджабе в государственном учебном заведении.

В Коране про хиджаб что-нибудь говорится?

Да. О том, как должны выглядеть верующие мусульманки, говорится в основном в двух аятах (то есть стихах) Корана. В одном из них (Сура 24 «Свет», аят 31) говорится, что женщины должны «опускать свои взоры», «не выставлять напоказ своих прикрас» и «прикрывать своими покрывалами вырез на груди». Там же сказано, что мусульманки не могут «показывать свою красу» никому, кроме родственников и немногочисленных приближенных, которых допускают в дом (например, слуг и детей).

Другой стих (Сура 33 «Сонмы», аят 59) также указывает верующим женщинам на необходимость «опускать на себя покрывала»: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный».

Зачем женщины носят паранджу?

Это не всегда объясняется нормами ислама. Иногда требование носить одежду, полностью скрывающую женское тело, обусловлено, скорее, культурными особенностями. Паранджа связана с традицией женского затворничества, которое было распространено на Ближнем Востоке еще до зарождения ислама. Традиция подкреплялась местными морально-этическими нормами, неотъемлемой частью которых были принципы целомудрия и духовной чистоты. Затворничество было распространено в среде городских элит, причем следуя этой традиции жили и иудеи, и христиане, а сейчас так живут некоторые высшие касты индуистов.

С приходом ислама явление обрело религиозные обоснования и широко распространилось, выйдя за пределы высших слоев общества. Мусульманские нормы обеспечили дополнительную легитимацию паранджи и подобных видов женской одежды — несмотря на то, что требования закрывать лицо при посторонних мужчинах нет даже в строгих исламских нормах. «Превышение» исламских требований как раз свидетельствует о культурных корнях этой одежды.


Но ведь паранджа подавляет волю женщины?

Сложно сказать. С одной стороны, женские накидки, покрывающие тело, изолируют их от остального общества, это символ их затворничества. Носить паранджу или бурку обычно требуют сторонники самых консервативных форм ислама, которые считают, что роль женщины в обществе ограничивается заботами о семье. В таких сообществах женщин действительно могут принуждать к ношению паранджи или бурки, причем нередко инициатива исходит от старших женщин.

В некоторых странах появление женщины на улице без традиционной одежды может прямо угрожать ее жизни и здоровью — в такой ситуации сложно рассуждать о добровольном выборе.

С другой стороны, многие мусульманки добровольно носят этот предмет одежды, руководствуясь глубокими религиозными взглядами. Кроме того, в свое время паранджа считалась одеждой женщин из зажиточных семей, то есть была в каком-то смысле символом богатства и влияния.

Тем более нельзя дать однозначную оценку хиджабу. В современных западных странах в него облачаются не забитые бесправные женщины, но, как правило, гражданки этих государств. Они подчеркивают, что носят хиджаб, потому что сами этого хотят. Для таких мусульманок хиджаб — это способ их самоидентификации и символ их свободы, в том числе и той самой свободы выбора, за которую выступают защитники прав женщин на Западе.

Есть ли в исламских странах движение против паранджи и другой подобной одежды?

Да, есть. Например, в Иране в социальных сетях набирает силу движение My Stealthy Freedom («Моя тайная свобода»), инициатором которого стала живущая в Лондоне иранка Масих Алинеджад. Сторонницы этого движения выступают против обязательного ношения хиджаба и публикуют в интернете свои фотографии с непокрытой головой, в современной одежде и с макияжем. Судя по официальному сайту движения, число его сторонников составляет уже больше миллиона человек. В соцсетях также популярно движение иранских мужчин, которые надевают хиджабы в знак поддержки своих жен.

Почему во Франции запретили паранджу?

Это не совсем правда. Во Франции не запретили паранджу — в стране действует запрет на появление в ней и другой религиозной одежде в государственных учреждениях. То есть правильнее говорить об ограничении на ношение некоторых видов одежды в отдельных местах — в том пространстве, которое светское государство считает «своим». Кроме того, из соображений безопасности во Франции запретили появляться в общественных местах в одеждах, скрывающих лицо и фигуру. Насколько можно судить, дискуссии идут именно по поводу того, как сочетать принцип светскости с правом на свободу вероисповедания и на свободу самовыражения.

Инфографика: группа "Инфографика TUT"

В крупных городах европейской части России встречается всё больше женщин в традиционной восточной одежде - хиджабе.

«Мода на мусульманскую одежду захлестнула Татарстан в последние 15 лет, сейчас около трети мусульманок носят хиджаб, во всех семьях девочек готовят к такому стилю одежды», - рассказывает дизайнер Лейсан Хазиева. Она шьёт наряды, основываясь на канонах шариата, но вместе с тем - учитывает тенденции современной моды. Каждый день женщина приходит в свою творческую студию: здесь она встречается с клиентами, придумывает наряды. В месяц дизайнер шьёт около пяти нарядов.

В семилетнем возрасте Лейсан взяла в руки иголку и с тех пор с ней не расставалась. «Каким будет платье, зависит, конечно же, от того, куда девушка собирается идти. Существует специальная одежда для встречи гостей, чтения намаза, выхода в свет. Я шью, в основном, наряды для никаха - мусульманской свадьбы», - объясняет мне женщина, вырезая тонкую ткань по готовым лекалам.

Платок круче любой причёски

По законам ислама, верующая женщина должна закрывать все части тела, кроме лица, кистей рук и стоп. Одежда должна прятать в том числе шею, предплечья, уши и вдетые в них серьги. Если на Западе женщины носят паранджу, то в России - надевают длинные наряды и прикрывают голову платком, шарфом, либо палантином. «Я надела платок три года назад, - продолжает рассказывать мне Лейсан. - Сначала это было для эпатажа и красоты, хотя сейчас я начала приходить к Исламу. Для меня платок - круче любой причёски. Волосы всегда будут такими же, а палантинов у меня 46 - и каждый раз я могу завязывать их по-разному». По словам Лейсан, головной убор всегда подбирается к платью и не должен просвечивать. Существует несколько сотен видов завязывания платков, но дизайнер изобрела свою конструкцию с пуговками и петельками, чтобы он не развязывался.

