Гимнастика для новорожденных: полезные упражнения. Гимнастика для новорожденных и грудных детей Лфк для новорожденных 2 месяца

На втором месяце жизни ребенок вступает в фазу активного роста. Он уже приспособился к пребыванию вне материнской утробы и привык узнавать самых близких людей. Из этой статьи вы узнаете о том, как развивать ребенка в 2 месяца.

Малыш в этом возрасте прибавляет в весе около 800 грамм, а его рост увеличивается на 3-4 сантиметра. Данные показатели верны не для всех детей, так как каждый ребенок развивается в собственном темпе.

Поэтому не стоит паниковать, если набор веса немного выше или немного ниже указанного. Насторожиться стоит в том случае, если младенец резко поправился или похудел. В этой ситуации необходимо проконсультироваться с врачом.

Зрение малыша в два месяца становится более развитым. Он способен фокусировать взгляд, останавливая его на игрушках или предметах. Грудничок сопровождает взглядом движущиеся предметы, если они находятся невдалеке от него. Он уже умеет различать родителей зрительно. В ответ на вашу улыбку или нежные слова ребенок может радостно улыбаться.

Также развивается его слух. Малыш начинает понимать, откуда идет звук. Через несколько секунд после появления звука кроха повернет голову в его сторону. Грудничок понимает интонацию голоса родителей.

В жизни младенца по-прежнему главным человеком остается мама. Он целиком от нее зависит. Очень важно уделять ребенку достаточно много внимания. Психология грудничка такова, что он хочет все время быть рядом с мамой. И уже не так важно, что именно она будет с ним делать — играть, купать или одевать.

Почаще берите малыша на ручки, прислоняйте к своей коже. Разговаривайте с ним. Мягким и нежным голосом проговаривайте свои действия из жизни: «мама сейчас тебя искупает, водичка теплая, приятная, а теперь мы будем вытираться» и т.п.

Попробуйте пообщаться с младенцем на его языке. Подражайте гулению, издавайте причмокивающие звуки, меняйте интонации, говорите то тише, то громче, а можно и нараспев. Наблюдайте за реакцией ребенка. Он постарается подражать вам, как умеет. Устройте веселый диалог на «детском» языке. Это полезно для речевого развития.

Итак, 2-месячный ребенок уже умеет:

  • приподнимать головку и удерживать ее поднятой полминуты;
  • из положения лежа на животике может поднять грудь и голову, удерживая положение 3-4 секунды;
  • держать в руке игрушку или что-то другое некоторое время;
  • вытянув ножки и ручки, лежать расслабленно и спокойно;
  • если в первый месяц жизни непроизвольные сокращения мышц младенца были частым явлением, то во второй
  • месяц жизни они случаются редко.

Массаж для детей второго месяца жизни

Массаж очень важен для жизни и здорового роста крохи. Он расслабляет мышцы ножек и ручек, успокоит кишечник и поможет справиться с коликами. Массаж также успокаивает и гармонизирует нервную систему ребенка. Ниже приведены простые массажные приемы.

  1. Положите грудничка на бок. Легонько придерживайте его ножки. Водите ладонью вдоль позвоночника. Малыш будет рефлекторно сгибаться и разгибаться. Повторите упражнение на другом боку. Оно способствует укреплению мышц спины.
  2. Гладьте животик крохи круговыми движениями в направлении по часовой стрелке — это будет способствовать развитию косых мышц живота и поможет предотвратить пупочную грыжу, которая нередко появляется у младенцев.
  3. Прижмите ступни грудничка большими пальцами рук, это тренирует их рефлекторное сгибание.
  4. У малютки во второй месяц жизни сохраняется хватательный рефлекс. Возьмите его ладошку, аккуратно помогите малышу раскрыть пальчики, при этом ласково поглаживайте их.
  5. Большие пальцы вашей руки вложите в ладони грудничка. Другими четырьмя пальцами обхватите сжатые детские кулачки. Поднимите его ручки вверх. Выполняйте легкие колебательные движения.

Развиваем двухмесячного малыша

Для развития слуха полезно время от времени включать музыку. Пусть это будут разные мелодии — бодрые, энергичные в первой половине дня и мягкие, успокаивающие вечером. Самой благоприятной музыкой считается классическая.

Интересным опытом для малыша будут браслеты с бубенцами. Наденьте такой браслет на запястье ребенка. Наблюдайте, как он во время движения начнет вслушиваться в звучание бубенцов. Если малыш проявит недовольство, снимите браслет.

Проводите занятия с погремушками, это тоже полезно для развития слуха. Если реагировать на звук одной погремушки 2-месячный грудничок уже умеет, то пора переходить к занятиям с двумя игрушками. Погремите одной из них, сделайте паузу в несколько секунд, затем погремите еще одной погремушкой в другой стороне. Дождитесь реакции малыша.

2-месячный малыш будет рад игрушке под названием «мобиль». Это подвесная карусель с игрушками, которая вращается. Обычно устанавливается над детской кроваткой. Одни модели вращаются от дуновения ветра или движений мамы, у других есть встроенный механизм вращения. А еще мобили часто оснащают мелодиями, которые звучат во время вращения карусели.

Грудничок начнет следить за движением фигурок на мобиле и прислушиваться к музыке. Это хорошая тренировка и зрения, и слуха. Оптимальное время работы мобиля — 5 минут. При более длительном включении малыш начнет уставать, а его зрение будет перегружено.

Полезными будут упражнения на развитие тактильных ощущений. Вкладывайте в ладошку младенца разные предметы. Например, фломастер, толстая нитка с узелком на конце, рельефный кусочек ткани и т.д.

А вот еще одно полезное упражнение. Сшейте маленькие мешочки из яркой ткани. Заполните их чем-нибудь, например, бисером или крупой. Крепко зашейте мешочки так, чтобы малыш не смог достать оттуда наполнитель. Пусть он щупает мешочки с разными наполнителями. Это обогатит его тактильные ощущения и будет способствовать развитию мелкой моторики.

Гимнастика для грудничка

Гимнастика позволяет укреплять мышцы и двигательный аппарат, а также развивать рефлекторные навыки. Ниже описаны приемы для второго месяца жизни.

