Мы с вами живем в многополярном мире. Кому-то нравится одно и «тошнит» от другого. Другого же – совсем наоборот. Что-то непривлекательное или любимое в глазах одного может выглядеть иначе в глазах другого. В том числе это касается юмора и смеха, который занимает важную часть в жизни человека. Это я к чему все? Кто-то из нас может огорчаться, видя, как кто-то над чем-то смеется. Причины могут быть разные, собственно, как и ситуации, в которых между людьми может возникать смех. Это и большой разрыв в интеллектуальном уровне, настроении, чувствах, эмоциях и т.д. Находятся даже такие люди, которые всячески избегают смеха и юмора, считая его вредным. Но, так как мы с вами люди православные, то давайте посмотрим на эту проблему со своей «колокольни».
Для начала хочу отметить, что речь тут будет идти не о крайне негативных вариациях смеха, а об обычной форме, что поджидает нас каждый день. Итак, что же такое смех вообще? Можно дать разные определения этого состояния. Лично мне нравятся рассуждения И. Канта в его «Критике способности суждения», где он связывает смех с игровым избавлением от состояния стресса: «смех есть аффект от внезапного превращения напряженного ожидания в ничто. Именно это превращение <…> исключительно потому, что оно, как чистая игра представлений, приводит в равновесие жизненные силы в теле»[1].
И действительно, если мы посмотрим внимательно, то увидим, что для преодоления какой-либо проблемы или трудности человек использует смех. Причем формы бывают весьма разные – от шутки и анекдотов в кругу семьи до целых выступлений на сцене. Но, давайте зададимся вопросом: насколько позволителен смех для христианина вообще?
Люди, настроенные крайне ригористически, будут массово приводить цитаты святых отцов с целью доказательства недопустимости смеха для верующего. Пожалуй, стоит продемонстрировать некоторые:
«Не отверзай уст своих… для смеха, ибо это есть признак рассеянной и нерадивой души (прп. авва Исайя)»[2].
«Где смех, там нет ни благочиния, ни страха Божия, ни внутреннего душевного хранения (прп. авва Исаия)»[3].
«Для людей здравомыслящих достоин смеха как вообще всякий смех, так еще более смех блуднический. Неумеренный смех бывает и до слез. Лучше быть угрюмым, нежели рассеянным (свт. Григорий Богослов)»[4].
«Кто верует, тот не смеется, но рыдает и плачет о грехах своих, ибо слышит, что смеющиеся в этой жизни будут плакать и рыдать в будущей (прп. Симеон Новый Богослов)»[5].
«Места смеху не находил святой Антоний в жизни инока и, когда ученики спросили его: «Можно ли нам когда-нибудь смеяться?» – ответил: «Господь наш осуждает смеющихся, когда говорит: Горе вам, смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете»[6].
Таким образом, рисуется весьма мрачная картина человека угрюмого и нелюдимого, который всячески избегает даже намека на что-то комическое, заслышав которое, он сразу хватается за четки и молитвослов. Но, к сожалению, такая позиция мало отражает истину. Скорее искажает ее.
Все дело в мотиве, намерении и причине смеха. Да, бывает смех, порожденный не желанием преодолеть трудность или помочь кому-то, а как акт насилия над человеком и его свободой. Вспомните хотя бы, сколько бед, выраженных в таком явлении, как «колумбайн» (стрельба подростками в школах), стало следствием насмешек над каким-нибудь невзрачным и нелюдимым одноклассником. Но ведь бывает и другой смех.
Что еще важно отметить – если присмотреться к таким категорическими резким цитатам, то мы заметим, что они либо написаны монахами и для монахов, либо как грани проявления вершины духовной жизни человека.
Но и в том мире можно найти весьма примечательные примеры. Вот один известный пример из Древнего Патерика:
«Некто, ловя в пустыне диких зверей, увидел, что авва Антоний шутливо обращается с братиями, и соблазнился. – Старец, желая уверить его, что иногда бывает нужно давать послабление братиям, говорит ему: положи стрелу на лук свой, и натяни его. – Он сделал так. – Старец опять говорит ему: еще натяни. – Тот еще натянул. – Старец опять говорит: еще тяни. – Ловец отвечает ему: если я сверх меры буду натягивать, то переломится лук. – Тогда авва Антоний говорит ему: так и в деле Божием, – если мы сверх меры будем налегать на братий, то от приражения они скоро сокрушаются. Посему необходимо иногда давать хотя некоторое послабление братии. – Выслушав это, ловец был сильно тронут, и, получив великую пользу, ушел от старца. – И братия, утвердившись, возвратились в свое место»[7].