Она признаётся, что любовь к моде началась с первых кукольных платьев. Уже в школе Лейсан шила наряды для себя, своих подруг и родных. Ещё до поступления в Техникум лёгкой промышленности научилась вышивать, вязать. «В 2009 году я отвела маленькую дочку на мастер-класс по вышиванию. Ей, конечно, не понравилось, так как она больше похожа на отца-гуманитария, всё время читает. А вот я загорелась этим искусством и создала свою первую детскую коллекцию», - рассказывает Лейсан.

В моде шифон, шёлк нежных тонов и яблоневые цветы

Каждый день Лейсан обходит магазины тканей в поисках подходящих материалов: зимой предпочитает использовать шерсть и вискозу, чтобы было и тепло, и уютно, а летом - шифон, атлас, шёлк, лён и хлопок. Итоговая стоимость сшитых ею нарядов колеблется от 8 до 12 тыс. рублей.

Дизайнер говорит, что наряды молодых девушек и степенных ханум («госпожа» с татарского - прим. автора) отличаются. Молодёжь предпочитает носить удобные, лёгкие туники с брюками, приталенные наряды, спортивную одежду, максимально подстраиваясь под современную моду. Женщины средних лет надевают длинные широкие юбки и платья. В день свадьбы мусульманки любят украшать себя разнообразными цветами из ткани. Чаще всего это яблоневые цветы нежно розовых и белых тонов.

«Женщина всегда должна быть ухожена и элегантна. Конечно, сегодняшние мусульманки немного отступают от традиций, иногда заказывают полуприлегающую одежду. Повседневная одежда девушек почти ничем не отличается от «обычной»: носят даже висячие брюки с „мотнёй“», - говорит дизайнер. Лейсан рассказывает, что в костюме также не допустимы слишком яркие, вызывающие цвета, поэтому большинство её клиенток предпочитают светлые нежные тона: белый, голубой, фиолетовый. Сейчас мастер трудится сразу над двумя коллекциями - «Шахерезада» в стиле де люкс и повседневной одежды в стиле casual.

Аллах скрывает женщину от злых глаз

Продавщица торгового центра на одной из центральных улиц Казани, русская 29-летняя девушка пришла к исламу четыре года назад и изменила имя на восточное - Хадижа. «Одежда, учитывающая нормы шариата, - это только маленькая часть ислама. Важно душой и телом верить в Аллаха, молиться пять раз в день, поститься, не грешить», - рассказывает она, провожая по торговым рядам.

К «закрытому» стилю одежды она относится спокойно и не считает это самым важным в вере. «Женщине необходимо надевать хиджаб после достижения половой зрелости, - говорит Хадижа. - Ношение платка обязательно, но тем не менее не относится к пяти столпам религиозной практики и шести столпам веры. Таким образом, мусульманка без платка остаётся мусульманкой, но её обязательная религиозная практика неполноценна».

По словам Хадижы, товар в магазины Казани поступает из Саудовской Аравии, Египта и Турции. Стоимость повседневной одежды колеблется от 1000 до 3500 рублей, а праздничной - до 7000 рублей. По торговым рядам развешаны платки, палантины, шарфы, есть также вариации - так называемые амирки, восьмёрки, султанки, подшарфики.

Восточная женщина может появляться без платка только перед махрамами (кровные или молочные родственники, за которых женщина не имеет права выходить замуж). «Также мусульманкам запрещается ходить на каблуках, - строго говорит Хадижа. - Чтобы не привлекать внимания мужчин». Хадижа признаётся, что когда надевает платок, чувствует себя защищённой. «Хиджаб - это не попытка скрыть внешность, как думают многие. Таким способом Аллах скрывает женщину от злых глаз, препятствует супружеской неверности, потому что женщина предстаёт во всей красе только перед своим избранником. Акцентируется не внешняя, а внутренняя красота». Мигранткам, которые едут работать в Россию, разрешено фотографироваться на документы в хиджабах. Допускается фотографирование в головных уборах, не скрывающих овал лица людей, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними без головного убора. Не допускается фотографирование в верхней одежде, шарфах, закрывающих часть подбородка.

Никаких духов, туши и лака для ногтей

Девушка с восточной внешностью предлагает нам купить аромамасла с ароматом «Kenzo» и объясняет, что «мусульманам нельзя пользоваться духами, так как в их составе есть спирт».

Здесь же продают сурьму и хну, которую рекомендуют вместо обычной косметики. Оказывается, пользоваться тушью для ресниц и лаком для ногтей нельзя, потому что «они не пропускают под себя воду, когда мусульманки пять раз в день совершают омовение (тахарат) перед молитвой». Продавщицы признают, что мусульманки на сегодняшний день, как изгои: их не принимают большинство работодателей, во многих регионах России относятся пренебрежительно и боятся. «Я мечтаю о том, чтобы нам дали свободу одеваться так, как мы хотим, и работать там, где желаем. Ислам учит добру и милосердию, не стоит относиться к нему пренебрежительно, основываясь на действиях преступников, прикрывающихся верой».

Наряды для царицы

В апреле 2012 на Всероссийском конкурсе дизайнеров мусульманской и национальной одежды наряды из роскошной коллекции Лейсан Хазиевой «Сююмбике» (посвящённой правительнице Казанского ханства в XVI веке), украшенные национальной вышивкой ручной работы, получили Гран-при в номинации «Профессионал». Дизайнер трудилась над своими пятью нарядами несколько месяцев. «Я совместила здесь мусульманские традиции с деталями национальной одежды татар, так как наш этнический костюм очень близок к одежде, отвечающей нормам шариата», - говорит Лейсан. Платья со стоячим воротником и вырезом на груди, с многочисленными воланами сшиты из однотонного шёлка.