  1. Малыш лежит на животике. Привлекайте его внимание так, чтобы он поднимал и удерживал головку на 10-20 секунд.
  2. В той же позиции на животике разведите ножки ребенка таким образом, чтобы стопы касались друг друга, а колени были слегка раздвинуты. Подведите свою ладонь к стопам ребенка, чтобы он мог оттолкнуться от нее. После отталкивания малыш немного сдвинется вперед, как лягушонок.
  3. Уложите младенца на спину. Аккуратно удерживайте его за подмышки и медленно приподнимайте так, чтобы он занял положение сидя. Аналогичным образом опустите его обратно. Здесь важно следить за головкой ребенка, чтобы он не ударился.

Данная гимнастика выполняется 1-2 раза в сутки. Каждое упражнение по 5-7 раз.

Игры для грудничка в 2 месяца

  • «Самолетик». Возьмите ребенка животиком вниз перед собой. Одна рука будет придерживать грудь младенца, а другую руку пропустите между ног крохи. Начинайте полет. Можно имитировать звуки самолета и останавливаться над теми объектами, которые интересно разглядывать. Заранее оставьте на столе или диване игрушку. Позвольте малышу ухватить ее во время полета. Он будет в восторге. Эта игра отлично подходит не только для мамы, но и для папы.
  • Еще одна веселая игра называется «Лифт» . Она способствует укреплению вестибулярного аппарата и помогает ребенку лучше ориентироваться в пространстве. Возьмите малыша в вертикальном положении перед собой. Начинайте кататься на «лифте». Рассказывайте о том, что вы едите вверх или вниз. Сначала «лифт» будет подниматься и опускаться совсем немного. Затем можно увеличивать высоту подъема и спуска. Когда личико ребенка окажется на уровне вашего лица, обязательно поцелуйте кроху.

Таким образом, 2-месячный ребенок нуждается в интенсивном развитии. Занимайтесь с ним, дарите ему свою нежность и тепло. Ваш кроха обязательно ответит взаимностью.

Гимнастика способствует физическому развитию ребенка. Укрепляет эмоциональную связь между мамой и малышом. Простые упражнения можно начинать делать уже со второй-третьей недели жизни грудничка. В этой статье мы подробно рассмотрим, когда и с чего начинать зарядку. Узнаем, какие упражнения подойдут для ребенка с одного месяца.

Польза гимнастики для новорожденного

  • Физическое развитие грудничка;
  • Укрепление иммунитета и общего состояния организма;
  • Укрепление и развитие костей, мышц;
  • Формирование осанки и брюшного пресса;
  • Снижение гипертонуса мышц новорожденного;
  • Развитие координации движений и вестибулярного аппарата;
  • Стабилизация давления;

  • Улучшение аппетита;
  • Развитие ловкости и выносливости;
  • Гимнастика для новорожденных нормализует работу внутренних органов и пищеварения, снижает газообразование и устраняет , которые мучают детей в первые 2-3 месяца;
  • Успокаивающее и расслабляющее воздействие, налаживание работы нервных;
  • Развитие рефлексов, восприятия ребенком звуков и движений;
  • Динамическая гимнастика для грудничков поможет малышу скорее начать ползать, сидеть, стоять и ходить;
  • Тактильный контакт налаживает психоэмоциональную связь между родителями и ребенком.

Как правильно проводить гимнастику

Важно знать, что гимнастика для новорожденных отличается от упражнений, которые можно делать малышам старше одного месяца. Перед началом введения любой физической нагрузки для грудничка, обязательно проконсультируйтесь с педиатром, чтобы убедиться в отсутствии противопоказаний.

Легкая зарядка для новорожденных показана каждому малышу, за исключением детей с выраженными неврологическими симптомами. Врач подскажет, когда лучше начинать активные занятия с ребенком, и какие упражнения подойдут малышу с учетом особенностей развития.

Гимнастика для новорожденных с первых дней жизни не рекомендуется. Лучше начинать упражнения со второй недели после рождения малыша. Важно, чтобы и гимнастика, и проходили медленно и плавно без резких движений и сильной нагрузки без применения усилий.

Гимнастика для грудничков в первый месяц жизни проводится по 10-15 минут за полчаса до кормления. Упражнение повторяют по 3-5 раз и делают каждый день! Только так вы добьетесь максимального эффекта. Кроме того, такая активность войдет в привычку и у родителей, и у малыша.

Зарядку лучше делать в первой половине дня. Обустройте специальное место для упражнений. Это должна быть твердая поверхность, на которую сверху постелите одеяло или пеленку. Грудничку ничего не должно мешать и причинять дискомфорт, когда тот выполняет упражнения.

Во время упражнений разговаривайте с малышом, рассказывайте потешки или пойте песенки. Не кричите и не ругайтесь! Не стоит заставлять делать грудничка то, что он еще не может выполнить (например, переворачиваться или ползать). Не перегружайте ребенка! Не заставляйте малыша заниматься, если он болен, плохо себя чувствует или капризничает.

Упражнения для новорожденных

Утренняя зарядка хорошо тонизирует мышцы. Многих родителей интересует, с чего же начинать такую гимнастику. Когда малыш проснется, положите его на спину и помогите потянутся. Затем обхватите и слегка потрясите запястья, после так же возьмите и потрясите щиколотки. Разведите в стороны и затем скрестите руки на груди так, будто малыш обнимает сам себя. Возьмите запястья ребенка и по очереди плавно поднимайте вверх. Такое упражнение часто называют “мельницей”.

Выкладывание на животик педиатры советуют делать обязательно, так как такое упражнение налаживает работу пищеварения и устраняет колики, учит поднимать и держать голову. Положите малыша на живот и сделайте так, чтобы он приподнял голову. Например, покажите яркую игрушку или потрясите погремушкой над головой.

В первые недели такое упражнение делают несколько секунд, затем время увеличивают. Так, со второго месяца грудничка выкладывают уже на 5-6 минут. В это возрасте можно начинать стимулировать ребенка поворачивать голову в стороны также при помощи игрушки.

Эффективно справиться с коликами и болями в животике также поможет сгибание ног. Просто согните ножки малыша в коленях и подтяните к животу, а затем разогните обратно.

Поза “лягушки” и круговые вращения ножек способствуют укреплению и нормальному развитию суставов. Согните ноги в коленях и разведите в стороны, слегка повращайте каждую согнутую ногу по кругу.

Разгибание позвоночника формирует осанку, укрепляет кости и мышцы спины. Положите малыша на бок и одной рукой придержите ноги. Второй рукой проведите вдоль позвоночника на расстоянии 1-2 сантиметров от позвонков. Малыш станет рефлекторно прогибаться в спине.