А теперь скажите мне, много ли среди вас людей, которые могут бегать, прыгать, плавать, стрелять по мишеням и т.д. настолько хорошо, как это делают олимпийские чемпионы? А много ли людей, которые досконально в точности подражают их питанию и тренировкам? Кажется, ответ очевиден. Я считаю, что тут тоже стоит притормозить и подумать, в какой мере, нам, мирянам, стоит подражать некоторым крайне резким монашеским рекомендациям. Хотя и в том мире «чемпионов» духовной жизни можно встретить юмор и смех. Важно только, с каким сердцем, желанием и стремлением человек это делает.
Для верного понимания, а как же тогда быть, стоит уяснить кое-что очень важное: какой именно смех осуждается в святоотеческих трудах и Священном Писании? Это смех от горделивой пресыщенности, порождаемый страстями, ослепляющий и отгораживающий от Бога: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете, — предостерегает от подобного смеха Господь (Лк. 6:25)».
Смех – это прекрасное средство, чтобы человек расслабился, преодолел конфликт, наладил с кем-то контакт и т.д. Но, как и превышение рекомендуемой дозы лекарств делает их ядом, так и юмор без меры наносит человеку вред. Тут я тоже приведу некоторые цитаты:
«Не смех – зло, но зло то, когда он бывает без меры, когда он неуместен… Способность смеха внедрена в нашу душу для того, чтобы душа иногда получала облегчение, а не для того, чтобы она расслаблялась (свт. Иоанн Златоуст)»[8].
«Берегись излишнего смеха; он расслабляет душу, а душа, расслабев, легко свергает с себя узду закона (прп. Нил Синайский)»[9].
«Безвременный смех… иногда рождается от беса блуда, а иногда от тщеславия, когда человек сам себя внутренне бесстыдно хвалит; иногда же смех рождается и от наслаждения (пищею) (прп. Иоанн Лествичник)»[10].
Что же нам со всем этим делать? Думаю, что надо чаще включать голову. Стараться думать не только о том, что мы делаем, а еще о том, как и чем мы занимаем нашу голову. Понятно, что стереотипами жить проще и удобнее. Но вот насколько полезнее? А ведь стереотип о темных, мрачных и нелюдимых православных, увы, до сих пор очень живуч среди множества внешних по отношению к Церкви людей. Думаю, поддерживая этот миф мы точно не приносим пользы Богочеловеческому организму.
У святых отцов среди прочих поучений важное место занимают призывы к рассудительному отношению относительно своего сердца и духовной жизни. Я считаю, что как тогда, так и сейчас, эти поучения должны быть важным ориентиром в нашей жизни:
«Рассуждение есть око души и ее светильник, как глаз есть светильник тела: так что если это око светло будет, то и все тело (наших деяний) светло будет, если же око сие темно будет, то и все тело темно будет, как сказал Господь (прп. Антоний Великий)»[11].
«Кто хочет вкушать чистую радость, тому надлежит прежде обдумать и потом переходить к слову и делу. Поелику сказанное или сделанное нелегко возвратить; то надобно поверить приточнику, который говорит: делай с советом, если не хочешь ночью и днем мучить себя раскаянием, и самым делом оправдать этот совет (прп. Исидор Пелусиот)»[12].
Братия и Сестры! «Ра́дуйтеся и весели́теся, я́ко мзда́ ва́ша мно́га на небесѣ́хъ» (Мф. 5: 12).
Литература
- Кант, Иммауил. Сочинения в шести томах. Т.5 / Под общей редакцией В.Ф. Асмуса. А. В. Гулыги, Т.И. Ойзермана. — М: Мысль, 1966. — 564 с.
- Сокровищница духовной мудрости: Антология святоотеческой мысли в 12 т. Т. 10 – Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2008. — 576 с.
- Древний Патерик, или тематическое собрание изречений-апофеегм отцевъ-пустынников / Перевод с древнегреческого еп. Феофана (Говорова), Затворника Вышенского. – Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2009. – VI, 614 с.
- Сокровищница духовной мудрости: Антология святоотеческой мысли в 12 т. Т. 9 – Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007. — 575 с.
[1] Кант. И. Сочинения в шести томах. Т. 5. М., 1966. С. 352.
[2] Сокровищница духовной мудрости: Антология святоотеческой мысли. Т. 10. 2008. С. 119.
[3] Там же. С. 120.
[4] Там же. С 121.
[5] Там же. С. 122.
[6] Там же. С. 124-125.
[7] Древний Патерик, или тематическое собрание изречений-апофеегм отцевъ-пустынников / Перевод с древнегреческого еп. Феофана (Говорова), Затворника Вышенского. Святая Гора Афон, 2009. С. 275.
[8] Сокровищница духовной мудрости: Антология святоотеческой мысли. Т. 10. 2008. С. 121-122.
[9] Там же. С. 122.
[10] Там же.
[11] Сокровищница духовной мудрости: Антология святоотеческой мысли. Т. 9. 2007. С. 93.
[12] Там же. С. 96.
https://t.me/biblironism