«Одежда должна быть не прозрачной и не просвечивающей, чтобы скрыть цвет кожи», - поясняет дизайнер. Поверх одного из самых красивых платьев - коричневого - надевается камзол, жилет либо кафтан, а на голову - шапочка из меха норки. Другой костюм - светло-зелёный - выглядит празднично: его дополняет нагрудное украшение на матерчатой основе «изю», обрамляющее и закрывающее грудной разрез. Это закруглённый нагрудник из полосок ткани, вышитый бисером и стразами Swarovski. Платья с такой вышивкой становятся очень тяжёлыми, до 3-4 кг.

ксюша петрова

Вряд ли существует предмет гардероба, который вызывает более яростные споры, чем головной убор мусульманок. Хиджаб никогда не был «просто платком», а глобализация и вовсе превратила кусок ткани в культурный, религиозный и политический символ, который олицетворяет мусульманский мир и прежде всего представления европейцев о нём. В России о разрешении и запрете на платок неистово федеральный министр образования и глава Чечни - а родители учениц оспаривают право на ношение хиджаба в суде, во Франции только-только утихли скандалы вокруг запрета буркини, из-за которого представителей власти в исламофобии, а буквально на днях в Австрии решили запретить бурки и никабы, закрывающие лицо.

Пока одни призывают «освободить женщин Востока», сорвав с них покрывала, другие выступают за право выбора для каждой, независимо от того, хочет женщина или прятать своё тело от любопытных взглядов. У части светских европейцев хиджаб (например, в школе) вызывает аллергию уже сам по себе, как напоминание о чужой религиозности, а радикальные правые просто убеждены, что полная ассимиляция - это правило общежития, которое не оспаривается.

Выступления европейских политиков против мусульманского дресс-кода вряд ли можно назвать смелыми: одно дело, когда ты руководишь мировой державой и приехала в консервативную страну с дипломатическим визитом, и совсем другое - когда ты выросла в этой культуре и выступаешь против системы, реально рискуя свободой и жизнью. Тем не менее в странах, где отсутствие хиджаба карается по закону, появляются протестные группы, выступающие за право на выбор: например, сторонницы иранского движения публикуют в социальных сетях свои фотографии с непокрытой головой, в джинсах и с макияжем. Мужчины-профеминисты, наоборот, надевают хиджаб , чтобы поддержать своих жён и подруг.

Ещё один пример - сирийки, побывавшие в плену у боевиков ИГИЛ (организация признана террористической, её деятельность на территории РФ запрещена. - Прим. ред.) : оказавшись на свободе, женщины демонстративно сжигают чёрные бурки, которые на них надели террористы-фундаменталисты. Трудно тут не вспомнить западных феминисток, которым приписывают сжигание лифчиков в знак протеста против патриархата - но, как и любая яркая медийная картинка, этот пример не отражает сложную действительность.


На русскоязычных мусульманских ресурсах часто осуждают девушек, у которых из-под платка видны волосы или нижняя часть подбородка: богословы считают , что эта область не является частью лица, а значит, должна быть закрыта, как и шея. «Правильный» хиджаб полностью закрывает всё, кроме лица, из-под него может торчать специальная облегающая шапочка, но волосы должны оставаться внутри. Например, ресурс «Ислам.ру» сообщает , что девушки, у которых видна шея, волосы и часть головы, «попадают под грех», если их видят посторонние мужчины. Вообще, на мусульманских форумах можно найти ответ на любой волнующий вопрос, в том числе из сферы бьюти: например, можно ли мусульманке красить ногти или нет (правильный ответ - нельзя, иначе омовение перед намазом не засчитывается).

Запрет или разрешение

Обозревательница DW Сабине Фабер уверена , что тотальный запрет паранджи, которую считают символом угнетения даже прогрессивные мусульманки, не решит проблему, а только усугубит её: когда такой закон вступает в силу, религиозные мужья просто запрещают жёнам выходить на улицу, и консервативное мусульманское сообщество ещё больше замыкается в себе. Та же ситуация с хиджабами в школах: запрещая девочкам приходить на уроки в платке, власти, по сути, лишают их возможности получить светское образование и сделать осознанный выбор. И если запрет на головные уборы, полностью или частично закрывающие лицо, ещё можно объяснить заботой о безопасности, то боязнь хиджаба, прикрывающего только волосы и шею, больше похожа на проявление нетерпимости, чем на борьбу с террористической угрозой.

Большинство демократических стран вынуждены постоянно балансировать между светскостью и свободой вероисповедания - и тут всё не совсем очевидно. Французские власти пошли дальше других, отвергая любую религиозную атрибутику, поэтому в школах платки запрещены, а право находиться на пляже в буркини мусульманкам удалось только через Верховный суд. В России такой запрет действует не везде: после недавнего скандала в сельской школе в Мордовии, где учителям запретили носить платки, парламент Чечни специальную поправку к закону об образовании, разрешающую школьницам приходить на занятия в хиджабе. Впрочем, ношение хиджаба в республике практически обязательно, а сам вопрос о платке для руководства Чечни - ещё и вопрос политического влияния.

Большинство россиян относятся к хиджабам спокойно: в этом году 50 % респондентов опроса ВЦИОМ , что нужно отменить запрет на ношение головных уборов, чтобы девочки-мусульманки могли спокойно учиться. Практика показывает, что запрет хиджаба порождает множество бытовых проблем - например, до официального разрешения фотографироваться на документы в головном уборе многие мусульманки в Татарстане просто отказывались получать паспорт.