Раскачивание включают в комплекс упражнений с одного месяца. Такую зарядку можно выполнять как на фитболе, так и лежа на поверхности. Положите ребенка на спину, согните ноги в коленках и прижмите к животу, руки прижмите к груди. Получится поза эмбриона. Затем начинайте раскачивать малыша в разные стороны.

Рефлекторное ползание можно начинать формировать у ребенка уже после второй недели жизни, несмотря, что полноценно ползать на животе он начинает с трех-четырех месяцев, а на четвереньках – после пятого месяца. Чтобы подготовить малыша к ползанию, положите его на живот и согните ноги так, чтобы он развел коленки в стороны. Ступни при этом должны упираться в ладонь взрослого человека. Тогда ребенок рефлекторно оттолкнется и проползет немного вперед.

Рефлекторная ходьба подразумевает, что ребенка берут подмышки и ставят ногами на твердую поверхность. При этом, корпус слегка наклоняют вперед. Тогда малыш может рефлекторно сделать шаг вперед. Какие еще упражнения помогут грудничку начать ходить, читайте .

Занятия на фитболе для грудничка в 1 месяц

Сегодня большую популярность приобретают фитболы. Это большие мячи диаметром 45-75 сантиметров. Для новорожденного лучше подойдет фитбол маленького или среднего размера с ручкой или рожками и гладкой поверхностью. Занятия на фитболе тоже можно начинать на вторую-третью неделю.

Оптимальными упражнениями в этом возрасте станет раскачивание на животе и на спине. При раскачивании поддерживайте ребенка за животик или спину, следите, чтобы голова не запрокидывалась!

Положите малыша на пеленальный стол и подкатывайте к ножкам фитбол, тогда он будет рефлекторно отталкивать мяч. Когда ребенок лежит на фитболе спиной вниз, можно сделать упражнение “Часики”. Придерживайте кроху за грудь или живот и мягко вращайте шар по или против часовой стрелке.

Новорожденный ребенок большую часть времени проводит во сне. Так сама природа помогает ему пройти период адаптации к новому миру. Во сне все процессы протекают мягче. Бодрствует новорожденный совсем немного - не более двух часов в сутки. Пробуждения его связаны чаще всего с естественными нуждами - желанием поесть, мокрыми пеленками или болями в животе из-за колик. Короткими промежутками бодрствования можно и нужно умело пользоваться.

Для развития малыша будет полезна специальная гимнастика, которая разрешена буквально с самых первых дней жизни. О том, как и зачем ее делать, мы расскажем в этой статье.



Польза

Польза гимнастики для новорожденных мало у кого вызывает вопросы: зарядка никогда не идет во вред, если проводится правильно. Для малышей, которые только что появились на свет, гимнастические упражнения имеют особое значение.

После девяти месяцев в материнской утробе, проведенных в довольно стесненных условиях (особенно тесно было в последние 2 месяца перед родами), нет ничего удивительного в физиологическом гипертонусе мышц, который регистрируется почти у всех грудничков. Гимнастика помогает быстрее избавиться от излишней напряженности в мышцах, малыш получает возможность расти и развиваться физически в более комфортных условиях.

Гимнастика - это не просто комплекс упражнений. Во всяком случае, малыш видит ее иначе: для него это возможность близкого тактильного контакта с мамой. Его отсутствие или недостаток приводят к скудному эмоциональному развитию малыша, к замедлению его психического развития.


Гимнастика улучшает кровообращение, что хорошо сказывается на аппетите, пищеварении и качестве сна: дети спят более глубоко и спокойно. Развиваются мышцы, укрепляются суставы и связки. Все это потом обязательно пригодится ребенку, когда он начнет осваивать перевороты, ползание, ходьбу. Доктор Комаровский, мнение которого имеет вес для многих мам, считает, что гимнастика и закаливание с первых же дней - залог здорового и крепкого иммунитета в будущем.

Противопоказания

Относительными противопоказаниями к гимнастическим упражнениям для новорожденных считаются врожденные пороки сердца, гемангиома, а также наличие большой пупочной или паховой грыжи. Иногда врачи рекомендуют воздержаться от гимнастических упражнений при определенных врожденных заболеваниях суставов и опорно-двигательного аппарата, например, при незрелости тазобедренных суставов гимнастику нужно делать особенную, лечебную и только тогда, когда малыш немного подрастет.

Гимнастику не делают, если у ребенка рвота, диарея, повышенная температура.

Обязательно нужно задать вопрос о возможности занятий педиатру - он посетит вас уже на следующий день после выписки из роддома. Подавляющему большинству малышей такие занятия доктора разрешают, причем с удовольствием: желание мамы развивать своего ребенка всегда похвально.


Общие принципы

Если противопоказания отсутствуют, целесообразно начинать заниматься с ребенком с 1,5-2 недель. К этому времени малыш достаточно хорошо адаптируется к новой среде обитания. Маме, которая намерена заниматься с ребенком гимнастикой, нужно знать некоторые общие правила, которые помогут добиться максимальной пользы и сделать сам процесс занятий интересным и приятным для всех.

  • Занимайтесь с ребенком каждый день. Только ежедневная гимнастика, а не пара упражнений от случая к случаю будет полезной и действенной.
  • Для занятий используйте ровную поверхность, которая не будет проваливаться под весом малыша - стол, столешницу, пеленальный столик или крышку комода.
  • Повторяйте каждое упражнение не более 3-5 раз, этого вполне достаточно, чтобы малыш не уставал.
  • Превратите занятие в игру - со стихом, песней и прибауткой. Малышу это обязательно понравится.
  • Делайте гимнастику в проветренном помещении, в котором нежарко (не более 21 градуса тепла), снимайте на время гимнастики подгузники и всю одежду. Летом, если на улице тепло и не дождливо, можно проводить гимнастику на свежем воздухе.
  • Заставлять ребенка делать зарядку нельзя. Если грудничок капризничает и плачет, не стоит продолжать выполнять упражнения. К гимнастике можно будет вернуться тогда, когда ребенок будет настроен на игру и общение.
  • Составляя программу гимнастики для своего ребенка, выбирайте только те упражнения, которые подходят ему по возрасту, ведь избыточная физическая нагрузка может навредить.
  • Делайте упражнения, которые будут способствовать симметричному развитию парных мышц, чтобы не допустить преобладания односторонней мышечной активности.
  • Длительность занятия установите на уровне 10 минут. Для начала - не более 2 минут, потом каждые два дня увеличивайте время на одну минуту, пока не достигнете десятиминутной «тренировки».