Хотя в религиозных семьях хиджаб воспринимают как обязанность, многие женщины принимают решение «покрыться» самостоятельно - для них хиджаб становится своеобразным манифестом самостоятельности, идентичности и верности принципам. Для молодых мусульманок, живущих в западных странах, это и вовсе становится делом чести. После теракта 11 сентября и последовавшего за ним расцвета исламофобии в любой девушке в платке по умолчанию усматривают террористку - мусульманки считают своим долгом разрушить этот опасный стереотип.

В мире, где женское тело воспринимают как товар, желание скрыть свою красоту от посторонних кажется радикальным

У прогрессивных молодых мусульман, которых Шелина Джанмохамед окрестила «поколением М», есть свои ролевые модели - люди, которые разрушают стереотипы, не отказываясь от своей культуры: например, фехтовальщица Ибтихадж Мухаммад , которая первой среди американок выступила на Олимпиаде в хиджабе, или лауреатка Нобелевской премии Малала Юсуфзай. У мусульманского комьюнити есть свои мемы , паблики и каналы на YouTube, свои марки одежды и халяльные стартапы, музыка и модные клипы в духе «хиджаб-свэга»: например, певица Мона в своём зажигательном треке заявляет , что плевать хотела на хейтеров и не собирается ни перед кем отчитываться за свой хиджаб.

Исламская мода давно вышла за пределы тусовки « » и свои позиции во всём мире: Marks & Spencer взялись за буркини, DKNY, Mango и Tommy Hilfiger выпускают капсульные коллекции к Рамадану, Dolce & Gabbana делают специально для мусульманских стран линию абай, а «курс на скромность» взяли на подиумах в Милане, Париже и Нью-Йорке.

Если телевидение скорее демонизирует ислам, то социальные сети делают мусульманскую культуру ближе и понятнее: например, на видеоблог Айдан Мамедовой, которая с юмором отвечает на вопросы о своей религии, тестирует косметику и делится рассуждениями о жизни, подписано почти 150 тысяч человек, и далеко не все они мусульмане. Хиджаб-активистки предлагают женщинам примерить платок, чтобы почувствовать себя на месте мусульманок: как правило, девушки, впервые покрывшие голову, чувствуют себя на удивление комфортно.

Как бы парадоксально это ни звучало, хиджаб может быть и феминистским жестом: в своём популярном обращении Ханна Юсуф объясняет , что представление об «угнетённых восточных женщинах» - продукт снисходительного колониализма, а хиджаб может быть не только религиозным символом, но и способом выступить против культуры насилия. Желание скрыть свою красоту от посторонних - своеобразный ответ миру, где женское тело сексуализируют и воспринимают как товар. И все же радикальные феминистки считают привязанность к хиджабу проявлением стокгольмского синдрома. А умеренные просто поддерживают право женщин носить то, что им нравится - будь то брюки, крошечное бикини или чёрное покрывало. «Нет ничего освобождающего в том, чтобы покрываться, как и в том, чтобы показывать любые части своего тела. Настоящая свобода - в возможности выбирать», - резюмирует Юсуф.

Нурия

Я выросла в Уфе в семье хирурга и гинеколога, в школе училась в физмат-классе, слушала панк и хардкор, выросла на американских фильмах, европейских книгах. О религии, о национальности тогда даже не задумывалась. Потом поступила в НИУ ВШЭ на факультет социологии, и в

Москве мне постепенно дали понять, что я «не русская». Только тут я поняла, что татарка. Наверно, в этот момент я могла «обрусеть», сменить имя, слиться с большинством, но так получилось, что я, наоборот, начала интересоваться своими корнями, историей и религией народов Поволжья.

Начав изучать Коран, я была в шоке: там написано, что наша Вселенная расширяется, что наши небо (атмосфера) и земля изначально были единым «облаком», а потом были разделены, там описан процесс появления зародыша и ещё много всего. Тогда я почувствовала и поверила, что это учение не может быть творением человека, что это нечто несравнимо большее. Так я обрела веру, произнесла Шахаду, стала мусульманкой, начала читать намаз. Вопрос о хиджабе я восприняла как заботу Творца обо мне. Начала молиться, чтобы Всевышний помог мне покрыться так, чтобы это стало благом для моей нынешней жизни и следующей после смерти.

Сперва я надела тюрбан и начала носить закрытую одежду, потом постепенно закрыла шею платком. Тогда я ещё училась и жила в общежитии. Я там со всеми хорошо общалась, и моё решение «покрыться» восприняли нормально. Я рада, что училась именно во ВШЭ, там учатся и работают люди с большим кругозором. Понимают, что образ жизни человека необязательно должен совпадать с их собственным.

В хиджабе я ощущаю себя «под покровительством», защищённой от внешней суеты. Он даёт мне ощущение целостности, покоя

Я живу далеко от родителей, и они всё время беспокоятся обо мне. Когда я приехала к ним на каникулы в платке, конечно, они испугались, что я попала под влияние какой-то секты. Сами они люди не религиозные, об исламе судили в основном по новостям в телевизоре. Мама сказала, что ей стыдно выйти со мной на улицу, что я должна снять платок и быть «как все нормальные люди». Больше всего она боялась, что я не смогу найти работу. Когда я устроилась по специальности в крупную международную компанию, мама успокоилась.

В хиджабе я ощущаю себя «под покровительством», защищённой от внешней суеты. Он даёт мне ощущение целостности, покоя. Для мусульманина важно найти баланс между мирским и духовным, золотую середину. Для меня платок - маячок: когда у меня возникает желание его снять, я понимаю, что слишком погрузилась в мирское и нужно поработать над духовным.

Что бы ни говорили, завет мужчинам и женщинам закрывать своё тело от посторонних - один из элементов религии. Мне кажется, что у мусульманок, которые не носят платок, есть какой-то конфликт и дискомфорт либо внутри, либо с их окружением.

Когда у меня плохое настроение, мне кажется, что люди косо смотрят на меня, шепчутся за моей спиной. Когда у меня хорошее настроение, то даже когда рядом начинают громко говорить «вернулась бы в свой аул», я просто улыбаюсь им и иду дальше. «Шутки» про бомбу или терроризм отпускают в основном пьяные молодые люди. Мне кажется, что у нас в стране к любому человеку, который отличается от большинства, будут претензии. Дело даже не в хиджабе - люди найдут, к чему придраться.

Асия

Я приняла ислам четыре года назад, но покрылась не сразу, а где-то через год. И весь этот год я мучилась, понимая, что предписание покрываться такое же обязательное, как молитва пять раз в день - и оно касается не только мусульманок, но и вообще всех женщин. Это мудрость

Господа, его веление и милость для нас. Человек слаб и подвластен разным наущениям со стороны, поэтому и я не могла сразу покрыться - иногда завязывала что-то на голову, но это был не хиджаб. Потом я поехала в Марокко на месяц Рамадан, и там произошёл инцидент, связанный со здоровьем: мне физически было очень плохо, я сильно отравилась, и одновременно почувствовала себя ничтожной. Это может случиться с любым человеком: когда хорошо себя чувствуешь, кажется, что всё можешь, что для тебя нет преград, но когда тело даёт сбой, ты прекращаешь чувствовать себя всесильным. Я тогда совсем ослабла, и вдруг мне захотелось покрыться - я поняла, что без этого я не защищена, даже когда соблюдаю все остальные предписания моей религии. Я почувствовала, что раньше была лицемеркой, и сразу же надела хиджаб - вернулась в Москву в нём и больше не снимала.

Мои друзья и родственники отреагировали на удивление спокойно - ни с чьей стороны я не почувствовала агрессии. Я всегда не совсем тривиально, поэтому, наверное, многие восприняли хиджаб как часть какого-то нового образа, а лишних вопросов никто не задавал. По одежде, которую я носила раньше, я совсем не скучаю - все старые вещи уже раздала. Сейчас я думаю, что самовыражение через одежду и внешность - для тех, кто не может проявить себя иначе.

Иногда я еду в метро, и мне кажется диким, что не все женщины покрыты, что они показывают себя

Мне нетрудно соблюдать предписания ислама. Когда ты понимаешь, кто твой Создатель, осознаёшь, что на первом месте не твои мелкие дела, а благодарность богу, всегда найдёшь пять минут, чтобы помолиться. Люди тратят гораздо больше времени на абсолютно бесполезные дела. Молитва - вдохновение, в это время ты предаёшься тому, что действительно важно, и твоя маленькая жизнь приобретает смысл. Люди, которые считают, что это ограничение свободы, очень заблуждаются. Это и есть свобода - эта жизнь конечна, а следующая жизнь вечная, надо готовиться к ней.

Когда я покрыта, я чувствую себя защищённой. Не представляю, как бы я сейчас вышла на улицу без хиджаба. Нет никакой тоски по тому, чтобы мои волосы развевал ветер. Иногда я еду в метро, и мне кажется диким, что не все женщины покрыты, что они показывают себя. Ведь это предписание для всех: все религии говорят, что женщина должна быть как бы в коконе, должна быть закрыта. Хиджаб защищает женщин и от чужих взглядов, и от самих себя. Женщина ведь слабое существо, от неё больше всего смуты и грязи, и поэтому на нас лежит большая ответственность - не стоит выставлять свою красоту напоказ. Это универсальное правило - не временное, не национальное, не культурное. Для мужчин аналог хиджаба - это борода, символ мужественности и скромности.

Милана

Я приняла ислам совсем недавно, в сентябре прошлого года. Всё началось со знакомства с молодым человеком, который впоследствии стал моим мужем. Мне понравился его настрой, его менталитет, я задавала вопросы, и он стал рассказывать мне о своей религии. Я вспомнила, что лет пять

назад я задумывалась о том, чтобы принять ислам, но тогда это отошло на второй план на фоне других ярких событий в жизни. Чем больше я узнавала о исламе, тем больше понимала, что законы шариата сходятся с моим пониманием мира. Я нашла ответы на многие вопросы, которые меня мучили всю жизнь. Не прошло и двух месяцев, как я чётко поняла, что хочу принять ислам, и пришла в мечеть уже в хиджабе.

Моя семья отнеслась к моему решению очень негативно. Эта проблема актуальна для многих новообращённых мусульманок: многие спрашивают меня, что делать с реакцией близких, как с этим бороться, но я не знаю. Мои родные до сих пор не уважают мою религию и пытаются на меня давить, чтобы я вернулась к прежней жизни. Говорят, что я была амбициозной девушкой с большим будущим, а теперь стала ханжой. Это неприятно, и нужно много работать, в первую очередь над собой, чтобы преодолевать сопротивление и не отвечать негативом.

Когда я только собиралась принять ислам, у меня совсем не было денег, чтобы купить хиджаб. Когда моя подруга-мусульманка спросила, почему я медлю с покрытием, я рассказала, что это финансовая проблема, она посмеялась и подарила мне хиджаб. Я дошла в нём до дома - помню, что уже лежал снег и была почти зима, а дома сняла его и через пять минут уже вышла на улицу без хиджаба, просто в обычном платке. Потом было очень стыдно.

Когда я приняла ислам и вышла из мечети в хиджабе, я почувствовала себя чистой - как будто только что родилась. Раньше я замечала много заинтересованных взглядов, прикованных к моему телу, а начав носить хиджаб, стала замечать другие взгляды - уважительные. Хиджаб меня возвеличил, а не унизил, это очень интересное ощущение. В первую очередь он защищает от мужских взглядов - от тех, кто смотрит на тебя как на кусок мяса, а ещё хиджаб отгораживает от грехов окружающего мира.