Зарядку можно проводить несколько раз в день:

  • после пробуждения и утренних гигиенических процедур – утреннюю;
  • гимнастику в сочетании с общеукрепляющим массажем – в первой половине дня;
  • несколько расслабляющих упражнений в составе успокаивающего вечернего массажа, который делают перед купанием.



Проводите гимнастику на разогретые мышцы, если даже не проводите предварительного массажа: легко растирайте ладонями ручки, ножки, живот и спинку, прежде, чем перейти к выполнению комплекса упражнений.

Также следите за тем, чтобы ребенок не был голоден на момент занятий, поскольку голод будет отвлекать его, малыш начнет плакать. Опасно делать упражнения и сразу после еды - это может спровоцировать обильное срыгивание.

Оптимально запланировать занятие через полтора часа после еды или за час до очередного кормления.

Классическая зарядка для малышей от 0 до 3 месяцев

Классические упражнения возможно сочетать с массажем, воздушными ваннами. Хорошо приемы классической гимнастики подходят для утреннего занятия, которое мама проводит после умывания, обработки пупочка. Классическая гимнастика выполняется в статичном положении: ребенок находится в стабильном положении в пространстве. Это основное отличие классического комплекса от динамического, о котором мы расскажем ниже.

Маме на заметку можно посоветовать несколько игровых упражнений, которые обязательно пригодятся маме грудного малыша от 2 недель до 2 месяцев.

  • «Гусеничка». Исходное положение - лежа на животе. Мама подносит ладонь к стопам малыша и слегка надавливает на них поступательным движением вперед. Малыш рефлекторно совершает поползновение вперед. Так тренируются мышцы живота, ног, спины. Ползание практикуют с самого раннего возраста именно для этого, а вовсе не для того, чтобы научить ребенка ползать, как думают многие.


  • «Эмбрион ». Поза, которую ребенку нужно принять в ходе выполнения этого упражнения, достаточно проста и привычна для него. В ней ребенок находился в маминой утробе. Положите малыша на бок, подведите колени к животу, а ручки удерживайте у груди. Слегка наклоните голову малыша подбородком вниз, к груди. Удерживайте его в таком положении 15-20 секунд, потом отпустите. Повторите 4-5 раз.
  • «Топотун». Поднимите малыша, захватив под мышками, дайте пальчикам ног упереться в поверхность стола и перемещайте малыша вперед. Он рефлекторно будет делать «шаги» по столу. Не расслабляйте свои руки, вес ребенка ни в коем случае не должен ложиться на его неокрепшие конечности и позвоночник.
  • «Велосипед». Исходное положение - лежа на спине. Возьмите ножки малыша в свои руки выше голеностопа и совершайте движения, характерные для езды на велосипеде.
  • «Червячок» . Исходное положение - лежа на боку. Проведите пальцами вдоль позвоночника ребенка без нажима и давления. Рефлекторно малыш выгнет спинку, а потом снова вернет ее в исходное положение.
  • «Атлет». Исходное положение - лежа на спине. Возьмите ручки малыша в свои руки. Подведите их к груди, разведите в разные стороны, потом поднимите вверх и опустите вдоль тела. Первое время повышенный мышечный тонус будет существенно ограничивать подъемы и опускания, следите за тем, чтобы ребенку не было больно.


Если ребенку уже более двух месяцев и его возраст приближается к 3 месяцам, вполне можно усложнить программу классической гимнастики следующими упражнениями:

  • «Дельфинчик». Исходное положение - лежа на животе. Положите свои ладони под грудь и живот ребенка, на несколько секунд невысоко приподнимите его на ладонях над поверхностью массажного стола. Все группы мышц, особенно шейные, мышцы спины и живота напрягутся. Спинка прогнется, а головка поднимется выше. Потом аккуратно опустите малыша обратно в исходное положение. Повторяйте 3-4 раза.
  • «Лыжник». Положите малыша на спинку, возьмите одну ножку за стопу, аккуратно распрямите ее в колене и скользящим движением проведите стопой крохи по своей ладони. Потом аналогично проведите упражнения для второй ноги. Это будет похоже на бег лыжника.
  • Следующее упражнение достаточно сложное, его рекомендуется начать делать не ранее 3-месячного возраста. Называется оно «Веретено». Его суть - в тренировке косых мышц живота и длинных мышц спины. Положите ребенка на спинку. Одной рукой захватите ножки, второй потяните за правую ручку с одновременным отведением ножек влево. Малыш перевернется на живот. Потом практикуйте перевороты через противоположную сторону.



Можно добавить упражнения на фитболе – как на спине, так и на животе.

Динамическая зарядка

Этот вид гимнастики для грудничков относится к категории развивающих. Упражнения используются более сложные, все они проводятся в движении с переменой положения тела ребенка в пространстве. Качание, вращение помогают не только развивать мышечную систему, но и эффективно тренируют вестибулярный аппарат ребенка.

Динамические упражнения имеют больше противопоказаний, чем классические, а потому родителям помимо консультации врача предварительно желательно получить пару уроков у специалиста ЛФК. Такой тип гимнастики не показан при кривошее , слабости и недоразвитости суставов. Для начала мама может посетить кабинет ЛФК в поликлинике, пройти несколько групповых занятий с малышом, только после этого возможно домашнее применение полученных навыков – естественно, с осторожностью и соблюдением техники выполнения упражнений.

Программы динамической гимнастики могут быть различными, вот лишь несколько упражнений для домашнего использования.

  • «Летчик». Положите малыша на живот. Одной рукой крепко обхватите запястье крохи, а второй - ногу в области голени с той же стороны. На несколько секунд приподнимите малыша и аккуратно опустите обратно. Повторите упражнение с ручкой и ножкой с другой стороны.



  • «Альпинист». Исходное положение - лежа на спине. Захватите руками ножки малыша чуть выше щиколоток, слегка приподнимите ребенка за ножки, чтобы ноги были в воздухе, а голова - на столике. Слегка потрясите его и плавно опустите обратно.
  • «Самолетик». Это упражнение знают все. Его выполнение лучше доверить папе, его руки крепче маминых. Одной рукой возьмите лежащего на животе малыша под грудь, второй - под животик с противоположной стороны. Малыш должен быть хорошо зафиксирован. Покатайте его по комнате, изображая звук самолета, меняйте высоту «полета», можно несколько раз покружить малыша. Не стоит подбрасывать ребенка в воздух и ловить его, как делают некоторые представители старшего поколения, это создает избыточную нагрузку на позвоночник и кости таза.