К косым взглядам я отношусь очень спокойно: в прошлой жизни я была лысая, вся в пирсинге и татуировках, поэтому к переизбытку внимания привыкла

К косым взглядам я отношусь очень спокойно: в прошлой жизни я была лысая, вся в пирсинге, татуировках и часто выглядела, как Леди Гага, поэтому к переизбытку внимания привыкла. Однажды я хотела подойти к женщине на улице, чтобы спросить дорогу, а она не подпустила меня к себе, начала кричать и оскорблять. Это было смешно и чуть-чуть обидно.

Бывают приступы, когда смотришь старые фотографии и вроде хочется вернуться в «свободную» прежнюю жизнь - но когда спрашиваешь себя зачем, понимаешь, что в этом нет смысла. Для меня ислам - это истина, и даже если я сниму хиджаб, перестану молиться и держать пост, я останусь мусульманкой и не смогу от этого отказаться.

Думаю, что мировоззрение человека начинает формироваться очень рано, ещё до трёх лет. Если у меня будет дочь, я с детства объясню ей, что хиджаб - это обязанность, которая идёт на пользу ей самой. Думаю, при таком воспитании она сама захочет носить хиджаб, а дальше - посмотрим, как распорядится Всевышний, так и будет.

Мне, как многим девочкам, хочется постоянно покупать новые платки и одежду - но надо помнить, что расточительство - тоже порок. Платки я скручиваю в рулоны и кладу на полку пирамидкой. Самые экстравагантные из моих старых вещей я оставила себе и надеваю дома, для мужа - когда он приходит домой, я встречаю его очень красивая.

Раньше я профессионально занималась спортом, а сейчас взяла паузу, но в будущем планирую возобновить занятия пауэрлифтингом, хотя бы на любительском уровне. Буду заниматься в шароварах и толстовке или длинной спортивной тунике. Я занимаюсь тяжёлой атлетикой, там нет резких движений вроде бега или прыжков, так что такая одежда не стесняет движений.

Советский Союз внёс свои коррективы, поэтому сейчас гораздо больше распространён светский ислам - «мы всё знаем, соблюдаем основные правила, но верим в душе, поэтому не носим хиджаб». При этом в Кабардино-Балкарии, где я родилась, многие женщины начинают носить платок после замужества - это связано скорее не с религией, а с местной культурой. Традиция трансформировалась так, что платок обязательно носить не постоянно, а только при родственниках мужа: получается, что если ты живёшь со свекром и свекровью, то покрываешь голову постоянно, а если ездишь к родне раз в месяц - надеваешь раз в месяц.

Думаю, исторически хиджаб действительно связан с угнетением женщин (вспомнить хотя бы иранскую религиозную революцию), но если девушку никто не заставляет покрываться, а она сама этого хочет, дико ей это запрещать. Это её право. В моём регионе девочек не заставляют носить платок, но иногда они вырастают и приходят к этому сами. В конце концов, это просто элемент одежды, запретить хиджаб - это как запретить штаны. Но когда к этому принуждают, как, например, в Иране или в Чечне, где обязательно нужно покрывать голову, хиджаб действительно становится символом угнетения.

Думаю, исторически хиджаб действительно связан с угнетением женщин, но если девушку никто не заставляет покрываться, а она сама этого хочет, дико ей это запрещать

Радикальные мусульмане не считают светский ислам настоящим, и в чём-то они правы: светские мусульмане не живут по канонам, которые прописаны в Коране. Это на самом деле очень глубокая тема, о которой в двух словах не расскажешь. Для меня самой национальная идентичность всегда была важнее религиозной. Наверное, если бы я вышла замуж в селе и должна была носить платок перед родственниками мужа, я бы его носила, потому что это дань уважения традиции. Многие женщины на Северном Кавказе носят платок, но это не хиджаб - они просто завязывают его узлом сзади, видны волосы. Часто взрослые женщины разрешают невесткам не носить платок при родне, если они не хотят. Конечно, религиозные люди на это могут сказать, что они живут неправильно и сгорят в аду, но на Кавказе учат ещё и уважать старших - так что тут сталкиваются две установки.

Сейчас вообще трудно чем-то удивить: у меня есть знакомая, которая раньше носила дреды и курила втайне от родителей, а теперь ходит в хиджабе, есть и обратные случаи - когда женщины снимают платок. Часто это бывает как раз после того, как они расходятся с радикально религиозными мужчинами: когда муж уходит в горы боевиком, жена понимает, что что-то пошло не так, и постепенно отказывается от хиджаба. У меня есть знакомая, которая обычно не носит хиджаб, но надевает специальный чёрный балахон с капюшоном на время намаза. Так же поступает моя тётя - она вся такая светская, покрасилась в блондинку, но делает намаз и на это время покрывает голову. Религиозные ребята говорят, что так нельзя: по идее, ты должен в обычной жизни выглядеть так же, как во время молитвы, чтобы тебе никогда не было стыдно показаться перед богом.

Мусульман стыдят вообще за всё - например, если ты куришь и делаешь намаз, тебе скажут, что ты лицемер. Мне кажется, это неправильно, потому что так ислам никогда не адаптируется: обвиняя человека в лицемерии за любые несоответствия строгой норме, его только подталкивают к радикализму.

Фотографии:
Люба Козорезова

Макияж:
Фариза Родригес

Иллюстрации и верстка:
Даша Чертанова

ПРОДЮСЕР:
Катя Старостина

Обычай покрывать голову среди женщин ислама существует очень давно. Неужели причина только в религии? Это было бы слишком просто, наверняка есть что-то ещё. Давайте же разберемся, в чём тут соль и почему мусульманки носят платки.

Несомненно, религия играет большую роль в исламском обществе. Согласно Корану, священной книге мусульман, женщина должна вести себя скромно и не демонстрировать напоказ красоту, предназначенную исключительно для мужа. Пожалуй, не стоит пытаться найти в этом какой-то здравый смысл, ведь ясно же, что Коран был написан мужчиной.

  • Читайте также :

Прогрессивная часть мусульманского общества давно поняла, что этот постулат, мягко говоря, не соответствует нынешним реалиям. Однако, решившиеся сломать традицию сразу же подвергаются осуждению со стороны более консервативных окружающих: родителей и мужей. Давление это настолько велико, что большинство женщин даже не пытаются что-то изменить.

Красота

Казалось бы, какая может быть красота, если женщина укутана с головы до пят в бесформенный балахон? Но это на наш, западный, взгляд. На самом же деле у мусульман просто другое понимание значения этого слова. Красота для них — нечто вполне осязаемое и материальное, имеющее собственную ценность. Если женщина просто так всем показывает свою красоту — ее ценность в глазах мужчин уменьшается.

В их понимании, чтобы увидеть красоту женщины — нужно приложить усилия: жениться на ней и обеспечивать ее. При этом, подобное отношение, по их мнению, повышает самооценку и достоинство женщин. Если мусульманка носит платок — это делает ее менее доступной, более ценной и уважаемой. Причем, опять-таки, с точки зрения мужчин.

  • Не пропустите :

Мнение женщин

Хорошо, в странах, исповедующих ислам, сильны традиции и влияние общества. Это понятно. А что происходит, если женщина меняет общество? Почему мусульманки носят платки, даже живя в Европе? Тут мнения разделились.

Часть замужних дам объясняют ношение хиджаба или паранджи тем же, что и их землячки: влияние религии, сильные традиции, мнение общества, отношение мужа. Другие видят в этом способ самоидентификации, нежелание забыть свою культуру.

Более интересные мысли высказывают незамужние девушки, которые, несмотря на отсутствие какого-либо давления, продолжают носить платок. Они считают унизительным сам факт того, что их внешность может быть предметом оценки или обсуждения. Неважно, мужчины это или женщины, никто не имеет права судить, красивы они или нет, считают молодые мусульманки.

Второй аргумент, который часто можно услышать от молодежи: они носят платок для того, чтобы о них судили по их интеллекту и способностям, а не по физическим данным. Как вам такое?

Кто знает, что именно из вышеописанного является истинной причиной того, почему мусульманки носят платки. Последний довод звучит весьма убедительно, однако неужели для достижения полного равноправия с мужчинами обязательно одевать паранджу?..

Агата Васнецова

Стиль – это способ сказать, кто ты, не используя слов.

Содержание

Известно, что признак религиозной мусульманской женщины – сокрытие своего тела под одеждой. Это вызывает различные чувства: любопытство, недоумение, страх или агрессию. Как любая загадка, мусульманский хиджаб нередко становится объектом пристального внимания окружающих. Эта вещь не только отражает вероисповедание владелицы, но и может указывать на возраст, уровень богатства. Причины, по которым женщины придерживаются норм Шариата, могут быть разными: соблюдение законов страны, семьи или личный выбор.

Что такое хиджаб у мусульман

В мусульманском обществе хиджабом (hijab) принято называть предмет одежды, скрывающий женщину от посторонних взглядов. Как учит Коран, женщины, скромно потупляющие взор и оберегающие свою честь от чужих мужчин, угодны Аллаху. Истинные мусульманки должны выражать поклонение Богу: носить накидку, читать молитвы каждый день. Даже среди ученых арабских мужей, толкователей Корана, ведутся споры, должны ли накидки закрывать женщину целиком или возможно оставлять открытыми лицо и кисти рук.

Например, в Саудовской Аравии и Афганистане женщины поверх одежды носят Абай (паранджу из плотной черной ткани, через которую видны лишь глаза). В некоторых странах перед выходом на улицу надевают никаб, в переводе с арабского, – головной убор, закрывающий лицо, с прорезью для глаз. Мусульманки из Средней Азии предпочитают платки. Турецкие женщины носят тюрбаны с украшением. В большинстве стран классический хиджаб – это головной убор, закрывающий волосы и тело.

История возникновения

Корни ношения закрытых одеяний ведут в Древний Иран. В персидской истории и культуре для женщины считалось позором выйти из дома без покрывал. Это было небезопасно, ведь красота могла вызвать завистливые взгляды, даже оскорбления. С социальной точки зрения, мужья, лишенные возможности видеть чужих женщин, остаются более верными своим женам. Это уменьшает количество разводов, пресекает распространение венерических заболеваний. Просторная паранджа скрывала некоторые недостатки фигуры и здоровья, отличия во внешности хозяек.

Сейчас мусульманок в хиджабах можно встретить в Европе, Азии, странах Африки, например, Тунисе и Египте. Во Франции многие горожанки, которые исповедуют ислам, отстаивают ценность своих традиций. Исключение составляют женщины, профессии которых тесно связаны с общением с иностранцами. Например, стюардессы и портье в отелях могут работать с открытой головой, на них не распространяются общие ограничения.

Почему мусульманки носят хиджаб

Цель хиджаба не только в том, чтобы прикрыть женское тело, в его ношении заложен внутренний смысл. Идея в том, что он символизирует чистоту и непорочность, служит барьером для окружающего внешнего мира, является выражением веры. В восточных государствах мужчины и женщины, соблюдающие дресс-код, могут вместе работать в закрытых помещениях. Отдавая дань традициям и уважая законы веры, девушки могут учиться в университете, посещать культурные учреждения.