Динамическая гимнастика, по словам сторонников ее применения, позволяет не только развивать малыша, но и укреплять психологическое доверие между ребенком и взрослым. Многие специалисты рекомендуют начинать ее новорожденным уже с 1 месяца.

Развитие ребенка зависит не только от правильного питания и заботы со стороны родителей, но и от физических занятий, соответствующих возрасту малыша (например, хорошо зарекомендовала себя гимнастика для грудничков). Именно движения позволяют ускорить процесс кровообращения в организме крохи, снабдить все органы дополнительной порцией кислорода и, как следствие, «подхлестнуть» умственное развитие. Однако сегодня большинство родителей все еще придерживается «лежачей» точки зрения, когда новорожденный ребенок в их понимании – это хрупкое и беззащитное существо. Действительно, кроха нуждается в защите, но вот хрупкостью он отнюдь не обладает. Зато имеет очень высокий потенциал умственного и физического совершенствования, а также ЖЕЛАНИЕ развиваться.

Как помочь малышу


Во-первых, это массаж. И при этом молодой маме не стоит ждать, когда назначение к профессиональному массажисту выпишет участковый педиатр (или другой детский врач). Достаточно ознакомиться с перечнем основных приемов массажа для грудничков и приступить к их «воплощению в жизнь», как только мама немного восстановится после родов.

Во-вторых, это гимнастика. Основной ее принцип: «Делаем, пока ребенку нравится». Все упражнения представляют собой комбинацию движений с обязательным вовлечением в работу не менее чем двух суставов и нескольких групп мышц. Но при этом все эти движения соответствуют естественным (например, ползание или шаги). Отдельные движения, направленные только на один какой-либо сустав, не включены в программу гимнастики для малышей, так как ребенок в этом возрасте инстинктивно на внешний раздражитель отвечает общей двигательной реакцией.


Гимнастикой не стоит заниматься натощак, после еды или ночного сна (ребенок будет вялым и эффект от упражнений снизится).

Если есть возможность, перенесите все гимнастические занятия на свежий воздух или занимайтесь вместе с малышом в хорошо проветриваемом помещении.

В случаях, когда кроха во время упражнений начинает капризничать и плакать, лучше прекратить занятие и успокоить малыша . Возможно, что у него что-то болит, или другие естественные потребности (в том числе голод) не дают ему получить удовольствие от движений.

Летом занятия проводите либо в утренние, либо в вечерние часы (избегая перегрева ребенка). Помните, что следствием двигательной активности станет нагрев тела.

Упражнения следует чередовать, чтобы не вызвать одностороннюю нагрузку на какие-либо отдельные группы мышц.

Перед гимнастикой стоит «разогреть» малыша, сделав ему небольшой массаж.

Если у ребенка выявлены серьезные заболевания, являющиеся противопоказанием для массажа и гимнастики, ограничьте занятия простыми легкими поглаживаниями и как можно чаще, но осторожно, берите кроху на руки. Непосредственная близость большого теплого и родного тела (мамы, папы и даже бабушки с дедушкой), помогут организму крохи справиться с болезнью.

В 1-2 месяца

Основная гимнастика для одномесячных позволяет немного упорядочить движения малыша, еще не овладевшего своим телом:

  • «ползание» - положите кроху на живот, затем аккуратно согните его ножки (колени в стороны) и уприте свою ладошку к его ступням – ребенок разогнет ноги и, энергично отталкиваясь, продвинется вперед (следите, чтобы малыш не уполз с поверхности стола или дивана, на котором Вы с ним занимаетесь);
  • «эмбрион» - положите грудничка на спину и «сгруппируйте» его, сложив крест-накрест его ручки на груди и подтянув ножки к животу (с широко разведенными коленями), наклоните головку к груди, поддерживая ее, – это упражнение позволяет тренировать вестибулярный аппарат и хорошо влияет на нервную систему;
  • «ходьба» - подхватите малыша под мышки лицом к себе (можно и от себя), поставьте его стопами на ровную поверхность, слегка наклоните вперед и… кроха пойдет (следите, чтобы случайно не сдавить ему грудную клетку, и не позволяйте ему «шагать» на носочках) – продолжая делать это упражнение каждый день, Вы не дадите малышу возможности «разучиться» ходить (а это ускорит обучение ползанию и уже самостоятельному хождению).

В первый месяц следует также начинать осваивать вместе с малышом надувной пластиковый мяч (теплый и чистый) для фитнеса. Для начала можно использовать обычный детский надувной мяч, размер которого должен позволять лежащему на нем ребенку лишь слегка дотягиваться до «земли». Такая гимнастика для младенцев на мяче не требует особых навыков. Положите кроху на мяч животом, его колени разведите в стороны, а ручки оставьте свободно свисать перед грудью. Теперь покачайте малыша вперед, назад, по кругу и в стороны (с небольшим размахом). Не забывайте крепко держать малыша, чтобы он не соскользнул. Мяч можно заменить валиком из скатанного одеяла, но тогда покачивания будут ограничены движениями вперед и назад.

К тому же лечебная гимнастика на фитболе для грудничков очень часто применяется при нарушениях психомоторного развития, позволяя уменьшить тонус мышц.

Гимнастика для 2-х месячных грудничков аналогична упражнениям для первого месяца. Отличаться же она будет лишь чуть увеличенной продолжительностью занятий. Не забывайте, что все упражнения должны доставлять удовольствие и Вам, и ребенку. Не превращайте гимнастику в «обязаловку».