Внешний вид женщин под покрывалом олицетворяет целомудрие, в мечеть вход возможен только при наличии хиджаба.В правоверных мусульманских семьях дочери начинают покрываться с детства. Четкой возрастной границы, когда ребенку нужно начинать правильно носить хиджаб, не существует, но при половом созревании девушка уже показывается без покрывал только домашним.

Традиции Востока

Из Корана и Сунн, которые проясняют некоторые моменты, до нас дошла информация, что Аллах требовал от женщин не появляться оголенными перед людьми, которые не принадлежат к их семье и близким. Этика Шариата предписывает истинным мусульманкам оберегать честь мужа и семьи, носить покрывала, чтобы Аллах послал им свое благословение.

В европейском и российском обществе в последнее время часто обсуждается вопрос о запрете хиджаба в школах и иных учебных заведениях. Четкого ответа на этот вопрос до сих пор не удалось сформулировать, ведь в этом вопросе следует учитывать права человека, законы государства и догматы веры. Каждая страна решает этот вопрос на свой манер, учитывая политические и религиозные факторы.

Существует движение мусульманок за свободу от ношения хиджаба, борьба против ущемления прав человека. Демонстрация протеста насчитывает несколько десятилетий и набирает популярность на просторах интернета. Возникают определенные сайты, где девушки отстаивают своё право показываться на улице без покрывал. В Коране есть условие, что женщина может отказаться от ношения хиджаба, это остается ее личным делом, проявлением свободы воли.

Как правильно носить

Существует несколько рекомендаций для ношения хиджаба, отражающих его смысл в исламских странах. Женщина, покрывающая тело, может выглядеть привлекательно, при этом чувствовать защиту от нескромных взглядов, и соблюдение догм ислама будет исполнено.

  • Одежда должна максимально скрывать свою хозяйку, оставляя лишь прорезь для глаз. В отдельных странах допускается обнажать лоб, нижнюю часть лица, кисти рук.
  • Наряд должен быть свободным, не облегать грудь.
  • Запрещается пользоваться ароматическими средствами.
  • Цвет лучше выбирать нейтральный, не вызывающий пристального внимания.
  • Женская одежда должна явно отличаться от мужской, никакой «унисекс» не дозволяется.
  • Ткани лучше выбирать без синтетических добавок и плотные.
  • Дорогой наряд не должен быть украшен драгоценностями, привлекать к себе внимание.

Как красиво завязать

Существуют много способов, как красиво надеть хиджаб и выглядеть пристойно. Даже если вы не мусульманка, но любите путешествовать или имеете друзей другой веры, то эти навыки могут пригодиться. В современном мире распространены интернет-знакомства, поэтому часто стали появляться пары смешанных национальностей. Показать свое уважение мужу, другу семьи или коллеге по работе можно и с помощью одежды. В некоторых странах можно запятнать честь рода, если выйти на улицу без покрывала.

Как правильно повязать хиджаб, можно узнать из видео, выложенных на просторах сети, или изучив литературу. Верхний платок можно закалывать под подбородком булавками или брошами, допускается драпировка вручную на затылке. Длинный конец широкого шелкового шарфа можно носить навыпуск, если владелица обладает маленьким ростом и хочет казаться повыше. На восточный вкус влияют традиции и современная популярная западная мода.

Для чего нужен внутренний платок

По законам Корана дозволяется открывать лицо, но шея, волосы, уши обязательно должны быть прикрыты. Сами мусульманки осуждают женщин, которые покрывают себя платками, но оставляют обнаженными ступни или локти. Не стоит демонстрировать свои украшения, умеренность во всем - вот главная догма ислама. Спрятать оголенные части тела поможет внутренний платок или подхиджабник - шапочка, которую надевают непосредственно на голову. Она плотно прилегает к телу и позволяет красиво уложить хиджаб.

Оттенки мусульманского платка

Мусульманка каждый день задает себе вопрос, какого цвета платки выбрать, как сочетать с одеждой и какие расцветки ей подойдут.

  1. Лучше иметь в своем гардеробе базовый повседневный комплект однотонных платков, которые могут подойти для большинства случаев. Это нейтральные оттенки – белый, бежевый, черный и оттенки серого.
  2. Летом лучше использовать легкие натуральные ткани, а зимой выбирать плотный материал. В теплое время года можно порадовать глаз цветочным узором, но он не должен быть слишком вызывающим. В холода лучше останавливать свой выбор на оттенках драгоценных камней.
  3. Хиджаб нужно выбирать подходящий к оттенку глаз и кожи. Блондинкам рекомендованы нежные, естественные цвета, а брюнеткам – более яркие и насыщенные.
  4. Красивый хиджаб получается при гармоничном сочетании оттенков. Можно использовать таблицу, которую легко найти на просторах интернета. В ней представлены подходящие комбинации цветов, которые можно использовать не только в одежде, но и при нанесении косметики.

Свадебный хиджаб

Аллах призывал к скромности и умеренности, не выставлять свою красоту и богатство напоказ, а гордость называл грехом. Зная об этом, все же почти каждая девушка мечтает о незабываемом празднике в день, когда она выходит замуж. Дизайнеры исламских нарядов очень утонченно и изящно решают вопрос, как прикрыть прическу и все женские очертания, но одновременно сохранить красоту и торжественность момента. Западные модные веяния тоже влияют на свадебные наряды, например, в последние годы есть тенденция следовать стилю бохо.

Сочетая прозрачные и плотные ткани, кружево, бисер и декоративные блестки, мастера создают шикарные платья, которые закрывают тело от шеи до ступней, но подчеркивают нежность и женственность невесты. Цвет свадебного хиджаба не обязательно белый, допускаются оттенки изумруда, коралла и лазури. Желательно, чтобы цвет накидки гармонировал с костюмом жениха. .