В 3 месяца


Ко всем перечисленным выше упражнениям гимнастика для 3-х месячных добавит:

  • «скользящие шаги» - уложите кроху на спину, возьмите своими руками его ножки в нижней части голени и тихонько выпрямите одну ногу, слегка скользя стопой по столу; затем повторите движение для другой ноги – со стороны это должно выглядеть так, как будто ножка ребенка - это лопата, которой Вы что-то зачерпываете со стола (распрямляя ее);
  • повороты со спины на живот – используя хватательный рефлекс, вложите в ладошку крохи свой палец (остальными пальцами крепко обхватите его кисть), а второй рукой захватите обе ноги в районе голени (указательным и большим пальцем – первую ногу, а остальными – вторую); поворот на бок начинайте с движения ног, а потом слегка тяните за его ручку, пока кроха не окажется на животе;
  • «пловец» - поверните ребенка на живот, подведите свою ладонь под его грудь и живот, удерживая его ноги второй рукой (см. предыдущее упражнение); теперь поднимите малыша над столом (ребенок должен лежать на Вашей ладошке, как на горизонтальной поверхности, приподняв вверх голову), ноги должны быть чуть выше головы; не повторяйте упражнение больше 1 раза в день и делайте его всего несколько секунд;
  • неполное присаживание – дайте ребенку большие пальцы обеих своих рук (остальными захватите его кисти) и потяните на себя, не доводя до сидячего положения (не пугайтесь, если его голова будет отставать от тела), затем аккуратно положите его на бок, чтобы не ударился затылком;
  • добавьте к покачиваниям на мяче момент отталкивания стоп ребенка от земли.

Разнообразие


Существуют и другие варианты гимнастики. Например, динамическая гимнастика, представляющая собой различающиеся по уровню сложности упражнения «в воздухе». Осваивать их можно уже с месячного возраста, но желательно на занятиях в специальных группах (это придаст Вам уверенности, ведь некоторые «кульбиты» явно не рассчитаны на слабонервных, но зато очень нравятся малышам).

В задачу этого комплекса входит, прежде всего, подготовка ребенка к движению, снятие повышенного тонуса мышц-сгибателей рук и ног, а также активное развитие шейного отдела позвоночника, укрепление мышц верхнегрудного отдела позвоночного столба и плечевого пояса. Для расслабления мышц в комплексе активно используются: массаж - поглаживания сгибательных поверхностей рук и ног, различные растяжки и суставная гимнастика.

Упражнения в положении лежа на спине

Поглаживание рук. Захватываем кисть ребенка в свою руку (большой палец обязательно вкладывается в ладошку малыша). Подушечками пальцев другой руки проводим легкие медленные поглаживающие движения от кисти к плечу по внутренней и наружной стороне руки. Выполняется 2-3 цикла на каждой поверхности (рис. 1).

Упражнение расслабляет мышцы руки, нормализует тонус, позволяет успокоить малыша перед дальнейшими занятиями.

Потягивание рук приподниманием. Берем ребенка за обе кисти (ребенок охватывает ваши большие пальцы), аккуратно и невысоко (на несколько сантиметров) приподнимаем его от поверхности стола. Если хватка ребенка ослабляется или он смотрит на вас озабоченно, необходимо сразу опустить его. Выполняют примерно 7-8 движений за одну минуту (рис. 2).

Упражнение растягивает мышцы и суставы рук, способствует укреплению мышц плечевого пояса и шейного отдела позвоночника, а также ускоряет развитие шейного изгиба позвоночного столба.

Массаж живота. Круговое поглаживание проводят от нижнего правого угла передней брюшной стенки, направляя движения по часовой стрелке. Пальцы рук располагают в исходной позиции, после чего делают широкие круговые движения по животу вокруг пупка, практически не нажимая на живот. Повторяется 4-5 раз (рис. 3).

Перекрестное поглаживание начинают из положения, стоя лицом к ребенку у его ног. Исходное положение рук - правая ладонь на верхней части левой половины живота малыша, левая рука лежит тыльной стороной в нижней части правой половины живота. Одновременно поглаживаются правая и левая половины живота - ладонь идет вниз, а тыл кисти - вверх. Нужно сделать 4-5 повторений (рис. 4).

Поглаживание боковых поверхностей начинается от поясничной области и проводится по двум направлениям: к грудине и к лобковой области. Подушечки пальцев аккуратно укладываются на боковые поверхности; живота, затем ими проводится поглаживание. Пальцы соединяются на уровне конца грудины, затем над пупком, потом - в области лобка. Таких туров (по 3 движения) необходимо сделать 3-4 (рис. 5).

Все поглаживания живота направлены на усиление работы мышц, способствуют подготовке мышц живота к последующим процессам сидения и стояния, эффективны как успокаивающий прием и нередко применяются (даже вне гимнастического комплекса) при вздутии живота, запорах и болезненном отхождении газов (круговое поглаживание).

Напряжение мышц живота сгибанием. Расположите свои большие пальцы под мышками у малыша, аккуратно поддерживая его шею и голову остальными пальцами. Стопы ребенка уприте в свой живот. Аккуратно приподнимайте свои руки до вертикального положения (в качестве неподвижной точки опоры используйте локти) и медленно опустите ребенка на спину. Повторите упражнения 4-5 раз, не давая малышу устать и отвлечься. При выполнении упражнения следите за тем, чтобы ребенок по мере сил напрягал мышцы живота (рис. 6).

Упражнение подготавливает ребенка к позе сидения, активно развивает мышцы живота и грудной клетки, укрепляет разгибатели спины, положительно воздействует на тазобедренные суставы и мышцы ягодиц.

Массаж груди. Поглаживания грудной клетки выполняются движениями подушечек пальцев вверх по грудине и затем, в верхней части, по нижнему краю ключиц в стороны к подмышечным ямкам. Необходимо проделать 5-6 движений. Боковые поверхности поглаживайте подушечками пальцев в направлении от грудины вниз и в стороны по ходу ребер (4-6 движений). В раннем возрасте поглаживание проводится двумя пальцами, по мере увеличения размеров ребенка подключается большее количество пальцев (рис. 7).

Упражнение стимулирует развитие грудных и межреберных мышц, укрепляет грудную клетку и способствует более глубокому и правильному дыханию.

Усиление вдоха (сжимание грудной клетки). После массажа обхватите грудную клетку ладонями и быстрыми, легкими движениями нажмите на грудную клетку, направляя усилия кверху и к грудине. Надо сделать 3-4 движения. Это движение рефлекторно вызывает более глубокий вдох и способствует устранению застоя в легких, а также усилению вентиляции (рис. 8).

Массаж стоп. Удерживая одной рукой голень ребенка, положите указательный и средний пальцы второй руки на тыльную поверхность стопы, большим пальцем проводите массаж стопы, который заключается в интенсивном поглаживании внутреннего и внешнего краев, пятки и области выше пальчиков (выполняется 4-5 проходов) (рис. 9).

Упражнение способствует укреплению мышц стопы, оказывает хороший эффект в качестве профилактики плоскостопия.

Рефлекторные движения стоп (сгибание и разгибание). Рефлекторные движения используются в массаже и гимнастике детей раннего возраста очень широко, вплоть до угасания соответствующих врожденных рефлексов. Это активные движения, которые очень хорошо и быстро развивают определенные группы мышц.
Обхватите голень ребенка одной рукой, пальцем другой руки быстро и резко нажмите на стопу малыша в области основания пальцев. Это приводит к сгибанию стопы (поджатию пальцев). После этого быстро и резко, с нажимом, проведите по наружному краю стопы от мизинца к пятке. В ответ на ваше раздражение ребенок рефлекторно разогнет стопу. Проделайте два этих упражнения 4-6 раз (рис. 10, 11).


Упражнение, в активном режиме развивает мышцы споты и голени, препятствует развитию плоскостопия и деформаций стопы в более позднем возрасте.

Упражнения, лежа на животе

Выкладывание на живот. Как и предыдущее, это упражнение основано на рефлекторных движениях защитно-оборонительного характера. В раннем возрасте ребенок при выкладывании на живот (да и вообще при изменении положения тела) старается уравновесить себя и поэтому отклоняет голову в сторону, противоположную положению туловища. Упражнение выполняется очень просто: выкладываете малыша на живот и оставляете в таком положении в течение нескольких секунд. При этом обратите внимание, что бедра ребенка должны быть разведены, а руки необходимо опереть на предплечья (рис. 12).

Упражнение развивает шейный и грудной отдел позвоночника, укрепляет мышцы спины, способствует правильному и своевременному развитию шейного отдела позвоночного столба. Как и массаж живота, это упражнение может выполняться помимо гимнастических комплексов. Его можно делать перед каждым кормлением.

Массаж спины. Поглаживание спины проводится тылом кисти одной или обеих рук в направлении от ягодиц к голове вдоль позвоночного столба. Ребенок лежит на животе, тыльная сторона кисти устанавливается на крестцовую область и проводится движение по направлению к голове. Возврат в исходное положение руки идет ладонной поверхностью. Прием поглаживания тыльной поверхностью довольно грубый, поэтому обязательно контролируйте силу воздействия, чтобы не доставлять неудовольствия малышу. Повторить движение можно 7-8 раз (рис. 13).

Упражнение стимулирует мышцы позвоночного столба, особенно положительно действует на разгибатели спины и подготавливает спину к дальнейшим упражнениям.

Рефлекторное разгибание позвоночника. Упражнение основано на врожденном кожно-спинном рефлексе. Для его выполнения необходимо положить ребенка на бок. Одной рукой придерживайте малыша за ноги, а двумя пальцами другой с небольшим нажимом проведите вдоль позвоночника снизу вверх, от крестца к шее. Ребенок тут же разогнет спину. Переверните малыша на другой бок и проделайте то же самое. Количество повторений необходимо начинать по 2 с каждой стороны и постепенно увеличить до 6-8 (рис. 14).

Упражнение активно развивает мышцы спины, особенно разгибатели, способствует формированию правильной осанки, укрепляет связочный аппарат позвоночника. Его можно выполнять несколько раз в день, помимо гимнастического комплекса, во время смены белья и других гигиенических процедур.

Массаж ягодиц с точечным воздействием. Массаж ягодиц проводится в положении лежа на животе. Подушечки ваших пальцев (в более позднем возрасте - полностью ладони) расположите у внутреннего края подъягодичной складки. Начинайте круговые поглаживания вверх и в стороны, незначительно нажимая на кожные покровы малыша (рис. 15). Сделайте несколько круговых движений (5-6), после чего мягко и аккуратно, расположив ладони на ягодицах, проведите 2-3 надавливания на них в направлении снизу вверх. Точечное воздействие выполняется легким нажатием подушечками больших пальцев (10-12 раз) чуть ниже центра ягодиц. При точечном воздействии внимательно наблюдайте за настроением малыша, так как грубое выполнение приема может вызывать отрицательную реакцию.

Поглаживание ягодиц укрепляет мышцы, способствует снижению повышенного тонуса, подготавливает ребенка к позе сидения. Точечное воздействие улучшает проводимость в нервах нижней конечности, тонизирует мышцы, связочный аппарат, стимулирует кровообращение.

Массаж ног. Массаж ног в этом возрасте заключается в поглаживании. Одной рукой обхватите стопу ребенка, подушечками пальцев или ладонью другой руки проводите поглаживания в направлении от стопы к ягодице, основной упор делая на заднюю (сгибательную) и боковую поверхности ножки. Необходимо сделать 7-8 движений на каждой ноге. При желании можно проводить поглаживание, обхватив ножку кольцом из большого и указательного пальцев (рис. 16).

Упражнение снижает тонус сгибателей, усиливает кровообращение в кожных покровах и подкожной клетчатке, стимулирует двигательную активность и чувствительность нижних конечностей.

Рефлекторное ползание. Положите ребенка на живот, колени разведите в стороны, а стопы соедините. Аккуратно не касаясь стопы, обхватите голени малыша, после чего большими пальцами прикоснитесь к подошвам. Ребенок в ответ на ваши действия разогнет ноги и, оттолкнувшись, продвинется вперед. Не забывайте, что ваши руки должны быть зафиксированы на столе, иначе движения вперед у малыша не будет. Нужно сделать 2-3 движения, их количество постепенно надо увеличивать до 7-8 (рис. 17, 18).


Упражнение активно укрепляет и развивает мышцы ног и поясницы, готовит ребенка к ползанию, развивает вестибулярный аппарат.

«Переступание». Возьмите малыша под мышки и поднимите над столом так, чтобы его стопы касались поверхности. Каждое прикосновение стопами к столу будет вызывать рефлекторную реакцию шага. Если слегка наклонять ребенка по направлению кпереди, то он «пойдет». При выполнении упражнения старайтесь не сдавливать его грудную клетку, держите ребенка на весу и обеспечьте полное соприкосновение стопы с поверхностью стола. Упражнение можно выполнять как по направлению к вам, так и от вас. Проводить его можно до появления признаков недовольства или усталости у малыша (рис. 19).

Упражнение развивает вестибулярный аппарат, вытягивает связки позвоночника и околопозвоночные мышцы, мягко растягивает мышцы ног и снижает их тонус, а также приучает ребенка сохранять вертикальное положение.

Перекаты на спине. Положите ребенка на спину, согните руки и ноги, удерживая их на уровне живота одной рукой. Малыш окажется в своей любимой позе - «позе эмбриона». Вторая рука должна поддерживать шею и голову. Аккуратно и нежно, придерживая руки и ноги, покачивайте ребенка из стороны в сторону, вперед-назад, по кругу. Выполните по 2-3 движения в каждую сторону (рис. 20).

Это упражнение развивает связочный аппарат спины, положительно действует на вестибулярный аппарат, укрепляет мышцы-разгибатели, способствует правильному формированию грудного изгиба позвоночника.

Встряхивание рук. После активных занятий необходимо несколько расслабить ребенка и успокоить его нервную систему. Для этого используется встряхивание. Положите малыша на спину, обхватите его кисти (ваши большие пальцы должны быть в его ладошке), вытяните руки в стороны и слегка встряхните их. Если ребенок сопротивляется этому действию (что возможно при высоком тонусе сгибателей), то перед проведением упражнения нужно повторить поглаживание рук, чтобы снять напряжение (рис. 21).

Это основной комплекс, применяемый в возрасте до 2,5 месяцев. Начав занятия, вы можете со временем внести в комплекс собственные упражнения и движения, которые нравятся ребенку и вам. Постарайтесь не выполнять комплекс однобоко - этим нередко грешат родители: если у ребенка что-то из упражнений не получается сейчас, нельзя отказываться от этого упражнения совсем. Вернитесь к нему через одну-две недели. Больший упор делайте на те упражнения, которые вызывают у ребенка яркие положительные эмоции (их можно делать с большим количеством повторений), но при этом не забывайте, что вы должны выполнить все упражнения.

Cуставная гимнастика

Кроме массажно-гимнастического комплекса в возрасте от 1,5 месяцев хорошее влияние на развитие ребенка, его двигательных возможностей и интеллекта оказывает суставная гимнастика - ряд пассивных изолированных движений в суставах, выполняемых с помощью взрослых.

Эту гимнастику надо проводить очень осторожно, мягко и аккуратно, чтобы не повредить нежные связки и не растянуть мышцы. Не торопитесь с введением новых движений, не делайте гимнастику раньше основного комплекса. Это необходимо для того, чтобы мышцы и связочный аппарат суставов были разогреты для предотвращения травм. Мелкие суставы - кисть, стопу - можно начинать разрабатывать с 1,5-2 месяцев, более крупные суставы (особенно плечевой и тазобедренный) разрабатываются в более позднем возрасте.

Внимание! Проводить суставную гимнастику можно только после консультации с врачом и при отсутствии врожденных заболеваний опорно-двигательного аппарата или соединительной ткани. Во время болезни (если нет прямых противопоказаний) гимнастика, как и массажно-гимнастический комплекс, проводится в щадящем режиме.

В возрасте от 2 недель до 2,5 месяцев суставная гимнастика подразумевает, прежде всего, разработку и легкое растягивание мышечных групп сгибательных поверхностей, а также выведение объема движений в суставах к максимальной физиологической норме. Сильные растяжения и движения с усилием на границе физиологической нормы в этом возрасте категорически противопоказаны!

Суставная гимнастика занимает небольшое время, при этом разрабатываются 4 группы суставов на каждой руке или ноте: суставы кисти и стопы, лучезапястные или голеностопные суставы, локтевой и коленный суставы, плечевой и тазобедренный суставы.

Гимнастика начинается с мелких суставов кисти. Положите распрямленную ладошку ребенка на свою ладонь и, аккуратно надавливая на кончики пальчиков, доведите движение в суставах до границы свободного. Затем сделайте упор на основание ладони ребенка и так же аккуратно, без особенных усилий доведите объем движения до предела. Таким образом, разрабатывается и укрепляется лучезапястный сустав. Все время следите за реакцией ребенка. Малейшие признаки недовольства и тем более боли на лице требуют немедленного прекращения гимнастики.

Гимнастика в лучезапястном суставе продолжается: одной рукой фиксируется предплечье ребенка, вторая рука берет кисть (так, как мы здороваемся за руку) и выполняет легкие аккуратные покачивания из стороны в сторону (по три раза в каждую сторону), затем три четыре вращательных движения по оси сустава и легкое, не резкое (и не рывком) потягивание.

Переходим на локтевой сустав. Фиксируется нижняя часть плеча одной рукой, после чего вторая рука помогает выполнять движения па разгибание (3-4), сгибание (3-4), легкое вращение (3-4 оборота) и аккуратное потягивание.

Непосредственно гимнастика плечевого сустава вводится в более позднем возрасте, а начиная с двух недель в комплекс развития суставов включают заведение рук за голову (вверх) в положении лежа на спине. Возьмите лежащего на спине ребенка за руки и заведите его руки вверх. Ребенок рефлекторно выпрямит ноги, включив в работу мышцы-разгибатели. Сделайте это движение 3-4 раза. Начиная с одного месяца можно прибавить незначительное растяжение рук в самом верхнем положении. После выполнения гимнастики на руках сделайте встряхивание рук. Гимнастика для суставов рук выполняется в положении ребенка лежа на спине.

После проведения этой гимнастики выкладываем ребенка на живот и приступаем к гимнастике суставов ног.

Гимнастика суставов стопы проводится очень нежно и аккуратно, так как стопа в раннем грудном возрасте включает множество самых различных рефлексов, которые могут помешать проведению занятий. Все рефлексы вызываются резкими и жесткими прикосновениями в стопе, поэтому ваши движения и захваты должны быть мягкими и медленными.

Разгибание пальцев стопы - нелегкое дело. Пальчики очень маленькие и чувствительные, поэтому поработать с каждым пальцем подчас бывает нелегко, и разгибание пальцев проводят одновременно. Для этого ребро ладони или мизинца одной руки помещают в складку между подушечками пальцев и стопой, другая рука в это время поддерживает стопу за ее тыльную часть. Первая рука, медленно соскальзывая по пальчикам, проводит их одновременное разгибание. Движение повторяется до 5 раз.

Гимнастика для мелких суставов стопы. Одна рука ребром ладони устанавливается вдоль стопы по середине, другая легко и медленно нажимает на тыл стопы, как бы загибая ее внешние края. Движение повторяется 3-5 раз.

Гимнастика для голеностопного и коленного суставов проводится аналогично гимнастике для лучезапястного и локтевого суставов. После проведения суставной гимнастики необходимо сделать встряхивание ножек.

Полностью статья представлена в пособии

Серия «В помощь родителям»


Полезное: Более подробно читайте на baby.ru: Краснуха во время беременности - профилактика и диагностика